- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему: «Новый взгляд на родительские собрания»
Доклад на тему: «Новый взгляд на родительские собрания»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зеткулова А.Б. |
Дата | 30.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДМЦ. « Кулыншак» Сш №18
Доклад на тему:
«Новый взгляд на родительские собрания»
Составила: воспитатель группы «Айголек» Исхакова Н.М.
г.Тараз
«Новый взгляд на родительские собрания»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
/В.А.Сухомлинский/ Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на |ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детским сад - место, где только присматриваются за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
- Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
- Как нелегко порой объяснить родителей, что ребенка надо не только
накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
- Как изменить такое положение?
- Как заинтересовать родителей в совместной работе?
- Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДС, сделать
родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому, в 2012 году, набрав группу малышей, я начала работать над |проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДС»
Опыт формировался в ДМЦ «Кулыншак» сш №18 , расположенном по ул. |Д. Бедного.
Наш мини-центр является не только учреждением, реализующим |образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и |обучения детей, но и культурно- развивающим и досуговым центром, единственным очагом культуры для детей дошкольного общества.
Работу по вовлечению родителей в совместной деятельность ДС вела 4 направлениям.
Информационно - аналитическое
С целью изучению семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её члена, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Социологическая анкета семьи».
|Получив реальную картину, на основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи |и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем.
Это помогло мне лучше ориентироваться педагогических потребностях каждой Ісемьи, учесть её индивидуальные особенности. Я разработала для себя критерий, который назвала "включенностью" родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение "Дня открытых дверей"; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей. Родители - лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители - критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу "меня воспитывали так же". У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий. Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия длл организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДС (логопед, педагог - психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:
-
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных и партнерских с сношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
-
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
-
Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителя-
-
посещение семей воспитанников на дому;
-
общие и групповые родительские собрания;
-
консультации;
-
занятия с участием родителей;
-
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
-
совместные экскурсии;
-
Дни общения;
-
Дни добрых дел;
-
Дни открытых дверей;
-
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
-
оформление фотомонтажей;
-
совместное создание предметно - развивающей среды;
-
утренние приветствия;
-
работа с родительским комитетом группы;
-
беседы с детьми и родителями;
-
тренинги;
-
семинар - практикум;
-
родительские гостиные;
-
телефон Доверия;
-
почта Доверия;
-
семейный вернисаж.
С интересом родители относятся к неболыниЛ по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счаст-
ливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:
"Родители у нас - народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут".
"Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!
"В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает,
Во всем нам очень помогает".
"Папы, мамы - молодцы!
Во всем нам помогают.
Белят, красят и поют,
И в игры играют". Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе. Были разработаны конспекты совместных занятий "Страна Знаний", "В гости к Вини - Пуху", "Мы - дети планеты Земля", проведены практикумы, тренинги "Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе", "Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу", "Определение роли родителей в пред- школьной и школьной жизни ребенка". В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе. Тему практикума "Семья на пороге школьной жизни ребенка" подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей "Скоро в школу", интервью с детьми, тесты "Хочу ли я в школу", анализ рисунков детей "Каким я представляю себя в школе", родителей "Каким я представляю своего ребенка в школе" Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим. Было много восторгов и удивлений. На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.
Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами. Наглядно - информационное направление включает в себя:
-
родительские уголки,
-
папки - передвижки "Здоровейка", "По Совету всему свету",
-
семейный и групповые альбомы "Наша дружная семейка", "Наша жизнь день за днем",
"Воспитание со всех сторон"
-
библиотека - передвижка,
-
фотомонтажы "Из жизни группы", "Мы - друзья природы", "В кругу семьи",
-
фотовыставки "Моя бабушка - лучше всех", "Мама и я, счастливые мгновения",
"Папа, мама, я - дружная семья",
-
семейный вернисаж "Лучшая семья моя", "Семья - здоровый образ жизни", "Учись быть папой",
-
эмоциональный уголок "Я сегодня вот такой", "Здравствуйте, я пришел",
-
копилка Добрых дел.
