- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок и презентация по литературному чтению «Уж сколько раз твердили миру»
Урок и презентация по литературному чтению «Уж сколько раз твердили миру»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Румянцева Н.А. |
Дата | 11.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 г. Иваново
Стратегия успеха
2013 - 2014 учебный год
«Урок, опережающий время»
(учебно-методические материалы для урока НОО)
Урок литературного чтения
4 класс
«Уж сколько раз твердили миру…»
Информация об авторе:
Румянцева Наталия Александровна
2мая 1973
МБОУ СОШ №17 г. Иваново
учитель начальных классов
21 год
высшая
89605011872
С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен.
Дата Подпись
Разрешаю размещение своей работы в сборнике методических материалов, издаваемом по заказу методического центра, и/или на сайте методического центра (gmc.ivedu.ru) или на образовательном портале (scool-collection.ivedu.ru), и/или на сайте сетевого сообщества педагогов города Иваново.
Дата Подпись
Пояснительная записка
УМК - О. Кубасова. Литературное чтение «Любимые страницы», 4 класс
Тема урока. «Уж сколько раз твердили миру...»
Тип урока - урок «открытия» новых знаний
Предмет - литературное чтение
Класс -4
Номер урока по данной теме - 1
Цель урока - знакомство с особенностями литературного жанра - басня
Задачи урока: Познавательные - формировать умение извлечь информацию из текстов, иллюстраций; формировать умение находить ответы на вопросы. Коммуникативные - формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывания в соответствии с поставленными задачами; формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать в паре. Регулятивные - формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Личностные - формировать умение выражать своё отношение к героям; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Предметные - познакомить с жизнью и творчеством баснописцев И.А. Крылова и Эзопа. Позиция учителя по педагогическим приоритетам, ценностям, технологиям с логическим выходом на тему урока. Данный урок строится в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке дети самостоятельно формулируют тему, учебные задачи, используется технология оценивания образовательных достижений. Урок отвечает требованиям ФГОС НОО. Данный урок является предметным с ярко выраженной метапредметной направленностью. Цель применения дополнительных материалов. На уроке используется электронная презентация. Применение ИКТ на данном уроке: 1) позволяет создать позитивное мотивационное поле в классе; 2) обеспечивает процесс визуализации; 3) способствует полной вовлечённости в процесс обучения учащихся с разными особенностями восприятия информации. Продолжительность использования электронной презентации на уроке - 15-20 минут. Используемое оборудование - мультимедийный проектор, экран, компьютер
Содержательная часть
Конспект урока
Деятельность учителя с указанием номера слайда
Деятельность ученика
Организационный этап (1 мин)
Цель (учителя): проверка организации рабочего места.
Цель (ученика): организация рабочего места.
Все расселись по местам, никому не тесно.
По секрету всем скажу: «Будет интересно!»
Будем хорошо читать и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Мотивация (5 мин)
Целеполагание, формулирование учебной задачи
Цель (учителя): мотивация уч-ся.
Цель (ученика): определить учебные задачи, тему, осмысление цели деятельности.
-Ребята, послушайте строчки из стихотворения М. Исаковского. Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней… -Ребята, о ком эти строки? Знаком ли вам этот человек? -Чьи портреты ёще представлены на слайде? Назовите. -Как вы думаете, что объединяет этих людей? - Как вы думаете, чему будут посвящены наши уроки? Что нового вы ждёте от этих уроков? (Слайд 2) - Как будет называться тема нашего урока? -Откуда взята эта строчка? («Уж сколько раз твердили миру…») -Какие источники нам помогут решить учебные задачи?
Дети отвечают на вопросы по слайду. Дети формулируют тему урока, учебные задачи, составляют план урока. (расширим свои знания о баснописцах, познакомимся с баснями Эзопа, Крылова, поговорим об особенностях басни как жанра, научимся выразительно читать басни)
План
- Знакомство с жизнью и творчеством баснописцев Крылова и Эзопа
- Выразительное чтение басен Эзопа и И.А. Крылова
- Уточнение особенностей басни как жанра.
- Инсценировка басни
- Самооценка.
Дети формулируют тему и уточняют её по названию раздела в учебнике.
Дети отвечают на вопрос учителя.
