Занятие для 3 класса Игра-путешествие

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Ведущий . Сегодня мы с вами совершим прогулку- -путешествие . Куда ? Догадайтесь? Есть у меня зеленый друг Веселый друг хороший. Он нам протянет сотни рук .И тысячи ладошек. \лес\ Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березовые рощи темные. Сумрачные ельники. Светлые сосновые боры глухие таежные дебри . Сегодня мы с вами будем говорить о лесе о нашем зеленом друге . Нет на земле человека чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесомр жизнью дерева. А знаете ли вы что из леса получают, продукцию более 20 тыс наименований. Пищевые продукты ,витамины, строительные материалы , сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух. . .Все леса земного шара производят около 4 0трлн т кислорода в год. Леса бывают хвойные, лиственные, смешанные. Вот мы в хвойном лесу. Что же это за девица? Не швея , не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. ( елка). У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту - в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (сосна). Каждое пятое дерево наших лесов- сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами- фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но , в отличие от елки,

Опадают те иголки.(лиственница)

А как зовут иголки

У сосны и елки? (хвоя).

Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча.

Она весну встречает,

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице в полоску

Ты узнаешь. . .(березку).

Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором , может потерять за весну до 200 л сока.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают,

Шкуру тонкую сдирают.( липа)

Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка- 1 т меда. Живет дерево 300- 400 лет.

Я из крошки - бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз , ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего , что плод мой мелок.( дуб)

Дубы достигают 40 - 50 см в диаметре. Живут 500- 1000 лет.

Вторая остановка: « Лесная аптека «

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.( рябина).

Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина , чем в моркови, петрушке, облепихе.

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела.

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.( черемуха)

Лесная красавица с древних времен лечит людей.

Но лес- это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А что мы знаем о них?

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два Облысела голова,
Спрячу я в карманчик
Бывший, , ,(одуванчик)

На проталинке,
Он мороза не боится
Хоть и маленький,(ПОДСНЕЖНИК)

Синенький звонок висит

Никогда он не звенит, ( колокольчик)

В Красную книгу занесены колокольчики , подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцвет,

Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами, Лишь в России на болотистых землях и в лесах можно собирать ежегодно до полумиллиона тонн клюквы, 800 тыс, т, черники и брусники, А в урожайные годы с каждого гектара можно получить 2900 кг клюквы, 2000кг черники и брусники, 1200 кг голубики и 3600 кг морошки.

Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки ?

Вкус у ягод хорош,

Но сорви ее , пойди_ ка.

Куст в колючках, будто еж,

Вот и назван. . . (ежевика)

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Созревала под снежком,

Ну -ка,кто со мной знаком (клюква)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки,под листочки
Кто-то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках
У зеленых сосен. (черника)

Сладкая , душистая

  • Выросла в лесу тенистом.

Я могу расти в саду
Летом в гости к вам приду,
Состою из долек малых,

Очень сочных , вкусных, алых.(малина)

Лесник: Этот жучок и его личинки истребляют множество тли , которая живет на листьях и сосет сок из растений: ?(божья коровка )

Спинка в веснушках,

Ах, как неловко!

И покраснела.

Лесник: Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком (пчела)

Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тыс. цветков за сезон Одна пчелиная семья собирает с липы примерно 5 кг меда в день.

Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно-

Больше плотника оно.

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором-

А под елью вырос дом. (муравей)

Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100 тыс. насекомых. Гектар леса , охраняемый 4 -5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это? (стрекоза)

Сначала ползет

Червяком живет,

Потом умирает,

Сучком засыпает ,

Затем оживает,

Как птичка летает. (бабочка)

Лесник: В нашей стране занесено в Красную книгу 100 видов бабочек.

Викторина: Какой гриб мы не положим в корзинку?

Нет грибов дружней , чем эти,

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. ( опята)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом,

Очень дружные сестрички,

Золотистые. . .(лисички)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал.

В красной шапке модной,

Для людей . . .(негодный- мухомор)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту-

Зовусь я (подосиновик)

Лета первая примета:

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке. (подберезовик)

На поляне лесной,

Под могучей сосной

Стоит старичок,

На нем бурый колпачок.

