Рабочая программа по изобразительному искусству (УМК Гармония, 1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

« Средняя школа № 5 им. С.М. Кирова»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

____________

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ СОШ № 5

имени С.М. Кирова

Протокол №1

_____________ Чумнова Е.В.

__________________Ульянов В.В.

от «27 » 08 2015г.

«___» _____ 2015 г.

Приказ от __.___._______№___

Рабочая программа


Наименование учебного предмета Изобразительное искусство

Класс 1 Б

Уровень общего образования: начальная школа

Учитель: Денисова Е.С.

Срок реализации программы 1 год, учебный год___2015-2016

Количество часов по учебному плану: всего 33 часа в год;

в неделю 1 час

Планирование составлено на основе:_ «Программы общеобразовательных

учреждений: Начальная школа. 1 класс._ Учебно-методический комплект

«Гармония», 2013.



Учебник «Изобразительное искусство» для 1класса общеобразовательных учреждений (УМК «Гармония»), Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г.

Рабочую программу составила учитель начальных классов высшей квалификационной категории _________________ Денисова Е.С.

подпись






Ульяновск, 2015год


Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствие с нормативно-правовыми документами: - Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.67). - Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МО и Н № 373 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009). - Основная образовательная программа начального общего образования. - Примерные программы начального общего образования. 1-2 части. М., Просвещение, 2009г. - Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ №5 им. С.М. Кирова. - Авторская программа по изобразительному искусству Т. А. Копцевой, В. П. Копцева и Е. В. Копцева «Изобразительное искусство 1-4 классы» (издательство: «Ассоциация XXI век», 2013) - Учебный план МБОУ «СШ № 5» на 2015-2016 учебный год. 1-4 классы. - Письмо ОУ администрации города Ульяновска от 15.07.2015 № 2642 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях города Ульяновска в 2015 - 2016 учебном году». - Годовой календарный учебный график МБОУ «СШ № 5 им. С.М. Кирова» на 2015- 2016 учебный год. Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования. Изучение предмета «Изобразительное искусство» способствует развитию художественно-образного восприятия мира, пониманию его ценности для эмоционального, эстетического развития человека, развитию способности средствами искусства понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры. Таким образом, данная рабочая программа по изобразительному искусству для 1класса:

  1. соответствует ФГОС;
  2. сохраняет особенности программы по по изобразительному искусству для 1класса , разработанной Т. А. Копцевой, В. П. Копцевым и Е. В. Копцевым .

Цели и задачи начального образования по изобразительному искусству Приоритетная цель начального художественного образования - развитие культуры творческой личности школьника - обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции. В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи: - развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» - культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - овладение элементарной художественной грамотой - азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности; - освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры; - развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.

Общая характеристика учебного предмета Программа по изобразительному искусству «Природа и художник» рассчитана на четыре года обучения. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности: 1 класс - «Художник и природа родного края». 2 класс - «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем». 3 класс - «Художник и природа разных стран мира». 4 класс - «Художник, природа и Я». Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов: Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют: - его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома ; - работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ ; - участие в организации и проведении интегративных занятий и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности ; - участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или тематическая и т.п.); - участие в реализации серии художественных проектов. Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения. Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры. Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей. Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности. Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде. Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др. Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я-художник», «я-зритель», «я-слушатель», «я-эксперт», «я-экскурсовод» и т.п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог, как образовательную ситуацию, цель которой - вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решении связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге - организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения. Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряженность - «диалог культур», в которой ребенок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Изобразительное искусство» является урок. В процессе изучения курса используются уроки знакомства с новым материалом и закрепления изученного, уроки-презентации, уроки-тренинги,уроки обобщения и систематизации знаний, уроки-путешествия, комбинированные уроки. Основными методами и формами контроля являются: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, самостоятельные творческие работы , а также викторины , кроссворды отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники и папки художника для обучающихся: Технологии обучения: -технология развивающего обучения; - технология проблемного обучения; - игровая технология; - здоровьесберегающие технологии; - проектная технология; - технология разноуровнего обучения; - информационные технологии. Методы обучения:словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, объяснение, беседа и др.

Место учебного предмета в учебном плане Согласно учебному плану на изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится:
Количество часов в год - 33 Количество часов в неделю - 1 Количество учебных недель - 33.
1 четверть-9ч 2 четверть-7 ч 3 четверть-10ч 4 четверть-7ч Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство». Срок реализации программы 2015 - 2016 учебный год.

