Поделитесь с коллегами:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Конспект урока по русскому языку
в 1 классе
Тема: «Алфавит»
Подготовила: Макарова Лариса Ивановна
учитель начальных классов
г. Тарко-Сале
Тема урока: Алфавит. Цели: закрепление знаний букв русского алфавита, знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни, осознание необходимости знания алфавитного порядка букв, развитие интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.
Задачи:
Образовательные:
-
Объяснить значение и происхождение слов "азбука" и "алфавит";
-
Учить правильно называть буквы в определенном порядке;
-
Познакомить с использованием записи в алфавитном порядке и учить применять на практике.
Развивающие:
-
Развивать умение пользоваться словарями и знанием алфавита;
-
Развивать устную речь учащихся.
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к особенностям русского языка и русской азбуки;
-
Воспитывать культуру речи.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Формы урока: Практическое занятие. Урок-игра.
Методы: словесные (рассказ и беседа), иллюстративный, использование ТСО, работа с книгой, проблемный, игровой.
Оборудование:
-
Слоговые таблицы
-
Разрезные буквы, для составления слов "азбука" и "алфавит"
-
Картинки для выстраивания предметов в алфавитном порядке: азбуку «профессий».
-
Индивидуальные дидактические карты
-
Словари разных видов
-
ЦОР «Поём русский Алфавит».
-
ЦОР «Автобус номер двадцать шесть» (Азбука в стихах).
-
Медиапроектор и экран, компьютер.
Ход урока.
- Организационный материал.
Звенит, заливается Школьный звонок. Готовьтесь, ребята - Начнём наш урок.
- Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы отправимся в гости к профессору Алфавиту. Он познакомит нас со своими многочисленными друзьями и позволит нам заглянуть в тайники и разгадать секреты, которые он в них хранит. - Итак, вперед, в путь! Царство Букваря ждёт нас.
- Введение в тему.
Отгадайте загадку. Чёрные, кривые, От рожденья все немые, Встанут в ряд - Сейчас заговорят. (Буквы.) - Прочитайте, что написано на воротах царства: Буквы всякие важны, Буквы всякие нужны. - Откройте «Букварь» на стр. 2-3. - Что это? - Правильно, коробка с кубиками. - Почему на кубиках только рисунки? - Правильно, не знали букв. - День за днем, шаг за шагом вы узнавали тайны букв, учились читать и писать. Наконец настал тот день, когда все буквы стали вашими друзьями.
- Изучение нового материала.
- Теперь откройте «Букварь» на стр. 158. - Что вы видите? - Перед вами всё те же кубики, но лежат другой стороной, той, где напечатаны буквы. - Посчитайте, сколько всего букв? - Сколько букв обозначают гласные звуки? Назовите их. - Какая подсказка для этого есть на картинке? - Правильно, красный цвет. - Сколько букв обозначают согласные звуки? Назовите их. - Что вам подсказало? - Правильно, буквы синего цвета. - Назовите буквы, которые не обозначают звуков. - Как окрашены они? - Почему? - Вы молодцы! Профессор Алфавит командует парадом и просит буквы построиться и встать каждой на своё место. Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, И повсюду славятся! - Посмотрите внимательно на плакат «Алфавит». А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ - Прикатили на еже. Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О - Дружно вылезли в окно. Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха - Оседлали петуха. Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я - Все теперь мои друзья. Пять сестренок опоздали - Заигрались в прятки. А теперь все буквы встали В азбучном порядке. Познакомьтесь с ними, дети: Все они стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком. - Какие буквы опоздали? - Найдите им место. - Подумайте, почему буквы стоят в таком порядке? -Определенный порядок облегчает использование, так удобнее и легче искать слова, названия в словарях, энциклопедиях и справочниках. - Как называется расположение букв в установленном порядке? - Правильно, азбука, алфавит. - Разные ли это по значению слова? - Чем отличаются эти «слова-близнецы»? - О происхождении этих слов нам расскажут помощники профессора Алфавита. (Заранее подготовленные дети делают сообщение.) Ученик 1: Алфавит придумали финикийцы. Первая буква в этом алфавите - «алеф», что значит «бык», и её изображение действительно напоминало голову быка. Вторая буква их алфавита называлась «бет», что значит «дом». По этим буквам и стали называть стройный ряд букв. Ученик 2: У меня другая версия. Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква «альфа», а вторая в это время называлась «вита». Получилось слово «алфавит». Ученик 3: Зато история слова «азбука» не вызывает сомнений. Это слово исконно русское. Составлено оно из первых букв русской азбуки - «аз» и «буки».
- Работа с алфавитом.
- Чтение алфавита с правильным называнием каждой буквы.
- Игры с профессором Алфавитом.
