ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕСТИВАЛЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю»

Директор МБОУ гимназии №3

_____________З.В. Стрелкова

«_____» ___________2014 год







ПОЛОЖЕНИЕ МБОУ ГИМНАЗИИ №3

О ФЕСТИВАЛЕ ТВОРЧЕСКИХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ»

1. Общие положения

Фестиваль творческих проектов младших школьников «Солнечный луч» (далее фестиваль) проводится в соответствии с планом воспитательной работы МБОУ гимназии №3 в рамках внеурочной деятельности

Цели фестиваля:

· выявление и поддержка одаренных детей;

· формирование исследовательских и коммуникативных умений;

· интеллектуальное, творческое и личностное развитие младших школьников.

Задачи фестиваля:

1. Вовлекать обучающихся начальной школы во внеурочную предметную деятельность.

2. Активизировать сотрудничество учителей, обучающихся и родителей в рамках проектной деятельности.

3. Способствовать повышению методического уровня педагогов в сфере работы с одаренными детьми.

4. Повышать мотивацию педагогов к организации внеурочной творческой деятельности обучающихся.

2. Руководство проведением фестиваля

Подготовку и проведение фестиваля осуществляют МО начальной школы, МО классных руководителей гимназии, творческая инициативная группа

3. Номинации фестиваля

1.Исследовательский проект-

по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

2.Информационный проект-

направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы

3.Практико-ориентированный «Социальный» проект -

нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, района. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

4.Творческий проект-

предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.



4. Участники и условия участия в фестивале

3.1. К участию в фестивале приглашаются учащиеся гимназии в возрасте от 6 до 11 лет.

3.2. Подготовка проектов может осуществляться как индивидуально, так и группой участников. Приветствуется участие родителей в разработке проектов.

3.3. Проекты от одного участника (одной группы) могут быть представлены в нескольких номинациях, но не более одного проекта в номинации.

3.4 По продолжительности подготовки проектов - средней продолжительности (до 1 месяца)

3.5 Время защиты проекта- от 5 до 7 минут (очно)

3.6 Количество проектов от класса - по 1 проекту в 4 направлениях

3.7 Оформление проекта

-Титульный лист ( Номинация проекта, название темы проекта, ФИО учащегося, класс, возраст, домашний адрес, телефон родителей)

- Структура работы (введение, основное содержание, заключение, список используемой литературы, приложения)

- Проект сдается на конкурс в отдельной папке (распечатанный цветной вариант с приложением на цифровом носителе )

5. Порядок проведения фестиваля

5.1. Фестиваль проводится с 11ноября по 12 декабря

5.2. Заявка на участие предоставляются до 10 декабря

Форма заявки

ОУ

ФИ участника

(участников)

Возраст

Номинация

Тема проекта

ФИО

руководителя


5.3. Материалы проекта (презентации, фотографии, видеоролики и т.д.) предоставляются не позднее 10 декабря

Форма паспорта проекта

1

Название проекта

2

Номинация

3

Авторы проекта

4

Руководитель проекта

5

Поддержка проекта родителями (в чем заключается)

6

Актуальность проекта

7

Краткое описание проекта (не более 1 страницы)

8

Описание прилагаемых иллюстративных материалов проекта

9

Контактная информация

Телефон

Эл.почта

5.4. Оценка представленных на фестиваль проектов осуществляется экспертной комиссией по направлениям



6. Критерии оценивания проектов

6.1. Оценка представленных на фестиваль проектов проводится по пятибалльной шкале по следующим критериям:

· Соответствие проекта целям и задачам фестиваля;

· Соответствие паспорта проекта утвержденной форме;

· Соответствие содержания проекта заявленной номинации;

· Четкость, логичность и последовательность описания проекта;

· Оригинальность и творческий подход при создании иллюстративных материалов к проекту.

7. Защита проектов, подведение итогов и награждение

7.1. Защита проектов, подведение итогов и награждение участников фестиваля проводится 12 декабря в актовом зале гимназии

7.2. Всем участникам фестиваля вручаются дипломы лауреатов участника, а участники, занявшие призовые места, награждаются дипломами лауреатов I, II, III степени





Приложение №1

к положению о фестивале



Критерии оценивания исследовательских и творческих проектов младших школьников


(очный этап)




1. Презентация работы (или другая форма) - до 17 баллов 1. Содержательный аспект презентации - до 4 баллов - оптимальное количество слайдов - 1 балл - слайды не перегружены текстом - 1 балл - эстетичность в оформлении слайдов - 1 балл - соответствие чертежей, таблиц, рисунков, фотографий предлагаемому материалу - 1 балл
2. Качество речи - до 5 баллов - языковые средства должны соответствовать возрасту, отвечать нормам правильной литературной речи и сохранять основную мысль на протяжении всего выступления - до 2 баллов - чёткость речи - 1 балл - логика изложения - 1 балл - умение аргументировать, делать чёткие выводы - 1 балл

