- Преподавателю
- Начальные классы
- ОБОГАЩЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
ОБОГАЩЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Макарова О.В. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Макарова Оксана Владимировна
КГУ СШК №19
ОБОГАЩЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
Актуальность темы обусловлена тем, что в Послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира» (2006) и Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, одобренная Указом Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года № 216 поставили задачу коренного улучшения процесса ФЗОЖ в оздоровлении нации.
Сегодня Казахстан имеет национальную политику формирования здорового образа жизни, вобравшую в себя лучший мировой опыт. Создана служба ФЗОЖ, представленная на национальном, областном, городском и районном уровнях.
Одной из задач в области устойчивого развития страны является увеличение средней продолжительности жизни населения с внедрением и совершенствованием механизмов, обеспечивающих оздоровление нации.
В современных условиях дальнейшее развитие клинической медицины не может обеспечить улучшение основных показателей здоровья без коренного изменения в сторону профилактической направленности системы здравоохранения.
В этой связи актуальным является формирование общественного мнения и активности в пользу здорового образа жизни. Одним из его основных инструментов остается комплексное межсекторальное взаимодействие по усилению факторов, определяющих сохранение и развитие потенциала здоровья человека (физических, экономических, социальных, экологических, культурных), с использованием новейших мировых технологий, подходов и методов формирования здорового образа жизни (далее - ФЗОЖ) на основе доказательной медицины.
Создание эффективной системы ФЗОЖ в Республике Казахстан должно кардинальным образом содействовать оздоровлению нации и переходу Казахстана к устойчивому развитию.
Одним из подходов усиления процесса ФЗОЖ является обеспечение его непрерывности, которая достигается внедрением принципа «образование и укрепление здоровья на всю жизнь», где также имеются определенные сложности, требующие своего кардинального решения.
На школу возложены конкретные обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Именно школа с 0-го класса способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения. Здоровьесберегающие технологии создают технологическую основу здоровьесберегающей среды. Здоровьесберегающая среда - это среда в которой создаются максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Данная среда будет благоприятной при условиях:
-
во-первых, будет установлена благоприятная атмосфера между учащимися и школьным персоналом, между самими учащимися, а также между школой, домом и обществом;
-
во-вторых, развитие и совершенствование медико-гигиенических, социально-психологических подходов к укреплению здоровья и профилактике заболеваний в системе образования;
-
в-третьих, обучение навыкам, необходимым для принятия правильных решений относительно здоровья и сохранения окружающей среды создадут возможность для реализации максимального физического, психического и социального потенциала учащихся и формирования чувства ответственности учащихся за свое здоровье;
Нам наиболее импонирует внеурочная деятельность, так как через викторины, КВНы, интеллектуальные игры, игры-путешествия, спортивные мероприятия, Дни здоровья ребёнок может познать мир во всём его многообразии, анализировать свои поступки, воспитывать в себе личность, нравственность и эстетичность, и реализовать самого себя. В течение двух лет, занимаясь ОЭР в КГУ СШК №19 мы рассмотрели тему как одну из возможных сторон по повышению ключевых компетентностей у учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: внеурочная деятельность в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: являются условия формирования ключевых компетентностей.
Цели и задачи ОЭР: внеурочная деятельность способствует развитию ключевых компетентностей у учащихся младшего школьного возраста. Изучить передовой психолого-педагогический опыт по теме; определить критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся младшего школьного возраста; разработать мероприятия по теме.
При построении ОЭР была выдвинута гипотеза: формирование ключевых компетентностей у учащихся младшего школьного возраста будет проходить успешно, если учащийся включён в активную деятельность через систему содержания и форм проведения внеурочной деятельности.
Были выбраны методы исследования: эмпирические методы (изучение литературы по теме: изучение нормативных и инструктивно-методических документов; анализ документации; педагогическое наблюдение; опросы; тестирование; изучение и обобщение опыта по теме); теоретические методы (сравнение; обобщение; абстрагирование; классификация; синтез; статистические методы анализа информации; рефлексия; коррекция).
Использовались технологии: личностно-ориентированная, технология сотрудничества
Для сформированности ключевых компетентностей нами были определены критерии эффективности ОЭР: результаты обученности; результаты сформированности ключевых компетентностей; удовлетворенность субъектов во внеурочной деятельности.
Критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся младшего школьного возраста:
- компетентность разрешения проблем: демонстрирует понимание проблемы; демонстрирует понимание цели и задач деятельности; демонстрирует понимание последовательности действий; имеет общее представление о предполагаемом продукте проектной деятельности; высказывает впечатления о работе и полученном продукте;
- информационная компетентность: осознаёт недостаточность информации в процессе реализации деятельности; применяет способ получения информации из одного источника по предложению учителя; проявляет понимание полученной информации; проявляет понимание выводов по определённому вопросу;
- личностная компетентность: соблюдает нормы изложения элементарного текста; соблюдает нормы изложения в элементарном высказывании; работает с вопросами на уточнение; излагает свои идеи, соблюдая процедуру при работе в группе.
В процессе работы над данной темой, в условиях эксперимента по внедрению в практику модели здоровьесберегающей среды, нами выстроена система организации внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Можно выделить основные этапы системы организации внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста.
1 этап - вводные занятия. На них дети знакомятся с понятием «здоровьесберегающая среда», учатся работать по данной модели.
2 этап - тренировочные занятия. В ходе этих занятий учащиеся на практике знакомятся с технологиями здоровьесберегающей среды. Дети учатся работать в группах, считаться с мнением каждого товарища, выслушивать его и приходить к единому мнению.
3 этап - практические занятия. На этих занятиях проводятся внеурочные мероприятия по данной модели.
4 этап - самостоятельные занятия. На данном этапе проводятся индивидуальные консультации учащихся по группам, которые создаются по принципу работы.
5 этап - публичная презентация. Она является итогом проведенной работы. В ходе презентации проходит калейдоскоп внеурочных мероприятий.
Таким образом, данная система внеурочной деятельности учащихся младшего школьного возраста предполагает, что учащиеся становятся ответственными не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.
Предлагаем Положение о проведении Недели здоровья в школе под девизом «Казахстан - наш общий дом!»
день
девиз
предлагаемые мероприятия
1 день
«Всей семьей - за здоровьем!»
Семейные спортивные состязания, Марафоны здоровья, экскурсии на природу, благоустройство своего двора, конкурсы рисунков, тематические утренники и вечера.
2 день
«Быть здоровым - это здорово!»
Спортивные эстафеты, товарищеские встречи по различным видам спорта, классные часы, беседы, конкурсы чтецов, миниатюр, праздники и открытые уроки здоровья.
3 день
«Посеешь привычку - пожнешь характер» (о вреде курения и алкоголя)
Встречи со специалистами, посещение кино и видеолекториев, занятия на родительских педлекториях, конкурсы антиреклам, детских проектов, идей, КВН здоровья, выпуск общешкольной газеты.
4 день
«Здоров лишь тот, лишь помыслы чисты» (о половом и гигиеническом воспитании)»
Консультации и встречи со специалистами, беседы, семейные вечера, вечера «Вопросов и ответов», классные часы, Уроки здоровья и нравственности, организация работы «Телефонов доверия».
5 день
«Я выбираю жизнь!» (о вреде наркомании, токсикомании)
Конкурсы плакатов, общешкольные акции, ролевые игры, мозговой штурм, встречи со специалистами за «круглым столом», школьные конференции, педагогические консилиумы и советы и др.
6 день
«Мир природы - мир здоровья!»
Встречи со специалистами, конкурсы плакатов, беседы, экскурсии, экологические субботники, акции, благоустройство территории и др.
Таблица 1 Уровень сформированности параметров здоровья
Параметры здоровья
2013-2014
2014-2015
2 класс
3 класс
Физическое здоровье
57%
72%
Психическое здоровье
52%
68%
Социальное здоровье
48%
63%
Нравственное здоровье
50%
65%
Духовное здоровье
53%
69%
Как показывает результативность таблицы 1, мы видим положительную динамику.
Анализируя результативность работы по технологиям здоровьесберегающей среды, можно сделать выводы:
Значительная часть современных проблем, отражающих сложность ситуации в системе общего образования и требующих скорейшего разрешения, так или иначе, связаны со здоровьем подрастающего поколения, и учителя стремятся внести свою лепту в решение проблемы здоровья учащихся и педагогов в системе образования.
ЛИТЕРАТУРА
-
Гусева Е.И. «Здоровьесберегающая среда в школе» Школа цифрового века 2012/2013
-
Идрешева Г. «Создание здоровьесберегающей среды в школе» Газета «Устаз» 21.11.2011
-
Программа «Здоровый образ жизни» на 2008 - 2016 годы РК
-
Шамова Т.И. « Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе» Издательство: УЦ Перспектива, 2008 г.