Пояснительная записка по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основной образовательной программой начального общего образования, авторской программой Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казаковой «Окружающий мир», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и ориентирована на работу по УМК: 1. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова (Текст)/сост. Н. В. Нечаева, С.В.Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2012. 2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012 3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2015

  1. На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта МОБУ «ССОШ №1» реализуется программа базового уровня. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование корректируются для работы с одаренными детьми и для обучающихся с ОВЗ.
Цель учебного курса «Окружающий мир»: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  • в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию. Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Поэтому курс, который реализует такое содержание - интегрированный, содержание которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество). Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественнонаучных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса. Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме. Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены данной программой. Во 2 классе на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека - развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы. Этнографические знания, получаемые детьми в ходе изучения интегрированного курса «Окружающий мир», дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории родного края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на территории Республики Башкортостан. В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.

4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО пРЕДМЕТА В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культурообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ Результаты ОСВОения учебного предмета Личностные - формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; развитие интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; развитие умения оценивать ответы и поступки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; развитие этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; формирование представление о своей этнической принадлежности. Метапредметные - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления; освоение способов решения проблем; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии; использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого, сверстника), сбора, анализа информации; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные - Человек и природа: устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли; ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам; различать твердые, жидкие и газообразные вещества; измерять температуру воды, воздуха и своего тела; различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе; определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека; определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода); различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери); приводить примеры представителей разных групп растений и животных; правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями; строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой. Человек и общество: понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира; выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде; соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя; определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.


6. Содержание учебного предмета: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (68 часов) Общий взгляд на Землю (5 часов) Человек и природа. Материки и океаны Земли. Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики. Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий. Как изучают окружающий мир (9 часов) Человек и общество. Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе. Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, интернет. Исследовательская работа. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. Человек и природа. Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой. Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега. Космос и Земля (14 часов) Человек и природа. Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Область жизни на Земле. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края. Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса. Экскурсия в планетарий. Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; наблюдения за погодой. Взаимодействие сил природы (22 часа) Человек и природа. Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса Земли и смена времен года. Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту. Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека. Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы. Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера. Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности. Живая природа (18 часов) Человек и природа. Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы. Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений. Животные. Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных. Особенности питания и размножения. Дикие и домашние животные, обитающие на территории Республики Башкортостан. Правила поведения с домашними животными. Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища. Сохранение редких растений, животных. Красная книга России и Башкортостана. Красота и разнообразие природы России и родного края. Заповедники, заказники на территории Республики Башкортостан. Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; узнавание ядовитых грибов. Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад, краеведческий музей, юннатский экологический центр.


7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


№ п/п

Раздел темы

Количество часов

Практические, исследовательские работы, проекты, экскурсии

Возможные виды деятельности обучающихся 1 Общий взгляд на Землю Человек и природа.
5 часов Практические работы: Работа с физической картой России и полушарий, с глобусом и с контурной картой полушарий. Объяснять назначение глобуса, карты и плана, их условных знаков. Отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты 2 Как изучают окружающий мир? Человек и общество.
9 часов Исследовательская работа на тему «Инструменты и приборы». Практические работы: Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твёрдом, жидком и газообразном состоянии; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега Объяснять, что отличает одного человека от другого. Называть органы чувств, характеризуя функцию каждого органа. Находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе. Включаться в творческую деятельность под руководством учителя. Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. 3 Космос и Земля 14 часов Практические работы: Ориентирование на местности. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление элементарного компаса. Экскурсия в планетарий. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой Рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий. Объяснять причины смены дня и ночи. Сравнивать и различать разные формы земной поверхности. Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. Уметь ориентироваться на местности. 4 Взаимодействие сил природы 22 часа Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера. Экскурсия к водоёму: наблюдение за состоянием водоёма в разное время года Ознакомление с экологическим состоянием своей местности. Понимать значение Солнца для жизни на Земле. Выяснять причину существования на Земле тепловых поясов. Устанавливать соответствие между растительным и животным миром и тепловым поясом, в котором они произрастают и обитают. Объяснять причины смены времён года. Наблюдать за опытами. Делать выводы. Высказывать суждения. Определять состояние воды. Объяснять круговорот воды в природе. Доказывать существование воздуха вокруг нас. Различать формы поверхности (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. Устанавливать на основе имеющихся знаний зависимость между состоянием окружающей среды и воздействием на нее человека. Делать выводы. 5 Живая природа 18 часов Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов. Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад. Сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. Устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком). Моделировать цепи питания