  1. Коммуникативные умения - до 6 баллов
- свобода в изложении материала (рассказ) или чтение с листа - до 2 баллов - умение понимать вопросы и давать адекватные ответы - до 2 баллов - качество ответов на вопросы (полнота и чёткость, владение терминологией) - до 2 баллов
2. Особое мнение жюри - 1 балл
Максимальное количество баллов на очном этапе - 17 баллов















Приложение №2

к положению о фестивале



Критерии оценивания исследовательских и творческих проектов младших школьников ( заочный тур)



1. Соответствие темы проекта возрасту участника - 2 балла.
2. Исследовательский характер работы - до 10 баллов. 2.1. Соответствие теоретической и практической частей - до 3 баллов - теоретическая и практическая часть логично связаны, достаточны по объёму и направлены на решение исследовательской проблемы - практическая часть присутствует, но слабо связана с теоретической, незначительна по объёму - работа имеет в большей степени теоретический характер 2.2. Корректность методов исследования - до 2 баллов 2.3. Результативность исследования - до 3 баллов - выводы системны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме и содержат возможные варианты её решения; цели и задачи достигнуты, адекватно представлены в выводах - выводы находятся в смысловом поле проблемы, но носят абстрактный или частный характер, не охватывая проблему в полном объёме - выводы отсутствуют, отсутствует соотнесение между целью, задачами и результатами исследования

  1. Элементы исследовательской компетентности - до 2 баллов
- цели и задачи достигнуты, адекватно представлены в выводах - цели и задачи достигнуты частично
3. Оценка автором собственных достижений - до 8 баллов 3.1. Научное и практическое значение результатов работы - 1 балл 3.2. Новизна и актуальность работы - до 3 баллов - актуальность темы, проблемы, её обоснованность - до 2 баллов - предложен и выполнен оригинальный эксперимент - 1 балл - имеются другие элементы новизны - 1 балл 3.3. Самостоятельность автора в подходе к раскрытию темы - до 3 баллов - наличие авторской позиции - 1 балл - использование личного опыта - 1 балл - наличие собственных выводов и обобщений - 1 балл 3.4. Достоверность результатов работы - 1 балл
4. Эрудированность автора в рассматриваемой области - до 3 баллов - использование известных результатов и научных фактов в работе - 1 балл - межпредметные связи (МПС) - 1 балл - владение научной терминологией - 1 балл
5. Структурно-содержательный компонент - до 17 баллов 5.1. Формулирование цели и задач проекта - до 2 баллов 5.2. Логика изложения, убедительность рассуждений - 1 балл 5.3. Структура работы - до 3 баллов - введение, цель, задачи - 1 балл - основная часть со своими разделами - 1 балл - заключение - до 2 баллов - список использованной литературы (не менее 5 источников, с указанием библиографических данных) - до 2 баллов - наличие иллюстративного материала (таблицы, схемы, рисунки, фотографии и др.) и его соответствие теме - до 2 баллов - эстетичность оформления - до 2 баллов - вклад ученика в проектную работу - 1 балл

Максимальное количество баллов на заочном этапе - 40 баллов









Консультант фестиваля

Антуганова Г.А. 960-476-0-424

Критерии оценки и показатели эффективности проекта.

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности - один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Проектная и исследовательская деятельности дают возможность формировать на их основе учебно-познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны.

Ученическое проектирование - это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.

  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью..
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения;
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Метод проектов целесообразно применять, если
Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
Возможно структурирование (этапность) проекта.
Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектный метод направлен на …
Развитие критического мышления:
Развитие творческого мышления:
Умения работать с информацией;
работать в коллективе;
владеть культурой коммуникации.
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
6. Защита проектов.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
ТИПЫ ПРОЕКТОВ
По доминирующему в проекте методу:
1. Исследовательские. 2. Информационные. 3. Творческие. 4. Игровые. 5. Практические.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
Личностные; парные; групповые.
И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.
Стадии работы над проектом То есть проект - это «пять П»
Проблема - Проектирование (планирование) --Поиск информации - Продукт - Презентация.
Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа , схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

Требования к учебному проекту - совершенно особые.
Требования, в общем простые, и главное из них - «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка.
Памятка начинающему исследователю
Выбери тему исследования
Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта.
Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:
- Атрибуты несуществующего государства;
- Бизнес-план;
- Видеофильм;
- Выставка;
- Газета;
- Журнал;
- Законопроект;
- Праздник - Статья;
- Сценарий;
- Учебное пособие;
- Чертеж;
Паспорт проектной работы
Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1)Название проекта.
2) Руководитель проекта.
3) Учебные ДИСЦИПЛИНЫ, близкие к теме проекта.
4) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
5) Тип проекта 6)Заказчик проекта.
7) Цель проекта(практическая и педагогическая цели).
8) Задачи проекта 9) Необходимое оборудование.
10) Аннотация 11) Предполагаемые продукт(ы) проекта.
12) Этапы работы над проектом
Виды презентаций проектов могут быть различными, например:
- Игра с залом.
- Научный доклад.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
«Подводные камни» проектного метода
1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта - его превращение в реферат.
3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.
В результате многолетнего педагогического проектирования учитель на практике доказал, что проектное обучение даёт ему возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».
из сундучка».
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».



© 2010-2022