- Преподавателю
- Начальные классы
- Знакомство с насекомыми. В гостях у Муравьишки
Знакомство с насекомыми. В гостях у Муравьишки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сушкова Т.Г. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» (2 класс)
Тема: «Знакомство с насекомыми. В гостях у Муравьишки»
ЦЕЛЬ:
- работать над закреплением полученных знаний о приметах наступления весны;
- познакомить ребят с обитателями муравейников, их характерными особенностями, повадками, показать роль муравьев в комплексе природных связей;
- вызвать у ребят интерес к этим насекомым; бережное отношение к ним;
- воспитывать любовь ко всему живому, умению наблюдать за тем, что происходит в природе, ощущать свою причастность к ней.
ОБОРУДОВАНИЕ: картины природы, иллюстрации насекомых, кроссворд, раздаточный материал для самостоятельной работы; книга-тетрадь и карточки для чтения, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
ТИП УРОКА:
комбинированный.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Прозвенел уже звонок - начинаем мы урок. - Ребята, кто скажет какой у нас сейчас урок? Начнём наш урок «Окружающего мира» с наблюдений за природой. - Какое сегодня число? (второе). - Какой месяц? (март). - О чём говорит нам это число и месяц? (наступила весна).
(см. слайд презентации № 1)
- Какой раздел окружающего мира мы изучаем? (раздел «Природа и её красота»). - Что такое природа? (ответы учащихся). - В чём заключается красота природы? (ответы учащихся).
- Какие вы знаете времена года? (ответы учащихся).
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Послушайте внимательно и скажите, о каком времени года написано стихотворение Михаила Пляцковского:
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
(см. слайд презентации № 2)
- Ребята, как вы думаете, о каком времени года написал поэт? (ответы учащихся). - Что помогло вам узнать, о том, что говорится о весне? (ответы учащихся). - Весна! Чудесное время года! Природа оживает.
(см. слайд презентации № 3)
- Какие весенние месяцы вы знаете? (на доске открываются таблички: март, апрель, май).
Аукцион знаний весенних примет
Перед учащимися иллюстрации о весне (см. слайд презентации № 4).
Вопросы учащимся
- Назовите самое заметное изменение в неживой природе весной. (потепление)
- В чём причина происходящих весной изменений в природе? (высота солнца)
- Где снег тает быстрее - в лесу или на поле? (в поле)
- Какой снег тает быстрее - чистый или грязный? (грязный)
- Какими стали осадки весной по сравнению с зимой. (дождь)
- Что происходит с почвой весной? (оттаивает)
- Как называются цветы, появляющиеся сразу после таяния снега? (первоцветы)
- Прилёт каких птиц означает приход весны? (грачей)
- Состояние реки, когда вода заливает большие территории. (половодье)
(ответы учащихся).
- Ребята послушайте и назовите первого растительного осведомителя прихода весны. У занесённых снегом кочек Под белой шапкой снеговой, Нашли мы маленький цветочек Такой красивый и живой. (подснежник)
(см. слайд презентации № 5)
- Подснежник! Цветочек милый, маленький, красивый. Их осталось ... мало, они занесены в охранную книгу «Красную книгу». Эти цветы надо беречь.
(см. слайд презентации № 6)
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Весна! Чудесная пора! Спешит она побывать везде и оставить о себе память (зачитывается стихотворение «Сколько дел у весны»).
Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.
Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра
И тепло в лесные норки
Принести давно пора.
(см. слайд презентации № 7)
- Весна вступила в свои права. Дни потеплели. Птицы запели.
Ку-ку, ку-ку, скоро все встретят весну.
- Ребята, подумайте, а какие птицы сообщают нам о приходе весны первыми? (иллюстрации птиц на слайде № 8).
Отгадайте, о каких птицах следующие загадки:
Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждет, Чужие песни петь умеет И все же голос свой имеет. (скворец)
Учащиеся называют отгадку (на экране показывается иллюстрация).
