- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему Вода в колодце Э. Мошковская
Конспект урока по литературному чтению на тему Вода в колодце Э. Мошковская
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевцова К.В. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения в 3 классе (УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема: Э.Мошковская «Вода в колодце», поход в «Музейный Дом». П.Филонов «Нарвские ворота».
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с живописным произведением Павла Филонова «Нарвские ворота» и стихотворением Эммы Мошковской «Вода в колодце»;
- расширить читательский кругозор учащихся;
- вспомнить уже известные ранее учащимся стихотворения Э.Мошковской;
- показать учащимся особенности художественного образа в изобразительном искусстве на материале живописного произведения, не связанного с текстом тематически, но связанных сходством восприятия поэтом и художником;
- раскрыть внутренний мир автора в стихотворении через художественный приём «сравнение»;
- развивать у учащихся воображение, фантазию, мировозрение и мировосприятие, устную речь;
- воспитывать любовь к литературе и художественному искусству;
Оборудование: презентация «Архитектурные постройки», рамка для рассмотрения живописного произведения частями
Учитель : Шевцова К.В.
Ход урока:
-
Самоопределение к деятельности.
-
Ребята, на экране наши любимые смайлики настроения. Давайте определим для себя, с каким настроением мы будем сегодня работать.
-
Актуализация знаний и фиксирование затруднения.
-
Чтобы определить тему урока предлагаю вспомнить стихотворение, которое начинается такими строками:
(На экране отрывок стихотворения Э.Мошковской.
Учитель предлагает учащимся зачитать отрывок вслух)
Я вижу, как дремлет в реке крокодил...
Хотя я из дому
Не выходил...
Я вижу сквозь стену!
Сквозь десять стен!
Я в темноте вижу солнечный день!
-
Ребята, можете назвать автора этого стихотворения? (Эмма Мошковская)
-
А какие ещё стихотворения поэтессы вы помните?
(«Если такой закат», «Кому хорошо», «Ноги и уроки», «Язык и уши»)
-
Молодцы! Давайте ещё раз прочитаем отрывок. (Читает ученик)
-
Кто герой этого стихотворения? (мальчик)
-
Как вы думаете, можно сравнить Мальчика этого стихотворения с Бабушкой из рассказа «В шкафу» Татьяны Пономарёвой? Чем именно? (богатым воображением, фантазией)
-
Попробуйте назвать тему урока.
-
Откройте содержание учебника и найдите тему урока. (стр.121)
-
Постановка учебной задачи.
-
Какие цели поставим перед собой? (-познакомимся ещё с одним стихотворением Эммы Мошковской «Вода в колодце»; продолжим работу над иллюстрациями в Музейном доме; развивать навык правильного чтения)
(учитель зачитывает стихотворение)
IY. Построение выхода из затруднения.
-
Ребята, кто из вас хоть раз пил воду из колодца?
-
Верите, что эта вода вкусная?
-
Эмма Мошковская наполнила воду необычным вкусом и чудесными свойствами. Что произойдёт с человеком, если он напьётся воды из колодца? Найдите эти строки в стихотворении и зачитайте.
-
Что падает в воду?
-
Чем пахнет вода в колодце? Зачитайте.
-
Как вы думаете, поэтесса рассказывает о жизни в городе, в деревне, на даче?
-
Что напоминает ей о жизни в деревне? (колодезная вода)
-
А если бы вы пили воду из этого колодца, чем бы пахла вода?
-
Ребята, какие дни провела поэтесса в деревне? Найдите и зачитайте. (счастливые деньки)
-
Можно сравнить деньки в деревне с отдыхом? Почему? (учащиеся выражают своё мнение)
-
С каким настроением писала это стихотворение Эмма Мошковская?
(радостным, весёлым, хорошим)
Y. Первичное закрепление.
(Чтение про себя, затем выборочное чтение)
- Как вы думаете, воду из колодца может описать человек с хорошим обонянием, т.е. вкусом или человек, обладающий особым взглядом на мир, человек с богатой фантазией? Почему?
(на экране иллюстрации архитектурных построек)
-
Ребята, посмотрите пожалуйста на иллюстрации. Как вы думаете, какая из этих архитектурных построек подошла бы к нашему стихотворению и почему?
-
Ребята, давайте немного отдохнём!
ФИЗМИНУТКА (Игра «Поймай рыбку)
YI.Включение нового в систему знаний.
Поход в «Музейный Дом».
-
А теперь я предлагаю всем отправиться в Музейный Дом. Найдите среди художественных произведений фотографию «Нарвских ворот» и репродукцию Павла Филонова. (Фотографии на экране)
-
Нарвские ворота находятся в Санкт-Петербурге. Они были построены в 1834 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди.
-
Давайте рассмотрим картину Павла Филонова. Приготовьте свои рамочки. Вы видите коней? Фигуру наездника? А арку под конной группой? Ребята, на каком предмете мы уже знакомились с архитектурными строениями и их украшениями? (художественная культура Красноярского края)
-
Кроме арок, чем ещё украшают здания? (фризом, мозаикой, лепниной...)
-
В какое время года изобразил художник Нарвские ворота: зимой или ранней весной? Докажите.
(люди одеты в тёплую одежду: валенки, шапки, шубы; на крышах домов лежит снег...)
-
А какой день: погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажи своё мнение!
-
Что помогло художнику добиться такого впечатления? (приём мозаика)
-
А вы видели когда-нибудь мозаику? Где? Из чего она выполняется? (разноцветные стёклышки)
-
И если погода хорошая, солнечная, то стёклышки ….(переливаются, сияют, сверкают). Именно приём мозаика помогает нам понять погоду на этой картине.
-
А теперь сравните ворота на картине и фотографии. Где ворота слились с единое целое с городом? А где они стоят обособленно, отдельно от города?
-
Ребята, почему ворота на фотографии смотрятся отдельно от города? (ворота и город отличаются цветовой гаммой)
-
А почему вы решили, что Нарвские ворота на картине Филонова слились с городом? (картина выполнена в одной цветовой гамме, написана одинаковыми мазками, пятнышками)
-
Где видно, что ворота - это вход в большой город с многоэтажными домами?(на фотографии)
-
Давайте сравним изображение коней на картине Филонова и фотографии. (на картине кони разные: разный наклон головы, по-разному поставлены ноги, разное выражение морд)
-
А на фотографии? (кони одинаковые, как будто замерли)
-
Ребята, взгляните ещё раз внимательно на фотографию и картину «нарвские ворота». Где больше создаётся впечатление большого города? (на картине) Почему? (в домах сверкающие окна, снег блестит на солнце, люди гуляют)
-
Какой, по-вашему мнению, делает мозаика картину «Нарвские ворота»? (праздничной, нарядной)
-
А какими качествами необходимо обладать человеку, чтобы изобразить Нарвские ворота? (воображение, фантазия)
YII. Самостоятельная работа.
(работа в парах)
- Я предлагаю вам сейчас ещё раз прочитать стихотворение друг другу в парах и оценить себя. (оценивание на маркерных досках)
YIII. Рефлексия.
- Ребята, давайте вспомним цели, которые ставили перед собой. Удалось их достичь?
- Какие качества помогли поэтессе и художнику создать свои прекрасные творения? (фантазия, воображение...)
- Оцените свою работу на лестнице успеха. (учащиеся ставят магнит на лесенке успеха на экране)