ИТОГО:

68 часов




8. ЦИКЛОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


Тема раздела

Контрольные и диагностические работы

Проверочные работы (тесты)

Практические работы

Наблюдения, творческие и

исследовательские работы

Экскурсии По программе




1. Общий взгляд на Землю
Тест по теме «Общий взгляд на Землю» Практическая работа по теме: «Работа с контурной картой»

2. Как изучают окружающий мир?
Тест по теме: «Человек и природа» Практическая работа по теме: «Органы чувств человека как средство познания окружающего мира» Практическая работа по теме: «Термометр. Измерение температуры тела человека» Практическая работа по теме: «Свойства веществ» Исследовательская работа по теме: «Источники информации» Экскурсия «Осенние изменения в природе». Экскурсия в библиотеку. 3. Космос и Земля




3.1 Космос

Тест по теме: «Космос» Практическая работа по теме: «Смена дня и ночи» Исследовательская работа по теме: «Как найти Полярную звезду». Наблюдение за Полярной звездой, за Луной. Экскурсия в планетарий 3.2 Планета Земля
Тест по теме: «Планета Земля» Практическая работа по теме: «Ориентирование. Работа по карте» Практическая работа по теме: «Компас. Уметь пользоваться компасом» Практическая работа по теме: «Рельеф Земли» Исследовательская работа по теме: «Открытие шарообразности Земли» Творческие задания «Влияние деятельности человека на ландшафт» Экскурсия «Маршрут» 4.Взаимодействие сил природы Контрольная работа за 1 полугодие.
Контрольная работа по теме «Взаимодействие сил природы» Тест по теме: «Строение Земли» Практическая работа по теме: «Свойства воды» Практическая работа по теме: «Три состояния воды. Испарение» Практическая работа по теме: «Как образуется снег и лед» Практическая работа по теме: «Вода - растворитель» Практическая работа по теме: «Опыты с водой. Фильтрование» Исследовательская работа по теме: «Работа воды и ветра» Экскурсия на водоем. 5.Живая природа


Тест по теме: «Живая природа» Практическая работа по теме: «Условия жизни на Земле» Практическая работа по теме: «Распространение хвойных и цветковых растений» Практическая работа по теме: «Растения, их разнообразие» Практическая работа по теме: «Комнатные растения» Практическая работа по теме: «Условия, необходимые для жизни животных» Практическая работа по теме: «Цепи питания некоторых животных» Практическая работа по теме: «Питание животных» Практическая работа по теме: «Бережное отношение человека к животным» Практическая работа по теме: «Бактерии и их роль в жизни человека» Практическая работа по теме: «Правила личной гигиены» Исследовательская работа по теме: «Условия, необходимые растениям для роста и развития» Исследовательская работа по теме: «Здоровый образ жизни» Экскурсия в Ботанический сад. Итого:

2

6

23

6+1+1

6




9. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО обеспечения образовательного процесса
1. Дополнительная литература: 1) Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2011 2) Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем. 2. Интернет-ресурсы: 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru 2. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: nsc.1september.ru/urok 4. Образовательный портал «Ucheba.com». - Режим доступа: uroki.ru 5. Учебно-методический портал. - Режим доступа: uroki.ru. 3. Информационно-коммуникативные средства: Большая электронная энциклопедия (CD). 4. Наглядные пособия: 1) натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего; 2) изобразительные: муляжи плодов, животных и отдельных органов человека; таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых; физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи; атлас для начальных классов; 3) настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»; 4) рисунки, слайды, диафильмы; 5) самодельные наглядные пособия. 5. Технические средства: 1. DVD-плеер. 2. Телевизор. 3. Компьютер. 4. Мультимедийная доска. 5. Медиапроектор. 6. Учебно-практическое оборудование: 1. Доска с магнитной поверхностью и приспособлением для крепления таблиц и карт. 2. Укладка для аудиовизуальных средств (кассет). 7. Специализированная учебная мебель: Компьютерный стол.

10. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ 2 КЛАССА иметь представление: - о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года, - о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности, - о том, как изучают окружающий мир, - о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях; устанавливать связи: - между растениями и животными, - между деятельностью человека и природой; владеть общеучебными умениями (в рамках изученного): - осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп); - подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, классы животных, группы растений); - пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты); - доказывать (устно) высказываемые утверждения; - описывать (устно) объекты (явления) природы; - пользоваться учебной и дополнительной литературой; знать: - что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли; - названия материков и океанов; - что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта; - устройство компаса и правила пользования им; - три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в природе; - условия, необходимые для жизни растений и животных; - особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности; - правила поведения в природе и меры ее охраны; уметь: - ориентироваться на местности относительно своего тела; - определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам; - показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы; - различать вещества и тела; - измерять температуру воды, воздуха и своего тела; - различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп; - приводить примеры представителей разных групп растений и животных; - ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой; - выполнять правила личной гигиены.



Тест №1. Раздел «Общий взгляд на Землю»___________________________________

1. Выбери материк, на котором расположена наша страна:

а) Африка; б) Евразия; в) Австралия.

2. Выбери название страны, в которой мы живем:

а) Русь; б) Белоруссия; в) Россия.

3. Выбери правильную последовательность цветов флага нашей страны (сверху вниз):

а) синий, белый, красный;

б) белый, синий, красный;

в) белый, красный, синий.

4. Выбери фамилию первого космонавта в мире:

а) Леонов; б) Терешкова; в) Гагарин.

5. Выбери самую большую планету Солнечной системы:

а) Юпитер; б) Сатурн; в) Нептун.

6. Выбери название самого холодного материка:

а) Северная Америка; б) Австралия; в) Антарктида.

7. Выбери самый маленький океан на Земле:

а) Индийский; б) Северный Ледовитый; в) Тихий.

8. Выбери естественный спутник Земли:

а) Луна; б) ракета; в) Солнце.

9. Выбери столицу Российской Федерации:

а) Волгоград; б) Москва; в) Санкт-Петербург.

10. Выбери отрывок, который является частью гимна современной России:

а) Славься, славься ты, Русь моя,

Славься ты, русская наша земля.

Да будет во веки веков сильна

Любимая наша родная страна.

б) Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

в) Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов,

Единый, могучий Советский Союз.

Тест №2. Раздел «Как изучают окружающий мир»_____________________________

1. Отгадай загадки и выбери профессию, которую могут иметь только жители села.

а) Если вдруг мы заболеем, б) Нарисует он природу, в) Шумит золотое море,

То к нему бежим скорее. Натюрморт и ваш портрет. В море том корабль плывет,

Он нам выпишет рецепт Взял с собой он на работу Ты, дружок мой, подумай,

И полезный даст совет. Кисти, краски и мольберт Кто корабль тот ведёт?

2. Отгадай загадки и выбери ту, в которой говорится об осязании.

а) Он находится во рту б) Разузнать, сухой предмет, в) По лугу бродил я летом,

Ощущает вкусноту. Или влажный всё же, Но не рвал домой букеты -

И расскажет он всегда, Мягкий, твёрдый иль другой, Чудный запах трав вдыхал.

Ждёт, какая нас еда. Помогает… В этом …. Мне помогал.

3. Вода бывает в трёх состояниях. Выбери ответ, в котором они названы правильно:

а) жидкое, сладкое, грязное;

б) твёрдое, прозрачное, бесцветное;

в) твёрдое, жидкое, газообразное.

4. Выбери утверждение, в котором говорится о значении воды для жизни на Земле:

а) вода обеспечивает условия для жизни растений и животных, без которых не могут существовать люди;

б) вода создаёт условия жизни на Земле;

в) вода необходима для закаливания организма человека.

