Рабочая программа по ИЗО для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрено на заседании методического совета Протокол № 1 от 29.08.2014 г

Утверждено

Приказ по школе

№ 61/3 от 02.09.2014г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 1 класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основной общеобразовательной школы города Кирсанова Тамбовской области

Марухиной Галины Владимировны

Период реализации программы: 01.09.2014-25.05.2015гг.





















  1. Пояснительная записка

Программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В качестве основы художественного воспитания отечественная педагогика рассматривает художественное творчество детей как процесс их приобщения ко всем видам искусства. Еще в конце XIX века на Первом съезде русских художников и любителей художеств была принята формулировка: «Элементы художественного образования необходимы для полноты развития личности». Сегодня особенно важно понимание того, что от решения вопросов художественного образования зависит сохранение и развитие культуры, а эстетическое воспитание - путь к духовному возрождению нации. В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.

1.1.Общая характеристика предмета Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются тем, что на первом этапе обучения, когда ученик еще не приобрел элементарных знаний, умений и навыков, можно начать процесс обучения, опираясь на цвет, форму, линию, образ и настроение. Развитие творческих способностей и потенциала ребенка, его первые удачи и успехи становятся надежным фундаментом для получения новых более сложных и абстрактных понятий, таких, как число и счет; звук и буква, слова и предложения. Первичность художественной деятельности и художественно-образного восприятия является естественной для человеческой природы и психики. Вначале каждый человек видит и слышит, это вызывает у него определенные чувства или эмоции, и только затем появляется стремление сосчитать и описать. Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными на развитие рационально-логического типа мышления, уроки изобразительного искусства, направленные на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, обеспечивают становление целостного мышления растущего человека. Таким образом, в материале учебника учтены психофизиологические особенности младшего школьника. Доминирующее значение имеет направленность курса изобразительного искусства на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Знакомство с ассортиментом художественных материалов, их свойствами и техниками применения; получение опыта эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. 1.2. Цель и задачи: В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели: - развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; - освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка; - овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности; - воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Задачи: - учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; - развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству. 1.3.Нормативные правовые документы. Рабочая программа разработана на основе: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009г. №373) с изменениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241); - Приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»; - Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова (приказ №75/1 от 28.078.2013 года).
1.4.Сведения о программе. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова 1 - 4 классы разработана на основе: -федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования; -примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2012 год; -Концепции духовно - нравственного развития и воспитния личности гражданина России; - авторской программы курса «Изобразительное искусство» под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, «Просвещение», 2012 год; 1.5. Информация об учебнике. - Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова Изобразительное искусство. Учебник. 1 класс - М.: "Просвещение", 2012г. 1.6.Обоснование выбора программы. Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала
1.7.Информация о внесенных изменениях В авторскую программу изменения не внесены.
1.8. Особенность курса. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; способности к познанию мира через чувства и эмоции. Совместно с остальными предметами программы изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.
1.9. Основные содержательные линии. Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы - живопись, графика). Изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению. Рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведётся по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа - орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) Осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приёмы народной росписи. Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура). Развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности
1.10.Место предмета в учебном плане. На изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю, всего 33 часа. 1.11. Формы контроля. Выставка в классе детских работ; участие в конкурсах, фестивалях, технических выставках. Изготовление подарков к праздникам родителям, близким людям, друзьям, ветеранам, пенсионерам, предшкольникам.
1.12. Методы изучения предмета: - объяснительно - иллюстративный; - репродуктивный; - наглядный. 1.13. Педагогические условия и средства реализации стандарта. Выполнение программы ориентированно на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-путешествий, уроков-праздников, уроков-викторин, уроков-игр, экскурсий, проектной деятельности с использованием современных технологий; проблемно-поискового обучения и личностно-ориентированного развивающего обучения. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная форма работы. Методы обучения

  • словесные, наглядные, практические;
  • индуктивные, дедуктивные;
  • репродуктивные;
  • самостоятельные, несамостоятельные;
2. Требования к уровню подготовки учащихся

