Психодраматическая игра для 2 класса «Теремок»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Психодраматическая игра «Теремок». Игра «Теремок» направлена на прояснение и построение межличностных отношений между детьми. В ходе игры могут быть решены следующие задачи: 1). Диагностическая. Игра построена таким образом, что и взрослые и дети могут увидеть существующие между ними отношения. 2). Конструирующая. В игровой ситуации участники могут смоделировать тот тип отношений, которые в наибольшей степени отвечают их актуальному запросу. 3). Рефлексивная. Участники игры имеют возможность осмыслить свои взаимоотношения, нормы и правила общежития, выразить собственное отношение к сложившейся в классе ситуации. 4). Развивающая. В ходе игры происходит развитие коммуникативных умений детей, их личностное развитие. Возникают и реальные возможности для формирования коллектива. 5). Обучающая. Дети узнают о жизни животных: слон, панда, тюлень, белый медведь, лягушки, мыши, ежи. Оборудование: теремок, маски зверей, ватманы с чертежами комнат, маркеры. Место проведения: актовый зал или классная комната без парт.

Ход игры: 1. Организация начала игры. Ведущий: Собирайся детвора! Начинается игра. Гости здесь у нас с утра. Ты ладошек не жалей, Поприветствуй их скорей! Дети: Здравствуйте, дорогие гости! Ведущий: Прошу всех пройти в «зрительный зал». 2. Тема игры. Ведущий: Сейчас мы с вами разыграем сказку «Теремок». - Кстати, а кто автор сказки? (народ, в обработке С.Я. Маршаке) - Кто главные герои сказки? Ведущий распределяет роли и раздает маски: Лягушки - 5, Мышки - 5, Ежи - 5, Слон - 1, Белый медведь - 1, Большая панда - 1, Малая панда - 1, Тюлень - 1. Ведущий: - Вы станете актерами постепенно. В определенный момент, когда я назову героя, чью роль вы будете исполнять, и приглашу вас жестом, вы окажетесь на «сцене». Своих героев вы можете озвучивать! Пока же вы в «зрительном зале», ведите себя как воспитанные зрители: внимательно следите за действием, не шумите, не отвлекайтесь, постарайтесь ничего не пропустить. Иначе, когда подойдет время входить в роль, вы можете оказаться не готовы. 3. Игра «Теремок». Ведущий: В чистом поле теремок, Теремок, Он не низок, не высок, Не высок. Шли лягушки из болота (приглашает «лягушек») Видят: заперты ворота. Лягушки: 1) Кто, кто в теремочке живет? 2) Кто, кто в невысоком живет? 3) Ква-ква! Тишина... 4) Эй, замочек, отвались, отвались! Теремочек, отворись. Отворись! 5) Хоть кругом не очень сыро, А хорошая квартира! На доске большой бумажный квадрат: Ведущий: Много места, вот находка! Обустройте дом скорей, (раздает маркеры) - Согласуйте друг с другом размер и расположение своих комнат. Обозначьте их квадратами и внутри напишите свои имена. Но 2 условия: 1) Нельзя использовать огороженное пространство - это комната для гостей. 2) Вы должны решить, по каким законам будете вместе жить в Теремке, и написать их на листах: «У нас принято» «У нас нельзя» - Пока лягушки работают, давайте вспомним, а что мы знаем о жизни лягушек в природе? Дети рассказывают. - Какие зверята пойдут к теремку следующими? \мыши - А что вы знаете о жизни мышей? \Дети рассказывают Ведущий (обращаясь к лягушкам) Вот составлены законы Прочитайте нам их вслух. «Лягушки» читают законы общежития в «Теремке» Ведущий: Только зажили лягушки Прибежали мышки-норушки. /приглашают «Мышек» Мышки: 1) Видим, в поле теремок 2) Теремок? 3) Он не низок, не высок, 4) Кто, кто в теремочке живет? 