Урок чтения Добрый мир сказок К. И. Чукеовского

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения во 2 - Б классе

Урок чтения Добрый мир сказок К.И.Чукеовского


«Добрый мир сказок К.И. Чуковского»

Цели: знакомить с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского и прививать любовь и его произведениям; развивать эмоциональную выразительность речи путем эмоционального чтения отрывков, инсценирования части произведения;развивать речь учащихся, память, мышление, внимание, умение работать в группе;

прививать интерес к чтению книг; воспитывать уважение к писателю.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку,

выставка произведений К.И.Чуковского, портрет писателя.

Ход урока

I. ОРГ. МОМЕНТ Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набрфайтесь ума.

1. Речевая разминка. (Слайд 2)

Скороговорка.

Кто хочет разговаривать, /

тот должен выговаривать

всё правильно /и внятно, /

чтоб было / всем понятно.//

Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко; прохлопаем ритм.

О чем скороговорка?

Какие слова надо выделять?

Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений).

II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Просмотр отрывка из сказки К.И. Чуковского.

Беседа.

  • Какой мультфильм вы посмотрели?
  • Кто его автор мы узнаем, разгадав кроссворд
Учитель: Допиши словечко, вставь его в кроссворд по горизонтали. Если весь кроссворд будет разгадан правильно, ты сможешь прочитать фамилию писателя, о котором сегодня пойдет речь на уроке. Именно его произведения мы сегодня увидим, услышим, прочитаем.

1

2


3


4

5


6

7


ос


9





1. До болота идти далеко, До болота идти нелегко. «Вот камень лежит у дороги. Присядем и вытянем ноги».

И на камень лягушки кладут узелок: «Хорошо бы у камня прилечь на ... ( часок)

2. И сейчас же брюки, брюки Так и прыгнули мне в руки. А за ним и пирожок: Ну-ка съешь меня,...(дружок)

3. Я-Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок... (командир)


  1. А за ним и бутерброд:

Подскочил и сразу в ... ( рот)

  1. Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как... (Волчица)

  1. Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило и мылило,

И кусало, как ...(оса)

  1. И сказала скалка:

Мне Федору жалко.

И сказала чашка:

Ах, она ... (бедняжка)

  1. У котауси злые глазауси

И злые презлые...

  1. Они лежат и бредят:

«Ну что же он не едет,

Ну что же он не едет,

Доктор .,. .(Айболит)
слайд портрет Чу ковского

III. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА

Сегодня на уроке мы более подробно ознакомимся с творчеством писателя, вспомним знакомые нам с детства строки, вместе посмеёмся, поиграем.

IV. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ (НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ) ИЗ КАЖДОЙ ГРУППЫ.

1r.B сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья - в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы. Этот человек заслужил у ребят почетное звание "дедушка". Звали этого человека Корней Иванович Чуковский. Слайд Переделкино

Словарные слова: столица, загородный дом

2.г. Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 года в Петербурге. Семья жила очень бедно. Мать, Екатерина Осиповна, зарабатывала на жизнь стиркой белья. Учеба в то время была платная, и все же сына удалось отдать в гимназию, но мальчика все равно отчислили из 5 класса за то, что семья была бедная. Чтобы помочь семье мальчик перепробовал много профессий, а в каждую свободную минуту бегал в библиотеку. Он очень много читал и учебу закончил экстерном. Вскоре, на рынке ему удалось купить на деньги, которые он заработал, учебник по английскому языку. И с тех пор он серьезно занялся английским, выучил его самостоятельно, а в дальнейшем овладел им в совершенстве. Английский язык ему очень пригодился в жизни. Он перевел много произведений с английского языка для детей. Слайд семья Чуковского

Словарные слова: гимназия, отчислили, экстерном, совершенство

3.г. Настоящее имя Корнея Ивановича Чуковского - Николай Васильевич Корнейчуков. Николай очень любил посещать различные выставки картин. И затем свои мысли о картинах он записывал. С 1901 года его пригласили работать в газету критиком. А было ему тогда всего 19 лет. С тех пор он имел постоянный заработок и стал жить отдельно от семьи. А вскоре женился. слайд портрет Чуковского

