- Преподавателю
- Начальные классы
- Рефлексивный отчет по теме: Развитие навыков критического мышления
Рефлексивный отчет по теме: Развитие навыков критического мышления
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ефимова О.И. |
Дата | 06.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рефлексивный отчет по теме: «Развитие навыков критического мышления»
учителя начальных классов: Ефимовой Ольги Иосифовны
Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение.
Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Конфуций. Современный мир движется быстрыми темпами развития информационных технологий, где не только ребенку, но и взрослому человеку порой бывает сложно ориентироваться в жизни. Поэтому, набирая в этом году первый класс, я задумалась над тем, как сделать обучение продуктивным, интересным и чтобы все дети были в него вовлечены через желание узнать, а не заучить. Я придерживаюсь мнения, что творческие способности учащихся можно развивать, создав для этого специальные условия. Если учащийся с самого начала готовится к тому, что он должен создавать, придумывать, находить оригинальные решения известным проблемам, то личность этого ученика будет формироваться не так, как формируется личность ребенка зависящего от учителя в школе и в семье от своих родных. Заранее перед началом учебных занятий, я встретилась практически с каждым ребенком и его родителями, для того, чтобы понять на каком уровне находится ребенок и через беседу смогла определить их уровень развития, кругозор, чем ребенок увлекается, умеет ли он читать, какие занятия его привлекают. Выяснив, что все мои учащиеся знают буквы и умеют читать, я ориентировала свою работу на развитие речи и умение работать с текстом. Так как моей методической темой является тема: Развитие речи учащихся через применение элементов критического мышления на уроках. Поэтому , я поставила перед собой цель проводить уроки таким образом, чтобы они смогли отразить модуль «Развитие критического мышления». Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. (Руководство для учителя стр. 154) Ещё в 1933 году Джон Дьюи (американский педагог - новатор) сказал, что «научить человека мыслить» является главной задачей образования. (Халперн Д. 2000). Поэтому, если мы хотим повысить уровень образования в стране, мы должны будем прививать учащимся такие качества, которые делают человека разумным, обучаемым, мыслящим созданием. (Бруер. 1993) Дайана Халперн рассматривает критическое мышление, как использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формировании выводов, вероятной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. (Халперн Д. «Психология критического мышления», 2000). По моему мнению, критическое мышление должно стать основой образования и очень важно, чтобы учитель был тем звеном, которое помогло бы ученику проявить себя и сделать процесс обучения успешным для ученика. Критическое мышление очень сложный процесс, который базируется на знаниях учащихся и на жизненном опыте. Работая учителем начальных классов, начиная с первых уроков, стараюсь на каждом уроке брать задания для развития критического мышления. Конечно, это трудно, но я преследую цель: помочь ученикам развиваться. Так как именно в начальной школе закладывается тот фундамент, на котором будет строиться всё дальнейшее обучение. Не могу сказать, что у моих детей критическое мышление развито у всех одинаково и в полной мере. Но предпосылки развития я уже замечаю на своих уроках. При выполнении заданий на уроках прошу ребят больше приводить примеров из жизненного опыта, тем самым, не заметно для них, учу их наблюдать, выделять главное и замечать изменения. Это я делаю для того, чтобы при выполнении учебных заданий они уже могли легче ориентироваться в них и не боялись высказывать своё мнение. Ведь через умение доказать , отобрать информацию и происходит развитие критического мышления. Ребятам очень нравятся задания, в которых необходимо что - то придумать, создать. Поэтому на своих уроках я стараюсь создавать благоприятные условия для творческого развития моих учеников, тогда они уже не находятся в постоянной зависимости от учителя, а могут сами находить решение, вставшей перед ними проблемы или возникшего вопроса. Ребятам нравится самим определять тему урока, конечно, это у них получается ещё не очень хорошо, но они уже могут предположить , наметить цели урока. Чтобы им было легче, я создаю проблемную ситуацию или через загадку направляю их на тему урока. Конечно, очень сложно проводить уроки в начальной школе, строя их по технологии развития критического мышления. Ведь каждый урок имеет свою структуру, так и урок в технологии развития критического мышления по структуре состоит из трёх стадий или этапов: вызов, осмысление и рефлексия. Определение критического мышления обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов. Значит, главное правило данной технологии: задавать вопросы при решении проблемной ситуации, учить вести диалог. (Халперн Д. 2000) Поэтому при построении своих уроков я взяла за основу структуру урока по развитию критического мышления, при этом стараясь в полной мере показать все идеи модуля. Хочу остановиться подробно на примерах заданий, которые я применяю на своих уроках. Начиная