«Открытие» детьми нового знания (12 мин)
Цель (учителя): создание условий для «открытия» новых литературоведческих знаний.
Цель (ученика): «открытие» новых знаний по теме урока.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам отправиться в начало 19 века. (Слайд 2, управляющая кнопка «справка»). Представьте, как мы гуляем по Летнему саду в Санкт-Петербурге и останавливаемся около скамейки, на которой сидит человек. Как вы думаете, кто это? (Слайды 3-5, перейти по гиперссылке со 2 слайда) -Что вы узнали о жизни и творчестве баснописца? -Памятник И.А. Крылову был отлит из бронзы и возведён на народные деньги. -О чём говорит этот факт? Дети работают по «ленте времени»
Дети знакомятся с биографией писателя (читают сведения, которые расположены на слайде хорошо читающие дети).
Дети отвечают.
- Ребята, а каких ещё баснописцев вы знаете? (Слайд 2)
Дети отвечают
-Имя, каких писателей, вы не слышали раньше?
Дети отвечают.
- А сейчас я предлагают вам отправиться в 6 век до н.э. (Слайд 2, управляющая кнопка «справка»).
- Как вы думаете, кого мы встретим? (Слайды 6-7, перейти по гиперссылке со 2 слайда).
-Что вы узнали об Эзопе?
Дети работают по «ленте времени»
Дети знакомятся с жизнью Эзопа (читают информацию, расположенную на слайдах про себя)
-Ребята, что такое басня?
- Кто является героями басни?
-Давайте заглянем в толковый словарик (Слайд 9)
Дети отвечают, а затем проверяют свои выводы, читая статью на странице 4 учебника (см. Приложение).
Прочитайте произведение Х.К. Андерсена «Эта басня про тебя» о ответьте на вопрос
-Почему в древности мудрецы называли басню чудесным зеркалом?
Дети читают произведение Х.К. Андерсена «Эта басня про тебя». (см. Приложение) и отвечают на вопрос учителя.
-А сейчас прочитайте басню Эзопа «Ворона и кувшин» и выполните задание в учебнике стр.6
Дети читают самостоятельно басню «Ворона и кувшин», выполняют задание в учебнике. (см. Приложение).
-Чему же учит эта басня? В каких строчках содержится мораль басни?
Выборочное чтение басни
Первичное закрепление (5 мин)
Цель (учителя): организация усвоения детьми нового знания.
Цель (ученика):выполнение заданий на закрепление новых знаний.
- А сейчас посмотрите на следующее произведение. Что можно сказать об этом произведении по фамилии автора и заголовку? Предположите, о ком и о чём будет это произведение?
-Прочитайте это произведение.
Дети прогнозируют.
Дети читают басню Эзопа «Мальчик-вор и его мать». Сравнивают свой прогноз с прочитанным.
- Давайте поработаем с толковым словарём учебника и объясним значения некоторых слов.
Дети работают со сносками на стр. 7 учебника.
- Ребята, какова мораль этой басни? Докажите словами текста басни.
Дети высказывают своё мнение.
-Ребята, посмотрите, а кто является автором следующих басен?
Дети отвечают.
Самостоятельная работа с проверкой в классе (8 мин)
Цель (учителя): контроль за степенью усвоения нового материала
Цель (ученика):самоконтроль и самооценка усвоения нового материала.
-Давайте послушаем одну из басен И.А. Крылова (Слайд 10)
-Я предлагаю вам поработать в своих группах и исследовать басню по плану.
Дети слушают басню «Лебедь, Щука и Рак». (Звучит аудиозапись)
Работают в группах по плану. (Слайд10)
-Расскажите о басне по плану.
Дети отвечают. Самооценка ответа ученика.
Включение в систему знаний (10 мин)
Цель (учителя): проверка усвоения новых знаний при выполнении творческого задания
Цель (ученика): применение «открытых» знаний при выполнении творческого задания
-Ребята, почему названия животных в баснях И.А. Крылова написаны с большой буквы?
Дети отвечают.
-А сейчас давайте подготовимся к выразительному чтению этой басни.
Подготовка к выразительному чтению проводится молча.
Дети читают басню выразительно.
