Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наименование образовательного учреждения:

МБОУ - Хотынецкая СОШ Хотынецкого района Орловской области

Наименование учебного предмета: Литературное чтение

Тема урока: Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

(С. 108 - 110).

Класс: 1 в

Ф.И.О. педагога: Баумова Лидия Дмитриевна

Технологическая карта урока

Тема урока

Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. (С. 108).

УМК

УМК «Школа России»

Цель изучения темы


Цель: создать условия для знакомства со звонкими звуками [д], [д']; познакомить с буквой Д, д; учить давать характеристи­ку звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изучен­ными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Задачи:

  • научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов;

  • продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. На примере сравнения минимальных пар слов (дом-дым) формировать у учащихся понимание смыслоразличительной функции фонем;

  • воспитывать культуру учебного труда.

Основные термины и понятия Согласные буквы т, д; глухой и звонкий согласные звуки; предложение; рассказ; слова с противоположным значением, пословица


Информационно- образовательная среда Ресурсы Межпредметные связи Информационный материал (УМК «Школа России», О.Е. Жиренко,Л.А. Обухова «Поурочные разработки по обучению грамоте», Москва «Вако», 2013 год.) Демонстрационный материал (наглядные пособия, модель домика, слова - характеристики звуков, светофорик, смайлики, цветы). Диагностический материал (страницы учебника, индивидуальная таблица «оценивание») Русский язык: «Парный согласный в корне слова», «Имена собственные», развитие речи.

Планируемые результаты
Личностные Метапредметные Предметные Будут созданы условия для формирования у ученика:

  • самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.
  • Основы для развития творческого воображения.
  • Положительное отношение к школе.
  • Общее представление о мире некоторых профессий.
  • Чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.
Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к чтению; мотивации обращения к книге;

- стремление к взаимопониманию детей и взрослых;

- стремления к успешности в учебной деятельности.

Ученик научится: Регулятивные УУД:

- направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности: планировать свою деятельность (вначале урока), оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на этапах урока), анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока). Познавательные УУД: - логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква - знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных схемах-моделях слов; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне; - установление причинно-следственных связей: между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.

- информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации: работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных предложений - ответов на вопрос, нужных строчек.

- общеучебные: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Коммуникативные УУД: - умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах, в группах). Ученик научится: Знать:

- гласные и согласные звуки;

- называть основные

отличительные признаки гласных и согласных звуков;

- слоги-слияния и примыкающие звуки на слух и с опорой на схему. Умения: - Овладеет навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; - овладеет навыками составления рассказа; - работы с заданиями повышенной сложности; - анализировать пословицы


Этапы урока

Формы и приемы организации учебной деятельности учителем Деятельность учащихся Формируемые УУД

1. Мотивационно - ориентационный этап

  1. Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/создание ситуации затруднения и др.).

- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов в учении.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы - старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

Урок литературного чтения.

Актуализация знаний.

1. На какие 2 группы делятся все звуки?

2. Прочитайте гласные по «ленте букв». - Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? 3. - Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? - Назовите звонкие согласные звуки. - Назовите глухие согласные звуки.


Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы - старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!






Гласные и согласные.
Ударные и безударные. Буквы а, о, у, ы - обозначают твёрдость предшествующего согласного. Буквы и, е - обозначают мягкость предшествующего согласного. Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие.


Выполняют задание под руководством учителя

Личностные:

- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Регулятивные УУД:

- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

- выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление).

Коммуникативные:

- принимать участие в обсуждении по теме урока.

1.2. Целевая основа деятельности (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения, формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности).

Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).

Игра «Доскажи словечко»

Тут наш... (дом).

Над домом ... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

− - Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?

− - Придумаем заглавие. Повторить весь текст с заглавием.

− - Что заметили интересного в тексте? Повторите цепочкой слова, которые вы добавляли.

− - Подумайте и определите, какова тема нашего урока.

Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).