- Надо вставить пропущенные буквы. На доске: А Б Д Е К (В, Г, Ё, Ж, З, И, Й) Л М Н С Ц (О, П, Р, Т, У, Ф, Х) Ч Ш Щ (все на месте) Ы Э Я (Ь, Ю) - Ребята, как вы думаете, какие буквы в алфавите «моложе» остальных, возникли позже других? - Правильно, это буквы Ё, Й, Э. - Игра «Расколдуйте слово».
- Буквы обозначены числами по их месту в алфавите. 1) 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20 (алфавит) 2) 4, 18, 1, 14, 16, 20 (грамота) 3) 12, 15, 10, 4, 1 (книга) 4) 19, 12, 1, 9, 12, 1 (сказка) 5) 2, 21, 12, 3, 1, 18, 30 (букварь) - Игра «Составь загадку про букву».
- Послушайте загадку: эта буква обозначает согласный глухой, всегда твёрдый звук. У неё два «соседа» по алфавиту, которые обозначают глухие согласные звуки. С этой буквы начинается имя героя, который придумал сказку про домик на заячьих ножках. С этой буквы начинается и фамилия автора этой сказки. - Что это за буква? - Проверьте свой ответ, она 24-ая по счёту в алфавите. - Дома постарайтесь составить похожие загадки про буквы. - Игра «По порядку становись!»
- А теперь поиграем. У каждого играющего карточка с начальной буквой его фамилии. По команде дети выстраиваются в алфавитном порядке, держа буквы перед собой.
- Физкультминутка.
- Я показываю буквы, а вы их изображаете (Физкультминутки «Живая азбука»).
- Работа в прописи.
- Профессор Алфавит приглашает нас в свои владения. Стены его апартаментов украшают плакаты и рисунки, на которых буквы, слоги, слова. - Откройте пропись №5 на стр. 42-43. - Что вы увидели на этих страницах? - Вспомним, что такое буква? -Правильно, это значок для обозначения звуков на письме. - Мы говорили уже о том, что у каждой буквы два лица - печатное и письменное. - Рассмотрите рисунки. - Как можно озаглавить нашу азбуку? (Презентация «Автобус номер двадцать шесть» С.Я. Маршак).
- Творческая работа учащихся.
(Класс разделён на 3 группы.) Группа «низкого» уровня - «мохнатая» азбука (дети раскрашивают рисунки в прописи с изображением животных, пишут рядом первую букву названия - письменные заглавная и строчная.) Группа «среднего» уровня - «вкусная» азбука (дети получают картинки и загадки, они должны прочитать загадку, приклеить картинку-отгадку, записать рядом первую букву названия). Группа «высокого» уровня - «театр живых букв» или составляет азбуку «профессий». Подсказкой могут служить картинки инструментов. - Какие ещё азбуки можно составить? - Правильно, растений, сказочных персонажей и т. д. - Профессор Алфавит предлагает вашему вниманию экологическую азбуку. - Аккуратно обращайся со своими вещами и книгами: чтобы их изготовить, пришлось затратить и природные ресурсы, и труд многих людей. - Береги игрушки, чтобы не пришлось их выбрасывать и покупать новые. - Выключай свет, когда последним уходишь из комнаты: экономь электричество. - Гуляя по лесу или парку, старайся не нарушать их красоту. - Делай домики и кормушки для птиц, помогай, чем можешь дикой природе. - Если ты вырос из своей одежды, не выбрасывай её: отдай кому-нибудь другому.
- Итог урока.
Прапрадедовской порой Встали буквы в четкий строй. Строй как строй, да не простой, Он зовётся … (Азбукой.) - Какие необычные слова встретились сегодня на уроке? - Какие интересные путешествия совершили на уроке? - Что узнали?
- Домашнее задание (по желанию).
- Узнать у родителей, где в жизни используется алфавит.
ЦОР «Поём русский Алфавит» (ru.youtube.com/watch?v=xQa6tWPCe_g)
Список использованной литературы.
-
Александрова Г. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. - СПб.: Тритон, 1997.
-
Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. - М.: Владос, 2001.
-
Бетенькова М. Н. Орфография и грамматика в рифмовках. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
-
Бунеев Р. Н. Русский язык (первые уроки): учебник для 1 класса. - М.:Баласс: Школьный дом, 2011.
-
Бунеева Е. В. Русский язык.1 и 2 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2010.
-
4.Волина В. Весёлая грамматика. - М.: Олма-пресс, 1999.
-
Волина В. Праздник Букваря. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2006.
-
Волошина О. И. Русский язык. 1-3 классы. - М.: Пррсвещение,2001.
-
Орг А. О. Олимпиада по русскому языку: книга для учителя. - М.: Просвещение, 2005.
-
Сборник диктантов и творческих работ: пособие для учителя начальной школы. - М.: Просвещение, 2004.
-
Соболева О.Л. Когда правила смеются. - М.: Новая школа, 1996.
-
Тикунова Л. И. Сборник диктантов и творческих работ: пособие для учителя начальной школы. - М.: Просвещение, 2005.