Ценностные ориентиры начального общего образования в области изобразительного искусства Переход к современному пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы решать назревшие задачи современности, привели к необходимости отказа от признания знаний, умений и навыков основными итогами образования. Учитель и ученик призваны сотрудничать в выборе содержания и методов обучения. Их деятельность нацеливается на активное решение проблем с целью выработки определенных действий по созданию творческого продукта (произведения). Такой подход предполагает проживание ребёнком ситуации творца, первооткрывателя («я-автор», «я-зритель», «я-ценитель искусства»), способного мыслить креативно и находить индивидуально окрашенное решение и художественно-творческое воплощение проблемной ситуации. Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки системы начального образования в области изобразительного искусства: - формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа; анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процесс образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т.п., таким образом, он обогащает душу опытом чувствований так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности; - развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса; - развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности: созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты свой деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу; - развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несет творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т.п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально-значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремленность и настойчивость в достижении цели. Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся в разных видах художественно-творческой деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, окончивших 1 класс. Личностные. У учащихся будут сформированы: -положительное отношение к урокам изобразительного искусства; -адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем. Учащиеся получат возможность для формирования: -познавательной мотивации к изобразительному искусству; -осознания своей принадлежности народу,чувства уважения к народным художественным традициям России; -внимательного отношения к красоте окружающего мира,к произведениям искусства; -эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности. Предметные. Учащиеся научатся: -называть расположение цветов радуги; -различать,называть цветовой круг (12 цветов ),основные и сотавные цвета,тёплые и холодные цвета; -сотавлять дополнительные цвета из основных цветов; -работать с цветом,линией,пятном,формой при создании графических,живописных,декоративных работ,а также при выполнении заданий по лепке,архитектуре и дизайну; -использовать в работе разнообразные художественные материалы(гуашь,акварель,цветные карандаши,графитный карандаш); -элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа(загораживание,уменьшение объекта при удалении,расположение их в верхней части листа). Учащиеся получат возможность научиться: -передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами; -подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; -выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами,набрызг краски и др.); -определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов Метапредметные. Регулятивные. Учащиеся научатся: -организовывать своё рабочее место (под руководством учителя); -выполнять работу по заданной инструкции; -использовать изученные приёмы работы красками; -осуществлять пошаговый контроль своих действий,используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; -вносить коррективы в свою работу. -понимать цель выполняемых действий, Учашиеся получат возможность научиться: -адекватно оценивать правильность выполнения задания; -анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; -решать творческую задачу,используя известные средства; -включаться в самостоятельную творческую деятельность 9изобразительную,декоративную и конструктивную). Познавательные. Учащиеся научатся: -«читать»условные знаки,данные в учебнике; -находить нужную информацию в словарях учебника; -вести поиск при составлении коллекций картинок,открыток; -различать цвета и их оттенки, -соотносить объёмы дизайна с определённой геометрической формой. Учащиеся получат возможность научиться: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,используя справочные материалы учебника; -различать формы в объектах дизайна и архитектуры; -сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; -характкризовать персонажей произведения искусства; -группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; -конструироватьобъекты дизайна. Коммуникативные. Учащиеся научатся: -отвечать на вопросы,задавать вопросы для уточнения непонятного; -комментировать последовательность действий; -выслушивать друг друга,договариваться,работая в паре; -участвовать в коллективном обсуждение; -выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы. Учащиеся получат возможность научиться: -выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; -быть терпимым к другим мнениям,учитывать их в совместной работе; -договариваться и приходить к общему решению,работая в паре; -строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации пректной деятельности (под руководством учителя).

Технологии, критерии оценивания уровня освоения программы В основе системы оценивания образовательной программы «Гармония», курса «Изобразительное искусство» в частности и данной рабочей программы, лежат принципы: -ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных), при этом оценка личностных результатов должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и конфиденциальности, то есть осуществляться в форме, не представляющей угрозы личности, ее психологической безопасностии эмоциональному статусу; -взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса; -единства критериальной и содержательной базы внутренней и внешней оценки( внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами;внутренняя-самой школой-учениками, педагогами, администрацией); -участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки и предоставляет возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание. Текущий контроль: проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с кон­кретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как ре­зультат изучения темы. Тематический итоговый контроль проводится в конце изучения раздела. Оцени­вается уровень сформированности практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которой учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения либо задумывают авторский проект, продумывают план работы, создают творческую работу, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами. Основным объектом метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных,коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

  • с помощью специально сконструированных диагностических заданий,нацеленных на оценку уровня сфомированности конкретного вида универсальных учебных действий;
  • при анализе выполнения творческих заданий по изобразительному искусству, когда на основе характера ощибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сфомированности метапредметных умений.
Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной ( парной или командной) работе. Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по предмету «Изобразительное искусство». В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания,усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний. При оценке предметных результатов основную ценность представляют не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно- познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия,выполняемые учащимися с предметным содержанием. Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся в первом классе предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учеником. Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное.
  3. Качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой.
  4. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  5. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. Критерии оценивания знаний и умений Высокий уровень - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна. Уровень выше-среднего- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. Средний уровень- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. Низкий уровень - поставленные задачи не выполнены
Система оценки УУД учащихся в предмете изобразительного искусства. Оценка личностных результатов в текущем проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям: - соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; - участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; - прилежание и ответственность за результаты обучения; - готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета; - наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета; - активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов. Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям: - способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; - способность к сотрудничеству и коммуникации; - способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; - способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; - способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения творческих работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Виды контроля учебных достижений по предмету: викторины, кроссворды, проекты, творческие работы.
Средства фиксации результатов контроля и оценки в первом классе: листы достижений, дневники наблюдений, портфолио. Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки. Условия эффективности системы оценки - систематичность, личностная ориентированность, динамика.