5. Выбери дополнения к выводу о свойствах воды. Вода - хороший:

а) растворитель; б) пресный напиток; в) источник жизни.

6. Выбери, как называется место, где река впадает в другую реку, озеро или море:

а) приток; б) устье; в) исток.

7. Выбери прибор, служащий для определения направления ветра:

а) флюгер; б) термометр; в) компас.

8. Выбери слово, которое не обозначает вещество:

а) песок; б) глина; в) кирпич.

9. Выбери, что можно сказать, наблюдая за термометром: -5°С; 0°С; +5°С.

а) температура воздуха меняется;

б) стало теплее;

в) стало холоднее.

10. Выбери правило, в котором говорится о бережном отношении к природе:

а) не ломать ветки деревьев, не рвать цветы;

б) собирать растения, чтобы сделать из них гербарий;

в) срывать полевые цветы, чтобы сделать красивый букет для мамы.

Тест №3. Раздел «Космос»___________________________________________________

1. Выбери первого в мире космонавта:

а) Галилео Галилей; б) А.П.Гайдар; в) Ю.А.Гагарин.

2. Укажи, каким космическим телом является Солнце:

а) звезда; б) планета; в) спутник.

3. Выбери верное утверждение. Планеты, которые вращаются вокруг Солнца, образуют:

а) созвездие; б) Солнечную систему; в) космическое пространство.

4. Выбери верное утверждение. Все предметы притягиваются:

а) к Солнцу; б) к Земле; в) друг к другу.

5. Выбери верное утверждение. Ближе всех к Солнцу расположена планета:

а) Земля; б) Марс; в) Меркурий.

6. Выбери правильное утверждение. Звёзды - это:

а) холодные небесные тела шарообразной формы;

б) гигантские скопления горячего газа;

в) малые планеты, которые отражают свет Солнца.

7. Выбери причину смены дня и ночи:

а) вращение Земли вокруг своей оси;

б) вращение Земли вокруг Солнца;

в) вращение Луны вокруг Земли.

8. Выбери естественный спутник Земли:

а) ракета; б) Луна; в) Солнце.

9. Выбери верное утверждение. Природный помощник для ориентирования днём - это:

а) Солнце; б) Полярная звезда; в) компас.

10. Выбери слово, которое не называет космическое тело:

а) ракета; б) планета; в) звезда.


Тест №4. Раздел «Планета Земля»___________________________________________

1. Выбери планету, которая находится третьей от Солнца:

а) Марс; б) Земля; в) Венера.

2. Выбери правильное и полное определение понятия горизонт:

а) видимое вокруг нас пространство;

б) всё, что видно из окна;

в) всё, что видно вокруг.

3. Укажи, чем является глобус:

а) шаром; б) моделью Земли; в) Землёй.

4. Выбери правильный ответ. Наша Земля окутана воздушной оболочкой, которая называется:

а) гидросфера; б) атмосфера; в) литосфера.

5. Выбери правильный ответ. Во сколько раз уменьшены размеры и расстояния на карте, показывает:

а) цвет; б) план; в) масштаб.

6. Высоту гор и глубину морей отсчитывают:

а) от поверхности Земли;

б) вершины самой высокой горы;

в) уровня моря.

7. Выберите правильный ответ. Плоские изображения большого участка Земли - это:

а) карта; б) план; в) глобус.

8. Выбери, какой цвет используют на географической карте:

а) красный; б) жёлтый; в) зелёный.

9. Выбери сторону света, которая на карте находится вверху:

а) юг; б) запад; в) север.

10. Выбери лишнее. Наша планета состоит:

а) из мантии; б) земного ядра; в) материков.


Тест №5. Раздел «Взаимодействие сил природы»______________________________

1. Выбери, какого теплового пояса не бывает:

а) холодного; б) тёплого; в) умеренного.

2. Выбери причину смены времён года:

а) вращение Земли вокруг своей оси;

б) вращение Луны вокруг Земли;

в) вращение Земли вокруг Солнца.