5) Кто, кто в невысоком живет? Лягушки: - Мы, лягушки-квакушки А вы кто? Мышки: 1) А мы - мышки-норушки 2) Пустите нас в дом 3) Будем жить вдесятером 4) Новых игр мы все разучим 5) В мире с вами жить мы будем Ведущий: - Лягушки-хозяева , решите, пожалуйста, пустите ли вы новых жильцов? Если да, то на каких условиях: в качестве равноправных хозяев или в качестве гостей? /лягушки совещаются и дают ответ Если хозяева пускают мышей в дом в качестве хозяев, ежи рисуют свои комнатки на общем плане. Теперь они вправе распоряжаться домом наравне с мышками. Ведущий: Вот и новые жильцы Выбирайте комнаты /раздает маркеры Если же их пускают в качестве гостей, то у них нет ни каких прав, они должны жить по правилам хозяев. Живут же в этом случае ежи вместе в гостевой комнате. Ведущий: Все, пожалуйста, скорей В комнату вы для гостей /Раздает маркеры Если мышей в дом не пустили (а ведущий должен принимать любые варианты), они строят рядом небольшой шалаш. Небольшой, так как их мало и сил для постройки серьезного дома не хватит. Этот шалаш тоже изображается на доске в виде пустого квадрата. В нем выделяется комната для возможных гостей, и дети рисуют свои комнаты. Ведущий: Ой, смотрите, вот так диво! Есть у нас еще квартира! Эй, замочек, отвались. Отвались! Теремочек, отворись, отворись! Жители нового домика-шалаша тоже должны заполнить два листа с правилами. Если игра приняла такой оборот, ведущий выделяет время на работу с правилами. В это время жители теремка могут на листе бумаги рисовать свои комнатки («гости» все вместе рисуют одну комнату). Ведущий: - А пока мышки-норушки расселяются, давайте вспомним о следующих героях /ежи - Как живут ежи в природе? /дети рассказывают Ведущий: Вот живут они - лягушки, Вместе с ними мышки-норушки, Их водой не разольешь Вдруг приходит серый еж Не один он здесь идет, Всех друзей с собой ведет. Ежи: 1) кто, кто в теремочке живет? 2) Кто, кто в невысоком живет? - Лягушки: - Мы, лягушки-квакушки. Мышки: Мы, мышки норушки, А вы кто? Ежи: 1) Мы - серые ежики 2) Друзья ни на что не похожие 3) Разрешите здесь пожить 4) Будем вместе мы дружить 5) Лучше нас, лесных ежей, Не найдете вы друзей! Ведущий: Лягушки и мышки, решите, пожалуйста, пустите ли вы новых жильцов? Если да, то на каких условиях, в качестве хозяев или гостей? Лягушки и мышки совещаются и отвечают. История повторяется. Кстати, если новые персонажи приходят в уже существующий шалаш, то он увеличивается в размерах, превращается в мини- теремок. Ведущий: - Пока ежи расселяются, давайте отгадаем загадки о животных. /Дети разгадывают загадки Ведущий. Вот живут они - лягушки, И ежи, и мышки - норушки. Вдруг идут звери - соседи: Слон с приятелем - медведем Впереди - панды идут. В теремок гостей ведут. Все шагают друг за дружкой И тюлень ползёт с натужкой. Постучались у ворот, Разным голосом поют. Панда большая: Это что за теремок? Панда малая: Теремок? Слон: Из трубы идёт дымок, Есть тут звери или нет. Белый медведь: Кто, кто в теремочке живёт? Тюлень: Кто, кто в невысоком живёт? Лягушки: Мы, лягушки-квакушки. Мышки: Мы - мышки-норушки. Ежи: Мы - серые ёжики Друзья ни на кого не похожие. А вы кто? Слон: Я - слон. (Рассказывают о жизни слона) Белый медведь: Я - белый медведь (Рассказывает о жизни белого медведя) Тюлень: Я - тюлень (Рассказывает о жизни тюленя) Большая панда: Я - панда большая (Рассказывает о жизни панды) Малая панда: Я - панда малая (Рассказывает о жизни панды малой) Хором: Пустите нас в дом! Ведущий: Пустят ли хозяева таких экзотических зверей? Или будут их рассматривать как друзья? Мышки, лягушки, ежи - ответь-ка нам! «Звери» совещаются и отвечают. К моменту, когда все зверушки поселились на сцене, игра может обрести разные очертания. В этом случае