Поделитесь с коллегами:
Из опыта организации контрольно-оценочной деятельности учащихся, обучающихся по ФГОС НОО
учителя начальных классов МБОУ СОШ №6 г. Пыть-Ях
Дегель Татьяны Ивановны
Особенности контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-х классов Обучаясь в первом классе, учащиеся приобретают следующие умения:
- оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.
- соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
- обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении: - «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька - ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
- «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
- «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный - я умею сам, жёлтый - я умею, но не уверен, зелёный - нужна помощь.
Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты - «Хорошо» и т.д. Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняется после проведения самостоятельных и контрольных работ. Рассчитаны на четверть. Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные. К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, " теплые слова", комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал - частью летописи класса. К комплексным можно отнести игру "Мы оба похожи…". Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков - возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений - каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства. Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: "Горячий стул" (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); "Я хороший потому, что…" (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.) Со второго класса в диалогах "учитель - ученик" использовались следующие методические приемы формирования оценочной деятельности: - В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить; - При подведении итогов урока задаются следующие вопросы: Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок? Насколько он увлек вас? Какие задания вам понравились, а какие - нет? Что вы хотите посоветовать учителю? К чему каждый из вас стремился? Чего достиг? Насколько успешно мы выполнили намеченный план? Какие возникли проблемы? - При оценке работы ребенка особое значение придается: упорству, старанию, труду; достигнутому успеху; личной позиции ученика; мотиву, побуждению, стремлению; возможностям ребенка достичь большего результата. - Поощрение в ребенке: смелости ума, умения сомневаться, способность идти на разумный риск; готовности защищать свою точку зрения; творческого подхода; пытливости, любознательности; самоконтроля, способности оценить свою работу; стремления находить и исправлять свои ошибки. Формы контроля и оценки Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: - стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;
- текущие проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- устный опрос;
- проверка сформированности навыков чтения;
- "портфолио" ученика.
Мониторинг сформированности УУД: - 1-й этап - анкетирование родителей на предмет сформированности умений, развиваемых в начальной школе;
- 2-й этап - проведение игрового занятия с использованием заданий, объектом контроля которых являются овладение способами решения проблем творческого и поискового характера, основами логического мышления, способами получения информации и др., наблюдение и анализ выполнения заданий;
- 3-й этап - проведение урока с использованием групповых форм работы, наблюдение и анализ коммуникативных УУД.
Т.И. Дегель 2014г.