Конспект урока по информатике на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Умозаключение как форма мышления

Мышление - великое достоинство, и мудрость в том, чтобы говорить истинное и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.

Гераклит Эфесский

Цели урока:

  • дать учащимся общее представление об умозаключении как форме мышления;

  • сформировать навыки создания графических изображений средствами текстового процессора

  • воспитание коммуникационных качеств, умения высказывать своё мнение

Основные понятия:

• понятие

  • суждение

  • умозаключение

Оборудование:

доска, компьютер, инструкции по ТБ в компьютерном классе, компьютерная презентация.

План урока:
I. Орг. момент.(1 мин)

II. Актуализация знаний учащихся. (10 мин)
III. Новый материал. (10 мин)
IV. Работа с учебником и рабочей тетрадью (8 мин)

V.Практическая часть. (13 мин)
VI Д/з. (1 мин)
VII. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:
I. Орг. момент.

  1. Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
1) Краткая характеристика понятия как формы мышления; - определение понятия - отгадайте о чём идёт речь
  • прямоугольник, равные стороны (квадрат)
  • круглый, упругий, прыгучий, используется в игре
(мяч) т.е. перечисленных признаков достаточно для определения понятия «мяч» и «квадрат; (слайд 4) - определение понятия - предлагается одному уч-ся загадать объект и перечислить его признаки , а остальным уч-ся отгадать о чём идёт речь.
  1. Характеристика суждения как формы мышления;
- Определение суждения (слайд 5) - Приведите примеры суждений - Какие бывают суждения? (простые и сложные Слайд 6) - Бывает 4 вида простых суждений, перечислите их; (слайд 6) - К какому виду относятся суждения: 1 .Некоторые грибы не являются съедобными (частноотрицательное) 2. Ни один треугольник не является квадратом (общеотрицательное) 3 .Все квадраты - прямоугольники (общеутвердительное) 4 Некоторые школьники- отличники (частноутвердительное)
  • Как образуются сложных суждения? (слайд 6)

III. Новый материал сводится к определению умозаключения и рассмотрению многочисленных примеров.
  • На слайде даны 2 суждения (слайд 7)
  • Какой ввывод мы можем сделать?
  • Просмотр фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино » Какой вывод сделал Дядя Фёдор
  • Этот вывод называется умозаключением
Определение умозаключения(сначало предлагается уч-ся дать определение, затем прочитать его на слайде) (слайд 8)
  • Получить умозаключения (слайд 9,10)
  1. А сейчас посмотрим как используются умозаключения при решении задач
1. Выполнить задания 2-3 на стр. 60-61 учебника. 2. В рабочей тетради № 36-37 стр. 73-74 V. При выполнении практической работы № 10 (задания 2-3) отрабатываются навыки создания графических изображений средствами текстового процессора .

VI. Домашнее задание § 2.4, РТ: № 38 - стр. 74, подготовка к выполнению практической работы № 11.

VII. Итог урока

Какое умозаключение Я сделал(-а) на этом уроке ? (я- уч-ся)

Человек не что иное, как тростник, очень слабый по природе, но этот тростник мыслит... все наше достоинство состоит в мысли. В этом отношении мы должны возвышать себя, а не в отношении к пространству и времени, которое мы не сумели бы наполнить. Постараемся же научиться хорошо мыслить: вот принцип нравственности

Блез Паскаль

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 1

  1. Слово «урок» изменяется по падежам и числам.

  2. Сережа приходит в школу в 8 часов.

  3. Названия городов пишутся с большой буквы.

  4. Дробь 3/8 - правильная.

  5. Тополь на свету поглощает углекислый газ.

  6. Данное число не оканчивается цифрой 0.

  7. Саша занимается спортом.

  8. Ни один слон не является птицей.

  9. В 1995 году 365 дней.

№ 2. 3 красных и 1 голубой.

№ 3. На Юле был розовый платок.

№ 4. Нужно взять: а) три конфеты; б) пять конфет. № 5. Рассмотрим самый «неблагоприятный» случай: школьники собрали по 7 ящиков яблок, груш и слив; всего использован 21 ящик. В свободный ящик можно положить яблоки, груши или сливы. Следовательно, имеется по крайней мере 7 + 1 = 8 ящиков, содержимое которых - один из указанных видов фруктов. № 6. Цвет надетого на него капюшона может определить любой из двух гномов в синих капюшонах. № 7. а) С помощью первого вопроса нужно выяснить, кто является вашим собеседником - лжец или правдивый брат. Это можно сделать с помощью любого вопроса, ответ на который известен заранее. Например, 2*2 = 3? Второй вопрос: Эта дорога ведет к озеру? б) Что ответит твой брат на вопрос, ведет ли эта дорога к озеру? Предположим, что получен ответ «Да.» Если его дал правдивый брат, то дорога к озеру не ведет; если его дал лжец, то дорога так же не ведет к озеру. Предположим, что получен ответ «Нет.» Если его дал правдивый брат, то дорога ведет к озеру ведет; если его дал лжец, то дорога так же ведет к озеру.

Задания в рабочей тетради №36. 1) 6 - в крайнем случае, будут вытянуты 5 белых шаров и 1 черный; 2) 4; 3) 7; 4) 5. № 37. Допустим, что первое утверждение является верным. Значит, среди оставшихся 99-ти утверждений только одно неверное, а все остальные - верные. Но любое из оставшихся утверждений противоречит первому, так как, например, во втором утверждается, что неверных ровно два, в третьем - ровно три и т. д. Проведя такие же рассуждения до 98-го утверждения включительно, придем к такому же выводу. Если же верно 99-е утверждение, то это значит, что неверных утверждений ровно 99, то есть все, кроме 99-го: 1,2, ..., 98 и 100. Не может быть верным утверждение 100-е, так как в нем говорится о том, что все 100 утверждений, а значит и само 100-е, неверны. Итак, верным является утверждение 99-е. № 38. Если туземец - абориген, то он правдив и его ответ «абориген». Если туземец является пришельцем, то он лжив и его ответ тоже «абориген». Следовательно, проводник передал ответ без искажения, поэтому он принадлежит к племени аборигенов.

© 2010-2022