- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока на тему
Конспект урока на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зибцева М.А. |
Дата | 20.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУСОШ с.Цалык
Урок окружающего мира
во 2-м классе
по теме: «В гости к зиме»
(с использованием мультимедийных технологий)
Зибцева Марина Анатолиевна
МОУ СОШ с.Цалык
Правобережного района
Урок окружающего мира во 2-м классе
по теме: «В гости к зиме»
(с использованием мультимедийных технологий)
Цели: Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью
растительного и животного мира зимой.
Развивать мышление, наблюдательность, любознательность
учащихся, умение анализировать, обобщать.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
-
Экран, мультимедийный проектор, компьютер;
-
Презентация к уроку.
-
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2006.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
- Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 2)
-Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая) (Слайд 3)
-Что относится к неживой и к живой природе?
(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.
Растения, животные, человек - живая природа.)
-Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.
-
Изучение нового материала.
-Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.
1. Сообщение синоптиков.
а) Прогноз погоды на сегодняшний день.
(Сегодня пасмурно, температура воздуха +7°, осадков нет, ветер слабый.)
б) Народные приметы.
-
Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.
-
Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
-
Дым столбом - к морозу.
-
Кошка на печи - к стуже, кошка на полу - к теплу.
-
Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
-
Холодная зима - жаркое лето.
- А теперь - в путь!
2. Зимние месяцы.
- В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)
Декабрь - «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь - «студень», самый холодный и ветреный месяц в году.
Январь - году начало, зиме середина.
Февраль - «лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».
3.Привал «Неживая природа зимой».
-Как вы думаете, когда наступает зима? -По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году. А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными. Зима в РСО - Алании. Зима в РСО-Алании наступает обычно в конце ноября - начале декабря. В нашем крае зима длится 100 - 107 дней. Самый холодный месяц - январь. Средняя температура зимой -4°, -5° С. Часто бывают продолжительные оттепели, когда температура может достигать +12°С. Самая низкая температура зимой доходит до -35°С. Зимой в крае преобладает облачная погода. В течение зимнего периода отмечается в среднем 72-77 дней со снежным покровом, высота снега не превышает 5-10 см., а максимум за зиму может достигать до 40 см. Осадки часто сопровождаются метелями. Зимой в крае обычны густые туманы, изморозь, гололёд.
4.Просмотр видеосюжета. (Слайд 4) -Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.) -Из чего состоит снег? (Из снежинок.) -Рассмотрите разнообразные снежинки. (Слайд 5) -Как образуется снег, расскажет ученица. Раньше думали, что снег - это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки. Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки - кристаллики крохотных размеров. Кристаллики - это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. 5. Зимние явления природы. (Слайд 6)
-
оттепель
-
гололедица
-
снегопад
-
метель
-
изморозь
7. Разгадайте кроссворд. (Слайды 13-22)
По горизонтали: 2. Обильное выпадение снега называют…4.Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года. 6.Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.
8. Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
По вертикали:
-
Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка из льда. Это явление называется… 3. Шуба бела - весь свет одела. 5.О чём эта пословица: «Сам бежит, а стоять не велит». 7.Снегопад при сильном ветре называется…
Ответы: По горизонтали: 2.Снегопад. 4.Оттепель. 6.Изморозь. 8.Зима.
По вертикали: 1.Гололедица. 3.Снег. 5.Мороз. 7.Метель.
- Привал «Зимняя жизнь растений».
-Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют. (Слайд 24)
Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.
Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.
-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. (Слайд 25)
-Какую роль выполняет снег для этих растений?
(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)
- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.
-
Физкультминутка. (Слайд 26)
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
-
Привал «Секреты животного мира».
-
-На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 27)
- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.
- Отгадайте загадку: (Cлайд 28)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
(Cлайды 29-30) К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок - пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
(Слайд 31)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
(Слайд 32) Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу - яму, выкопанную где - нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь - шатун.
Загадка: (Слайд 33)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса )
(Слайд 34) Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
(Слайд 35)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (Заяц)
(Слайды 36-37) У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.
Учитель: Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.
2.Рассказ учащихся о зимней жизни зверей:
-
мышь (Слайд 38)
-
ласка (Слайд 39)
-
волк (Слайд 40)
-
кабан (Слайд 41)
-
лось (Слайд 42)
3.Это интересно!
- Мыши - основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
- Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах. Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.
- Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.
4. Догадайтесь, чьи следы на снегу. (Слайд 43)
5. Игра «Расселите животных по домикам» (Слайд 44)
Домик 1 - животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 - животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 - животные, которые зимой ищут корм в природе.
6. Жизнь птиц зимой.
-Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?
-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
-Назовите зимующих птиц. (Слайды 45-46)
(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, грач, сорока, ворона)
Рассказ учителя о клестах. (Слайд 47) Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка - серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.
Сообщение ученицы о синичке. (Слайд 48) Синица - это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко - жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.
-Чем питаются птицы зимой? (Слайд 49)
-
Пшено, просо, овёс, пшеница;
-
Семена подсолнечника;
-
Ягоды рябины, боярышника;
-
Семена клёна, ясеня;
-
Шишки, жёлуди, орехи;
-
Хлеб, хлебные крошки.
-И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица. (Слайд 50)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-Какую пользу приносят птицы?
(Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)
-Что произойдёт, если не будет птиц?
7. Как зимуют рыбы.
(Слайд 51) Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.
-
Поляна «Народной мудрости».
- Зимний денёк с комариный носок.
- Хороший снежок урожай сбережёт.
- В зимний холод всякий молод.
- Снегу надует - хлеба прибудет.
- Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.
- Мороз велик, да стоять не велит.
- И в сильный мороз работа согреет.
- Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
- Новый год - к весне поворот.
- Береги нос в большой мороз.
Стихотворение И.Сурикова «Зима» читает ученица. (Слайд 52) Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно…
Стали дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозы- И зима настала.
- Итог урока.
-
Домашнее задание.
- Прочитать статью в учебнике - с.130-137.
- Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.
- Сделать рисунок «Красота зимы» (по желанию).
Литература:
-
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2006.
-
Бобылева Л.А. Природоведение, экология, охрана природы , Владикавказ 2005г.
-
Природные ресурсы РСО - Алании, Владикавказ, 2002г.
-
Красная книга РСО - Алании, Владикавказ, 1999г.
Информационные ресурсы:
1. floranimal.ru/index.php
2. rbcu.ru/index.html
11