Содержание учебного курса 1 класса. Тема: ХУДОЖНИК, ПРИРОДА И Я 1-й блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ПРИРОДЫ Урок 1. Творческая папка юного художника. Рисунок на свободную тему Урок 2. Художник. Художественные материалы Урок 3. Многообразие цветов. Основные и дополнительные цвета Урок 4. Мир природы дарит нам материалы для творчества. Тёплые и холодные цвета Урок 5. Небесные переливы цвета. Пейзаж Урок 6. Дары природы. Натюрморт с подсолнухами Урок 7. Капризы природы. Иллюстрация 2-й блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ЖИВОТНЫХ Урок 1. Художник рисует диких зверей. Наскальные рисунки Урок 2. Художник рисует домашних животных. Иллюстрация Урок 3. «В аквариуме есть кусочек моря…». Художник рисует рыб Урок 4. Художник рисует птиц. Иллюстрация Урок 5. Букашки-таракашки. Иллюстрация Урок 6. У зверей тоже бывают мамы и папы. Лепим животных Урок 7. «Если б только мы умели понимать язык зверей...». Мастерим кормушку для птиц Урок 8. Животные - наши соседи. Тематическая композиция 3-й блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ЧЕЛОВЕКА Урок 1. Ты - художник. Оформление рисунка Урок 2. Художник рисует родной край. Тематическая композиция Урок 3. «Какие бывают девочки…». Портрет девочки Урок 4. «Какие бывают мальчишки…». Портрет мальчика Урок 5. Мужской портрет. Рисуем папу, дедушку Урок 6. Былинные богатыри. Портрет героя Урок 7. Рисуем маму. Женский портрет Урок 8. Моя семья. Семейный портрет Урок 9. Знаменитые скульптуры. Лепим человека Урок 10. Транспорт. Рисуем улицу Урок 11. Фантастический транспорт. Чудо-машина 4-й блочно-тематический модуль ХУДОЖНИК И МИР ИСКУССТВ Урок 1. В мире книг. Буквица Урок 2. Музыка цвета. Театр теней Урок 3. Цирковое представление. Рисуем цирк Урок 4. Планетарий. Рисуем космос Урок 5. В мире музея. Украшаем предметы быта Урок 6. Народные промыслы. Украшаем посуду Урок 7. Москва - город-музей. Рисуем столицу России. Государственная Третьяковская галерея Выставка детского изобразительного творчества

Тематическое планирование
Тема блока Количество часов Примечание 1 Художник и мир природы 7
2 Художник и мир животных 8
3 Художник и мир человека 11
4 Художник и мир искусства 7


Итого: 33 часа

Календарно-тематическое планирование

Тема урока


Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Форма организации познавательной деятельности

Система контроля

Организация самостоятельной деятельности

Оборудование, ЭОР

Дата

Предметные и личностные

Метапредметные (УУД)

План

Факт

1 четверть - 7 ч.


Художник и мир природы (7 часов)


1 Введение. Творческая папка художника

1

Комбинированный

Различать изобразитель-

ные возможности разных

художественных матери-

алов.

Выполнять рисунок по

собственному замыслу.

Выбирать элементарную

композицию оформле-

ния рисунка на бумажной

основе папки или альбо-

ма (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую

выразительность облож-

ки папки или альбома.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую ра-

боту.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Коммуникативные: всту-

пать в общение, выражать

свою точку зрения, слу-

шать другого, соблюдать

правила общения. Фронтально-индивидуальная работа.

Текущий Творческое задание. Рисунок на свободную тему. Оформление рисунка на обложку творческой папки.

Учебник , творческая папка, ЭОР с сайта УМК «Гармония»

4.09

2 Художественные материалы

1

Комбинированный

Определять художест-

венный материал по его

изобразительным свой-

ствам.

Различать основные

виды художественной

деятельности (графика,

живопись, скульптура, ар-

хитектура, декоративно-

прикладное искусство).

Оценивать выразитель-

ные свойства разных ма-

териалов при оформле-

нии декоративной ком-

позиции цветка.

Выполнять элементар-

ные смешения трёх

основных цветов: крас-

ного, синего, жёлтого.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую ра-

боту.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Коммуникативные: всту-

пать в общение, выражать

свою точку зрения, слу-

шать другого, соблюдать

правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям. Фронтально-индивидуальная работа.

Текущий Творческое задание:

Контурный рисунок на тему «Как я провел лето»

Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

11.09

3

Многообразие цветов


1

Комбинированный

Определять художест-

венный материал по его

изобразительным свой-

ствам.

Различать основные

виды художественной

деятельности (графика,

живопись, скульптура, ар-

хитектура, декоративно-

прикладное искусство).

Оценивать выразитель-

ные свойства разных ма-

териалов при оформле-

нии декоративной ком-

позиции цветка.

Выполнять элементар-

ные смешения трёх

основных цветов: крас-

ного, синего, жёлтого.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую ра-

боту.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Коммуникативные: всту-

пать в общение, выражать

свою точку зрения, слу-

шать другого, соблюдать

правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям.

Индивидуальная работа

Текущий , самопроверка

Творческое задание: Создание своего рельефного изображения волшебного цветка

Учебник , творческая папка, иллюстрации с деревьями,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

18.09

4

Мир природы дарит нам материалы для творчества

1

Комбинированный

Выполнять элементар-

ные оттиски ладони, ис-

пользуя гуашевые краски.

Обводить карандашом

контур ладони и укра-

шать его декоративным

узором с использованием

тёплых и холодных цве-

тов.

Оценивать выразитель-

ность тёплых и холод-

ных оттенков в цветовом

круге.

Участвовать в индиви-

дуальных и коллектив-

ных видах творческой

деятельности.

Познавательные: про-

являть учебно-познава-

тельный интерес к про-

блеме урока: как создать

оригинальную творческую

работу, высказывать свои

пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, вы-

ражать свою точку зре-

ния, слушать другого,

соблюдать правила обще-

ния; осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям; работать в паре

или коллективно. Индивидуальная работа Текущий Взаимопроверка

Творческое задание:

Изображение листвы отпечатками ладошек

Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

25.09

5 Небесные переливы цвета

1

Комбинированный

Высказывать эмоцио-

нальные суждения о кра-

соте небесных переливов

цвета.