В конце 1 класса учащиеся должны знать:
- три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную. - названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой); - правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность; - элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый; синий + жёлтый = зелёный) и т. д. - простейшие приёмы лепки. В конце 1 класса учащиеся должны уметь: - верно держать лист бумаги, карандаш; - правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО; - выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира; - передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов; - применять элементы декоративного рисования кистью; - применять простейшие приёмы лепки. 3. Планируемые результаты освоения предмета Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов: Личностные результаты

  • в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры, эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса;
  • в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  • в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.
Предметные результаты
  • в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества, осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности, приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности, различать виды художественной деятельности, узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
  • в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства), развивать художественный (этический) вкус, видеть и уважать культуру других народов;
  • в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;
  • в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, фантазию, формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства, умения воспринимать эстетические ценности, высказывать своё отношение к произведениям искусства, формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры, эстетический кругозор;
  • в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.
Метапредметные результаты обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий:
  • регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверного, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
  • познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике; добывать новые знания, находить ответы на вопросы (используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания;
  • коммуникативные: уметь пользоваться языком изобразительного искусства (донести свою позицию до собеседника, оформить свою мысль в устной и письменной форме), слушать и понимать высказывания собеседника, выразительно читать и пересказывать содержание текста, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках и следовать им; учиться согласованно работать в группе














4.Учебно-тематическое планирование


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика

деятельности

учащихся

Раздел 1. «Давайте познакомимся» (3 ч)

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.

Как работать с учебником.

Материалы и инструменты

Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять значение каждого пособия. Осваивать критерии выполнения изделия и навигационную систему учебника (систему условных знаков) Осуществлять поиск необходимой информации (задавать и отвечать на вопросы о круге интересов). Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию и переводить ее в знаково-символическую систему (рисунок- пиктограмму).

Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места

Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами.

Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.

Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках.

Понятие: «технология».

Что такое технология.

Объяснять значение слово «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника.

Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на уроках «Технологии», соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности (чему научатся).

Раздел 2. «Человек и земля» (15 ч)

Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Заготовка листьев и плетение венков. Плетение цепочек.

Природный материал.

Венок из листьев. Плетение цепочек.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов: собрать листья высушить под прессом. Уметь плести венки из собранных листьев.

Уметь плести цепочки из осенних листьев.

Заготовка различного природного материала: веточек, шишек, плодов каштана, желудей и т.д. Заготовка семян различных деревьев, ягод, плодов. Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян. Понятие: «земледелие», Проект «Осенний урожай».

Сбор природного материала.

Сбор семян и ягод.

Уметь заготавливать природный материал необходимый для изготовления изделий.

Уметь собирать семена и ягоды для подкармливания птиц зимой и для использования их для изготовления поделок из природного материала.

Растения. («Осенний урожай»).


Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Понятия: «эскиз», «сборка». Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции. Понятие: «композиция».

Изделие «Мудрая сова».

Пластилин.

«Ромашковая поляна»,

«Мудрая сова».

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов.

Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его выполнения под руководством учителя. Корректировать выполнение изделия. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.

Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов.


Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее. Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы».

Изделие. Закладка из бумаги.

Бумага. «Волшебные фигуры»,

«Закладка из бумаги».

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.

Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу.


Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски). Изделие «Пчелы и соты».

Насекомые.

«Пчелы и соты».

Использовать различные виды материалов при выполнении изделий (природные, бытовые и пластичные материалы). Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность при выполнении изделия по слайдовому плану. Оценивать качество выполнения работы, используя «Вопросы юного технолога».


Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре. Проект «Дикие животные».

Изделие: «Коллаж «Дикие животные».

Дикие животные.

«Коллаж».

Осваивать приемы создания изделия в технике коллажа. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план на основе «Вопросов юного технолога», обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера при выполнении изделия; проводить оценки и самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие.


Проект «Украшаем класс к новому году». Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Украшение на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги. Изделие: «украшение на елку»

Новый год.

«Украшение на елку».

Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план, используя «Вопросы юного технолога»; распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру.

Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия.

Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса.


Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином. Изделие: «Котенок».

