Открытый урок на тему Согласный звук [ч]. Буква Ч, ч

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Согласный звук [ч,]. Буква Ч, ч

Цель: познакомить и сформировать представление учащихся о звуке [ч], познакомить с графическим образом Ч, ч, учить читать слоги, слова с новой буквой;

развивать фонематический слух, логическое мышление, речь, память, внимание детей; расширять кругозор обучающихся.

воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: плакат с пословицей «Делу время, а потехе час», индивидуальные наборы букв, макет часов с буквами и слогами, предметные картинки, иллюстрация к букве Ч.

Ход урока

І. Организационный момент.

- Сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются). Поздороваюсь и я:

Добрый день, добрый час

Я приветствую всех вас

Здоровья, счастья, радости желаю

И урок я начинаю.

- А урок - обучение грамоте: чтение.

ІІ. Самоопределение к деятельности.

  • Прочитайте пословицу.

Делу время, а потехе час.

- Как вы понимаете её значение?

( Нужно сделать дела, а после можно играть, отдыхать)

-Кто из вас знает, что такое потеха?

( Развлечение, игра)

ІІІ. Актуализация знаний.

- Вот и мы сейчас с вами поработаем, и каждый для себя должен вспомнить, что уже знает … И поверьте, это нам пригодится сегодня на уроке.

Игра « Доскажи словечко»

Речь состоит из …

Предложения состоят из….

Слова состоят из ….

Звуки делятся на …

Гласные бывают…

Согласные бывают …и ….

Работа в парах.

1 ряд , 3 ряд - выделить из ряда согласных букв парные согласные.

2 ряд - поделить гласные на две группы по признаку …

- Да, ребята, вы уже много знаете, но далеко не все. Сегодня на уроке нас ждут ещё новые знания.

Физкультминутка

ІV. Открытие новых знаний. Тема и цель урока.

Беседа о часах.

- Ребята, вернёмся к нашей пословице. Вот есть слова «время», «час».

-Скажите, пожалуйста, каким прибором можно измерить время? (часами)

Слово учителя о разнообразии часов.

- Какой первый звук мы слышим в слове «часы»?

- Кто сможет определить тему нашего урока?

  • Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Ч,ч и звуком [ ч'].

  • Будем учиться отличать звук [ ч'] и букву Ч,ч от других звуков и букв.

  • Учиться читать слоги, слова с новой буквой.

V. Изучение нового материала


  1. Характеристика звука [ч]

- Выясним какой это звук гласный или согласный? Пропоем его, кто скажет какой он? (на доску под звук -значок «согласный»)

- А теперь закроем ушки и произнесем еще раз звук [ч']. Кто скажет, какой это звук? (на доску под значок «согласный» - глухой)

- Исследуем этот звук и узнаем бывает он твердым или мягким. Для этого вам нужно отгадать загадки и найти место звука в схемах:

Грамоты не знает,

а весь век пишет. (РУЧКА)

(подобрать омонимы)

Ростом мал, да удал,

От меня ускакал

Хоть надут он всегда с ним не скучно никогда (МЯЧ)

Мы дни не спим,
И ночи мы не спим.
Мы стучим, стучим, стучим. (часы).

- Кто скажет, есть ли в лове часы звук [ч'], где находится, какой он твердый или мягкий? (в схему - зеленый, обозначающий мягкий звук).

- Обратите внимание на схемы. Что вы заметили? Кто скажет?

- Дело в том, что этот звук всегда мягкий, твердым он не бывает.

(на доску - всегда мягкий)

Составим схему к слову часы (один ребенок у доски, остальные в тетрадях)

Слово учителя про людей в давние времена, как они жили без часов.

2. Обозначение звука [ч] буквой Ч, ч.

- На что похожа буква? (ответы детей)

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

В. Степанов

- Место буквы Ч в азбуке.

- Слова с буквой Ч назвать.

Физкультминутка (под песенку «Часики» с мультфильма «Фиксики»)

-В песенке сказано о том, что нам без часиков никак. А почему?

- Давайте по -другому спросим: Для чего нужны часы? (чтобы знать точное время)

Слово учителя о солнечных часах.

- Печатание буквы Ч,ч; слова: часы, мяч

V І. Закрепление материала.

  1. Чтение слогов с новой буквой.

  • Ребята, у нас в классе есть тоже часы, только они слоговые.

Давайте попробуем почитать слоги на этих часах.

1 раз за учителем, 2 раз с интонацией:

-радостно, -с удивлением, - пропеть, -с грустью, с вопросом



  1. Орфограмма ча, чу

- Посмотрите, на циферблате нет букв Я и Ю. Как думаете, почему? Да потому, что они поссорились. Вот послушайте.