Выполнять смешение

акварельных красок по

мокрому листу бумаги.

Отражать состояние

природы (грусть, радость,

тревога), используя пере-

ливы тёмных и светлых

акварельных красок.

Оценивать выразитель-

ные качества рисунков,

выполненных в технике

«по-сырому», придумы-

вать им названия.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, вы-

ражать свою точку зре-

ния, слушать другого, со-

блюдать правила обще-

ния. Осуществлять ана-

лиз, сравнение, группи-

ровку материала по задан-

ным критериям. Фронтально-индивидуальная работа.

Текущий

Творческое задание:

выполнение рисунков на тему «Облачное небо», «Восход» или «Закат».

Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

2.10

6 "Есть у солнца друг..."

1

Комбинированный

Выполнять элементар-

ные операции, исполь-

зуя технику обрывной ап-

пликации (разрыв листа,

сминание, отщипывание

кусочков бумаги, при-

клеивание).

Составлять целостную

композицию, используя

части (обрывные кусочки

цветной бумаги).

Сравнивать выразитель-

ность форм разных пред-

метов и явлений. Прово-

дить образные аналогии

между солнцем и цветком

(подсолнухом).

Оценивать выразитель-

ные качества компози-

ций, выполненных в тех-

нике обрывной апплика-

ции.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую ра-

боту.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Коммуникативные: всту-

пать в общение, выражать

свою точку зрения, слу-

шать другого, соблюдать

правила общения; осу-

ществлять анализ, сравне-

ние, группировку матери-

ала по заданным критери-

ям. Фронтально-индивидуальная работа.

Текущий

Творческое задание:

изображение двух друзей - солнца и подсолнуха

Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

9.10

7

Капризы природы

1

Комбинированный

Высказывать элемен-

тарные эмоциональные

суждения о природных

явлениях (ветер, дождь,

снег).

Выражать эмоциональ-

ное отношение к чёрно-

белой иллюстрации как

к виду графического ис-

кусства.

Передавать в рисунке

состояние грусти, радо-

сти или тревоги, исполь-

зуя выразительные воз-

можности линии, пятна,

точки, штриха.

Выполнять иллюстра-

цию стихотворения c по-

мощью туши и палоч-

ки, используя контраст

чёрно-белых изображе-

ний.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую ра-

боту.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий.

Коммуникативные: всту-

пать в общение, выражать

свою точку зрения, слу-

шать другого, соблюдать

правила общения. Фронтально-ндивидульная работа. Работа в парах.

Текущий , самоконтроль

Творческое задание:

рисуем свой вариант иллюстрации к стихотворению А. Плещеева «Скучная картина»

Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

16.10

Художник и мир животных (8 часов)


1 Художник рисует домашних животных

1

Комбинированный

Различать изобразитель-

ные возможности разных

графических материалов.

Выполнять рисунок ди-

кого животного, исполь-

зуя приёмы нанесения

изображения плашмя,

торцом и растиркой.

Выделять композицион-

ный центр изображения

(главный герой в центре и

крупно): «Мама-олениха

и сын», «Папа-зубр и доч-

ка» или др.

Оценивать эстетиче-

скую выразительность

наскальных рисунков и

детских рисунков с жи-

вотными.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать

правила общения. Осущест-

влять анализ, сравнение,

группировку материала по

заданным критериям.

Текущий , самопроверка

Творческое задание:

изображение своего домашнего любимца

Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

23.10

2

Художник рисует диких зверей

1

Комбинированный

Анализируют рисунки жи-

вотных, выполненных разны-

ми художественными матери-

алами.

Различать основные ви-

ды художественной дея-

тельности (графика, жи-

вопись).

Использовать вырази-

тельные свойства разных

материалов с целью до-

стижения замысла (лас-

ковый, шустрый, взъеро-

шенный или др.).

Определять художест-

венный материал по его

изобразительным свой-

ствам.

как создать оригинальную

творческую работу, выска-

зывать свои пути решения

проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать

правила общения. Осу-

ществлять анализ, срав-

нение, группировку мате-

риала по заданным крите-

риям. Фронтально-ндивидульная работа. Работа в парах. Текущий Взаимопроверка, самоконтроль

Творческое задание:

создание рисунка дикого животного в движении.

Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

30.10

2 четверть-7ч.

3

"В аквариуме есть кусочек моря"

1

Комбинированный

Оценивать выразитель-

ность форм и цветового

окраса обитателей подво-

дного мира.

Выполнять компози-

цию, используя контраст

тёплых и холодных, свет-

лых и тёмных цветов.

Использовать вырази-

тельные возможности

смешанной техники (вос-

ковые мелки и акварель)

для достижения своего

замысла: «Яркая рыба»,

«Золотая рыба и серебря-

ная», «Рыба-бабочка со

своими детками» и т. п.

Выделять особенное в

изображении рыб через

их характерную форму.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку

материала по заданным

критериям.

Текущий , самопроверка

Творческое задание:

изображение диковинных, необычных по форме и расцветке рыбок

Учебник , творческая папка, презентация,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

13.11

4

Художник рисует птиц

1

Комбинированный

Участвовать в обсужде-

нии содержания и выра-

зительных средств худо-

жественных произведе-

ний.

