Конспект урока по литературному чтению на тему Вода в колодце Э. Мошковская

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 классе (УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема: Э.Мошковская «Вода в колодце», поход в «Музейный Дом». П.Филонов «Нарвские ворота».
Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с живописным произведением Павла Филонова «Нарвские ворота» и стихотворением Эммы Мошковской «Вода в колодце»;
  • расширить читательский кругозор учащихся;
  • вспомнить уже известные ранее учащимся стихотворения Э.Мошковской;
  • показать учащимся особенности художественного образа в изобразительном искусстве на материале живописного произведения, не связанного с текстом тематически, но связанных сходством восприятия поэтом и художником;
  • раскрыть внутренний мир автора в стихотворении через художественный приём «сравнение»;
  • развивать у учащихся воображение, фантазию, мировозрение и мировосприятие, устную речь;
  • воспитывать любовь к литературе и художественному искусству;



Оборудование: презентация «Архитектурные постройки», рамка для рассмотрения живописного произведения частями








Учитель : Шевцова К.В.





Ход урока:


  1. Самоопределение к деятельности.


  • Ребята, на экране наши любимые смайлики настроения. Давайте определим для себя, с каким настроением мы будем сегодня работать.


  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднения.


  • Чтобы определить тему урока предлагаю вспомнить стихотворение, которое начинается такими строками:

(На экране отрывок стихотворения Э.Мошковской.

Учитель предлагает учащимся зачитать отрывок вслух)

Я вижу, как дремлет в реке крокодил...

Хотя я из дому

Не выходил...

Я вижу сквозь стену!

Сквозь десять стен!

Я в темноте вижу солнечный день!


  • Ребята, можете назвать автора этого стихотворения? (Эмма Мошковская)

  • А какие ещё стихотворения поэтессы вы помните?

(«Если такой закат», «Кому хорошо», «Ноги и уроки», «Язык и уши»)


  • Молодцы! Давайте ещё раз прочитаем отрывок. (Читает ученик)


  • Кто герой этого стихотворения? (мальчик)

  • Как вы думаете, можно сравнить Мальчика этого стихотворения с Бабушкой из рассказа «В шкафу» Татьяны Пономарёвой? Чем именно? (богатым воображением, фантазией)

  • Попробуйте назвать тему урока.

  • Откройте содержание учебника и найдите тему урока. (стр.121)


  1. Постановка учебной задачи.


  • Какие цели поставим перед собой? (-познакомимся ещё с одним стихотворением Эммы Мошковской «Вода в колодце»; продолжим работу над иллюстрациями в Музейном доме; развивать навык правильного чтения)

(учитель зачитывает стихотворение)

IY. Построение выхода из затруднения.


  • Ребята, кто из вас хоть раз пил воду из колодца?

  • Верите, что эта вода вкусная?

  • Эмма Мошковская наполнила воду необычным вкусом и чудесными свойствами. Что произойдёт с человеком, если он напьётся воды из колодца? Найдите эти строки в стихотворении и зачитайте.


  • Что падает в воду?

  • Чем пахнет вода в колодце? Зачитайте.


  • Как вы думаете, поэтесса рассказывает о жизни в городе, в деревне, на даче?

  • Что напоминает ей о жизни в деревне? (колодезная вода)


  • А если бы вы пили воду из этого колодца, чем бы пахла вода?

  • Ребята, какие дни провела поэтесса в деревне? Найдите и зачитайте. (счастливые деньки)

  • Можно сравнить деньки в деревне с отдыхом? Почему? (учащиеся выражают своё мнение)

  • С каким настроением писала это стихотворение Эмма Мошковская?

(радостным, весёлым, хорошим)

Y. Первичное закрепление.

(Чтение про себя, затем выборочное чтение)

- Как вы думаете, воду из колодца может описать человек с хорошим обонянием, т.е. вкусом или человек, обладающий особым взглядом на мир, человек с богатой фантазией? Почему?

(на экране иллюстрации архитектурных построек)


  • Ребята, посмотрите пожалуйста на иллюстрации. Как вы думаете, какая из этих архитектурных построек подошла бы к нашему стихотворению и почему?

  • Ребята, давайте немного отдохнём!


ФИЗМИНУТКА (Игра «Поймай рыбку)


YI.Включение нового в систему знаний.

Поход в «Музейный Дом».


  • А теперь я предлагаю всем отправиться в Музейный Дом. Найдите среди художественных произведений фотографию «Нарвских ворот» и репродукцию Павла Филонова. (Фотографии на экране)


  • Нарвские ворота находятся в Санкт-Петербурге. Они были построены в 1834 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди.

  • Давайте рассмотрим картину Павла Филонова. Приготовьте свои рамочки. Вы видите коней? Фигуру наездника? А арку под конной группой? Ребята, на каком предмете мы уже знакомились с архитектурными строениями и их украшениями? (художественная культура Красноярского края)

  • Кроме арок, чем ещё украшают здания? (фризом, мозаикой, лепниной...)

  • В какое время года изобразил художник Нарвские ворота: зимой или ранней весной? Докажите.

(люди одеты в тёплую одежду: валенки, шапки, шубы; на крышах домов лежит снег...)


  • А какой день: погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажи своё мнение!

  • Что помогло художнику добиться такого впечатления? (приём мозаика)

  • А вы видели когда-нибудь мозаику? Где? Из чего она выполняется? (разноцветные стёклышки)

  • И если погода хорошая, солнечная, то стёклышки ….(переливаются, сияют, сверкают). Именно приём мозаика помогает нам понять погоду на этой картине.

  • А теперь сравните ворота на картине и фотографии. Где ворота слились с единое целое с городом? А где они стоят обособленно, отдельно от города?

  • Ребята, почему ворота на фотографии смотрятся отдельно от города? (ворота и город отличаются цветовой гаммой)

  • А почему вы решили, что Нарвские ворота на картине Филонова слились с городом? (картина выполнена в одной цветовой гамме, написана одинаковыми мазками, пятнышками)

  • Где видно, что ворота - это вход в большой город с многоэтажными домами?(на фотографии)

  • Давайте сравним изображение коней на картине Филонова и фотографии. (на картине кони разные: разный наклон головы, по-разному поставлены ноги, разное выражение морд)

  • А на фотографии? (кони одинаковые, как будто замерли)

  • Ребята, взгляните ещё раз внимательно на фотографию и картину «нарвские ворота». Где больше создаётся впечатление большого города? (на картине) Почему? (в домах сверкающие окна, снег блестит на солнце, люди гуляют)

  • Какой, по-вашему мнению, делает мозаика картину «Нарвские ворота»? (праздничной, нарядной)

  • А какими качествами необходимо обладать человеку, чтобы изобразить Нарвские ворота? (воображение, фантазия)

YII. Самостоятельная работа.

(работа в парах)

- Я предлагаю вам сейчас ещё раз прочитать стихотворение друг другу в парах и оценить себя. (оценивание на маркерных досках)

YIII. Рефлексия.

- Ребята, давайте вспомним цели, которые ставили перед собой. Удалось их достичь?

- Какие качества помогли поэтессе и художнику создать свои прекрасные творения? (фантазия, воображение...)

- Оцените свою работу на лестнице успеха. (учащиеся ставят магнит на лесенке успеха на экране)

© 2010-2022