За три года в группе проведены:
-
праздники "День Матери", "А ну-ка бабушки", "День рождения", "Лучшая семья моя",
-
развлечения "Семейные посиделки", "День смеха"
-
"Все профессии нужны, все профессии важны" (встреча с интересным человеком),
-
спортивные досуги "Семья - здоровый образ жизни", "День Взросления"
-
вернисаж "В мире чувств и эмоций", "Наши дочки и сыночки",
- совместные проекты "Моя родословная", "Моя семья),
- выпуск семейных газет "Я с бабушкой своею", "Отдыхаем всей семьей", "Чудо
- чадо",
- празднование дней рождения (ежемесячно),
- выставки семейных коллекций, реликвий "Из бабушкиного сундучка", " Вот так наряд ",
- спектакли "Теремок", "Волк и семеро козлят",
- совместные походы "В мир прекрасного",
- экскурсии "Мы - друзья природы", "Защитим свою природу"
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки - помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
И в минуту досуга, *. Рядом вместе побудьте!" (0. Высоцкая) При подготовке к празднику оформила плакаты: "Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь", "Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их", приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы. В.А.Сухомлинский сказал: "Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью". Поэтому я решила - пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты. Теперь у нас в группе традиция, ежегодно отмечать семейные праздники "Вместе весело шагать", "Мы счастливая семья", "Праздник дедушек и бабушек". Тесный контакт ребенка со старшими членам:* семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. Именно поэтому я решила провести досуг "А ну- ка бабушки"). Все творчески подошли к выполнению заданий: придумали частушки для конкурса, приготовили детям костюмы "Из бабушкиного сундучка", испекли сладкое угощение и поделились рецептами, приняли участие в выставке "Моя бабушка лучше всех". Дети, родители, бабушки и дедушки приняли активное участие в играх, конкурсах, пели песни, частушки, читали стихи, танцевали. Этот семейный досуг доставил много всем радостных и волнующих минут. Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки - бабушками, а я - творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами. Проведенные мною конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями. Праздник "День рождения" для детей в группе мы отмечаем ежемесячно. С большим нетерпением дети ждут этот праздник: для них это всегда ожидание чуда, предвкушение радости. И дети, и взрослые умеют творить маленькие чудеса в этот день. Праздник своего ребенка может стать праздником для других детей, но об этом должны позаботиться взрослые. Родители готовят рассказ о ребенке, приносят-фотографии, стараются показать что - то интересное из жизни всей семьи. Вместе готовим игры, конкурсы для всей группы, украшаем кабинку, кровать, стул именинника. Эти мероприятия не обходятся без привлечения спонсорской помощи, которая оказыва ется на уровне осознанной важности проводимых мероприятий (чаепитие, призы, подарки). Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений. В результате дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус. Традиционным стало проведение ежегодной акции: "Просто так", "Подари книгу детям" У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети "выросли". Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души. Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая, книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям. Мы с детьми любим, ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества "Во поле березонька стояла", "Чудеса для детей из ненужных вещей", "Руки мамы, руки папы и мои ручонки", "Природа и фантазия". Основная цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. В решении этой задачи мне помогли фотовыставки "Милая мама моя", "Самый лучший папа", "Моя дружная семейка", "Семья - здоровый образ жизни". Живой интерес и даже удивление родителей^ вызвала выставка - стенд "Семья глазами ребенка", где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: "Мечтаю о братике и сестричке", "Мечтаю, чтобы все жили вместе", "Мечтаю, чтобы родители не ссорились". Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю интригующее, яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. "Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях", - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе «сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, "больница", "парикмахерская", "магазин». Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как "Дни добрых дел" - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы. Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества. Итог - уютная отремонтированная группа и спальня с красивыми шторами и красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована. * Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей ка*, воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. * По результатам повторной диагностики в группе нет родителей - наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей - лидеров; до 67% выросло количество родителей - исполнителей. Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты. Воспитанники моей группы приняли участие: - в городском конкурсе рисунков на асфальте на "День Защиты детей", семья заняла первое место в конкурсе детского сада, за стенгазету "Тараз - любимый город наш". Родители моей группы награждены благодаря ственным письмом и ценными подарками за активное участие в работе детского сада и группы. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Я убедилась, что "вместе весело шагать по просторам", на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада яедко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели
Я не останавливаюсь на достигнутом. Продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.
Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.