Высказывать эмоцио-

нальные суждения о вы-

разительности формы и

окраса птиц.

Отражать характер птиц

(гордый, внимательный,

грустный, радостный и т. п.), используя вырази-

тельные возможности ху-

дожественных материа-

лов.

Оценивать выразитель-

ность иллюстраций с изо-

бражением птиц.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать

правила общения. Осу-

ществлять анализ, срав-

нение, группировку мате-

риала по заданным крите-

риям. Фронтально-ндивидульная работа.

Текущий , самопроверка

Творческое задание:

изображение иллюстрации к своей или любой другой загадке

«Три поколения черепах» или др

Учебник , творческая папка, презентация,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

20.11

5 Букашки-таракашки Лепка

1

Комбинированный

Сравнивать выразитель-

ность форм разных насе-

комых.

Выполнять элементар-

ные операции, используя

технику лепки из цветно-

го пластилина (скручива-

ние, сминание, размазы-

вание).

Составлять целостную

композицию, используя

части.

Оценивать выразитель-

ные качества рельефных

композиций, выполнен-

ных из цветного пласти-

лина.

Уметь через название

творческой работы выра-

жать замысел.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, вы-

ражать свою точку зре-

ния, слушать другого, соблюдать правила обще-

ния. Осуществлять ана-

лиз, сравнение, группи-

ровку материала по задан-

ным критериям. Фронтально-ндивидульная работа. Работа в парах.

Текущий , самопроверка

Творческое задание:

Рельефное изображение бабочки или стрекозы.

Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

27.11

6

У зверей тоже бывают мамы и папы. Лепка

1

Комбинированный

Участвовать в обсужде-

нии содержания художе-

ственных произведений.

Сравнивать и выделять

выразительные средства

плоскостного и объёмно-

го изображения.

Овладевать основами

языка скульптуры, ис-

пользовать объём для вы-

ражения своего замысла

(сильный, слабый, боль-

шой, маленький зверь).

Создавать индивиду-

ально или в группе це-

лостную многофигурную

композицию, применяя

разные приёмы лепки:

«Звериное семейство на

прогулке», «Звери игра-

ют» или др.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать

правила общения. Осу-

ществлять анализ, срав-

нение, группировку мате-

риала по заданным крите-

риям. Фронтально-ндивидульная работа.

Текущий , самопроверка

Творческое задание:

вылепить скульптурную группу зверей и их детенышей

Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

4.12

7

"Если б только мы умели понимать язык зверей..." Маски животных

1

Комбинированный

Осознавать значимые

темы искусства и отра-

жать их в собственной

художественно-творче-

ской деятельности.

Выражать своё отноше-

ние к исчезающим видам

животных.

Различать основные

виды изобразительного

искусства: живопись, гра-

фика, скульптура и деко-

ративно-прикладное ис-

кусство.

Выбирать и использо-

вать способы работы раз-

личными художествен-

ными материалами для

передачи замысла (ра-

неный зверь, радостный

зверь).

Отражать в маске основ-

ные признаки животного

(длинные уши - у зайца,

нос пятачком - у свиньи,

длинные усы - у кота

и т. п.).

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям. Фронтально-ндивидульная работа.

Текущий

Творческое задание:

рисование маски животного

Учебник , творческая папка, иллюстрации следов животных,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

11.12

8

Животные - наши соседи

1

Комбинированный

Участвовать в обсужде-

нии содержания и выра-

зительных средств иллю-

страции.

Высказывать эмоцио-

нальные суждения о вы-

разительности цветового

оформления.

Оценивать выразитель-

ность работ.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям. Фронтально-ндивидульная работа.

Текущий , самоконтроль

Творческое задание:

иллюстрации к стихотворению Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Учебник , творческая папка, презентация,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

18.12

Художник и мир человека (11 часов)


1

Ты - художник

1

Комбинированный

Участвовать в обсужде-

нии содержания художе-

ственных произведений.

Видеть и отражать в

рисунке характер дея-

тельности художника че-

рез атрибуты профессии

(краски на столе, кисти

в банке, картины на сте-

не и т. п.).

Использовать вырази-

тельные возможности ли-

нейного рисунка (линия

плавная, корявая).

Оценивать выразитель-

ность графического изо-

бражения человека в дет-

ском рисунке.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям. Фронтально-ндивидульная работа.

Текущий , самоконтроль

Творческое задание:

рисунок на тему «Я люблю рисовать»

др.).

Учебник , творческая папка, образцы пригласительных билетов

25.12

3 четверть-10ч.

2

Художник рисует родной край

1

Комбинированный

Осознавать значимые

темы искусства и отра-

жать их в изобразитель-

ной творческой деятель-

ности.

Понимать общее и осо-

бенное в произведении

изобразительного искус-

ства и в художественной

фотографии.

Выражать своё отно-

шение к красоте родной

природы, к традицион-

ным занятиям жителей

своего края, народным и

государственным празд-

никам или др.

Выбирать и использо-

вать способы работы раз-

личными художествен-

ными материалами для

передачи замысла (весё-

лый праздник и т. д.).

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к пробле-

ме урока: как создать ори-

гинальную творческую работу, высказывать свои

пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям. Фронтально-ндивидульная работа.

Текущий

Творческое задание:

рисунок на тему «Масленица», «На даче»

Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

15.01

3

Какие бывают девчонки...

1

Комбинированный

Осознавать значимые

темы искусства и отра-

жать их в изобразитель-

ной творческой деятель-

ности.