  1. Игра «Доскажи словечко»

Тут наш... (дом).

Над домом ... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

- Дети добавляют слова.

- Отвечают на вопросы учителя.

- Это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу.

- Нет названия текста - заголовка.

Повторяют весь текст с названием.

В этом тексте все слова начинаются с буквы д.

Дети повторяют слова, которые добавили.


Личностные УУД:

- интереса к чтению; мотивации обращения к книге;

- стремление к взаимопониманию детей и взрослых;

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- выполнять учебные действия.

Познавательные УУД:

- структурировать знания;

- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

- видеть последовательность в событиях;

- выполнять логические действия.

Коммуникативные:

- принимать участие в обсуждении задач урока; - проявлять интерес и инициативу.

2. Поисковый этап

2.1. Планирование деятельности (поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др.)

Составление плана урока.

План (примерный)

  1. 1. Продолжить знакомство с новыми звуками и буквами.

  2. 2. Составление звуковых схем.

  3. 3. Чтение слогов.

  4. 4. Чтение предложений и текстов.

- Что мы сейчас делали?

Составление плана урока.

План (примерный)

  1. 1. Продолжить знакомство с новыми звуками и буквами.

  2. 2. Составление звуковых схем.

  3. 3. Чтение слогов.

  4. 4. Чтение предложений и текстов.

Планировали свою деятельность. Личностные УУД:

- мотивации к успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- понимать важность планирования своей деятельности.

Познавательные УУД:

- структурировать знания;

- проводить аналогии между изучаемым материалом.

Предметные:

- планировать свою деятельность (примерно). 2.2. Фиксация плана в устной или письменной форме

- Рассмотрите букву Д. На что она похожа? Маленькая и большая буквы Д похожи? - Дайте характеристику звукам [д], [д']

Маленькая и большая буквы Д похожи на домик.

Характеристика звукам [д], [д']. Один ребёнок работает у доски. Составляют кластер.

Познавательные УУД: логические: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

3. Практический этап

3.1. Открытие «нового» знания.

Решение проектной задачи «Наш дом». Ребята, из строительного агенства к нам поступило предложение «построить дом», но необычный, а сказочный. В каждой квартире этого домика живёт только один звук. Как вы думаете, мы сможем решить такую проектную задачу?

Работа в группах.

Каждой группе даются слова: дерево, Дима, дрова, дуб.

Готовность работы дети показывают домиком.

Проверка. Работы детей вывешиваются на доску.

- Назовите слова в которых есть мягкий звук [д'] .

- Как пишется слово Денис?

- Назовите слово, в котором последний звук слышится не так, как он пишется?






Дети выполняют работу в группах, заселяя квадратики - квартиры. Молодцы! Вы справились с заказом строительного агенства. Дима, дерево. С большой буквы. Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. Дуб. На конце слова слышится звук [п], а пишется буква б. Это парные согласные. Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Например - дуб - дубы. Личностные УУД:

- мотивации к успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планирование деятельности в группах.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в содержании учебника;

- осуществлять поиск информации в учебнике. Коммуникативные: - проявлять интерес к общению и групповой работе.

3.2. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма и др.

Работа по учебнику (с. 108).

1. Чтение слогов по таблице.

Посмотрите в таблицу. Как вы думаете, почему эти буквы записаны в столбик?

Прочитаем хором эти слоги. 2. Дети читают пары слов. Определяют, что слова эти стоят в форме единственного и множественного числа. - Какое задание даёт книга? - Прочитайте слова в парах. - Кто ответит по заданию?


Дети рассматривают таблицу.
Отвечают на вопрос. Эти буквы записаны в столбик, потому что они парные согласные. Если они стоят в конце слова, то их нужно проверять. Эти слоги написаны с гласными буквами, которые дают твёрдость предшествующему согласному. Дети читают пары слов. Определяют, что слова эти стоят в форме единственного и множественного числа. - Прочитай. Сравни слова. Понаблюдай, чем они различаются.
Личностные УУД: - интерес к учебному материалу;

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

Познавательные УУД:

информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации: работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.