Домашние животные.

«Котенок» (лепка)

Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание. Анализировать форму и цвет реальных объектов (домашних животных), соблюдать их при выполнении изделий.

Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.

Определять по слайдовому плану последовательность выполнения изделия. Определять и использовать приемы работы с пластилином, необходимые для выполнения изделия. Понимать значение домашних животных в жизни человека.


Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов. Понятия: «макет», «гофрированный картон». Изделие: « Домик из веток».

Такие разные дома.

«Домик из веток».

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды домов. По иллюстрации учебника и собственным наблюдениям составлять рассказ о материалах, используемых при строительстве домов. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства гофрированного картона. Проводить эксперимент по определению способа сгибания гофрированного картона (вдоль линий). Создавать макет дома из разных материалов (гофрированный картон и природные материалы)Осваивать способы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина.

Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Контролировать и корректировать выполнение работы на основе сайдового плана.


Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза. Понятия: «сервировка», «сервиз». Проект «Чайный сервиз» Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»

Посуда.

«Сервировка стола» (лепка).

Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять и обсуждать план выполнения изделия, используя «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить оценку качества выполнения изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их выполнения. Использовать приемы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.

Использовать правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз». Осваивать правила поведения за столом.


Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу. Изделие: «Стул»

Мебель.

«Стул ».

Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдовых и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие по собственному эскизу. Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составлять рассказ, основываясь на своем опыте, об инструментах, приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры.


Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Понятия: «выкройка», «модель» Изделие: «Кукла из ниток»

Одежда, ткань, нитки.

«Кукла из ниток».

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)

текстильные и волокнистые материалы. Под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве.

Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Определять инструменты и приспособления необходимые для работы. Осваивать умение наматывать нитки, связывать их и разрезать.

Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осмысливать способы изготовления одежды и ее назначение.


Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц. Изделия: «Закладка с вышивкой».

Учимся шить. Строчки.

Как получаются ткани. Вышивание по криволинейному контуру. Шов «вперёд иголку». Двойной шов «вперёд иголку». «Закладка с вышивкой».


Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий. Сравнивать различные виды пуговицы (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания; способы выполнения стежков на основе прямых стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывать рабочее место. Осваивать правила экономного расходования тканей и нитей при выполнении изделия. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.

Учимся шить.

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.

Раздел 3. «Человек и вода» (2ч)


Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца. Изделие: «Колодец».

Вода в жизни человека.

Вода в жизни растений.

«Проращивание семян».

Питьевая вода.

«Колодец».


Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике. Осваивать последовательность создания модели куба из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек). Самостоятельно анализировать образец. Конструировать макет колодца. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Сравнивать способы и приемы выполнения изделия. Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу. Использовать различные виды материалов для создания композиции и ее оформления.


Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом. Понятие: «оригами». Проект: «Речной флот» Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот».

Передвижение по воде.

«Кораблик из бумаги».


Осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой - «оригами». Составлять и оформлять композиции по образцу. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его выполнения детали. Исследовать различные материалы на плавучесть. Использовать известные свойства материалов при определении приемов выполнения изделия. Определять используемые материалы и инструменты по слайдам готовых изделий. Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, используя «Вопросы юного технолога», распределять роли, проводить самооценку, обсуждать план. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.

Раздел 4. «Человек и воздух» (2ч)


Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе. Понятие: «мозаика». Изделие: «Попугай»

Полеты птиц.

«Попугай».


Осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваной бумаги». Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Осваивать и использовать способы экономного расходования бумаги при выполнении техники «равной бумаги». Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, корректировать и контролировать последовательность выполнения. Выполнять заготовки для мозаики в группе.


Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу. Понятия: «летательные аппараты». Изделие: «Самолет».

Полеты человека.

«Самолетик».


Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности. Осваивать технологию моделирования. Использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие, использовать технику «оригами». Соотносить текстовый и слайдовый план.

Раздел 5. «Человек и информация» (1ч)


Знакомство со способами передачи информации. Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение. Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.

Важные телефонные номера.

Правила движения.


