Конспект урока по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наименование работы:

урок литературного чтения 3 класс по программе «Школа XXI века»

Дата (год) написания: 2013 г.

Ф.И.О. автора

Пономарева Нина Юрьевна

Место работы

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

Должность

Учитель начальных классов

Тема

Творчество Л.Н. Толстого. Сказка "Два брата"

Группа

3 класс

Краткая аннотация

Урок проводится с целью обобщения полученных знаний по творчеству Л.Н.Толстого. На уроке ведется работа по обучению составлению сказок, развитию умения работать в группах, обучению пересказу, правильному общению и взаимодействию учащихся на уроке

Список используемой литературы

1. Истина в движении. О человеке в мире Л.Толстого: Ольга Сливицкая.- Санкт-Петербург, Амфора, 2009 г.

2. Искусство и мысль Толстого. 1847-1880г: Донна Орвин - Санкт - Петербург, Академический проект, 2006 г.

3. Методические пояснения к курсу «Литературное чтение» по учебнику Л.А. Ефросининой. 3 класс. Издательско-торговый дом. Г.Волгоград. 2012г.





Урок литературы в 3- классе по программе "Школа XXI века" по теме: "Творчество Л.Н. Толстого. Сказка "Два брата"



Цели:

  • учить детей обобщать полученные знания по творчеству Л.Н. Толстого;

  • учить составлять басни, сочинять сказки, пересказывать;

  • развивать технику чтения, образное мышление, речь, память детей;

  • развивать умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию;

  • воспитывать любовь к чтению и своей Родине на примере творчества Л.Н. Толстого.

Оборудование:

  • портрет Л.Н. Толстого,

  • листы с заданиями для творческой работы,

  • выставка книг"Л.Н. Толстой - детям",

  • схема рассказа о Л.Н. Толстом,

  • учебник чтения «Литературное чтение» 1ч. Л.А.Ефросинина.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

- Урок чтения. На этом уроке мы продолжим работу по творчеству великого писателя Л.Н. Толстого.

II. Формулирование темы и цели урока

- Как вы думаете, чем конкретно мы будем заниматься? Сформулируйте, пожалуйста, цель и тему урока. На прошлом уроке мы, разделившись на 3 группы, вели исследовательскую работу по творчеству великого русского писателя Л.Н. Толстого. И на основе этого можно прийти к выводу о том, что целью сегодняшнего урока будет обобщение знаний по творчеству писателя Л.Н. Толстого и работа по сказке"Два брата". Подведем итоги исследовательских работ по группам.

III. Подведение итогов исследовательских работ

- Первая группа вела исследовательскую работу по теме «Биография великого писателя Л.Н. Толстого.» Выступает из нашей группы Мурашова Александра.

-Лев Николаевич Толстой родился и вырос в имении отца в Ясной Поляне, недалеко от Тулы. Когда мальчику было три года, у него умерла мать. Воспитывала его тетушка - М.Н. Ергольская. Учился юноша в Тульской гимназии, потом в университете в городе Казани, где жила его тетушка. Не окончив университета, юноша поступил на военную службу. Служил на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму. Тогда там шла война. Там же, в свободное от службы время, он начал писать различные повести и рассказы о своем детстве, о службе на Кавказе. Он был уже известным всему миру писателем, когда вновь вернулся в Ясную Поляну. Л. Н. Толстой открыл там школу для крестьянских детей, занимался хозяйством.
Все время он был очень дружен с крестьянами, помогал им, любил крестьянских ребятишек, заботился о них. Л.Н. Толстой написал много больших произведений, таких, как "Детство, отрочество и юность", "Война и мир", "Воскресение" и другие. За это его чтила вся Россия: от простого мужика до царя. К нему приезжали со всего мира писатели, художники, музыканты. Приходили к нему за советом и простые люди, больше всего крестьяне, бывали и нищие.
Рядом с террасой его дома росло дерево, к которому Лев Николаевич велел привязать колокольчик, и стояла скамейка. Это дерево называли "дерево нищих". Кто приходил или приезжал к Льву Николаевичу, звонил в этот колокольчик, и Лев Николаевич выходил к посетителям. Никому он не отказывал в помощи, он всех учил добру, поэтому так тянулись к нему люди.
Л.Н. Толстой писал не только большие по объему произведения, но и небольшие рассказы и басни для детей. Вспомните, какие из них вы читали. Он написал целую книгу "Азбука для детей".
Лев Николаевич Толстой прожил большую жизнь. Умер он, когда ему было 82 года. Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю оврага.
В Ясную Поляну, где сейчас находится музей Л.Н.Толстого, со всего мира приезжают люди, чтобы увидеть своими глазами дом, где жил и творил великий русский писатель, парк, поклониться его могиле. Когда вы вырастете, обязательно побывайте там.

