Урок познания мира на тему «Горючие полезные ископаемые»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Горючие полезные ископаемые (3 класс)

Цель: 1. Сформировать понятие о видах, свойствах, способе образования,

добычи, основных месторождениях горючих полезных

ископаемых.

2. Расширять знания учащихся о полезных ископаемых, развивать

речь, мышление, умения сравнивать, делать выводы.

3. Прививать интерес к предмету, чувства товарищества, бережное

отношение к природе.

Оборудование: карта РК, атласы, образцы полезных ископаемых, таблица «Горючие полезные ископаемые»

Ход урока.

I Организационный момент

Сообщение темы и целей урока.

II Психологический настрой.

Закройте глаза.

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё ...

- Видят.

- Уши наши внимательно слушают и всё …

- Слышат.

- Голова хорошо ...

- Думает.

III Наблюдение.

- Какое время года?

- Какие изменения произошли в природе?

План.

  1. Наличие солнца.

  2. Температура воздуха.

  3. Ветер.

  4. Облачность.

  5. Осадки, их виды

  6. Какие наблюдаются явления природы: туман, роса, иней, изморось, град, гроза.

IV Поэтическая минутка.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем - совсем немного

Ждать седой зимы осталось… (С.Есенин)

- Какие стихи об осени вы знаете? Прочитайте.

V Объяснение учебного материала

- Как вы думаете, что относится к горючим полезным ископаемым?

(Заполнение таблицы «Горючие полезные ископаемые»)

Загадка о каменном угле.

Он чёрный блестящий,

Помощник настоящий,

Он несёт в дом тепло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и детали.

- Рассмотрите образцы каменного угля. Обратите внимание на цвет и твёрдость.

А) Попробуйте сломать руками.

Б) Установив на металлической подставке, ударить молотком.

Вывод: бурый уголь - тусклый, чёрно - бурого цвета; обыкновенный каменный уголь - чёрный, иногда коричневато - чёрный, места излома блестят; антрацит - блестящий, чёрный, очень твёрдый.

Практическая работа.

Опыт 1. С помощью спиртовки продемонстрировать горючесть угля.

Вывод: Каменный уголь горит.

Опыт 2. С помощью лупы рассмотреть уголь. (Отпечатки растений)

Вывод: Уголь Образовался много лет назад…

Работа по учебнику.

- Прочитайте о применении каменного угля.

- Что можно получить из каменного угля?

Работа по карте.

- Покажите месторождения каменного угля.

Вывод о каменном угле. (1 группа)

Загадка о нефти.

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

Определение свойств нефти.

Опыт 3. В воду добавьте небольшое количество нефти. Хорошо взболтайте. (Нефть всплывает и собирается на поверхности воды.)

Вывод: Нефть легче воды.

Опыт 4. На стеклянную тарелку накапать несколько капель нефти. При этом поднесении горящей спички нефть вспыхнет.

Вывод: Нефть горючее вещество.

Работа по учебнику и карте.

- Какие продукты можно получить из нефти?

- Как они используются?

- Назовите и покажите на карте месторождения нефти.

Вывод о нефти (2 группа)

Загадка о газе.

По трубе течёт,

Пироги печёт.

Самостоятельная работа по учебнику.

Заполнить таблицу.

Вывод о природном газе. (3 группа)

Загадка о торфе.

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением.

Слушание рефератов. (4 группа)

Заполнение таблицы.

Вывод о торфе (5 группа)

VI Закрепление.

Тестирование

Вопрос

Ответ

1

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички.

Газ

2

Он может впитывать 20кг влаги, убивает болезнетворные микробы, служит подстилкой

Торф

3

Его перевозят по железной дороге в открытых вагонах; из него получают краски, пластмассы.

Каменный уголь

4

При добыче строят буровые вышки, бурят глубокие скважины; его перевозят по железной дороге в цистернах и на особых морских судах - танкерах.

Нефть

5

Они отличаются друг от друга по твёрдости, цвету и степени выделяемого тепла при сгорании.

Каменный уголь

6

Он как бы «попутчик» нефти, замечательный помощник человека, но может быть и опасным, если с ним неосторожно обращаться.

Газ

7

Из него получают: бензин, керосин, смазочные масла, стиральные порошки и т.д.

Нефть

8

Из него получают: спирт, уксус, технический воск, а также является хорошим удобрением.

Торф


VI Итог урока.

- Над какой темой работали?

- Какое общее свойство имеют рассмотренные полезные ископаемые?

Выставление оценок.

IX Домашнее задание.

- На контурной карте обозначьте месторождения горючих полезных ископаемых.

© 2010-2022