Окружающий мир 3 класс народные ремёсла

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир 3 класс народные ремёслаОкружающий мир 3 класс народные ремёслаОкружающий мир 3 класс народные ремёслаОкружающий мир 3 класс народные ремёслаМуниципальное образование город - курорт Геленджик

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №9


Всероссийский конкурс

«Мой лучший урок».


Предмет: Окружающий мир

Тема: «Народные ремёсла».

3 класс

Учитель начальных классов

Хворостянова Нина Павловна

2013 г. Тема. Народные ремёсла. Тип урока: урок изучения нового материала Цель: познакомить с народными ремёслами. Развивающая цель: Создать условия для развития любознательности (средствами поисково - исследовательской деятельности), мышления (с использованием технологии развития критического мышления), воображения (через проблемные вопросы), коммуникативных умений (через работу в группах), монологической речи учащихся. Воспитывающая цель: Дать первичные сведения о ремёслах; Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свою Родину, за людей труда. Создать условия для формирования УУД: Предметные - Расширять представления учащихся о ремёслах - Формировать навыки ведения поисково - исследовательской деятельности Метапредметные -Работать с различными источниками информации (собственный жизненный опыт, мнение сверстников, учебник), выделять главное, анализировать информацию, делать выводы. - Высказывать предположения, в ходе дискуссии находить ответы на проблемные вопросы - Организовать дифференцированную работу с целью обучения учащихся эффективному продуктивному взаимодействию в группах и микрогруппах (поисково-исследовательская деятельность) Регулятивные - Формирование «чувства времени» - умения выполнять задание в строго отведенное время; - Анализировать ответы сверстников, сравнивать с собственной точкой зрения; - Анализировать эмоциональное состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности; Личностные - Выслушивать и уважать мнение сверстников, вести диалог, строить понятные для собеседника монологические высказывания; - Расширять общий интеллектуальный кругозор учащихся (просмотр презентации, сообщение ранее неизвестных фактов, и исследований) Наглядность и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, предметы быта (гончарные изделия, вышитые полотенца, подкова, сундучок, деревянная ложка, опорные карточки со словами, карта Краснодарского края, буклеты - для групповой работы, буклеты - для индивидуальной работы, учебники «Окружающий мир 3 класс» Н.Ф.Виноградова, тетради на печатной основе «Окружающий мир 3 класс» авторы Н.Ф.Виноградова, толковый словарь С.И.Ожегова, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», цветные карандаши, клей, опоры для ответов, конверты (по количеству групп), жетоны для голосования . Ожидаемые результаты:

  • Дать первичные сведения о промыслах и ремёслах;
  • Усилить мотивацию к изучаемому предмету.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование урока

1.Орг.момент (1мин)

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Учащиеся проверяют наличие всех необходимых принадлежностей и занимают свои места. Дети садятся группами

Весь урок сопровождается презентацией.

2.Актуализация знаний

(4 мин)

Работа с пословицами.

3.Создание проблемной ситуации и формулирование темы урока (3мин)

-Сегодня мы отправляемся в путешествие по Кубани и познакомимся с вами, а вот с чем? Вы узнаете, выполнив первое задание.

-Что такое пословица?

-Найдите слово, которое повторяется в каждой пословице. (чтение пословиц, их толкование)

«Всякому молодцу ремесло к лицу»
«Не просит ремесло хлеба, а само кормит»
«Ремеслу везде почет»
«Без ремесла - как без рук.»

-Догадались, о чём мы на уроке будем говорить с вами?

Ученики сами подходят к тому, каких знаний им не хватает, и что они будут изучать

Дети высказывают различные мнения.

( пословица - это народная мудрость передаваемая из поколения в поколение)

Читают по очереди и объясняют смысл пословиц

- Сегодня речь на уроке пойдёт о ремёслах.

слайд 2-3

Первичная рефлексия.

1.Кто считает, что уже достаточно знает о ремёслах - поднимите жёлтый сигнал.

2.Кто считает, что много ещё осталось секретов народных ремёсел, которые необходимо исследовать - поднимет красный сигнал.

-Дети поднимают сигнальные жетоны

На партах прямоугольники красного и жёлтого цвета (сигнальные жетоны).

- Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми, чего только не умеют кубанские мастера. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани - создавались настоящие произведения искусства. Часто казаки владели несколькими промыслами и ремеслами.

Словарная работа.

-Давайте выясним значение слова «ремесло» (использование толковых словарей С.И. Ожегова, электронной «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия».)

