Конспект урока на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУСОШ с.Цалык


Конспект урока на тему















Урок окружающего мира

во 2-м классе

по теме: «В гости к зиме»

(с использованием мультимедийных технологий)


Зибцева Марина Анатолиевна

МОУ СОШ с.Цалык

Правобережного района

Урок окружающего мира во 2-м классе

по теме: «В гости к зиме»

(с использованием мультимедийных технологий)


Цели: Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью

растительного и животного мира зимой.

Развивать мышление, наблюдательность, любознательность

учащихся, умение анализировать, обобщать.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Экран, мультимедийный проектор, компьютер;

  • Презентация к уроку.

  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2006.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

- Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 2)

-Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая) (Слайд 3)

Конспект урока на тему

-Что относится к неживой и к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.

Растения, животные, человек - живая природа.)

-Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.


  1. Изучение нового материала.

-Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.

1. Сообщение синоптиков.

а) Прогноз погоды на сегодняшний день.

(Сегодня пасмурно, температура воздуха +7°, осадков нет, ветер слабый.)

б) Народные приметы.

  • Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.

  • Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

  • Дым столбом - к морозу.

  • Кошка на печи - к стуже, кошка на полу - к теплу.

  • Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

  • Холодная зима - жаркое лето.

- А теперь - в путь!

2. Зимние месяцы.

- В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

Декабрь - «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь - «студень», самый холодный и ветреный месяц в году.

Январь - году начало, зиме середина.

Февраль - «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

3.Привал «Неживая природа зимой».

-Как вы думаете, когда наступает зима? -По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными. Зима в РСО - Алании. Зима в РСО-Алании наступает обычно в конце ноября - начале декабря. В нашем крае зима длится 100 - 107 дней. Самый холодный месяц - январь. Средняя температура зимой -4°, -5° С. Часто бывают продолжительные оттепели, когда температура может достигать +12°С. Самая низкая температура зимой доходит до -35°С. Зимой в крае преобладает облачная погода. В течение зимнего периода отмечается в среднем 72-77 дней со снежным покровом, высота снега не превышает 5-10 см., а максимум за зиму может достигать до 40 см. Осадки часто сопровождаются метелями. Зимой в крае обычны густые туманы, изморозь, гололёд.
4.Просмотр видеосюжета. (Слайд 4) -Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.) -Из чего состоит снег? (Из снежинок.) -Рассмотрите разнообразные снежинки. (Слайд 5) -Как образуется снег, расскажет ученица. Раньше думали, что снег - это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки - кристаллики крохотных размеров. Кристаллики - это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. 5. Зимние явления природы. (Слайд 6)

  • оттепель

  • гололедица

  • снегопад

  • метель

  • изморозь

Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой» (с.132-133). Беседа по прочитанному. (Слайды 6-11) 6. Игра «Хлопки». -Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы. Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь, прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.
7. Разгадайте кроссворд. (Слайды 13-22)

Конспект урока на тему
По горизонтали: 2. Обильное выпадение снега называют…4.Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года. 6.Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.

8. Тройка-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

По вертикали:

  1. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка из льда. Это явление называется… 3. Шуба бела - весь свет одела. 5.О чём эта пословица: «Сам бежит, а стоять не велит». 7.Снегопад при сильном ветре называется…

Ответы: По горизонтали: 2.Снегопад. 4.Оттепель. 6.Изморозь. 8.Зима.

По вертикали: 1.Гололедица. 3.Снег. 5.Мороз. 7.Метель.

  1. Привал «Зимняя жизнь растений».
-На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.) -Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.) (Слайд 23)

Конспект урока на тему

-Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют. (Слайд 24)

Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.

Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. (Слайд 25)
-Какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

  1. Физкультминутка. (Слайд 26)

    Солнце землю греет слабо,

    По ночам трещит мороз,

    Во дворе у снежной бабы

    Побелел морковный нос.

    В речке стала вдруг вода

    Неподвижна и тверда,

    Вьюга злится, снег кружится,

    Заметает всё кругом

    Белоснежным серебром.


  2. Привал «Секреты животного мира».

  1. -На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 27)


- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

Конспект урока на тему

- Отгадайте загадку: (Cлайд 28)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

(Cлайды 29-30) К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок - пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

(Конспект урока на темуСлайд 31)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

(Слайд 32) Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу - яму, выкопанную где - нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь - шатун.

Загадка: (Слайд 33)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса )

(Слайд 34) Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Конспект урока на тему

(Слайд 35)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц)

(Слайды 36-37) У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.
Учитель: Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.

2.Рассказ учащихся о зимней жизни зверей:

  • мышь (Слайд 38)

  • ласка (Слайд 39)

  • волк (Слайд 40)

  • кабан (Слайд 41)

  • лось (Слайд 42)

3.Это интересно!

  • Мыши - основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
  • Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах. Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.
  • Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.

4. Догадайтесь, чьи следы на снегу. (Слайд 43) Конспект урока на тему

5. Игра «Расселите животных по домикам» (Слайд 44)

Домик 1 - животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 - животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 - животные, которые зимой ищут корм в природе.

Конспект урока на тему

6. Жизнь птиц зимой.

-Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?

-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

-Назовите зимующих птиц. (Слайды 45-46)

(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, грач, сорока, ворона)

Рассказ учителя о клестах. (Слайд 47) Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка - серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

Сообщение ученицы о синичке. (Слайд 48) Синица - это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко - жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

-Чем питаются птицы зимой? (Слайд 49)

  • Пшено, просо, овёс, пшеница;

  • Семена подсолнечника;

  • Ягоды рябины, боярышника;

  • Семена клёна, ясеня;

  • Шишки, жёлуди, орехи;

  • Хлеб, хлебные крошки.

-И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица. (Слайд 50)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

-Какую пользу приносят птицы?

(Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)

-Что произойдёт, если не будет птиц?

7. Как зимуют рыбы.

(Слайд 51) Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.

  1. Поляна «Народной мудрости».

-Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы?
  • Зимний денёк с комариный носок.
  • Хороший снежок урожай сбережёт.
  • В зимний холод всякий молод.
  • Снегу надует - хлеба прибудет.
  • Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.
  • Мороз велик, да стоять не велит.
  • И в сильный мороз работа согреет.
  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
  • Новый год - к весне поворот.
  • Береги нос в большой мороз.

Стихотворение И.Сурикова «Зима» читает ученица. (Слайд 52) Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно…
Стали дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозы- И зима настала.

  1. Итог урока.
-Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой? -О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке? -Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт.
  1. Домашнее задание.

  • Прочитать статью в учебнике - с.130-137.
  • Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.
  • Сделать рисунок «Красота зимы» (по желанию).

Литература:

  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2006.

  • Бобылева Л.А. Природоведение, экология, охрана природы , Владикавказ 2005г.

  • Природные ресурсы РСО - Алании, Владикавказ, 2002г.

  • Красная книга РСО - Алании, Владикавказ, 1999г.

Информационные ресурсы:

1. floranimal.ru/index.php

2. rbcu.ru/index.html

11

© 2010-2022