(см. слайд презентации № 9) Весной за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит. (грач)
(см. слайд презентации № 10) Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный Лепит домик под окном Из травы и глины. (ласточка)
(см. слайд презентации № 11) - Ребята, кто помнит, почему эти птицы улетели от нас зимой? (ответы) - Что для птиц страшнее голод или холод? (ответы) - Наступает месяц март - месяц весны, света, тепла. Что происходит жизни птиц (великое переселение), почему это происходит? (оживает всё в природе, просыпается все живое: жучки червячки, букашечки ...).
- Ой! Ребята! Смотрите, к нам залетел на урок дятел и у него что-то в клюве (см. слайд презентации № 12).
- Что это? Да это же - ТЕЛЕГРАММА! Давайте прочитаем, о чём в ней сообщается.
- Как вы думаете, кто послал нам эту телеграмму? (птицы, грачи, скворцы, жаворонки). - О чем они нас оповестили? (наступила ранняя весна). - Почему птицы возвращаются в родные края? (становится теплее, светлее, появляется корм для птиц). - Чем питаются птицы? (насекомыми, семенами, ягодами). - Сейчас мы с вами вспомним, каких мы знаем насекомых (учащиеся отгадывают загадки и заполняют кроссворд).
(см. слайд презентации № 13).
З А Г А Д К И
(см. слайд презентации № 14).
Волосата, зелена, В листьях прячется она Хоть и много ножек, Но бегать не может...
(гусеница)
(см. слайд презентации № 15).
Ползла букашка По большой ромашке. Но вспорхнула второпях И запуталась в сетях. Угадайте, дети, кто расставил сети?
(паук)
(см. слайд презентации № 16).
На ромашку у ворот Опустился вертолет Золотистые глаза. Кто же это?...
(стрекоза)
(см. слайд презентации № 17).
Чемпион по прыжкам Скачет, скачет по лужкам...
(кузнечик)
(см. слайд презентации № 18).
Летит, пищит, Ножки длинные тащит Случай не упустит, Сядет и укусит...
(комар)
(см. слайд презентации № 19).
Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Укусит - будет плохо ...
(оса).
(см. слайд презентации № 20).
Не птица, а летает С хоботом, а не слон Никто не приучает, А на нос садится...
(муха)
(см. слайд презентации № 21).
Хоть они и жалят больно, Но работой мы довольны...
(пчёлы)
(см. слайд презентации № 22).
Погасили в доме свет - Всё равно покоя нет. Ру-чу-чу! Да ру-чу-чок! Кто же это там...
(сверчок)
Работа с кроссвордом
Г
У
С
Е
Н
И
Ц
А
П
А
У
К
С
Т
Р
Е
К
О
З
А
К
У
З
Н
Е
Ч
И
К
К
О
М
А
Р
О
С
А
М
У
Х
А
П
Ч
Ё
Л
Ы
С
В
Е
Р
Ч
О
К
(см. слайд презентации № 23).
- Ребята, прочитайте получившееся в середине кроссворда слово, это - «НАСЕКОМЫЕ». Вот это и будет, ребята, темой нашего с вами урока.
- Вы много назвали насекомых, молодцы! Сегодня мы с вами отправимся в путь к ... - Что это за шум такой? - Кто залетел к нам в класс? (сова)
(см. слайд презентации № 24).
- Как эту птицу называют в народе? (умной, мудрой). - Она и поможет нам отправиться в гости к одному из насекомых. Хотите узнать к кому? -Вы сами узнаете и догадаетесь, прослушав загадку, которую принесла для вас сова:
Кто они? Откуда? Чьи? Льются чёрные ручьи: Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке. (муравьи)
- Мы отправляемся в гости к муравью (см. слайд презентации № 25).
Рассказ учителя
На лесной опушке большая муравьиная куча - это муравейник (иллюстрация на слайде). Муравьиный домик растёт из палочек, веточек, хвойных иголок, земли.
У каждого муравья в домике есть своя профессия. Ее строители, воины (защищают муравейник), есть муравьи, которые ухаживают за личинками - няньки, те которые приносят пищу - хозяева, каждом муравейнике есть своя королева. Она следит за порядком дисциплиной в муравейнике. А ещё интересно, что муравьи могут «общаться» друг с другом, с помощью своих усиков-антенн. Он просят друг у друга еды или сообщают, где её можно взять. Питаются муравьи «вредными» насекомыми. Но очень любят пыльцу цветов, нектар, утреннюю росу...