-Люди, которые все свое время посвящают изготовлению нужных в хозяйстве вещей - посуды, тканей, инструментов, охотничьего оружия, называются ремесленниками, а их занятие называется ремеслом.

Организуется работа в группах : учащиеся совещаются, находят значение слова «ремесло» в словарях и зачитывают.

Ремесло

Профессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом.

Портновское ремесло.

В каждой группе на парте лежит словарь С.И.Ожегова

слайд 4-5

4.Поиск решения проблемы

(10мин)

Работа в тетради

Определить профессию мастера - ремесленника по его изделию ( рисунки изделий в тетради)

-Дети находят нужную страницу, разглядывают рисунки, совещаются и дают свои ответы

Использование дополнительного материала (тетради «Кубановедение» авторы Науменко Т.А., Матвеева Ю.А.стр.20)

Работа с картой.

-Хотите не только увидеть, но и на себе испытать, как жили и работали наши предки-казаки? Тогда вам в курень «Труда». Он расположился в самом живописном месте Атамани - на берегу Азовского моря. -

-Покажите на карте территорию Краснодарского края, Атамань

Один ученик показывает на карте территорию Краснодарского края, Атамань

слайд 7

Карта Краснодарского края

Групповая работа

- Вы сидите группами, каждая группа представляет мастерскую ремесленника

- Давайте повторим особенности групповой работы.

(Составление правил работы в группах с опорой на условные значки)

- Для успешной работы вашей группы на столах присутствует необходимый раздаточный материал.

- Вы должны внимательно слушать и оценивать работу другой группы. По окончанию урока, мы установим, какая группа работала лучше всех.

- применять правила делового сотрудничества

-выслушай мнение товарища

слайд 8

Буклеты, иллюстрации с изображениями предметов, цветные карандаши, клей, опоры для ответов).

Поисково - исследовательский метод

-Для того, чтобы определить, какую ремесленную мастерскую будет представлять каждая группа, представителю группы предлагается достать из сундучка один предмет и определить название ремесла.

( выдать буклет)

По одному участнику из группы предлагается достать из сундучка один предмет, посовещавшись группе, определяют, какую ремесленную мастерскую они будут представлять.

слайд 9

Сундучок с предметами

Деревянная ложка

Глиняная игрушка

Подкова.

Рушник.

Словарная работа.

-Давайте выясним, что такое буклет?

Дети высказывают различные мнения, разглядывая буклет.

- Это печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой.

Буклет - путеводитель по выставке.

слайд 10

5.Открытие новых знаний.(10мин)

Работа с текстом учебника

Работа в группах

-Откройте учебники, внимательно прочитайте текст.

-Каждая группа достала из шкатулки предмет и получила буклет, где на одной из страничек написаны ключевые слова, вам нужно используя эти слова представить ремесло.

Учащиеся читают статью учебника, используя ключевые слова (данные в буклете) совещаются и представляют ремёсла.

1 группа Искусство художественной обработки дерева.

Лесные богатства.

Деревянная посуда.

Мебель.

2 группа Гончарное ремесло.

Глина.

Формы кубанской керамики.

Станицы Пашковская.

3 группа Кузнечное ремесло.

Художественные произведения из металла.

Ансамбль кружев.

Названия улиц.

4 группа Рукоделие

Ткачество.

Вышивка

«Окружающий мир 3 класс» автор Н. Ф. Виноградова

Буклет для каждой группы

слайд 11-14

Повторная рефлексия.

1.Кто считает, что уже достаточно узнал о ремёслах - поднимите жёлтый сигнал.

2.Кто считает, что много ещё осталось секретов народных ремёсел , которые необходимо исследовать - поднимет красный сигнал.

Дети поднимают сигнальные жетоны

На партах прямоугольники красного и жёлтого цвета (сигнальные жетоны).

Индивидуальная работа

Самопроверка и самооценивание

-Продолжаем наше путешествие по мастерским кубанских ремесленников.

-Установите соответствие между предметами и названиями ремёсел (задание на карточках)

Кувшины Искусство

Бочки художественной

Чашка обработки дерева

Кузнечное ремесло

Сундук Рукоделие

Подковы Гончарное ремесло

Вышитые узоры

-Поднимите жетон красным цветом - задание выполнено без ошибок, желтым- с ошибкой

Устанавливают соответствие между предметами и названием ремесла, соединяя стрелочкой. Зачитывает один ученик , остальные сверяются с выполненной работой и поднимают соответствующие жетоны.