детям предлагается вернуться к обсуждению правил, которые создали первые хозяева теремка. С тех пор в доме появилось много новых жильцов! Все вместе они должны создать новый свод законов, по которым будет идти жизнь в теремке. Если после создания новых правил, дети не устали, можно предложить каждому нарисовать свою комнату на отдельном листе, а затем все комнаты укрепить на доске. Получается многоквартирный «теремок». Ведущий Нынче праздник весёлый у вас В нашем доме собрался весь класс. Прежде всего, ведущий уточняет у гостей, нравится ли им их положение, все ли их устраивает. Если да, гостям предлагается еще посидеть в своей комнате , а хозяева тем временем составят общий свод правил жизни в теремке и затем ознакомят с ним гостей. На этом игра заканчивается. Опыт показывает, что гостям обычно не нравится их бесправное положение. Они претендуют на роль хозяев. Необходимо дать детям возможность обсудить ситуацию: в результате либо все становятся хозяевами теремка, либо часть гостей покидает теремок и строит собственный домик. Игра продолжается. Ведущий: Ну-ка, гости, нам покажись! Всем хозяевам - улыбнись! Как живётся в домишке у вас? Всё ли нравится вам в этот час? Вот хозяева: раз, два и три... Сколько много у нас детворы Вы подумайте-ка про гостей! Ведь бесправным жить тяжелей! Может примете всех их теперь? Равноправными с вами, без потерь?! Каждый теремок создает свой свод правил и разбирается со своими гостями, если они у них есть. Затем теремки должны установить законы совместной жизни в лесу. Для этого они собираются все вместе и вырабатывают «правила леса». В некоторых случаях между группами возникнуть конфликты. Дети заявляют, что не хотят ни о чем договариваться и вообще «разъезжаются по разным лесам». Ведущий должен принять этот вариант, но быть настойчивым в своем требовании составить правила. Принципиально важно, чтобы дети проговорили друг другу правила общежития. Вот так вышло сегодня у нас: Несколько теремков оказалось. В каждом - правила, много законов Приняли нами зверьки без обманов. Не исключено, что внутри какой-то группы произойдет раскол: часть построит общий шалаш, а отдельные участники захотят жить самостоятельно. У них должна быть такая возможность. Для того чтобы поселиться в лесу самостоятельно, они должны написать свой свод правил и установить отношения с соседями. 4. Концовка игры Игра заканчивается, когда каждый нашел место, которое ему по душе: в общем теремке, в гостевой комнате, в мини-теремке или личной норе. Ведущий подводит итоги и обязательно подчеркивает положительную сторону финала игры: важно, чтобы каждый понял, как хотят жить другие, и смог найти со всеми остальными взаимопонимание, установить правила общения. Ведущий: Похожа ли игра на настоящую жизнь в классе? Если да, то - чем? Если нет, то чем отличается? Длительного обсуждения игра не предполагает. Обязательно нужно узнать настроение каждого участника после окончания игры. Возможно, с кем-то стоит побеседовать после действия индивидуально или в маленькой группе. Ведущий: Вот что, братцы, - довольно играть. Завтра будет встреча опять. А пока теремок - на замок. Будет спать до утра теремок. Ну, а вам собираться пора Только будет у вас задание до утра. 5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Вы возьмите альбомчик, тетрадь И попробуйте нарисовать. Вашу комнату в Теремке. Чтобы видели я и друзья, Чтобы знали мы всегда Как вы жить хотите у нас В будущем и сейчас. Опыт показывает, что игровое действие очень увлекает детей, и они еще долго обсуждают друг с другом и с классным руководителем.

© 2010-2022