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит - Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

- А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

- С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У. (На доске таблицы ЧА и ЧУ).


Чтобы лучше запомнить правило, как писать ча - чу выучим стихотворение:

В сочетаниях ча

Пишем только букву А!

В сочетаниях чу

Пишем только букву У.

  1. Слова со слогами ЧА, ЧУ.

- Придумайте слова со слогами ЧА , ЧУ. Прочитайте их на наших часиках.

V І І. Итог урока.

Пришло время подвести итог нашей работы на уроке. Проведём его в форме эстафеты. Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.

«Сегодня мы познакомились …» «я узнал…..», «Я запомнил, что…», « мне понравилось …», «было трудно….»

-Ребята, у кого хорошее настроение, кому понравился урок подарите аплодисменты.

Спасибо за урок! Вы были активны, внимательны, доброжелательны и старательны. Если у кого - то не получалось, не беда, ведь вы старались и помогали друг другу.


Амвросиевская общеобразовательная школа

І - ІІІ ступеней №4

Амвросиевского района

Донецкой Народной Республики







Открытый урок

обучения грамоте



Тема: «Согласный звук [ч,].

Буква Ч, ч»





Разработала: Стецура А. В.,

учитель начальных классов


Самоанализ урока обучения грамоте

в 1 классе по теме:

«Согласный звук [ч,]. Буква Ч, ч»

Дата проведения: 11.12.2015 года.

Цель: познакомить и сформировать представление учащихся о звуке [ч], познакомить с графическим образом Ч, ч, учить читать слоги, слова с новой буквой;

развивать фонематический слух, логическое мышление, речь, память, внимание детей; расширять кругозор обучающихся.

воспитывать умение ценить время и рационально его использовать.

Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием.

По типу это урок изучения нового материала, он включает в себя 7 основных этапов:

І. Организационный момент.

ІІ. Самоопределение к деятельности.

ІІІ. Актуализация знаний.

ІV. Открытие новых знаний. Тема и цель урока.

V. Изучение нового материала.

VІ. Закрепление материала.

VІІ. Итог урока.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения:

принцип активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;

принцип систематичности и последовательности;

принцип наглядности;

принцип доступности и посильности;

принцип учета возрастных особенностях обучаемых.

Чтобы решить цель урока, я подобрала следующие методы обучения:

- информационные, - наглядные;

- исследовательские; - практические.

- словесные;

Формы работы: фронтальная; индивидуальная; работа в парах.

Средства обучения: демонстрационные материалы; учебно-наглядные пособия.

Подобранный наглядный материал соответствовал теме урока и способствовал достижению поставленных целей.

Активность была на среднем уровне. На мой взгляд, это обусловлено тем, что ребята работали впервые в присутствии гостей. Хотя весь урок старалась поддерживать позитивный настрой в работе.

Этапы урока были логично связаны между собой. Через весь урок проходила познавательная нить про часы: их возникновение, виды часов, необходимость в современном мире. На уроке тоже были часы, только буквенно-слоговые, по которым ребята читали и составляли слоги и слова.

Чтобы дети лучше запомнили правило «ЧА пишу с буквой А, ЧУ пишу с буквой У», ввела игровой момент в виде сказки.

На всех уроках обучения грамоте, и на этом тоже, большое внимание уделялось звуко - буквенному анализу слов.

На мой взгляд, триединая дидактическая цель урока достигнута, так как запланированный материал реализован. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для первоклассников. На уроке проведена подвижная физминутка, которая была подобрана к теме урока. Атмосфера на уроке была рабочая, дети мобилизовали все свои возможности. Я выбирала демократический стиль общения с обучающимися, стараясь прислушиваться к мнению каждого ребенка. Отметила наличие дисциплинарных традиций: отсутствие выкриков с мест, дети поднимают руки, а не тянут их вверх. Цели, поставленные перед уроком, в основном, выполнены.

Подведение итогов (рефлексия) шло в эмоциональном плане (положительные эмоции, награды за труд).

Весь урок был направлен на всестороннее развитие личности ученика: интеллектуальное, моральное, физическое, эмоциональное.

Для себя отметила, что хотелось бы более высокой активности на уроке. Для этого, думаю, необходимо попробовать подобрать и отработать другие методы и формы работы. Наладить ускоренный темп работы в парах, подбирая для этого соответствующие задания. На уроке обучения грамоте обратить внимание на работу с предложениями.


© 2010-2022