Осуществлять поиск информации о способах передачи информации. Анализировать, сравнивать, соотносить информацию с знаково-символической системой. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение. Составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого информацию из учебника ОБЖ и собственный опыт. (Закрепить знания о способах обеспечения собственной безопасности).Составлять простой графический план местности, расставлять дорожные знаки, определять маршрут.

Раздел 6. «Практика работы на компьютере» (10 ч)

Обобщение и систематизация знаний учащихся об устройстве компьютера. Формирование навыков работы с компьютером. Знакомство учащихся с комбинациями клавиш.

Включение и выключение компьютера. Освоение клавиатуры. Правило раскрашивания. Изменение фонового цвета, карандаш, распылитель. Лупа. Заливка.

Знать основные части компьютера, их назначение, уметь пользоваться компьютерной техникой;

соблюдать правила работы на компьютере.












5. Развёрнутое календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип

урока

Требования

к уровню

подготовки

учащихся

Элементы

содержания

Формы контроля

УУД

Дата проведения

Дата

фактического проведения

Восхитись красотой нарядной осени (8ч)



1


Волшебный мир изобразительного искусства.

Какого цвета осень?

Экскурсия

Иметь первоначальное представление о роли изобразительного искусства в жизни людей.


Представление о роли изобр.иск.

в жизни людей

Рассказ с элементами беседы: «Осень мне нравится очень», «Какого цвета осень?»

Фронтальный

Формировать восприятие художественного произведения

02.09.14


2

Твой волшебный букет

Экскурсия

Знать название главных и составных цветов, способствовать развитию пространственных представлений

Умение составлять композицию из листьев, делать ее выразительной

Фронтальный

Формировать эмоциональное положительное отношение к занятиям изо

09.09.14


3

Осенние перемены в природе

Экскурсия

Уметь высказывать свое отношение к осенним переменам в природе

Отношение к природе, человеку и обществу

Фронтальный

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание об особенностях и признаках осени

16.09.14


4

В сентябре у рябины именины

Экскурсия

Знать об особенностях растения - рябины, его пользе, легендах, символическом значении, уметь описывать предмет, передавать его внешние характеристики

Словесно - иллюстративный рассказ с элементами беседы. Использование художественных материалов. Различие основных и составных цветов

Фронтальный

Осуществлять контроль за участием в интересных для него видах работ, уметь формулировать ответ на вопрос.

23.09.14


5


«Щедрая осень»

Экскурсия

Уметь различать основные жанры изобразительного искусства, воспитывать интерес к окружающей природе.

Умение анализировать форму объектов, идентифицировать цвета, слушать собеседника и вести диалог о красоте цвета в природе и искусстве

Фронтальный

Эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства, видеть в обыденных предметах красоту.

30.09.14


6

В гостях у народного мастера С.Веселого. «Золотая осень»

Экскурсия

Знать о хохломской росписи, об особенностях росписи посуды хохломского промысла, уметь выделять элементы узора Хохломы и видеть их красоту

Умение описывать узор, передавать его внешние характеристики

Фронтальный

Эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства, уважительно относится к народным мастерам и их труду.

07.10.14


7

«Золотые травы России»

Экскурсия

Расширить представления о хохломском промысле, элементах хохломского узора, произведениях декоративно - прикладного искусства

Умение эстетически воспринимать окружающий мир, связывать их со своими наблюдениями за приметами осени, родного края.

Фронтальный

Самостоятельно создавать способы решения проблемы художественно - творческого характера

14.10.14


8

Наши достижения. Проект «Щедрый лес и его жители»

Комбини

рованный

Уметь работать в коллективе, создавать коллективные композиции, распределять роли в группе, представлять выполненную работу.





Умение работать кистью и красками, используя художественные приемы: красочное пятно и линии, раздельный мазок, оттиск.

