- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Проектная деятельность в начальной школе
Статья Проектная деятельность в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Исмагилова Ф.И. |
Дата | 16.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большеатнинская средняя общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района РТ
Учитель начальных классов, первой категории
Исмагилова Фардия Ильгизовна.
Проектная деятельность в школе. Говоря о проектной деятельности, мы имеем в виду не только метод проектов, а понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих формировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию (проектирование - процесс создания проекта; проект - 1) план, замысел; 2) разработанный план, совокупность документов для создания какого-либо изделия.) Условиями успешности проектной деятельности является:
- умение учителя выдвигать интересные темы для проекта;
- активность ученика;
- связь при проектировании с жизнью ребенка, игрой, трудом.
- создать проблемную ситуацию и подвести к самостоятельному решению;
- излагать разные точки решения;
- предложить вспомогательный дидактический материал (шаблоны, буклеты, инструкции);
- объяснить требования к оформлению; (Приложение 1)
- подключить к деятельности родителей.
Стадии работы над проектом
Содержание работы на этой стадии
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
подготовка
Определение темы и целей проекта
Обсуждение с учителем, получение дополнительной информации. Устанавливают цели.
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели.
Планирование
Определение источников информации, способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Распределение заданий и обязанностей между членами команды.
Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.
Предлагает идеи, высказывает предложения.
Исследование
Сбор информации. Решение промежуточных задач. Основные инструменты: опрос, наблюдение, поиск, изготовление
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.
Наблюдает, советует, руководит.
Анализ и обобщение
Анализ информации. Оформление результатов, формулировка выводов.
Анализируют информацию. Обобщают результаты.
Советует, подправляет.
Представление или отчёт.
Возможные формы представления результатов: устный, письменный.
Отчитываются.
Слушает, задает вопросы.
Оценка результатов и процесса
Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения.
Оценивает усилия учащихся.
Проектную деятельность необходимо дифференцировать по уровням сложности: базовый уровень -1, продвинутый уровень - 2, высший уровень - 3. Это позволяет осуществить дифференцированный подход к проектной деятельности. Достижение базового уровня говорит о всеобуче в формировании деятельности учащихся. Некоторые умения перечислены с указанием уровня сложности (1,2,3). Проектное умение - проблематизация. - Формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблемы - 1. - Выделить проблему из множества проблем (поля проблем) - 2. - Из нескольких расположенных проблем выбрать главную (по тем или иным признакам), выбрать самую актуальную , самую острую, самую доступную в решении) - 3. Проектное умение - целеполагание. - Формулировать цель деятельности по заданному результату - 1. - Выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь. Распределение общей цели между членами - 2. - Ранжировать цели по срокам достижения, по принадлежности - 3. Проектное умение - планирование. - Формулировать задачу, исходя из формулировки цели - 1. -Планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них - 2. - Выполнять графическое представление плана - 3. Проектное умение - рефлексия. - Анализ результатов по практической важности - 1. - Анализ результатов по составлению цели (по социальной значимости, по степени решения проблемы) - 2. - Анализ результатов по оптимальности затрат - 3. Элементы проектной деятельности можно сгруппировать по видам деятельности: Мыследеятельностные: мозговой штурм, проблемная ситуация, постановка вопроса, целеполагание, выбор способа, планирование. Презентационные: устный доклад, презентация, заготовка, отчет. Коммуникативные: слушать, понимать, выражать себя, находить компромисс, взаимодействие внутри группы. Поисковые: находить информацию по учебникам, энциклопедиям, услышать от взрослых, поиск в СМИ, в интернете. Инструментальное: организация рабочего места, подбор материала, наблюдение, измерение, упорядочение. Эти элементы осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее проектирование. Существуют различные типы проектов, которые позволяют учителю решать разнообразные дидактические задачи:
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ.
Цель проекта - решение практических задач.
Результат: макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ.
Цель проекта - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Результат: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ.
Цель проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Результат: дидактический материал к урокам.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
Цель проекта - привлечение интереса публики к проблеме проекта. Результат: литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
ИГРОВОЙ И РОЛЕВОЙ ПРОЕКТ.
Цель - предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Результат: мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). Тип проекта во многом связан с его целью, а значит, с задачами и способами работы учащегося. Учитель может направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение учащихся знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков. Одним из лучших проектов моих учащихся стал информационный проект по окружающему миру в 4 классе « Гербы наших соседей - субъектов РФ: Республики Марий-Эль, Республики Чувашия». Учащиеся искали сходства и различия трех символов - гербов, работали в группах. По ходу проектной деятельности заполняли таблицу, где фиксировали автора герба, атрибутику, соотношение форм, цветовое оформление. Было изучено много исторического материала по геральдике, о национальных обычаях татар, чуваш, марийцев. Родителям было поручено нарисовать герб трёх республик, для защиты проекта перед аудиторией в группах. Свою работу ученики защитили на родительском собрании. Полезную информацию по данной теме мы использовали и на уроках русского языка, ИЗО, технологии, татарского языка. Проектную деятельность учащиеся выполнили с большим желанием и азартом. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных умений, способствует развитие творческих способностей и логического мышления, повышает мотивацию и объединяет знания, сближает учащихся, учит совместному труду.
Список литературы: 1.М.Р.Битянова,Т.В.Беглова «Учимся решать проблемы » М.; Генезис, 2005. 2.М.К.Господникова и др., - 2 ое издание «Проектная деятельность в начальной школе» Волгоград: Учитель, 2010. 3. Интернет - ресурсы.
Приложение 1
Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
1.Титульный лист.
-
Название ОУ.
-
Название работы.
-
Область (предмет).
-
Данные об авторах.
-
Название населенного пункта и год написания.
2. Оглавление.
-
Наименование разделов и глав (если есть), с указанием номеров страниц.
3. Описание работы. Введение.
-
Актуальность.
-
Проблема.
-
Цель.
-
Задачи.
-
Методы.
-
План работы.
4. Описание работы и её результат.
-
Теоретическая часть.
-
Практическая часть (ход исследования и её результат).
-
Назначение и применение проекта.
-
Выводы.
-
Список литературы.
-
Приложение.
5.Рефлекция.
-
Оценивание степени достижения поставленных целей, приобретенные умения знания, навыки.