3. Отгадай загадки и выбери время года, когда происходит пробуждение природы.

а) Солнце печёт, б) Тает снежок, в) Пусты поля,

Липа цветёт, Ожил лужок, Мокнет земля,

Рожь поспевает. День прибывает. День убывает.

Когда это бывает? Когда это бывает? Когда это бывает?

4. Выбери лишнее слово, которое не относится к свойству воды:

а) температура; б) форма; в) цвет.

5. Выбери вещество по его свойствам. Непрозрачный, белый, рыхлый, безвкусный, быстро тает в тепле - это:

а) сахар; б) лёд; в) снег.

6. Выбери, какой водоём не является искусственным:

а) водохранилище; б) озеро; в) канал.

7. Выбери, что нельзя отнести к грозным явлениям природы:

а) гроза; б) ураган; в) тайфун.

8. Выбери верное утверждение. Воздух - это:

а) смесь газов, среди которых важнейшим является кислород;

б) смесь газов, среди которых важнейшим является азот;

в) смесь газов, среди которых важнейшим является углекислый газ.

9. Выбери строку, где правильно указаны свойства воздуха:

а) белый, способен перемещаться, имеет приятный запах;

б) тёплый, не имеет формы, хорошо видим;

в) прозрачный, подвижный, способен сжиматься.

10. Выбери тепловой пояс, который расположен по обе стороны экватора:

а) умеренный; б) жаркий; в) холодный.

Тест №6. Раздел «Живая природа»___________________________________________

1. Найди строку с ошибкой:

а) природа - это река, рыба, удочка; в) живая природа - это сосна, ласточка, волк.

б) неживая природа - это сосулька, облако, луна;

2. Выбери правильный ответ. Наука, которая изучает взаимоотношения человека, растений и животных с окружающей средой и между собой, называется:

а) окружающий мир; б) природоведение; в) экология.

3. Вся живая природа делится на четыре царства. Выбери, что не является названием царства живой природы:

а) грибы; б) бактерии; в) насекомые.

4. По описанию определи и выбери группу растений.

Эти растения обычно невысокие. Растут, как правило, на хорошо освещённой солнцем местности. Имеют один или несколько сочных стеблей.

а) кустарники; б) травянистые растения; в) деревья.

5. Выбери, в чем различие культурных и дикорастущих растений:

а) культурные выращивает человек, а дикорастущие растут сами по себе;

б) культурные растения полезны человеку, а дикорастущие - нет;

в) культурные растения человек охраняет, а дикорастущие - нет.

6. Выбери, как ты поступишь, если увидишь незнакомое растение с красивыми ягодами:

а) попробую на вкус, чтобы решить, можно их есть или нельзя;

б) сорву ягоды вместе с ветками и выброшу;

в) пройду мимо, так как незнакомое растение, даже его отдельную часть, есть нельзя.

7. Выбери вид животных по описанию.

Они рождают детёнышей и вскармливают их молоком.

а) птицы; б) млекопитающие; в) рыбы.

8. Выбери животное по его описанию:

Эти животные могут передвигаться по-разному: летать, ползать, бегать, прыгать. Они беспозвоночные.

а) насекомые; б) птицы; в) звери.

9. Выбери основные условия, необходимые для жизни животных на Земле:

а) пища, рост, размножение; б) охрана и забота человека;

в) свет, тепло, вода, воздух, пища.

10. Выбери, как правильно нужно относиться к диким животным:

а) не разорять жилища диких животных, не забирать их детёнышей;

б) брать яйца из гнёзд и выводить птенцов дома;

в) огораживать забором места обитания животных.

Ключи к тестам

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

Тест 1

Б

В

Б

В

А

В

Б

А

Б

Б

Тест 2

В

Б

В

Б

А

Б

А

В

Б

А

Тест 3

В

А

Б

Б

В

Б

А

Б

А

А

Тест 4

Б

А

Б

Б

В

В

А

А

В

В

Тест 5

Б

В

Б

А

В

Б

А

А

В

Б

Тест 6

а

в

в

б

а

в

б

а

в

а



© 2010-2022