Конспект урока русского языка на тему Правописание безударных гласных в корне слова (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе по теме:

«Правописание безударных гласных в корне слова»


(Калачева Елена Борисовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3)

УМК: Школа России Тип урока: урок закрепления изученного материала Вид урока: комбинированный Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический Приемы: фронтальный опрос, парная работа, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка, самооценка Оборудование: блок-сигналы, карточки со словами, снежинки-буквы ИКТ: презентация к уроку Цели: закрепить умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова, изменяя форму слова или подбирая однокоренные слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок

Все за парты тихо сели, друг на друга посмотрели

2. Психологический настрой

Улыбнитесь друг другу. Пусть этот урок принесёт вам радость общения и поможет закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.

3. Чистописание

Отгадайте загадку:

«Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки - над миром пушинки» (зима)

- Несколько снежинок к нам прилетели на урок. Но это необычные снежинки.

- Какие буквы? Что вы можете о них сказать?

- Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и как Мороз на окне в тетрадях составим узор из букв и соединений. А, Е, О, И, Я

- Ребята, а какой праздник у нас скоро? - Я слышала, что Дед Мороз ко всем детям отправил своих помощников с приглашениями на Новогоднюю ёлку. А мне Дед Мороз позвонил по своему лесному телефону и сказал, что к нам тоже придёт гость. А кто к нам придёт, вы должны отгадать.

Что за нелепый человек

Пробрался к нам в 21 век.

Морковкой нос, в руке - метла,

Боится солнца и тепла. - Правильно, это Снеговик. Он приготовил для вас задания
4. Словарная работа - Прочитайте слова. Что общего? (сущ., в ед.ч., словарные слова) МОРОЗ, ЗАЯЦ, УЛИЦА, РАБОТА, СЕВЕР, ОБЕД. - Почему эти слова называются словарными? Запишите слова, поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить. - А теперь проверим. (Сигнал) - Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.
5. Постановка проблемы урока

- Снеговик рассказал мне историю, она произошла с его друзьями - Димой и Колей. Послушайте её. «Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков. - Мяч будет, - сказал товарищам Дима - Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал автор записки?

- Как правильно записать это слово?

с м…чом - мяч - с мячом

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова)

- Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

6. Повторение ранее изученного материала

- Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме. Ответим на вопросы.

Что надо проверять? - Гласные А, О, И, Е, Я

Где надо проверять? - В корне слова

Как надо проверять? - Надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.

Чем надо проверять? - Проверяем ударением

7. Работа над темой урока

- А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.

- Итак, вот слово ЗИМА

- Что сделаем первым. (Прочитаем слово)

- Затем поставим ударение.

- Выделим корень

- Определим безударную гласную.

- Подбираем проверочное слово.

8. Повторение. Работа по учебнику

- Используя алгоритм, выполните упражнение № 194 в учебнике на стр. 104.

(цепочкой друг за другом, объясняя правописание слов по алгоритму)

Молодцы, ребята. С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.
9. Физкультминутка (Снеговички) - Что-то снеговик устал. Да и мы немного приустали. Давайте дружно сделаем физкультминутку.
10. Парная работа (устно)

- Следующее задание Снеговика потребует от вас не только знание алгоритма, но и внимания.

- Возьмите свои карточки. На карточках три тестовые задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Работаем в паре, кто готов, приготовьтесь объяснить.

А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?

1) тяжелый - тЯжесть 3) столовая - стОлик

2) похвала - хвАлить 4) гостиница - гОсть

В) В каком слове допущена ошибка?

1) морской 3) посодить

2) письмо 4) страна

С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?

1) камушки 3) стрелки

2) легкие 4) спортивный

Значение слов: стрелки, стрелки.

Данные слова пишутся одинаково, а произносятся по-разному.

В русском языке есть слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в их написании? Поработаем с учебником

11. Закрепление

Работа с учебником с.105 № 196 - по рядам (по 1 предложению)

Проверка: дети объясняют, у кого так - сигнал

- Чему мы учились, выполняя это упражнение?

(проверять написание безударных гласных в корне слова, быть внимательным к каждому слову)

Всего 1 буква может изменить лексическое значение слова!

Закрепим умение правильно писать слова с безударным гласным при работе с текстом

12. Работа с текстом - Прочитайте Приготовьте сигнальные блокноты, покажите, какую букву вставим.
Как кр_сиво з_мою! Поб_лели п_ля и луга. Льдом покрылась р_ка. Глубокие, чистые сугробы л_жат под д_ревьями.

(дополните текст своими предложениями)

Перед выполнением следующего задания Снеговик предлагает выполнить зарядку для глаз

13 Физминутка для глаз (Снежинка)

А сейчас вам предстоит поработать самостоятельно. Прочитайте задание. Если возникнут затруднения - используйте сигнал для помощи. Кто выполнит, будет моим помощником при проверке.

14. Самостоятельная работа с. 105 № 195 по вариантам

Взаимопроверка (дети меняются тетрадями и проверяют друг друга)
15. Подведение итогов - Чему мы учились на уроке? -Что удалось? - Что вызвало затруднения? - Что нужно сделать для преодоления затруднений?
Оцените свою работу с помощью символов 16. Рефлексия 1. Я не все понял, но у меня остались вопросы 2. Я все понял, могу работать по алгоритму 3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому
17. Домашнее задание

Базовый уровень: упражнение 199 страница 106. Повышенный уровень: написать 2 загадки, отгадками должны быть слова с безударным гласным в корне слова

© 2010-2022