- Преподавателю
- Начальные классы
- Занятие для 3 класса Игра-путешествие
Занятие для 3 класса Игра-путешествие
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Членова Л.А. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но , в отличие от елки,
Опадают те иголки.(лиственница)
А как зовут иголки
У сосны и елки? (хвоя).
Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча.
Она весну встречает,
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице в полоску
Ты узнаешь. . .(березку).
Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором , может потерять за весну до 200 л сока.
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают,
Шкуру тонкую сдирают.( липа)
Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка- 1 т меда. Живет дерево 300- 400 лет.
Я из крошки - бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз , ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего , что плод мой мелок.( дуб)
Дубы достигают 40 - 50 см в диаметре. Живут 500- 1000 лет.
Вторая остановка: « Лесная аптека «
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.( рябина).
Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина , чем в моркови, петрушке, облепихе.
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела.
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.( черемуха)
Лесная красавица с древних времен лечит людей.
Но лес- это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А что мы знаем о них?
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два Облысела голова,
Спрячу я в карманчик
Бывший, , ,(одуванчик)
На проталинке,
Он мороза не боится
Хоть и маленький,(ПОДСНЕЖНИК)
Синенький звонок висит
Никогда он не звенит, ( колокольчик)
В Красную книгу занесены колокольчики , подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцвет,
Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами, Лишь в России на болотистых землях и в лесах можно собирать ежегодно до полумиллиона тонн клюквы, 800 тыс, т, черники и брусники, А в урожайные годы с каждого гектара можно получить 2900 кг клюквы, 2000кг черники и брусники, 1200 кг голубики и 3600 кг морошки.
Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки ?
Вкус у ягод хорош,
Но сорви ее , пойди_ ка.
Куст в колючках, будто еж,
Вот и назван. . . (ежевика)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Созревала под снежком,
Ну -ка,кто со мной знаком (клюква)
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Синяя такая?
На кусточки,под листочки
Кто-то бусы бросил,-
Все поляны в синих точках
У зеленых сосен. (черника)
Сладкая , душистая
-
Выросла в лесу тенистом.
Я могу расти в саду
Летом в гости к вам приду,
Состою из долек малых,
Очень сочных , вкусных, алых.(малина)
Лесник: Этот жучок и его личинки истребляют множество тли , которая живет на листьях и сосет сок из растений: ?(божья коровка )
Спинка в веснушках,
Ах, как неловко!
И покраснела.
Лесник: Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком (пчела)
Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тыс. цветков за сезон Одна пчелиная семья собирает с липы примерно 5 кг меда в день.
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно-
Больше плотника оно.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором-
А под елью вырос дом. (муравей)
Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100 тыс. насекомых. Гектар леса , охраняемый 4 -5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это? (стрекоза)
Сначала ползет
Червяком живет,
Потом умирает,
Сучком засыпает ,
Затем оживает,
Как птичка летает. (бабочка)
Лесник: В нашей стране занесено в Красную книгу 100 видов бабочек.
Викторина: Какой гриб мы не положим в корзинку?
Нет грибов дружней , чем эти,
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. ( опята)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички,
Золотистые. . .(лисички)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной,
Для людей . . .(негодный- мухомор)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту-
Зовусь я (подосиновик)
Лета первая примета:
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (подберезовик)
На поляне лесной,
Под могучей сосной
Стоит старичок,
На нем бурый колпачок.
Кто в бору бывает -
Тот его знает (боровик)
Лесник: Грибы нужно срезать или выкручивать, а не вырывать из земли. А чтобы грибница не высохла, присыпать ямку землей.
На нашей планете почти 100тыс. видов грибов. Некоторые грибы можно увидеть только под микроскопом, а есть грибы - великаны- до 1,5 м в диаметре.
А разве можно представить лес без животных?
На овчарку он похож,
Что ни зуб-- то острый нож.
Он бежит , оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)
Шубка - иголки,
Свернется он - колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это? (еж )
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода- кора. (заяц )
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это? (лиса )
Лесник: лиса уничтожает за год несколько тысяч мышей, чем помогает сельскому хозяйству .
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь - лесной. . .(медведь)
Лесник: сегодня насчитывается более 100 тыс. косолапых обитателей леса. Несколько разновидностей бурого медведя занесены в Красную книгу.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за резвая зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну конечно - это (белка)
Лесник: Беличий склад может содержать до нескольких килограммов вкусной еды , но его нельзя разорять, иначе в самую стужу белка останется без корма
Лесник: Она - сова и воробей,
Она -кукушка, соловей,
Она - журавль, синица.
Так кто же это ? (птица)
Кто в беретке ярко - красной,
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит .
Все стучит, стучит, стучит? (дятел)
Лесник: Дятлы - лесные санитары. Они не портят здоровые деревья , а долбят кору тех , которые поражены внутри короедами.
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней ?
Кто же это? (соловей)
В лесу ночном кукует птица.
Она назвать себя боится.
Ку- ку. . .ку- ку
Не спит опушка.
А птицу эту звать (кукушка)
Лесник: кукушка уничтожает волосатых гусениц, которых все остальные птицы, кроме иволги, клевать боятся.
Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка
Звать ее. . . (синичка)
Лесник: Одна синица за день поедает столько насекомых , сколько весит сама. За последние350 лет на земле исчезло почти 150 видов птиц.В Красную книгу занесены черный аист, беркут, дрофа, кречет, орел, белый журавль и другие птицы.
Благодаря заповедникам в нашей стране сохранены многие редкие животные, птицы, насекомые, редкие растения, деревья и др.
Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали еще не все лесные загадки. Узнать о лесе что- то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том , что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров: 97% лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5- 6 лет.
Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более двух лет, консервная банка - до ста лет, полиэтиленовый пакет - более двухсот лет, стекло более тысячи лет.
Берегите лес, его обитателей. И вы сохраните красоту земли.
Правила поведения на природе
1 не ломайте ветви деревьев и кустарников.
2 не повреждайте кору деревьев
3не рви в лесу, на лугу цветов.
4 не лови бабочек, шмелей, стрекоз,др. насекомых.
5 не разоряй гнезда птиц, муравейники.
6 не шуми в лесу.
Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования.
Человек- единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Его особи наделены разумом , и чем изощреннее он становится, тем больше накапливается пробелов в его экологических знаниях. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков.
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе, особенно в условиях крупных промышленных городов. Это требует усиления внимания к формированию у каждого человека экологических ценностных ориентаций, позволяющих осознать разностороннюю значимость природы и ее взаимодействие с городским окружением.
Работа учителя и воспитателя группы продленного дня в этом направлении предполагает расширение натуралистической деятельности младших школьников, поскольку именно непосредственное общение детей с природой в сложных экологических условиях города позволяет им понять степень взаимовлияния человека и природной среды.
Конечно , в младшем школьном возрасте ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть - совсем не одно и то же. Научить их читать книгу природы, видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы , необычное в привычном - вот задача учителя и воспитателя. На наш взгляд , большие возможности в ее решении имеют экскурсии , заочные путешествия , игры - путешествия.
Рассмотрим проведение такой игры - путешествия по лесу. (заочное путешествие)
Кроссворд « Чудо - ягоды»
Игра «Верно -неверно «
Игра «Узнай ягоду «