- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок на тему Согласный звук [ч]. Буква Ч, ч
Открытый урок на тему Согласный звук [ч]. Буква Ч, ч
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Стецура А.В. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Согласный звук [ч,]. Буква Ч, ч
Цель: познакомить и сформировать представление учащихся о звуке [ч], познакомить с графическим образом Ч, ч, учить читать слоги, слова с новой буквой;
развивать фонематический слух, логическое мышление, речь, память, внимание детей; расширять кругозор обучающихся.
воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: плакат с пословицей «Делу время, а потехе час», индивидуальные наборы букв, макет часов с буквами и слогами, предметные картинки, иллюстрация к букве Ч.
Ход урока
І. Организационный момент.
- Сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются). Поздороваюсь и я:
Добрый день, добрый час
Я приветствую всех вас
Здоровья, счастья, радости желаю
И урок я начинаю.
- А урок - обучение грамоте: чтение.
ІІ. Самоопределение к деятельности.
-
Прочитайте пословицу.
Делу время, а потехе час.
- Как вы понимаете её значение?
( Нужно сделать дела, а после можно играть, отдыхать)
-Кто из вас знает, что такое потеха?
( Развлечение, игра)
ІІІ. Актуализация знаний.
- Вот и мы сейчас с вами поработаем, и каждый для себя должен вспомнить, что уже знает … И поверьте, это нам пригодится сегодня на уроке.
Игра « Доскажи словечко»
Речь состоит из …
Предложения состоят из….
Слова состоят из ….
Звуки делятся на …
Гласные бывают…
Согласные бывают …и ….
Работа в парах.
1 ряд , 3 ряд - выделить из ряда согласных букв парные согласные.
2 ряд - поделить гласные на две группы по признаку …
- Да, ребята, вы уже много знаете, но далеко не все. Сегодня на уроке нас ждут ещё новые знания.
Физкультминутка
ІV. Открытие новых знаний. Тема и цель урока.
Беседа о часах.
- Ребята, вернёмся к нашей пословице. Вот есть слова «время», «час».
-Скажите, пожалуйста, каким прибором можно измерить время? (часами)
Слово учителя о разнообразии часов.
- Какой первый звук мы слышим в слове «часы»?
- Кто сможет определить тему нашего урока?
-
Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Ч,ч и звуком [ ч'].
-
Будем учиться отличать звук [ ч'] и букву Ч,ч от других звуков и букв.
-
Учиться читать слоги, слова с новой буквой.
V. Изучение нового материала
-
Характеристика звука [ч]
- Выясним какой это звук гласный или согласный? Пропоем его, кто скажет какой он? (на доску под звук -значок «согласный»)
- А теперь закроем ушки и произнесем еще раз звук [ч']. Кто скажет, какой это звук? (на доску под значок «согласный» - глухой)
- Исследуем этот звук и узнаем бывает он твердым или мягким. Для этого вам нужно отгадать загадки и найти место звука в схемах:
Грамоты не знает,
а весь век пишет. (РУЧКА)
(подобрать омонимы)
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал
Хоть надут он всегда с ним не скучно никогда (МЯЧ)
Мы дни не спим,
И ночи мы не спим.
Мы стучим, стучим, стучим. (часы).
- Кто скажет, есть ли в лове часы звук [ч'], где находится, какой он твердый или мягкий? (в схему - зеленый, обозначающий мягкий звук).
- Обратите внимание на схемы. Что вы заметили? Кто скажет?
- Дело в том, что этот звук всегда мягкий, твердым он не бывает.
(на доску - всегда мягкий)
Составим схему к слову часы (один ребенок у доски, остальные в тетрадях)
Слово учителя про людей в давние времена, как они жили без часов.
2. Обозначение звука [ч] буквой Ч, ч.
- На что похожа буква? (ответы детей)
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
В. Степанов
- Место буквы Ч в азбуке.
- Слова с буквой Ч назвать.
Физкультминутка (под песенку «Часики» с мультфильма «Фиксики»)
-В песенке сказано о том, что нам без часиков никак. А почему?
- Давайте по -другому спросим: Для чего нужны часы? (чтобы знать точное время)
Слово учителя о солнечных часах.
- Печатание буквы Ч,ч; слова: часы, мяч
V І. Закрепление материала.
-
Чтение слогов с новой буквой.
-
Ребята, у нас в классе есть тоже часы, только они слоговые.
Давайте попробуем почитать слоги на этих часах.