Понимать общее и осо-

бенное в произведении

изобразительного искус-

ства и в художественной

фотографии.

Выражать своё отноше-

ние к портрету, на кото-

ром изображена девочка.

Выбирать и использо-

вать способы работы раз-

личными цветными худо-

жественными материала-

ми для передачи замысла

(весёлая девочка, девочка

в нарядной шляпе, девоч-

ка с веснушками, девочка

грустная и др.).

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: прини-

мать учебную задачу, по-

нимать план действий, придумывать и воплощать

оригинальный замысел

предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям. Фронтально-ндивидульная работа.

Текущий , самоконтроль

Творческое задание:

нарисуй свою одноклассницу или сестру с мячом или книгой.

Учебник , творческая папка, портреты,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

22.01

4

Какие бывают мальчишки...

1

Комбинированный

Осознавать значимые

темы искусства и отра-

жать их в изобразитель-

ной творческой деятель-

ности.

Понимать общее и осо-

бенное в произведении

изобразительного искус-

ства и в художественной

фотографии.

Выражать своё отноше-

ние к портрету, на кото-

ром изображён мальчик.

Выбирать и исполь-

зовать способы работы графическими художе-

ственными материалами

(фломастерами, марке-

рами, углём или др.) для

передачи замысла (весё-

лый мальчик, мальчик с

книгой, футбольным мя-

чом, на фоне компьюте-

ра и др.).

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданнымкритериям.


Фронтально-ндивидульная работа.

Текущий , самоконтроль

Творческое задание:

нарисуй своего одноклассника или брата на фоне стадиона или за компьютером

Учебник , творческая папка, фотографии женихов и невест

29.01

5

Мужской портрет

1

Комбинированный

Осознавать значимые

темы искусства и отра-

жать их в изобразитель-

ной творческой деятель-

ности.

Выражать своё отноше-

ние к портрету, на ко-

тором изображён муже-

ственный человек (по-

жарный, космонавт или

др.).

Выбирать и использовать

способы работы графиче-

скими художественными

материалами (фломасте-

рами, маркерами, углём

или др.) для передачи за-

мысла (любимый папа,

добрый дед, храбрый

пожарный, спасатель,

смелый космонавт, фут-

болист-чемпион или др.).

Передавать в самом об-

щем виде пропорции че-

ловеческого лица.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, вы-

ражать свою точку зре-

ния, слушать другого, со-

блюдать правила обще-

ния. Осуществлять анализ, сравнение, группиров-

ку материала по заданным

критериям. Фронтально-ндивидульная работа.

Текущий , самоконтроль

Творческое задание:

нарисуй портрет папы на работе или в домашней обстановке

Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

5.02

6

Былинные богатыри

1

Комбинированный

Осознавать значимые

темы искусства и отра-

жать их в изобразитель-

ной творческой деятель-

ности.

Различать основные

жанры изобразительного

искусства: портрет, пей-

заж, натюрморт, былин-

ный жанр и др.

Выражать своё отноше-

ние к портрету, на кото-

ром изображены русские

богатыри - защитники

Отечества.

Выбирать и использо-

вать способы работы гра-

фическими художествен-

ными материалами (фло-

мастерами, маркерами,

углём или др.) для пере-

дачи замысла: «Храбрый Илья Муромец», «Весёлый Добрыня Никитич», «Задумчивый Алёша Попович», «Полководец Александр Невский» или др.

Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую рабо-

ту, высказывать свои пути

решения проблемы.

Регулятивные: принимать

учебную задачу, понимать

план действий, придумы-

вать и воплощать ориги-

нальный замысел предсто-

ящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, вы-

ражать свою точку зре-

ния, слушать другого, со-

блюдать правила обще-

ния. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Выражают своё отношение к результатам творческой деятельности. Фронтально-ндивидульная работа.

Текущий , самоконтроль

Творческое задание:

нарисуй портрет богатыря или воина-защитника

Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

12.02

7

Рисуем маму

1

Комбинированный

Осознавать значимые

темы искусства и отра-

жать их в изобразитель-

ной творческой деятель-

ности.

Выражать своё отноше-

ние к маме или бабушке

в суждениях и средства-

ми изобразительного ис-

кусства.

Выбирать и исполь-

зовать способы работы

цветными художествен-

ными материалами (пас-

тель, краски, цветные

фломастеры или др.) для

передачи замысла (мама читает книгу, мамин доб-

рый взгляд, мама на кух-

не, мама с пылесосом,

бабушка поёт колыбель-

ную, дарим маме цветы

или др.).

Передавать в самом об-

щем виде пропорции че-

ловеческой фигуры и

лица.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: приниматьучебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Работа в группах

Текущий , взаимоконтроль

Творческое задание:

используя любой художественный материал, нарисуй свою маму или бабушку

Учебник , творческая папка, презентация,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

19.02

8

Моя семья

1

Комбинированный

Осознавать значимые

темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать отношение к

членам своей семьи, ис-

пользуя цвет как средство

передачи идеи благополу-чия, дружбы, любви.

Выбирать и использовать

способы работы цветны-

ми художественными ма-

териалами (пастель, кра-

ски, цветные фломасте-

ры или др.) для передачи замысла (дружная семья на даче, семья на море, семья на кухне, семья смотрит телевизор или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения. Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям.

Индивидуальная работа

Текущий , самоконтроль

Творческое задание:

используя любой художественный материал, нарисуй портрет своей семьи, картину о важном событии из жизни вашей семьи

Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

4.03

9

Знаменитые скульптуры

1

Комбинированный

Осознавать значимые

темы искусства и отра-

жать их в процессе лепки.