Кто в бору бывает -

Тот его знает (боровик)

Лесник: Грибы нужно срезать или выкручивать, а не вырывать из земли. А чтобы грибница не высохла, присыпать ямку землей.

На нашей планете почти 100тыс. видов грибов. Некоторые грибы можно увидеть только под микроскопом, а есть грибы - великаны- до 1,5 м в диаметре.

А разве можно представить лес без животных?

На овчарку он похож,

Что ни зуб-- то острый нож.

Он бежит , оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

Шубка - иголки,

Свернется он - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (еж )

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода- кора. (заяц )

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто же это? (лиса )

Лесник: лиса уничтожает за год несколько тысяч мышей, чем помогает сельскому хозяйству .

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь - лесной. . .(медведь)

Лесник: сегодня насчитывается более 100 тыс. косолапых обитателей леса. Несколько разновидностей бурого медведя занесены в Красную книгу.

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за резвая зверюшка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно - это (белка)

Лесник: Беличий склад может содержать до нескольких килограммов вкусной еды , но его нельзя разорять, иначе в самую стужу белка останется без корма

Лесник: Она - сова и воробей,

Она -кукушка, соловей,

Она - журавль, синица.

Так кто же это ? (птица)

Кто в беретке ярко - красной,

В черной курточке атласной,

На меня он не глядит .

Все стучит, стучит, стучит? (дятел)

Лесник: Дятлы - лесные санитары. Они не портят здоровые деревья , а долбят кору тех , которые поражены внутри короедами.

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней ?

Кто же это? (соловей)

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится.

Ку- ку. . .ку- ку

Не спит опушка.

А птицу эту звать (кукушка)

Лесник: кукушка уничтожает волосатых гусениц, которых все остальные птицы, кроме иволги, клевать боятся.

Синяя косынка,

Темненькая спинка,

Маленькая птичка

Звать ее. . . (синичка)

Лесник: Одна синица за день поедает столько насекомых , сколько весит сама. За последние350 лет на земле исчезло почти 150 видов птиц.В Красную книгу занесены черный аист, беркут, дрофа, кречет, орел, белый журавль и другие птицы.

Благодаря заповедникам в нашей стране сохранены многие редкие животные, птицы, насекомые, редкие растения, деревья и др.

Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали еще не все лесные загадки. Узнать о лесе что- то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том , что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн. га леса страдает от лесных пожаров: 97% лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5- 6 лет.

Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более двух лет, консервная банка - до ста лет, полиэтиленовый пакет - более двухсот лет, стекло более тысячи лет.

Берегите лес, его обитателей. И вы сохраните красоту земли.

Правила поведения на природе

1 не ломайте ветви деревьев и кустарников.

2 не повреждайте кору деревьев

3не рви в лесу, на лугу цветов.

4 не лови бабочек, шмелей, стрекоз,др. насекомых.

5 не разоряй гнезда птиц, муравейники.

6 не шуми в лесу.

Общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования.

Человек- единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушить законы экологии. Его особи наделены разумом , и чем изощреннее он становится, тем больше накапливается пробелов в его экологических знаниях. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе, особенно в условиях крупных промышленных городов. Это требует усиления внимания к формированию у каждого человека экологических ценностных ориентаций, позволяющих осознать разностороннюю значимость природы и ее взаимодействие с городским окружением.

Работа учителя и воспитателя группы продленного дня в этом направлении предполагает расширение натуралистической деятельности младших школьников, поскольку именно непосредственное общение детей с природой в сложных экологических условиях города позволяет им понять степень взаимовлияния человека и природной среды.

Конечно , в младшем школьном возрасте ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть - совсем не одно и то же. Научить их читать книгу природы, видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы , необычное в привычном - вот задача учителя и воспитателя. На наш взгляд , большие возможности в ее решении имеют экскурсии , заочные путешествия , игры - путешествия.

Рассмотрим проведение такой игры - путешествия по лесу. (заочное путешествие)

Кроссворд « Чудо - ягоды»

Игра «Верно -неверно «

Игра «Узнай ягоду «



© 2010-2022