1 раз за учителем, 2 раз с интонацией:
-радостно, -с удивлением, - пропеть, -с грустью, с вопросом
-
Орфограмма ча, чу
- Посмотрите, на циферблате нет букв Я и Ю. Как думаете, почему? Да потому, что они поссорились. Вот послушайте.
Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит - Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
- А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.
- С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У. (На доске таблицы ЧА и ЧУ).
Чтобы лучше запомнить правило, как писать ча - чу выучим стихотворение:
В сочетаниях ча
Пишем только букву А!
В сочетаниях чу
Пишем только букву У.
-
Слова со слогами ЧА, ЧУ.
- Придумайте слова со слогами ЧА , ЧУ. Прочитайте их на наших часиках.
V І І. Итог урока.
Пришло время подвести итог нашей работы на уроке. Проведём его в форме эстафеты. Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.
«Сегодня мы познакомились …» «я узнал…..», «Я запомнил, что…», « мне понравилось …», «было трудно….»
-Ребята, у кого хорошее настроение, кому понравился урок подарите аплодисменты.
Спасибо за урок! Вы были активны, внимательны, доброжелательны и старательны. Если у кого - то не получалось, не беда, ведь вы старались и помогали друг другу.
Амвросиевская общеобразовательная школа
І - ІІІ ступеней №4
Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
Открытый урок
обучения грамоте
Тема: «Согласный звук [ч,].
Буква Ч, ч»
Разработала: Стецура А. В.,
учитель начальных классов
Самоанализ урока обучения грамоте
в 1 классе по теме:
«Согласный звук [ч,]. Буква Ч, ч»
Дата проведения: 11.12.2015 года.
Цель: познакомить и сформировать представление учащихся о звуке [ч], познакомить с графическим образом Ч, ч, учить читать слоги, слова с новой буквой;
развивать фонематический слух, логическое мышление, речь, память, внимание детей; расширять кругозор обучающихся.
воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.
Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием.
По типу это урок изучения нового материала, он включает в себя 7 основных этапов:
І. Организационный момент.
ІІ. Самоопределение к деятельности.
ІІІ. Актуализация знаний.
ІV. Открытие новых знаний. Тема и цель урока.
V. Изучение нового материала.
VІ. Закрепление материала.
VІІ. Итог урока.
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения:
принцип активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
принцип систематичности и последовательности;
принцип наглядности;
принцип доступности и посильности;
принцип учета возрастных особенностях обучаемых.
Чтобы решить цель урока, я подобрала следующие методы обучения:
- информационные, - наглядные;
- исследовательские; - практические.
- словесные;
Формы работы: фронтальная; индивидуальная; работа в парах.
Средства обучения: демонстрационные материалы; учебно-наглядные пособия.
Подобранный наглядный материал соответствовал теме урока и способствовал достижению поставленных целей.
Активность была на среднем уровне. На мой взгляд, это обусловлено тем, что ребята работали впервые в присутствии гостей. Хотя весь урок старалась поддерживать позитивный настрой в работе.
Этапы урока были логично связаны между собой. Через весь урок проходила познавательная нить про часы: их возникновение, виды часов, необходимость в современном мире. На уроке тоже были часы, только буквенно-слоговые, по которым ребята читали и составляли слоги и слова.
Чтобы дети лучше запомнили правило «ЧА пишу с буквой А, ЧУ пишу с буквой У», ввела игровой момент в виде сказки.
На всех уроках обучения грамоте, и на этом тоже, большое внимание уделялось звуко - буквенному анализу слов.
На мой взгляд, триединая дидактическая цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. На уроке проведена подвижная физминутка, которая была подобрана к теме урока. Атмосфера на уроке была рабочая, дети мобилизовали все свои возможности. Я выбирала демократический стиль общения с обучающимися, стараясь прислушиваться к мнению каждого ребенка. Отметила наличие дисциплинарных традиций: отсутствие выкриков с мест, дети поднимают руки, а не тянут их вверх. Цели, поставленные перед уроком, в основном, выполнены.
Подведение итогов (рефлексия) шло в эмоциональном плане (положительные эмоции, награды за труд).
Весь урок был направлен на всестороннее развитие личности ученика: интеллектуальное, моральное, физическое, эмоциональное.
Для себя отметила, что хотелось бы более высокой активности на уроке. Для этого, думаю, необходимо попробовать подобрать и отработать другие методы и формы работы. Наладить ускоренный темп работы в парах, подбирая для этого соответствующие задания. На уроке обучения грамоте обратить внимание на работу с предложениями.