Выражать основную

мысль через движение

фигур.

Выбирать и использо-

вать способы работы пла-

стилином (глиной или

др.) для передачи замыс-

ла (мы поливаем цветы,

играем в мяч, несём кор-

зину грибов или др.).

Передавать в самом об-

щем виде пропорции

объёмной человеческой

фигуры.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям.

Работа в парах

Текущий , взаимопроверка

Творческое задание:

из пластилина или глины вылепить скульптурную группу из двух человек


Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

11.03

10

Транспорт на улицах


1

Комбинированный

Выражать основную

мысль через компози-

цию, состоящую из двух

и более планов (главное

впереди, второстепен-

ное - на дальнем плане).

Выбирать и исполь-

зовать способы работы

цветными фломастера-

ми для передачи замысла

(«Красный цвет - дороги

нет!», «Пожарная машина

спешит на тушение пожа-

ра», «Скорая помощь спе-

шит к больному» или др.).

Передавать в самом об-

щем виде форму и про-

порции изображаемых

машин.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям.

Работа в группах

Текущий , самоконтроль, взаимоконтроль

Творческое задание:

выполнить композицию на любую из тем: «Красный свет - дороги нет», «Пожарная машина тушит пожар»


Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

18.03

11

Фантастический транспорт


1

Комбинированный

Выражать основную

мысль через название

чудо-машины.

Выбирать и исполь-

зовать способы работы

цветными фломастерами

для передачи замысла.

Передавать в рисунке

выразительность формы

и деталей изображаемых

машин с целью передачи

их функций и сверхвоз-

можностей.

Анализировать резуль-

таты своей изобразитель-

ной деятельности и ри-

сунки сверстников.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям.

Индивидуальная работа

Текущий , самоконтроль

Творческое задание:

придумай и изобрази фантастический корабль, вездеход, космический летательный аппарат

Учебник , творческая папка, образцы декоративно-прикладного искусства

25.03

4 четверть- 7ч.

Художник и мир искусства (7 часов)


1

В мире книг

1

Комбинированный

Участвовать в обсуж-

дении выразительных

средств книжной графи-

ки.

Различать основные

виды изобразительно-

го искусства: живопись,

книжная графика, скуль-

птура и декоративно-

прикладное искусство.

Высказывать эмоцио-

нальные суждения о цве-

товом оформлении бук-

вицы.

Выбирать и исполь-

зовать способы работы

цветными фломастера-

ми для передачи замыс-

ла («Моя буква», «Мами-

на буква» или др.).

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям.

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий , самоконтроль

Творческое задание:

нарисуй любую красивую букву твоего имени, фамилии или отчества; или букву «я»


Учебник , творческая папка, образцы шрифтов

8.04

2

Музыка цвета.

Театр теней

1

Комбинированный

Участвовать в обсуж-

дении выразительных

средств техники монотипии и кляксографии.

Выбирать и использо-

вать способы работы в

технике монотипии и кляксографии для

оформления замысла

Выражать отношение к

объекту изображения через цвет и силуэт

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям.

Фронтально-индивидуальная работа

Текущий , самоконтроль

Творческое задание:

изображение музыкальных пятен и дать им названия

Учебник , творческая папка,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

15.04

3

Цирковое представление

1

Комбинированный

Высказывать эмоцио-

нальные суждения о цир-

ковом представлении с

участием животных и лю-

дей.

Выражать своё отноше-

ние к пластичности жи-

вотных, их ловкости и

умению выполнять трю-

ки.

Передавать в рисун-

ке состояние радости,

праздника, загадочности,

используя выразитель-

ные возможности цвето-

вого контраста.

Выполнять изображение

животного или человека в

движении, используя эле-

ментарные законы ком-

позиции: загораживание,

выделение первого плана.

Оценивать выразитель-

ность результатов своей

творческой деятельности

и сверстников.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям.

Работа в группах

Текущий, взаимоконтроль

Творческое задание:

нарисуй животное на арене цирка во время выступления.

Учебник , творческая папка, презентация,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

22.04

4

Планетарий

1

Комбинированный

Осознавать значимые

темы искусства и отра-

жать их в изобразитель-

ном творчестве.

Знать первого космо-

навта Земли, животных-

космонавтов, основные

планеты Солнечной сис-

темы.

Выбирать и использо-

вать способы работы ху-

дожественными мате-

риалами для передачи

замысла «Собаки-космо-

навты» (на трениров-

ке, в космосе, Стрелка со своими щенятами и

т. п.).

Передавать в самом об-

щем виде пропорции жи-

вотных.

Оценивать выразитель-

ность результатов своей

творческой деятельности

и сверстников.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям. Фронтально-ндивидульная работа.

Текущий, взаимоконтроль

Творческое задание:

используя любой художественный материал, нарисуй собак-космонавтов на тренировке, в скафандрах, или Стрелку со своими щенками.

Учебник , творческая папка, презентация,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

29.04

5

В мире музея

1

Комбинированный урок - отчет

Осознавать роль музеев

в жизни общества.

Участвовать в обсуж-

дении содержания про-

изведений декоративно-

прикладного искусства.

Выражать основную

мысль через сочетание

декоративных элементов

и цветового оформления

предмета.

Учитывать символиче-

ское значение элемен-

тов декоративного узора

и использовать его в сво-

ей работе.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям. Фронтально-ндивидульная работа.