Ответы на вопросы по содержанию выступления. Ученики 1-й группы задают вопросы ученикам 2-й и 3-й группы.

- Вторая группа вела исследовательскую работу по теме"Л.Н. Толстой - детям."

Выступает Иванова Анастасия.

- "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!"- пишет Л.Н. Толстой. Тема детства - одна из важнейших во всем его творчестве.
Дети - любимые персонажи писателя, объект его глубокого исследования. Л.Н. Толстой написал очень много произведений. О своем детстве, юношеских годах написал книгу "Детство. Отрочество. Юность".
В 1875 г. написал "Новую азбуку". В нее вошли сказки, рассказы, были такие как "Три медведя", "Корова", "Филипок" и т. д. Также написал четыре книги для чтения. В них вошли 225 произведений. Это такие как "Муравей и голубка", "Лев и мышь", "Лгун", "Пожарные собаки", "Косточка", "Орел"и т. д. Сказки, написанные для учеников, ненавязчиво поучают, описания учат внимательному отношению к себе и миру, рассказы-это и новые знания, и знакомства с чужим жизненным опытом.
Мировая слава пришла к Л.Н. Толстому при жизни. С 80-х годов XIX века началось его могучее воздейстивие на литературу и всю духовную жизнь.
Произведения великого писателя Л.Н. Толстого нас учат, радуют, удивляют своими содержаниями, языком, нравственностью.

Ответы на вопросы по содержанию выступления. Ученики 2-й группы задают вопросы ученикам 1-й и 3-й группы.

- Третья группа вела исследовательскую работу по теме: "Л.Н. Толстой - педагог. Школа в Ясной Поляне".

Выступает Куликов Даниил.

- В 1859 г. великий русский писатель Л.Н. Толстой открыл школу в Ясной Поляне для крестьянских детей. Он сам был в этой школе учителем, сам писал для своих маленьких учеников книги для чтения. В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось. Наказания в школе отсутствовали. Учащиеся делились на 3 класса-младший, средний, старший. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью более старших детей.
Из рассказа первого ученика Васи Морозова, мы видим, что Л.Н. Толстой очень любил детей, заботился о них, никому не отказывал в помощи. Он всех учил добру, поэтому дети тянулись к нему. Василий Морозов не только выучился, но и сам стал писателем, с благодарностью вспоминая своего учителя.
Л.Н. Толстой счастливо соединял в себе мыслителя, философа, педагога, заботливого отца, нравственного человека.

Ответы на вопросы по содержанию выступления. Ученики 3-й группы задают вопросы ученикам 1-й и 2-й группы.

IV. Вывод

- Из всего сказанного сделайте, пожалуйста, вывод: кто такой Л.Н. Толстой? (Л.Н. Толстой - великий русский писатель, классик русской литературы, философ, мыслитель, педагог.)
- Чему учат произведения великого писателя? (Произведения великого писателя Л.Н. Толстого учат быть добрыми, отзывчивыми, дружными, воспитанными, учат любить родной язык, Родину, учат восхищаться красотой, поэтичностью русского языка.)

V. Работа по сказке Л.Н. Толстого"Два брата"

1. Работа с текстом до чтения.

- Откройте с. 151. Прочитайте название сказки. ("Два брата".)
- Кто написал сказку? (Сказку написал Л.Н. Толстой.)
- Какая это сказка? Народная или литературная? (Это литературная сказка.)
- Почему? (Ее автор - Л.Н. Толстой.)