Раскрашивают жетоны

слайд 15

Индивидуальные карточки

Жетоны

слайд 16

Проектная работа в группах

(Дифференцированный подход)


Презентация и защита работы.

- Каждая группа получила конверт, в котором находятся иллюстрации предметов для мастерской ремесленника.

Задача группы: составить рекламную страничку в вашем групповом буклете

1. выбрать нужную иллюстрацию из конверта

2. вписать название ремесла,

3.указать материал из которого изготавливается изделие,

4.название изделий,

5.приклеить иллюстрацию с изображением ремесленника и его изделия, изготовленного в мастерской.

Группа делится на микрогруппы и каждый выполняет «свою» работу. Учащиеся работают с иллюстрациями и в ходе дискуссии создают рекламную страничку в буклете.

Выбирают, кто будет представлять рекламную страничку буклета всему классу.

- Группы отчитываются о проделанной работе, представляют свой мини - проект

слайд 17-18

буклеты, клей, иллюстрации с изображением изделий.

6.Физкультминутка(3мин)

-Казаки умели не только хорошо работать, но умели и отдыхать. В начале ХХ века в крае стала развиваться торговля, появилось большое количество ярмарок, базаров, на которых ремесленники продавали свой товар.
К нам сюда скорее просим,
Проходи , честной народ,
Веселиться начинайте,
Всех вас ярмарка зовет!
Вот ремесленник трудяга
Свой товар доставил вам.
Он его не продает, а даром отдает.
На ярмарке бывайте,
Ничего не забывайте!
На ярмарках люди не только покупали или продавали товар, но и веселились, шутили, играли. Вот и мы сейчас проведем игру «Царь-картошка»
(Водящий жестами изображает занятие человека, а дети отгадывают)

Дети отгадывают по жестам, чем занимается человек. (по очереди выбирается ведущий ) (2-3 чел)

7.Закрепление материала (2мин)

Индивидуальная работа

Самопроверка и самооценивание

-Вставьте пропущенные буквы в названия изделия труда ремесленников (задание в буклете). К-рзинка, б-чка , ба-ья , л-лька ,в-лы ,ма-итра, к-мод, с-ндук

-Поднимите жетон красным цветом - задание выполнено без ошибок, желтым- с ошибкой -

Работают в буклете вставляют пропущенные буквы.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке, раскрашивают жетоны

слайд 19

У каждого ученика буклет и жетоны

8.Первичный контроль (3мин)


(Чтение стихотворения )

Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения?

Культура малой родины богата
Перед тобой жилище предков - хата,
Турлучная, а крыша - камышом,
Ее жильцам метели нипочем.

В ней лавки, стол, комод и сундуки.
Макитры, глечики, и ложки, рушники
Как правило, плетнем окружена,

Запрятана и тени садов она.

Дети называют:

лавки, стол, комод, сундук, макитры, глечики, ложки, рушники


9.Домашнее задание

(2мин)

-Сегодня на уроке вы овладели поисково -исследовательским методом и можете продолжить открывать тайны кубанских ремёсел. Другими методами можно воспользоваться дома: посмотреть передачу про ремёсла, задать вопросы по телефону знакомым, найти информацию в Интернете, библиотеке. Для этого вам будет домашнее задание.

1.У каждого из вас на буклетах остались карточки установите последовательность изготовления этих изделий. Используя дома дополнительную информацию и поисково - исследовательский метод

Дети забирают домой индивидуальные буклеты и работают по ним дома.

слайд 20-22

1.Узнать, какие ремёсла распространены в нашем районе. ( по выбору)

Учебник стр .109-111

10.Рефлексия деятельности урока (2мин)

Что запомнилось сегодня на уроке?

-Как прошёл урок проголосуйте жетонами.

Для того, чтобы определить, какая группа поработала лучше, смогла познакомить с мастерской ремесленника - опустите свой жетон (билет) в соответствующий конверт с названием мастерской.

-И в заключение урока мне бы хотелось, прочитать вам замечательные слова..

мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций.

-Я думаю, что многие из вас захотят стать преемником многих традиций и может быть, в будущем, своим трудом прославят своё имя и свой край…

Подводится итог. Самой активная группа вручаются эмблемы « Самая лучшая мастерская ремесленника.»

Дети выбирают соответствующий жетон и опускают в конверт.

Жё- задание выполнено с ошибкой

Кра- задание выполнено без ошибок

Раздаются конверты с названием мастерской ремесленника каждой группе, куда опускаются жетоны.


© 2010-2022