свои уроки (стадия вызова) стараюсь стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают, и на каких знаниях будет основываться сегодняшний урок. Часто применяю на уроке «корзину идей», когда учащиеся могут высказать свои предположения по теме урока или показать те знания, с которыми они пришли на урок по данной теме. Для начальной школы главной формой обучения является игровая форма, поэтому такое задание ребята воспринимают как игру, а на самом деле сами не замечая этого, показывают свои знания. С первых уроков ребята понравилось задавать друг другу вопросы. Я применяю такую работу для проверки знаний по окончанию урока, проверке домашнего задания. Хотелось бы отметить, что первые вопросы были все толстые, но теперь ребята уже стараются формулировать вопросы так, что поймать ответчика в ловушку, проявляют гибкость ума и, конечно, показывают степень своих знаний. С января я начала давать ребятам задания поискового характера. При выполнении которых им необходимо обратиться в источники за информацией (подбери слова по схеме, найди птиц, в названии которых спряталась буква «Ф», подбери слова на данное написание «ча-чу, ща-щу», подбери слова, чтобы буква спряталась в начале, середине и конце слова). Выполняя эти задания ребята могут проявить смекалку, показать умение работать с информацией и источником (ребята уже начинают работать со словарями) и продемонстрировать умение отбирать нужную информацию. Так же на уроках применяю групповую форму работы. Ребята составляют рассказ, используя отдельные картинки, которые они должны связать в рассказе. Также применяю групповую работу по созданию постеров (стадия осмысления). Так на познание мира ребята составляли постеры по темам «Зима», «Весна», «Осень», «Лето». Первый постеры они составляли имея ресурсы, из которых они брали информацию. Постеры по темам «Зима» и «Лето» ребята составляли самостоятельно, используя только те знания, которыми они обладают. Данную работу применяю для того, чтобы ребята учились работать в группе, выслушивать друг друга, доказывать свой выбор, подбирать нужную информацию, соотносить свою информацию и другие информации по определенной теме. На стадии вызова часто работаем со стихотворением - загадкой, ребусом, анаграммой. Таким образом, ребята определяют тему, по которой они будут работать. Работая со стихотворение - загадкой и ребусом я стараюсь обратить внимание ребят на самое главное, чтобы они смогли довольно легко определить тему и цель урока. Почему я останавливалась так подробно над данной стадией на уроке? Да потому что, как известно, что все стадии урока между собой тесно связаны. И, как говорят, как начнешь дело так оно и пойдёт. Уча ребят задавать вопросы помогаю им показать свои умения и знания , что очень важно при развитии критического мышления. Данные виды работ проводятся мною с целью помочь ученикам восстановить в памяти изученный ранее материал и настроиться на работу, будучи уверенные в своих знаниях. На данной стадии моя роль- это роль собеседника и наставника, а также помощника, который направляет учащихся. На стадии осмысления на уроках грамоты составляем с ребятами «карты ума». Данная работа направлена на умение выделять главное в предложении (пока только работаем по предложениям). Из полученных главных слов составляем карту ума - описание героя, животного, птицы, характеристика буквы и звука. Также на урока часто применяю задания на нахождение сходств и отличий: «исключи лишнее», «добавь недостающие» - эти задания направлены на умение детей анализировать, выделять главное. При выполнении таких заданий главное правильно реагировать на ответы детей - не показывать своего отношения к ответу, даже если он и не правильный. Необходимо дать возможность ребятам самим прийти к правильному решению или решениям. Это сделать трудно, но на своих уроках я стараюсь через наводящие вопросы или через метод «примерь на себя» помочь ребятам прийти к верному решению. Например, на уроке грамоты или самопознания, я прошу ребят вспомнить свои ощущения, которые они испытывали, в таких ситуациях или прошу их представить как бы они повели себя в такой же ситуации. Применяю «метод одного слова или предложения», таким образом ребята сами анализируют информацию, синтезируют её и выделяют самое главное. Эти процессы очень сложны для младших школьников, но через игру они справляются с данными заданиями довольно легко. Часто при выполнении таких заданий у ребят возникают вопросы друг к другу и они могут их сразу же задать - показывают степени усвоения материала и умение оперировать информацией. Так же на уроках грамоты мы составляем предложения по схемам. Не заметно для ребят я усложняю схему, но они легко справляются с такими заданиями, так как задания выдаю по нарастающей в степени сложности. Так же сравниваем схемы слов (звуковые), когда одно и то же слово имеет разные звуковые схемы (это зависит от происхождения слова и его произношения). Например: ЗАЯЦ - имеет две схемы [заиц] или [зайац]. Данное слово можно рассматривать с разных позиций.
- Позиция звука по написанию
- Позиция звука по звучанию
КГУ «Общеобразовательная средняя школа-интернат № 1»
Рефлексивный отчет
по теме:
«Развитие навыков критического мышления»
Учитель: Ефимова О.И.
январь
2014- 2015 уч.год