3.3. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.

Физкультминутка

1. Работа по учебнику (с. 108).

Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и рассказом.

Рассмотрите картинку. Что вы видите?

- Можно ли по рисунку догадаться, о чем пойдет речь в тексте?

- Прочитайте название текста. О чем мы будем читать?

Чтение рассказа «Реки» самостоятельно вполголоса.

- Какие реки вы знаете?

- Какой транспорт ходит по рекам?

- Что возводят через реки?

2. Дидактическая игра «Расшифруйте названия рек». Дифференцированное задание (учебник, с. 108).

- Посмотрите на зашифрованную запись.

- Догадайтесь, названия каких рек зашифрованы в записи. (Нева, Дон, Кама, Днепр, Двина, Лена, Амур, Ока.

- Назовите лишние буквы (З, ы).

2.1. Игра «Наоборот». Учитель называет слово, дети называют антоним (игра может проводиться с ведущим учеником или несколькими учениками). Злой - … (добрый) дикий - … (домашний) короткий - … (длинный) мальчик - … (девочка) бабушка - … (дедушка) враг - … (друг) городской - … (деревенский). В чём особенность слов, которые вы назвали.

Проверка дифференцированного задания.

3. Итог урока.







Рассказывают, что видят на картинке. Читают рассказ. Отвечают на вопросы учителя. В паре задают друг другу вопросы, придумывают рассказ.

Составляют слова из предложенных букв, определяют названия рек.

Названия рек: Нева, Дон, Кама, Днепр, Двина, Лена, Амур, Ока.

Лишние буквы (З, ы)..









Они все начинаются на букву д.



Личностные УУД: - интерес к учебному материалу;

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

Познавательные УУД:

информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации: работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек. Предметные:

- Читают текст рассказа с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; - анализируют его содержание по вопросам.

- Составляют рассказ по вопросам.

- Умеют работать в паре.

- Контролируют работу друг друга.

- Формулируют вопросы на тему «Реки».

- Правильно строят ответы.

- Вместе составляют рассказ, дополняя друг друга.

- Умеют

работать в паре. - - Отвечают на вопросы, соблюдая логику рассказа.

4. Рефлексивно-оценочный этап

4.1. Рефлексия результатов деятельности.

Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают об успехах и трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по материалу урока.


Оценивание.

я

Знак ошибки: +, -

Проверил(а)

Я сам(а)


Сосед(ка)


1.

Определение темы урока

2.

Продолжить знакомство с новыми звуками и буквами.

3.

  1. Составление звуковых схем.

4.

Чтение слогов.

5.

Чтение текста «Реки»

6.

Задание !

7.

Чтение текста «Кто кем работает»

8.

Работа в группах

9.

Работа в парах



Личностные:

- интерес к собственному миру чувств;

- интерес к самооценке.
Регулятивные:

- осуществлять первоначальный контроль своих действий.

- ориентироваться в принятой системе значков.

4.2. Рефлексия способов деятельности

Определите способы деятельности на уроке Читаю или слушаю задание Проговариваю во внутреннем плане Слушаю ход рассуждений Проверяю свою работу Исправляю свои ошибки Оцениваю свою работу Регулятивные:

- осуществлять первоначальный контроль своих действий. Познавательные УУД: - определение способов деятельности.

4.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения

Определите ваше эмоциональное состояние, своё настроение смайликами.

- если вы считаете, что для вас урок принёс новые знания и впечатления, возьмите розовый цветок.

- если вы считаете, что вам было неинтересно, то синий цветок.

- А сейчас я прошу украсить наш сад около дома, засадив клумбы цветами. Дети показываю смайлики учителю и гостям.



Дети выбирают цветы и «засаживают» клумбу цветами около домика. Личностные:

- положительное отношение к предмету «Литературное чтение». Регулятивные:

- осуществлять первоначальный контроль своих действий.



© 2010-2022