Проводят самооценку (см. Приложение)
- Как же вы поняли, что такое басня? Выберите признаки басни как жанра из предложенных на слайде. (Слайд 11)
Дети выбирают признаки басни, работают с толковым словарём.
-Ребята, я предлагаю вам инсценировать басню И.А. Крылова «Мышь и Крыса».
Работа в группах.
Дети читают басню «Мышь и Крыса» и готовятся к инсценировке. Самооценка.
- Вы отлично справились с заданием.
-Ребята, а какая строка басни стала поговоркой? Как вы её понимаете?
Дети отвечают.
-Ребята, И.А. Крылов написал более 200 басен. Мы знакомимся с баснями Крылова ещё в раннем детстве. А давайте проверим, какие ещё басни вы знаете.
-Я предлагаю вам отгадать кроссворд. (Слайды 12-13, используется гиперссылка, чтобы открыть задание)
Дети отгадывают кроссворд.
- Ребята, представьте, если бы в нашем городе открылся музей И.А. Крылова. Какие экспонаты в нём бы могли находиться. (Слайд 14)
Дети предлагают.
Рефлексия (4 мин)
Цель (учителя): сопоставление цели и результата урока
Цель (ученика): самопроверка и самооценка собственной учебной деятельности
-Ребята, давайте ещё раз вспомним, что же такое басня (Слайд 9, переход с 14 слайда)
Дети отвечают.
-Каких баснописцев вы знаете? (Слайд 2).
Дети отвечают.
-Вспомните, какие учебные задачи мы ставили в начале урока? Все ли пункты плана урока мы выполнили ?
Дети отвечают.
-Оцените свою работу на уроке и заполните «Лист самооценки.
Дети выполняют задание.
Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил.
Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил.
Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить.
-Предлагаю вам домашнее задание.
1. Прочитать выразительно басню Крылова «Две Бочки».
2. Выучить басню Крылова наизусть (по выбору).
3. Выполнить иллюстрацию к басне (по желанию). (Слайд 16)
Дети записывают домашнее задание в дневник.
Информационные ресурсы
-
Литературное чтение : любимые страницы : учебник для 4 кл. общеобразоват. учреждений. В 4ч. Ч.2 / О. В. Кубасова. - 7-е изд. - Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010. -168 с. : ил.
-
Яндекс. Картинки : портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа : images.yandex.ru (22.11.13).
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. ; Российская академия наук ; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1997.
-
Данилов Д.Д., Кузнецов И.В., Сизова Е.В. Учусь оценивать себя. 2-4 класс. Пособие по технологии оценивания образовательных достижений в начальной школе. - М. : Баласс, 2012. - 64с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Приложения
Статья в учебнике
Х.К. Андерсен
Эта басня сложена про тебя
Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало, в котором отражались всякие звери и диковинные вещи, являвшие собой зрелище сколь занимательное, столь и поучительное. Мудрецы назвали это зеркало басней, и, что бы ни делали звери, все, и разумное и глупое, люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про тебя. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог. Приведем пример. Стояли две высокие горы, а на их вершинах стояло по замку. Внизу, в долине, рыскала голодная собака, обнюхивая землю в поисках мышей или куропаток. Вдруг из одного замка послышался звук трубы; он возвещал, что там вот-вот сядут за стол. Собака тотчас помчалась на гору, надеясь, что и ей перепадет кусочек, но не успела она и полпути пробежать, как там перестали трубить, зато затрубили в другом замке. Тут собака подумала, что в первый замок ей не поспеть, там, видно, уже отобедали, а вот во втором замке еще только за стол садятся. Она сбежала с этой горы и помчалась на другую. Тут снова затрубили в первом замке, во втором же труба смолкла. Собака снова сбежала вниз и снова помчалась на гору; так она и бегала взад и вперед до тех пор, пока не смолкли обе трубы, потому что и здесь и там уже отобедали. А ну-ка, догадайся, что хотели сказать этой басней древние мудрецы и кто этот глупец, который бегает, пока не свалится с ног, но так ничего и не находит ни здесь, ни там?
Маски для инсценировки
Басни Эзопа
Памятка самооценки
-
В чём заключалось задание? Какая была цель?
-
Удалось получить результат?
-
Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой?
-
Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?
-
Какую поставишь себе отметку?