2. Работа с текстом во время чтения.

  • самостоятельное чтение сказки.

  • выборочное чтение сказки.

Дети делятся на 3 группы по своему желанию. Читают сказку и выполняют задания.

1 группа: выполняет задания в учебнике с.132 и в «Рабочей тетради» №1, с.70, №1,3.

2 группа: выполняет задания в учебнике;

3 группа: выполняет задания в учебнике под руководством учителя.

3. Проверка выполнения заданий:

А) Чтение сказки

Б) Ответы на вопросы в учебнике, с.132

В) Деление текста на части и составление плана.

- На сколько частей могли бы разделить сказку?

Г) Чтение сказки по частям.

Детям предлагаются карточки с пунктами плана для составления плана. «Рабочая тетрадь №1, с.70, №2:

1. Дружная жизнь братьев

2. Забота братьев друг о друге

3. Помощь сестре

4. Счастливая жизнь братьев.

- Прочитайте, какой план получился?

- Какую карточку не использовали? Почему?

- В чем мудрость сказки? Попробуйте выразить ее, как братья с помощью пословицы, поговорки. (Работа в парах). Учебник, с.11.
- Подходят пословицы»Труд кормит, а лень портит», «Один якал, якал, да и заплакал», «Пустой колос выше голову держит»

- Сделайте вывод: чему учит это сказка?
- Сказка учит тому, что все люди на свете разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо помогать своим родным, друзьям и близким.

VI. Творческая работа по группам

- Сначала выясним, какие сказки называются народными? (Сказки придуманные народом.)
- Назовите признаки народных сказок. (Сказочный зачин, концовка, повторы событий, сказочные герои, волшебные предметы, добро побеждает зло, простой, понятный язык.)

  • Задание для 1 группы: придумайте вариант народной сказки, сохраняя сюжет, главную мысль сказки"Два брата"Л.Н. Толстого.

  • Задание для 2 группы: придумайте вариант современной сказки, сохраняя сюжет, главную мысль этой же сказки.

  • Задание для 3 группы: что такое басня? (Басня - это небольшое произведение, в котором высмеиваются разные пороки, недостатки людей. Басня начинается или заканчивается моралью.) Прочитайте басню «Белка и волк», с.133-134 по ролям. Роли: Белка, Волк, Автор.

Работа в группах. Выступление представителей из групп.

Выступает ученик из второго ряда - Закарян Ануш.

Два брата

(Сказка)

Токмаков Василий

Жили два брата. Поехали на машине они в Европу. Ехали они долго, а вечером остановились на ночлег в лесу. Старший брат уснул, а младший брат достал поаншет и стал электронную почту читать. Открывает одно письмо и читает, а там написано иди к реке и переплыви через нее. Найдешь там медвежат, возьми их и иди в горы, там будет твое счастье. Младший брат все сделал и стал президентом Соединенных Штатов Америки. И стал он вести дела государственные. Однажды грустно ему стало и решил он вернуться к брату домой. И стали они жить как прежде. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

Два брата

(Сказка)

Епанчинцев Михаил

Жили два брата. У младшего была машина, и как то раз поехали они в путешествие. Ехали они и включили радио, а по радио сказали, чтобы шли люди в лес, переплыли реку, забрали волчат, потом бежали в избу в самом центре леса и там счастье найдут. Говорит младший старшему: пошли в лес и сделаем все как велено. Но старший отказался, а младший сделал все как велено. И стал он президентом. Через 3 года его переизбрали и пошел младший к старшему, и стали они жить счастливо.

Разбор выступлений.

- Понравилась ли сказка? Басня? Соблюдены ли все условия?

Домашнее задание по выбору: с.131-132 - пересказ сказки по плану или сочинить сказку по присказке (с.132, в.3)

VII. Подведение итогов урока

- Что нового узнали на уроке?
- Захотелось ли вам читать произведения великого русского писателя Л.Н. Толстого?


© 2010-2022