- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект «От чатуранги до современных шахмат»
Проект «От чатуранги до современных шахмат»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тромбач Л.Г. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мелихов. Название нашего проекта: От чатуранги до современных шахмат.
Лаврова. В нашей школе уже много лет работает шахматный клуб, в котором успешно занимаются многие ребята из нашего класса.
Данилова. Гипотеза: Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы
Лаврова. Цель проекта: 1. Выявить, что ребята знают о возникновении игры в шахматы и наличие интереса к игре у детей начальной школы.
2. Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей.
Задачи:
1. Изучить литературу, подобрать необходимый материал.
2. Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их.
3. Воспитывать потребность в здоровом и интересном образе жизни.
Мелихов Этапы работы над проектом:
-
Работа с литературой и интернет-ресурсами.
-
Сбор материалов по теме.
-
Практическая работа ( знакомство с шахматными фигурами, правилами игры).
-
Встречи и консультации с руководителем шахматного клуба.
-
Анкетирование.
-
Подготовка иллюстрированных сообщений о шахматных фигурах.
Лаврова. Мы провели опрос среды учеников нашей школы и задали им такие вопросы ( Ответы - Данилова)
1.Сколько тебе лет?
2.Умеешь ли ты играть в шахматы?
Да- 75%, нет - 25%
3.Как ты считаешь, шахматы - это:
а) увлекательная игра - 59% б) спортивное состязание - 25%
в) просто отдых - 16%
4.Твой любимый учебный предмет в школе?
Математика - 53%, Окружающий мир - 24%,
Русский язык - 13%, Литературное чтение - 10%
4.Как ты учишься по математике:
А) плохо -2% Б) не очень- 23% В) отлично- 58% г) хорошо-17%
Мы участвуем в различных олимпиадах, конкурсах и занимаем призовые места. Лаврова. Как же появилась игра в шахматы? Поработав с различной литературой, интернетом мы узнали, что Шахматы - игра очень старинная. Родилась она в далекой Индии давным-давно, в 6 веке н.э. Древний вариант шахмат назывался "чатуранга", что в переводе с санскрита (языка древних индийцев) обозначает "четыре подразделения войска". Она была уже очень похожа на наши шахматы. Игра велась на доске 8х8 клеточек (только они были одноцветными, деление на черные и белые появилось гораздо позже в Европе). В это время сложились уже все знакомые нам фигуры. Главное отличие было в том, что в игре участвовало не два игрока, а четыре, каждый из которых выстраивал свои "войска" в углу доски.Войско возглавлял раджа - индийский король. Фигуры были четырех цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Какой фигурой ходить, определялось с помощью игрального кубика. Вот легенда о возникновении шахмат. Их придумал какой-то брамин и предложил сыграть в них царю. Царь был в восторге от новой игры и захотел наградить брамина. "Проси все, что хочешь!" - сказал он. И брамин попросил выдать ему зерна: на первую клетку шахматной доски положить 1 зернышко, а на каждую последующую класть зерен в два раза больше, чем на предыдущую. Царь сначала согласился на это условие. Но вскоре оказалось, что всего зерна в его стране не хватит, чтобы заполнить всю доску. Из Индии шахматы были завезены в соседние страны: в Китае эта игра стала называться сянци, в Японии - сёги, в Таиланде - макрук. А персы и, вслед за ними, арабы называли эту игру шатрандж. Персы несколько изменили правила, и шахматы уже стали больше похожи на шахматы. От игральных кубиков отказались. Вместо четырех игроков стало играть двое.
Шахматная королева: (Трудова Вика)
- На свете есть заветная,
Волшебная игра.
В нее с утра до вечера
Играет детвора.
Там мчатся кони резвые,
Трубят поход слоны,
И клетки черно-белые
Чудес и тайн полны
Король: (Виталик Тен)
- Я - важный шахматный Король,
Беру над своим войском шефство.
Пока я жив, играю роль,
И процветает королевство.
Я всегда в начале боя
Стою отважно в центре строя.
Команды отдаю без спешки,
Меня собой прикрыли пешки.
На пешках держится вся власть.
Без пешек я могу пропасть.
Чтоб начинать защиту без спешки
Хочу, чтоб вышли сюда пешки.
(под музыку Чайковского «Марш деревянных солдатиков»
1. Пешка( Кулибяшкина Маша)
Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинуться вперед.
На войну, не на парад,
Мы все держим путь,
Нам нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
2. Пешка: (Данилова Маша)
Чтоб в борьбу вступить скорей
В рукопашный бой,
Первым ходом можно нам
Сделать шаг двойной.
А потом - вперед, вперед,
За шажком шажок.
Ну, а как мы, пешки, бьем?
Бьем - наискосок.
Пешка: (Кулибяшкина Маша)
Хотя называюсь я пешкой простой,
Бываю я сильной фигурой порой,
Могу даже шах Королю объявить,
Не смогут, как я, даже кони ходить.
На восьмой горизонтали
Чудеса всех пешек ждали,
Стоит нам туда добраться,
Начинаем превращаться.
Пешка: (Данилова Маша)
Хочу стать конем - и стала,
Если этого мне мало,
Могу стать ладьей, слоном,
Здесь волшебный пешкин дом,
Отказать нам здесь нельзя
Превратиться хоть в ферзя.
(звучит музыка Газманова «Эскадрон», выпрыгивает Конь) ( Мелихов Богдан)
Очень ловко, на два поля,
Совершает Конь
Удивительный прыжок:
Поле прямо, поле вбок.
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк.
Получается - зигзаг!
И повадки у лошадки
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки,
И - скакнет из-за спины.
Скачет Конь ужасно метко,
Каждый раз меняя клетку,
И при этом есть секрет:
Всякий раз меняет цвет.
Слон: (Родион Родионов)
Зовусь Слоном, иль офицером,
Хожу я по диагонали.
Все поле под моим прицелом…
Ценней фигуры вы не знали!
С диагональю дружит Слон
Слон не ходит по прямой.
Он из дома и домой
Ходит лишь наискосок.
До конца игры Слоны
Цвету одному верны.
(выходят Ладьи под мелодию песни «Облака»)
Ладья:( Аня Лаврова)
Я - Ладья - подобна башне,
Как Конь, по полю не виляю,
Хожу я прямо, как по пашне,
Об этом всем я заявляю.
Это башня боевая,
Неуклюжа, но сильна.
Ферзь- Королева (Трудова Вика)
Не знает Ферзь в пути преград
Идет вверх-вниз, вперед-назад,
Иль вправо-влево, или в бок.
Захочет - так наискосок.
Запомните, никак нельзя,
Напрасно жертвовать ферзя.
Шахматный король
- Учитесь в шахматы играть -
Древнейшая игра.
Она научит побеждать.
И закалит тебя.
Научит думать и решать,
Как верный сделать ход.
С ней легче будет мир познать
И совершить поход.
Учитесь в шахматы играть -
Мудрейшая игра.
Её секреты разгадать
Родионов: Выводы:
В результате, данные, полученные экспериментальным путём тестирования и анкетирования, говорят о следующем:
-
Увлечение шахматами способствует развитию математических способностей, повышает успеваемость по математике как учебному предмету, расширяет кругозор. ( Тен В.)
-
В сравнении с компьютерными играми, которыми увлекается большинство школьников, шахматы позитивно отражаются на здоровье и развитии интеллекта.(Данилова)
-
Увлечение шахматами развивает логическое мышление у школьников.( Ларова)
-
Младшие школьники, которые систематически играют в шахматы, лучше справляются с решением задач на логическое мышление, в сравнении со сверстниками, которые не играют в шахматы.(Кулибяшкина)
7