Словарные слова: критик

4.г.Детским поэтом-сказочником Корней Иванович стал случайно. А вышло это так. Заболел его сын. Чтоб его развлечь К.И. стал рассказывать ему сказку:

«Жил да был крокодил, он по улицам ходил...». Мальчик перестал плакать и заснул. А наутро, проснувшись, он попросил рассказать ему новую сказку. Так появился «Крокодил». Эта сказка была самой первой. Слайд писатель с сыном

5.г. И другой случай. Утром плакала дочка, она не хотела умываться. Он вышел из своего кабинета, взял ее на руки и сказал: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам. А нечистым трубочистам стыд и срам!» Так появился его знаменитый «Мойдодыр» Слайд писатель с дочкой

слайд «Словарная работа» значение слов объясняют научные работники столица, загородный дом. гимназия, отчислили, экстерном, совершенство критик

Учитель:

Вообще, Корней Иванович был большой фантазёр.

Какие интересные имена он давал своим героям! Попробуйте и вы составить имена из самых простых слов.

слайд «Щетка»

Учитель:

С ранних лет его стихи приносят всем радость. Не только вы, но и ваши дедушки и бабушки не представляли своего детства без стихов К.И. Чуковского. Вот только некоторые детские книги, которые известны всем.

слайд «Обложки известных книг»

А эти книги вам известны? слайд «Книги без названий»

Учитель: К.И. Чуковский очень любил детей. Он прислушивался к их разговору, записывал их смешные речи и создал книгу, которую так и назвал

«От двух до пяти». Это самая известная книга, после сказок. Она посвящена особому языку, детскому. Над этой книгой писатель работал более 50 лет. Вот некоторые выдержки из этой книги:

  • «Девочка увидела вдали пароход и закричала: «Смотрите, паровоз купается».

  • «Жил- был пастух Макар. И была у него дочь Макарона».

  • Карточка №1.

    Соедини героя с предметом , который ему принадлежит

    Комар

    велосипед

    Медведи

    посуда

    Муха-

    Цокотуха

    сабля

    Федора

    самовар



    «Папа, смотри, твои брюки нахмурились»

Учитель: Героями многих сказок являются животные . Вспомним эти сказки

Карточка №2.

Соедини название произведения и героя.

«Тараканище»

крокодил

«Бармалей»

воробей

Айболит

«Муха-Цокотуха»

Айболит

«Краденое-

солнце»

комар





Карточка № 3

Соедини сказочное имя со сказочным героем

Тарака тараканище

Цокотуха

Федора Федора

Рыжий. усатый

Муха-цокот Муха -

бабушка

Айболит Айболит

Акула

каракула Каракула

доктор

Карточка №4

Соедини героев со звуками, которые они издают

блюдца

«Куд-куда»

курица

«Дзынь -ля-ля»

клоп

«Застучали в ворота: тра-та-та»

бараны

«сапогами топ-топ»

Карточка №5

Что просили животные в сказке «Телефон»?Соедини

Слон

Книжки

Газели

Калоши

Мартышки

Карусели

Крокодил

шоколад

V.РАБОТА НАД ИНТОНАЦИЕЙ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ЧТЕНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

1) *Из какой сказки это четверостишие? (Слайд Муха, Муха, Цокотуха)

Муха, Муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

- Какое настроение бывает у вас, когда вы найдёте, что - то?

Прочитайте это четверостишие с веселой интонацией.

2. Как изменится ритм стихов, когда муха попадает в плен? (Она умоляет спасти, эти строки надо читать медленно, как будто поёшь.) слайд

Дорогие гости, помогите,

Паука-злодея зарубите.

Чтение стихов, отрывков из сказки «Муха-цокотуха».

-Какие качества характера воспитывает эта сказка в малышах? (Дружбу, взаимовыручку)

* В следующей сказке «Краденое солнце», так же, как и в «Мухе- цокотухе», меняется ритм стихов. Прочитайте эти строки нараспев, с вопросительной интонацией. слайд)

Куда вы, куда вы пропали?

Или в канаву упали?

Или шальные собаки Вас разорвали во мраке?

- Как нужно читать эти строки? (Быстро, как будто маршируешь.) слайд

Рано-рано два барана Застучали в ворота:

Тра-та-та и тра-та-та!

