- Преподавателю
- Начальные классы
- Система упражнений по развитию орфографической зоркости
Система упражнений по развитию орфографической зоркости
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Никитина Н.А. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Памятка для детей и родителей при работе над ошибками.
-
Заглавная буква в начале предложения.
Напиши предложение, в котором сделал ошибку. Подчеркни заглавную букву в первом слове предложения.
Пример: Пролетел лёгкий ветерок.
-
Большая буква в именах собственных.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Приведи 2 примера на это же правило.
Пример: Марина - имя. Россия - страна. Кама - река.
-
Буквы И, У, А после шипящих.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Запиши 2 примера на это правило.
Пример: Кружились - пружина, лыжи. Чудо - хочу, кричу.
-
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Напиши проверочное слово; слово, в котором сделал ошибку. Запиши ещё 2 родственных слова. Выдели корень слова.
Пример: Кормит - кормушка, корм, кормилец.
-
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарь).
Напиши слово 3 раза, поставь знак ударения, выдели корень.
Пример: Молоток, молоток, молоток. Аллея, аллея, аллея.
-
Правописание сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Запиши 2 примера на это правило.
Пример: Дочка - ручка, почка. Точно - печной, речной.
-
Слова с удвоенными согласными. (Смотри пункт 5)
-
Проверяемые парные согласные в корне слова .
Напиши проверочное слово; затем слово, в котором сделал ошибку:
Пример: Узенький - узкий; грибы - гриб, снега - снег, хлеба - хлеб.
-
Непроизносимые согласные в корне слова.
Напиши проверочное слово; затем слово, в котором сделал ошибку:
Пример: Опоздать - поздно; грустит - грустный, честь - честный, место - местный.
-
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Напиши слово с предлогом. Докажи на примере, что между предлогом и словом можно вставить слово.
Пример: На_берегу -на крутом берегу, за_берёзой - за красивой берёзой.
-
Правописание гласных и согласных в предлогах.
Напиши слово с предлогом правильно, подчеркни букву в предлоге. Напиши ещё 2 слова с таким же предлогом.
Пример: Под столом - под крышей, под берегом. По дороге - по реке, по окну.
-
Гласные и согласные в приставках.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Приведи 2 примера слов с такой же приставкой.
Пример: Посадил - пошёл, поехал. Сделал - списал, сговорились.
-
Буквы О и Е после шипящих и Ц.
Помни: под ударением - О, в безударной позиции - Е. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Пример: Овцой - ключом, огурцом. Тучей - улицей, вереницей.
-
Соединительные О и Е в сложных словах.
Напиши слово с правильной буквой, выдели корни. Приведи пример ещё 2 слов с такой же соединительной гласной.
Пример: Паровоз - теплоход, самовар.
-
Буквы Е и И в суффиксах существительных -ек, -ик.
Помни: если в Р.п. гласная выпадает - пишется е, не выпадает - пишется и. Напиши слово в родительном падеже, затем слово с правильной гласной в суффиксе.
Пример: (Р.п.) ключика - ключик, (Р.п.) замочка - замочек.
-
Безударные падежные окончания имён существительных.
Напиши пару слов с вопросом. Укажи падеж и склонение имени существительного, выдели его окончание. Приведи 2 примера на это правило.
Пример: бросались (чем?) камнем - твор. п., 2 скл.; шли полем, осветились солнцем
-
Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Приведи 2 примера на это правило.
Пример: Лось; мальчик, снегирь.
-
Употребление Ь на конце имён существительных после шипящих.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Укажи его род. Приведи 2 примера на это правило.
Пример: мышь - жен. р., печь, дочь.
-
Ь после шипящих в форме 2-го лица единственного числа у глаголов.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Выдели окончание глагола. Определи его лицо и число. Приведи 2 примера на это правило.
Пример: горюешь - 2-е лицо, ед. ч., поёшь, читаешь.
-
Ь - в глаголах неопределённой формы перед -ся.
Поставь перед глаголом вопрос, потом напиши глагол. Приведи 2 примера на это правило.
Пример: Что делать? - греться, мыться, смеяться.
-
Разделительные Ъ и Ь.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Выдели часть слова с Ъ или Ь. Приведи 2 примера на это правило.
Пример: Воробьи - вьюга, шью. Подъезд - разъезд, объявление.
-
НЕ с глаголами.
Напиши слово, в котором сделал ошибку. Укажи части речи. Приведи 2 примера на это правило.
Пример: Не_был (глаг.) - не учил, не ходил.
-
Безударные личные окончания глаголов.
Напиши глагол вместе с именем существительным, с которым он связан по смыслу. Поставь знак ударения, выдели окончание, запиши глагол в начальной форме, укажи его спряжение.
Пример: весна наступает - наступать, 1 спряжение
-
Безударные окончания имен прилагательных.
Напиши прилагательное с вопросом, определи его род и падеж.
Пример: по льду (какому?) крепкому - муж. р., дат. п.
-
Правописание О и Е на конце наречий после шипящих.
Помни: под ударением О. Приведи 2 примера на это правило.
Пример: Хорошо - горячо, свежо.
СПИСОК ИЗУЧЕННЫХ ОРФОГРАММ
№
Название орфограммы
Пример
1
Заглавная буква в начале предложения.
Пролетел легкий ветерок.
2
Заглавная буква в именах собственных.
Саша, Ока, Пермь, Кавказ.
3
Буквы и, у, а после шипящих.
Жизнь, шить, чудо, часто, щука, роща.
4
Проверяемая безударная гласная (а, о, е, и, я) в корне слова.
Моря - море, в лесу - лес.
5
Непроверяемая безударная гласная в корне слова.
Пенал, пилот, карандаш.
6
Буквосочетания -чк, -чн, -нч, -нщ, -щн.
Корочка, вечный, изящный.
7
Двойная согласная.
Анна, бассейн, аппетит.
8
Проверяемые парные согласные в корне слова.
Берег-берега, шарф-шарфы.
9
Непроизносимые согласные в корне слова.
Честный-честь.
10
Раздельное написание предлогов с другими словами.
По дороге (по красивой дороге),
за берёзой (за красивой берёзой)
11
Правописание гласных и согласных в предлогах.
По, на, за, под, с, над, из, от.
12
Правописание гласных и согласных в приставках.
Поехал, надписал, сделал.
13
Буквы о и е после шипящих и ц.
Тучей, овцой, улицей, ключом.
14
Соединительные буквы о и е в сложных словах.
Паровоз, вездеход.
15
Буквы и и е в суффиксах существительных -ек, -ик.
Ключик-(нет) ключика, замочек-(нет) замочка.
16
Буквы о и е в безударных падежных окончаниях существительных.
В школе (1скл., П.п.), на празднике (2скл., П.п.), к мыши (3скл., Д.п.)
17
Ь - показатель мягкости согласных.
Мель, коньки, тень, пеньки.
18
Ь знак на конце существительных после шипящих.
Мышь (3скл.), луч (2 скл.)
19
Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Греешь, греешься.
20
Ь в глаголах неопределенной формы перед -ся
Мыться, ругаться, смеяться.
21
Разделительные Ь и Ъ.
Семья, подъезд, обезьяна.
22
Правописание частицы не с глаголами.
Не читает, не хочет, не ест.
23
Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения.
Копает (I), рубит (II).
24
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных
В синем (ср.р., П.п.),
к новому (м.р., Д.п.)
25
Правописание о и е на конце наречий после шипящих
Хорошо, горячо, свежо, блестяще, жгуче, певуче.