- А что ещё любят муравьи мы узнаем из книги-тетради (стр. 105-106).
- Муравьёв называют санитарами леса. Почему? (см. стр. учебника 106).
- Ребята, а хотите побывать на «обеде» у муравья? Итак, меню: 1) суп из гусениц; 2) жаркое из тли; 3) нектар из колокольчика.
- Это конечно шутка. Трудно приходится этим маленьким труженикам. За своей работой они иногда не замечают, как кончается день и их домик остаётся далеко-далек от них. А дисциплина у муравьишек строгая. Королева следит за этим. Домой все муравьи должны прийти до захода солнышка. Если оно зашло, то королева муравейника закрывает все ходы.
ИГРА Беда! Беда! Заблудился я, друзья! А дорога далека, а дорога не легка. Солнце на закате. Помогите, пожалуйста, друзья, Отыскать тропинку к домику муравья.
- Поможем, ребята муравьишке? (работа по карточкам). - Под каким деревом домик вашего муравья? - Как называется этот домик? - Успел ваш муравей в свой муравейник? - Ребята! Спасибо, что помогли муравьишке добраться до муравейника. А вы когда-нибудь делали муравьиную зарядку? Так давайте попробуем: Раз, два - выше голова, Три, четыре - лапки шире, Пять, шесть - брюшком повертеть, Семь, восемь - усики разбросим, Девять, десять - отдохнуть мы вас попросим.
Работа по карточкам
(у каждого учащегося карточка на парте)
- Ребята, кто изображен на иллюстрации? (стрекоза, муравей). - Где вы встречались с насекомыми стрекозой и муравьем? А в каких произведениях? («Стрекоза и Муравей» в басне И.А. Крылова). - Составьте предложение с этим словами.
Работа в группах - «Доскажи словечко»:
Не жалеет лаптей И танцует... (муравей) В каждой группе свои задания (проверка идёт по группам).
IV. ИТОГИ УРОКА
- Ребята, с кем мы сегодня начали своё знакомство? (ответы учащихся)
(см. слайд презентации № 26)
- Как называется домик муравья? (ответы учащихся) - Почему муравьёв называют санитарами леса? (ответы учащихся) - Как каждый из вас будет относится к этим насекомым? (ответы учащихся)
Учащийся зачитывает четверостишье Не обижайте муравья, Его обидеть просто. Он очень мал, он очень мал, Он маленького роста.
- Ребята, в природе всё взаимосвязано между собой. И мы с вами частичка этой природы. Если люди будут с любовью и душой относиться к живым существам, то и они будут отвечать людям тем же и по своему говорить «спасибо».
Звучит фрагмент песни: Не пугайте жуков С длинными усами И поверьте, что жуки, И поверьте, что жуки Вас не тронут сами.
Домашнее задание:
- Ребята, у каждого из вас на парте лежит карточка, на которой написано задание (книга-тетрадь, стр. 106-108).
- Придумайте сказку, или загадку, или напишите стишок о муравьишке. - Нарисуйте нового знакомого, подписав все части его тела. Написать предложение с добрыми словами, выразив своё отношение к этому насекомому.
Заключительные слова учителя
- Мы не говорим до свидания нашему новому знакомому, т.к. продолжим с ним встречу на следующем уроке. - Наш урок заканчивается и добрая, мудрая сова благодарит Вас за то, что вы все очень хорошо вели себя в гостях у муравья, и каждый из вас узнал что-то новое. Спасибо! На память о нашем уроке сова дарит вам вот это «насекомое» вкусное, сладкое, красивое.
Учащиеся получают цветы, в которых сердцевинка - конфетка, изображающая насекомое: пчелка, божья коровка, бабочка.
- Наш урок окончен. Спасибо за работу.
Приложение
Кроссворд
Г
У
С
Е
Н
И
Ц
А
П
А
У
К
С
Т
Р
Е
К
О
З
А
К
У
З
Н
Е
Ч
И
К
К
О
М
А
Р
О
С
А
М
У
Х
А
П
Ч
Ё
Л
Ы
С
В
Е
Р
Ч
О
К
Заготовка кроссворда
Карточка