План по самообразованию учителя начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План

самообразования учителя начальных классов МКОУ Гоноховская СОШим. Парфенова Е.Е»

Риммер Надежды Александровны на 2011 - 2014 учебный год


Тема работы учителя: «Развитие исследовательских умений младшего школьника в рамках системно-деятельностного подхода на уроках математики»
Год работы над темой: второй
Цель: апробировать роль учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие научно - исследовательской деятельности учащихся, формирование и развитие исследовательского поведения учеников, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную научно - исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Изучить материалы научно - исследовательской литературы с целью ведения занятий, позволяющих учащимся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать.

2. Апробировать комплекс методик обучения учащихся научно - исследовательской деятельности.
3. Выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности.



Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на успешность, кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе
А.Н.Колмогоров На вопрос как ученикам преуспеть, Аристотель отвечал: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Спустя века это изречение не утратило своей актуальности. И сегодня, чтобы найти себя в жизни и достойно реализовываться, необходимо обладать лидерскими качествами, уметь работать в команде, гибко воспринимать перемены и быстро, адекватно реагировать на них, быть способными учится всю жизнь, и, главное - не останавливаться в своем развитии… Уже не раз подчёркивалось, что начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому государство и ставит перед школой высшую цель образования- идеальное представление о человеке на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия семьи, школы, общества и государства, то есть - воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина России. Но… в практической деятельности учителя по формированию личностных компетенций возникает ряд противоречий и проблем.

Противоречия

Проблемы

Между образовательным и воспитательно - духовным подходами к процессу становления и формирования человека.

Необходимый уровень

образованности и отсутствие

достаточного уровня воспитанности и духовности. Между социализацией и профессионализацией личности в процессе ее образования и воспитания Потребности личностного развития учащегося в учебных заведениях и необходимость подготовки его к профессиональной деятельности, выполнению сугубо специфичных функций. Между социализацией и профессионализацией личности в процессе ее образования и воспитания Потребности личностного развития учащегося в учебных заведениях и необходимость подготовки его к профессиональной деятельности, выполнению сугубо специфичных функций. Между обучающим и развивающим, между традиционным и инновационным подходами к воспитанию и образованию. Необходимость применения в учебном процессе внешних факторов (методов, приемов, способов) воздействия на учащегося и максимальное использование внутреннего самодеятельного потенциала личности с целью повышения уровня ее компетенций.

Предложенный перечень противоречий носит открытый характер, так как всякое противоречие в педагогике обладает интегративной формой. Формирование же исследовательских навыков учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, т.к. они являются источником деятельности и выполняют функцию развития личностных компетенций младшего школьника. Актуальность темы обусловлена еще и обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развивающего обучения. Преобладает интегрирующий тип мышления. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

  • - становление личности младшего школьника,
  • - раскрытие его индивидуальных возможностей.
Таким образом, актуальность и перспективность опыта заключается в развитии исследовательских умений в рамках системно - деятельностного подхода, и, как следствие этого, формировании личностных компетенций младшего школьника. Исследовательские умения ставят ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в исследовательскую деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельностный подход в свою очередь развивает личностные компетентности, то есть: формирует мышление, умения, способности, межличностные взаимоотношения и ценностное отношение к своему здоровью. Поэтому, моя педагогическая идея состоит в следующем: если создать оптимальные условия для раскрытия и развития исследовательских умений ребенка, при этом сохраняя целостность системы его обучения, воспитания и комплексное воздействие деятельностного метода, то возможно формирование его личностных компетенций. Учитывая, что личностные компетенции формируются в раннем возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в начальной школе.

План самообразвания

Диагностический

2011

1.Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4. Курсы повышения квалификации.

5. Изучение методической, педагогической и психологической литературы.

6. Сбор и анализ в Интернете информаций по начальному обучению.

10. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

Прогностический

2012

1. Выступление с отчётом по итогам реализации практического этапа на ШМО учителей.

2. Изучение опыта работы учителей по теме в СМИ.

3. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической по заданной теме.

5. Практическое применение материалов в 1 классе на уроках математики.

5. Открытые уроки на школьном уровне, окружном.

Практический

2012-2013

1. 1. Практическое применение материалов во 2 классе на уроках математики.

2. Открытые уроки на школьном и окружном уровне.

3. Участие в конкурсах, олимпиадах.

4.Посещение уроков учителей начальных классов, школы, округа.

6. Самооценка и самоанализ проделанной работы по теме.

Коррекционно-практический

2013

1. Практическое применение материалов в 3 классе на уроках математики.

2. Корректировка работы.

3. Открытые уроки на муниципальном и окружном уровне.

5. Самооценка и самоанализ проделанной работы по теме.

Обобщающий

2013-2014

1. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

2. Открытые уроки.

3. Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов.

4. Оформление результатов в форме печатной работы.






План по самообразованию учителя начальных классов

© 2010-2022