-Что вы чувствуете в следующих строчках? (Радость, праздник.) слайд

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают косолапого:

Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко».

-Попробуйте спеть последние строчки. Можно ли петь такие стихи?

VI. Чтение стихов, отрывков из сказок.

Постановка сценки отрывка сказки «Телефон».

У меня зазвонил телефон.

  • Слон.

  • Откуда?

  • От верблюда.

  • Что вам надо?

  • Шоколада.

  • Для кого?

  • Для сына моего.

  • А много ли прислать?

  • Да пудов этак пять Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький!

А потом позвонил Крокодил

И со слезами просил:

  • Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

  • Постой, не тебе ли

  • На прошлой неделе

  • Я выслал две пары

  • Отличных калош?

  • Ах, те, что ты выслал

  • На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждем, не дождемся,

Когда же ты снова пришлешь

К нашему ужину

Дюжину

Новых и сладких калош!

А потом позвонили зайчатки:

  • Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:

-Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

  • Погодите, медведь, не ревите,

  • Объясните, чего вы хотите?

Но он только "му" да "му",

А к чему, почему - Не пойму!

  • Повесьте, пожалуйста, трубку!

А потом позвонили цапли:

  • Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись, И у нас животы разболелись!

И такая дребедень Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели Позвонили и запели:

  • Неужели

В самом деле Все сгорели Карусели?
  • Ах, в уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели,

И качели уцелели!

Вы б, газели, не галдели, А на будущей неделе Прискакали бы и сели На качели-карусели!

Но не слушали газели И по-прежнему галдели:

  • Неужели

В самом деле Все качели Погорели?

Что за глупые газели!

А вчера поутру Кенгуру:

-Не это ли квартира

Мойдодыра?

- Я рассердился, да как заору:

  • Нет! Это чужая квартира!!!

  • А где Мойдодыр?

  • Не могу вам сказать...

Позвоните по номеру

Сто двадцать пять.

Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть...

Но только я лег - Звонок!

  • Кто говорит?

  • Носорог.

  • Что такое?

  • Беда! Беда!

Бегите скорее сюда!

  • В чем дело?

  • Спасите!

  • Кого?

  • Бегемота!

Наш бегемот провалился в болото...

  • Провалился в болото?

-Да!

И ни туда, ни сюда!

О, если вы не придете - Он утонет, утонет в болоте,

Умрет, пропадет Бегемот!!!

  • Ладно! Бегу! Бегу!

Если могу, помогу!

Ох, нелегкая это работа -

Из болота тащить бегемота!

VI. Чтение и анализ сказки «Мойдодыр».

Выбери произведение, главную мысль которого можно выразить словами: « Чистота - залог здоровья».

«Краденое солнце»

«Т араканище»

«Мойдодыр»

«Бармалей»

Выразительное чтение сказки.

  • Чем полезна для воспитания детей эта сказка?

  • Какие строчки вам приходилось слышать от взрослых, когда малышами вы капризничали, не хотели умываться?

VII. Выставка рисунков.

Все ваши рисунки, мы подошьём и создадим одну книгу, которую назовём «Иллюстрации к произведениям К.И. Чуковского».

-Кто автор этой книги? (Ученики 2 класса).

9.ИТОГ

  • Что интересного вы узнали о жизни Чуковского?

Корней Иванович Чуковский

(1882 - 1969)-писатель, поэт, переводчик, критик.

  • Почему его стихи и сказки любимы детьми?

Игра «Доскажи словечко».( если остается время)

- Вспомни, какими словами оканчиваются строчки, и назови сказку.

Только вдруг из-за кусточка Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей Прилетаёт... (воробей).

А в Африке, а в Африке На чёрном Лимпопо Сидит и плачет в Африке Печальный .(гиппопо).

Я - Великий Умывальник Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник И мочалок ... (командир).

Вдруг из подворотни - Страшный великан,

Рыжий и усатый ... ( таракан).

В Африке разбойник,

В Африке злодей В Африке ужасный ... (бармалей). Веселится народ - Муха замуж идёт За лихого, удалого Молодого ... (комара).



© 2010-2022