Методы подготовки к восприятию текста Какая бывает роса на траве

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовка к восприятию текста «Какая бывает роса на траве»

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.


Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.


Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

  • Беседа.

У. Ребята, сегодня мы продолжим работать над художественным текстом. Родственное слово к слову «художественный» - «художник», человек, который рисует красками, карандашами. А мы будем говорить о писателе, который «рисует» словами.

У. Ребята, внимательно рассмотрите слайды и послушайте музыку.

(Звучит музыка: Эдвард Григ «Утро»; на экране слайды: виды уголков природы, летнего утра.)

Методы подготовки к восприятию текста Какая бывает роса на травеМетоды подготовки к восприятию текста Какая бывает роса на травеМетоды подготовки к восприятию текста Какая бывает роса на траве

У. Что вы увидели?

(Лес, траву, луг, поляну, солнце.)

У.Какое это время года? Почему?

(Лето. Всё зелёное, светит солнышко, цветут цветы.)

У. Какое это время суток? Почему?

(Скорее всего, это утро, встаёт солнышко.)

У. Какие явления природы мы наблюдаем летним утром?

(Восход, роса.)

  • Первичное чтение учителем по презентации

У. Сейчас я прочитаю рассказ об одном из явлений природы. Попробуйте догадаться, слушайте внимательно, можно даже представлять картинки перед собой.(Звучит музыка природы, показ слайдов с текстом и картинками росы).

Что вы представили во время моего прочтения?

Какие ощущения вызвал у вас этот текст?

Что наиболее запомнилось?

Как вы думаете, каким должен быть человек, который смог увидеть и так красиво описать летнее утро?

(Внимательным, наблюдательным, любящим природу, прекрасное.)

Учитель: Как автор относится к тому. Что изображает?

(Восхищается, любуется, очаровывается, поражается.)

  • Рассказ об Авторе.

Давайте попробуем отгадать что это за автор.

Методы подготовки к восприятию текста Какая бывает роса на траве

Это, как мы знаем из предыдущих уроков филворд, давайте по нему догадаемся кто же так замечательно рисует словами.

(Конечно это Л.Н Толстой)

Методы подготовки к восприятию текста Какая бывает роса на траве

(Учитель показывает портрет писателя и одновременно рассказывает о нем.)

У. Под городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал писатель Л. Н. Толстой (1828-1910). 150 лет назад в стране было мало школ даже в городах, а в деревнях почти все были неграмотными. Осенью 1859 г. писатель Л. Н. Толстой открыл в принадлежащей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет. Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую. В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по рисованию и пению. На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют его выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес. В то время для детей книг было мало, и вот известный на весь мир писатель пишет для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 году.

Ребята, посмотрите на эти книжки. (Учитель показывает книги Л. Н. Толстого). Их для детей написал Л. Н. Толстой. Вы их уже можете прочитать сами, узнать о том, как жили в те далёкие времена дети, во что играли, чем занимались.

  • Выразительно чтение детьми.

  • Повторное чтение текста.

  • Выборочное чтение. (Как описывает автор росу, с чем сравнивает?)

  • Напоминание из жизни (Дети видели росу по дороге в школу, в деревне)

  • Сравнение предметов с природными явлениями.

Учитель: Как автор называет капли росы? С чем сравнивает?

(Капли росы сравниваются с алмазами, потому что роса переливается на солнце и сверкает как драгоценные камни.)

Учитель: А с чем ещё можно сравнить капли росы?

(С искрами, каменьями, жемчугом, разноцветными стекляшками, слезинками.)

Учитель: Молодцы! Давайте ещё раз прочитаем, как писатель «рисует» росу.

(Выборочное чтение.)

Учитель: Как вы думаете, когда писатель увидел росу?

(Утром.)

Учитель: Какое это было утро: солнечное или пасмурное? Найдите Доказательство в тексте.

(Выборочное чтение.)

Учитель: Где собираются капли росы? Найдите описание в рассказе.

(Выборочное чтение.)

Учитель: Почему автор сравнивает листочки с бархатом?

(Учитель передаёт по рядам кусочки бархата или бархатной бумаги.)

(У листочков тоже есть ворсинки.)


  • Речевая разминка.

Прочитайте пословицу:

Никакое искусство не достигнет природы.

- по слогам

- с ускорением

- с вопросительной интонацией

- с утвердительной интонацией

Объясните смысл, как вы её понимаете.


  • Стихи о росе.

Летнее утро.

Природа проснулась,

Капля росы

На листке покачнулась...

Свежесть в той капле,

Как в сладкой слезе,

Мир ты увидишь

В прекрасной росе...

Она нам расскажет

Про жаркие дни,

Про солнце, прохладу,

Про краску зари.

Маленький жемчуг

Рассыпан кругом...

Зелень - их пристань,

А утро - их дом.

Я видел впервые

Такую красу:

На листьях зеленых

Цветную росу.

Она вся сияла,

Сверкала, искрилась

И огоньками цветными

Светилась.

И я удивился,

Задумался сразу:

А вдруг из росы

Происходят алмазы?

  • Загадки о росе.

Утром рано на заре

Выступает на траве,

Это капельки с водой

Называются ... .

Утром капельки воды

На траве увидишь ты,

В каплях лепестки цветов,

В каплях листики кустов.

Пьёт из капельки оса.

Эти капельки - ... .

Ночь хрустальные горошки

Уронила на ладошки.

Солнце увидало-

Все горошки скрало.

  • Иллюстрации к тексту.

Методы подготовки к восприятию текста Какая бывает роса на травеМетоды подготовки к восприятию текста Какая бывает роса на травеМетоды подготовки к восприятию текста Какая бывает роса на травеМетоды подготовки к восприятию текста Какая бывает роса на траве

  • Лексикология.

Роса -это водяные капли. Они образуются из влажного воздуха и оседают на охлаждённые поверхности растений, почвы, предметов. Роса выпадает в вечерние и утренние часы.

Роса -это Мелкие капли влаги, оседающие на. растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады.


© 2010-2022