Выставка работ

Ориентироваться в информационном и иллюстративном материале пособия,

понимать содержание рисунков и соотносить их с собственными впечатлениями

21.10.14


Любуйся узорами красавицы - зимы - 7ч

9

О чем поведал каргопольский узор

Комбини

рованный

Уметь передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов, научиться рисовать элементы каргопольского узора

Основы изо: рисунок, цвет, пропорции

Умение описывать узор, передавать его внешние характеристики

Выставка рисунков

Вступать в обсуждение выполненных работ, оценивать качество их выполнения, отстаивать собственное мнение, оценивать свое эмоциональное состояние на уроке

28.10.14


10

В гостях у народной мастерицы У.И.Бабкиной

Комбини

рованный

Уметь лепить фигурки зверей, используя приемы лепки каргопольских игрушек, выполнять простейшие узоры при росписи игрушек


Виды и жанры изо, их связь с жизнью

Знакомство с материалами для выполнения лепки и росписи игрушки, инструментами, порядком выполнения

Выставка рисунков и поделок из пластилина

Уважительно относится к старине и русским обычаям, выражать любовь к России

11.11.14


11

Зимнее дерево

Комбини

рованный

Уметь различать виды произведений изобразительного искусства: живопись, книжную графику; сравнивать их, видеть признаки зимы в природе родного края


Знать, что такое искусство графики, графические художественные приемы, умение с помощью разнообразных графических приемов выполнить композицию зимнего леса

Выставка рисунков

Принимают и сохраняют творческую задачу, составляют описание зимней поры, видят признаки зимы в природе родного края

18.11.14


12

Зимний пейзаж:день и ночь

Комбини

рованный




Научиться различать графические и живописные произведения, рисовать рисунки в технике графики

Расширять представления о приметах зимы, живописи, графике; научится описывать зимний пейзаж словами, используя образные выражения; рисовать зимний пейзаж в технике графики

Выставка рисунков

Эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства, понимают значение красоты природы и произведений искусства для человека и принимают его.

25.11.14


13

Белоснежные узоры

Комбини

рованный









Видеть красоту кружев, замечать разное построение узора в различных по форме кружевных изделиях, кончиком кисти рисовать узор из знакомых форм

Познакомить с народным творчеством, вологодскими кружевами, воспитывать чувство гордости за наше культурное наследие, интерес и уважение к труду мстеров.

Выставка рисунков

Строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях вологодского кружева, его узорах, элементах узора, сравнивают разные виды искусства.

02.12.14


14


Цвета радуги в новогодних игрушках

Комбини-

рованный


Уметь передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов

Знать элементарные правила смешивания цветов

Основы изо: рисунок, цвет, пропорции

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке


Выставка рисунков и поделок из бумаги

Понимать содержание рисунков и соотносить его с собственными впечатлениями

следить за действиями других участников в процессе совместной деятельности

09.12.14


15

Наши достижения. Наш проект «Зимние фантазии»

Комбини-

рованный


Уметь работать в коллективе, создавать коллективные композиции, распределять роли в группе, представлять выполненную работу

Закреплять навыки работы с кистью и красками, знания о художественных приемах, жанрах изобразительного искусства и его видах

Выставка творческих работ

Понимать значение знаний для человека. Эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства, анализировать собственную деятельность на уроке

16.12.14


Радуйся многоцветью весны и лета - 18ч

16

По следам зимней сказки

Комбини

рованный

Уметь применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России, учить рисовать в графической технике

Выставка рисунков

Сформировать чувство гордости за свой народ, уважительно относится к труду мастеров

23.12.14


17

Зимние забавы

Комбини

рованный







Уметь выполнять сюжетную композицию, развивать навыки работы с кистью и красками

Познакомить с произведениями художников и народных мастеров, изображающих зимние забавы, дать представление понятия «сюжет»

Выставка рисунков

Составляют описание зимней поры

Эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства

13.01.15


18

Защитники земли Русской

Решение частных задач

Уметь рисовать богатыря и украшать его воинское снаряжение

Учить изображать богатыря, его воинское снаряжение, оживить представление о былине, о былинных героях

Выставка рисунков

Эстетически воспринимают произведения искусства; сориентированы на уважение к воинам, имеют желание подражать им

20.01.15


19-20

Открой секреты дымки

Комбини

рованный



Знать особенности дымковской игрушки, характерные элементы росписи, уметь лепить дымковскую игрушку и расписывать ее

- рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку

Познакомить с историей дымковского промысла, произведениями дымковских мастеров, элементами дымковского узора. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Выставка расписных дымковских игрушек

Принимать участие в групповом создании творческих работ

Сформировать чувство гордости за свой народ2

27.01-03.02.15


21

Краски природы в наряде русской красавицы

Решение частных задач

Уметь выполнять с помощью разных художественных приемов наряд по мотивам женского народного костюма

Научить рисовать и украшать народный женский костюм, воспитание любви к народному искусству России

Выставка рисунков

Эстетически воспринимают

произведения декоративно-прикладного искусства; сориентированы на активное восприятие произведений, созданных народными мастерами.

17.02.15


22

Вешние воды

Решение частных задач

Уметь выразить в иллюстрации свое отношение к природе родного края

Познакомить с произведениями живописи и поэзии, посвященных весне, научить передавать движение воды разными способами

Выставка рисунков

Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи

24.02.15


23

Птицы - вестники весны

Комбини

рованный


Уметь использовать приобретенные знания для самостоятельной творческой деятельности

Учить выполнять аппликацию из бумаги или лоскутков, развитие навыков работы с красками

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского искусства

Выставка работ

Эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства; сориентированы на активное восприятие произведений поэзии, живописи и красоты окружающего мира

Сформировать чувство гордости за свой народ

03.03.15


24

У Лукоморья дуб зеленый

Решение частных задач

Уметь выполнить композицию сказочного дерева. Знать, как образ дерева становится символом пожелания добра и благополучия

Дать представление об образе дерева в искусстве; научить рисовать дерево; развитие воображения, фантазии и эстетического восприятия

Выставка рисунков

Принимать участие в создании творческих работ

Сформировать чувство гордости за свой народ

10.03.15


25

О неразлучности доброты, красоты и фантазии

Комбини

рованный


Знать, как в искусстве переосмысляется реальное явление и как оно воплощается в художественном образе - знаке-символе или фантастическом герое. Уметь рисовать и лепить коня.

Расширить представление об образах символах, познакомить со значением образа коня, его использованием в произведениях изобразительного искусства

Выставка работ

Строят осознанное и произвольное речевое высказывание, описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства

17.03.15


26

Красуйся, красота, по цветам лазоревым

Комбини

рованный

Уметь правильно работать акварельными красками.

Учить различать оттенки цвета, смешивать краски для получения нужного оттенка.

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского искусства

Выставка рисунков

Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы

07.04.15


27-28

В царстве радуги-дуги. Узнай, как все цвета дружат

Решение частных задач

Уметь составлять сюжет заданной композиций, получать новые цвета путем смешивания красок

Учить получать новые цвета путем смешивания красок, создать условия для закрепления навыков работы кистью и красками

Выставка рисунков

Строят осознанное и произвольное речевое высказывание о многоцветье мира; умеют осуществлять поиск существенной информации о произведениях изобразительного искусства




14.04 - 21.04.15


29

Какого цвета страна родная?

Комбини

рованный

Уметь решать композиционные задачи, знать пейзажи отечественных художников-живописцев, уметь рисовать весенний или летний пейзаж

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке








Выставка рисунков

Строят осознанное и произвольное речевое высказывание; умеют осуществлять поиск существенной информации о произведениях изобразительного искусства


28.04.15


30-32

Наши достижения. Проекты «Весенняя ярмарка» и «Город мастеров»

Комбини

рованный

Уметь работать кистью и красками; уметь работать в коллективе, презентовать свой творческий труд

Формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом

Выставка работ

Понимают значение знаний для человека,

эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства; сориентированы на активное восприятие произведений живописи и декоративно-прикладного искусства

05.05 - 12.05.15


33

Наши достижения. Целый год учились мы, многое узнали…

Обобщающий

Уметь понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, оценивать свои достижения

Обобщить и систематизировать изученный материал

Выставка рисунков

Понимают значение знаний для человека,

эстетически воспринимать окружающий мир, произведения искусства; сориентированы на активное восприятие произведений живописи.

19.05.14



© 2010-2022