Текущий, взаимоконтроль

Творческое задание:

Нарисуй красивое пасхальное яйцо

Учебник , творческая папка, работы учащихся

6.05

6

Народные промыслы

1

Участвовать в обсуж-

дении образного смыс-

ла произведений декора-

тивно-прикладного ис-

кусства.

Выражать основную

мысль через сочетание

декоративных элементов

и цветового оформления

предмета.

Уметь получать симмет-

ричное изображение.

Учитывать символиче-

ское значение элементов

декоративного узора для

украшения предметов

симметричной формы.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям. Фронтально-ндивидульная работа.

Текущий, взаимоконтроль

Творческое задание:

вырежи симметричную форму любого предмета декоративно-прикладного значения: кувшина, подноса

ЭОР с сайта УМК «Гармония»

13.05

7

Москва - город-музей. Государственная Третьяковская галерея

1

Осознавать значимые

темы искусства и отра-

жать их в изобразитель-

ной творческой деятель-

ности.

Выражать своё отноше-

ние к красоте столицы,

её историческим архитек-

турным памятникам.

Выбирать и использовать

способы работы цветны-

ми художественными ма-

териалами (пастель, кра-

ски, цветные фломастеры

или др.) для передачи за-

мысла: «Я любуюсь Царь-

колоколом», «Громад-

ная Царь-пушка», «Бьют

часы на Спасской баш-

не Московского Кремля»

или др.).

Передавать в самом об-

щем виде пропорции изо-

бражаемых объектов.

Познавательные: прояв-

лять учебно-познаватель-

ный интерес к проблеме

урока: как создать ориги-

нальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: уча-

ствовать в диалоге, выра-

жать свою точку зрения,

слушать другого, соблю-

дать правила общения.

Осуществлять анализ,

сравнение, группировку материала по заданным

критериям. Коллективная работа

Текущий, взаимоконтроль

Творческое задание:

придумай композицию на тему «Мой мир». Изобрази любую сцену повседневной жизни

,ЭОР с сайта УМК «Гармония»

20.05

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Оборудование: Наглядные пособия по изобразительному искусству: художественное лото, набор репродукций, наборы муляжей «Фрукты», «Овощи». Натурный фонд: посуда, народные промыслы: гжель, хохлома, городец и др. Портреты выдающихся отечественных и зарубежных художников. Дополнительные средства: методические журналы по педагогике искусства «Искусство в школе», «Юный художник». Цифровые ресурсы: компакт-диски с видеопрезентациями к программе «Природа и художник». Дополнительные средства: видеофильмы о жизни и творчестве отечественных и зарубежных художников, видеофильмы по истории изобразительного искусства, видеофильмы по видам и жанрам изобразительного искусства, репродукции картин по тематике уроков, в том числе в электронном виде ;иллюстрации к произведениям по тематике уроков, в том числе в электронном виде ;презентации к урокам;выдержки из энциклопедий; подборки фотографий объектов изображения (здания, сооружения, природный мир).
Для реализации рабочей программы используются:
1.Учебник «Изобразительное искусство» для 1 класса общеобразовательных учреждений (УМК «Гармония»), Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011г. 2.Творческая папка для учащихся к учебнику для 1 класса. (УМК «Гармония»), Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014г. 3.Художественное лото для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений (УМК «Гармония»), Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014г. 4.Методические рекомендации к учебнику «Изобразительное искусство» для 1класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония»), Т.А.Копцева, В.П.Копцев, Е.В.Копцев Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2014г. 5.Программа «Изобразительное искусство» Т. А. Копцева, В. П. Копцев и Е. В. Копцев«Изобразительное искусство 1-4 классы» (издательство: «Ассоциация XXI век» 2013)
Электронно-программное обеспечение:

  • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
  • DVD диски ;
  • презентации по изобразительному искусству.
Технические средства обучения:
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • web-камера;
  • интерактивная доска.

Перечень цифровых образовательных ресурсов для начальной школы Перечень основных поисковых систем сети Интернет 1. google.ru 2. rambler.ru 3. yandex.ru 4. nigma.ru Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»-HYPERLINK "windows.edu/ru"windows.edu/ru 2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» -HYPERLINK "school-collektion.edu/ru"school-collektion.edu/ru 3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» -fcior.edu.ru, eor.edu.ru 4 Официальный сайт УМК «Гармония» umk-garmoniya.ru/

Образовательные Интернет-порталы 1. Сайт Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru 2. Сайт Рособразования ed.gov.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» edu.ru 4. Российский образовательный портал school.edu.ru 5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования ndce.edu.ru 6. Школьный портал portalschool.ru 7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» ict.edu.ru 8. Российский портал открытого образования opennet.edu.ru

9. Официальный сайт МО и науки РФ mon.gov.ru/ 10. Российский общеобразовательный портал school.edu.ru/default.asp 11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/ 12. Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов ndce.edu.ru/ 13. Учительская газета ug.ru 14. Журнал «Начальная школа» openworld/school 15. Газета «1 сентября» 1september.ru 16. ИнтерГУ.ru - Интернет-государство учителей intergu.ru 17. Сеть творческих учителей it-n.ru 18. Журнал «Наука и образование» edu.rin.ru 19. Международная ассоциация «Развивающее обучение» - МАРО maro.newmail.ru 20. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" festival.1september.ru/ 21. Архив учебных программ и презентаций rusedu.ru/ ФГОС standart.edu.ru/

© 2010-2022