Урок по русскому языку на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок по русскому языку на темуУрок русского языка в 3 классе

Тема «Средства выразительности русского языка»

Тип урока: закрепление пройденного материала

Задачи: развивать речь учащихся.

прививать любовь к родному языку

развивать внимание, память, мышление

Оборудование: аудиозапись, портрет Куприна.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Тема нашего урока - лексика. Что такое лексика?

Д……

2. Работа над высказыванием А.И.Куприна

Я хочу познакомить вас с высказыванием русского писателя А.И. Куприна. Мы с вами читали его рассказы «Белый пудель», «Девочка и слон», «Чудесный доктор». Писатель сказал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч. Выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Как вы понимаете это высказывание?

Д…..

Прочитайте ещё раз, пропустите 2 строчки и запишите, что запомнили.

Проверка. Как записали? Что у тебя? А у тебя? А кто запомнил и записал 7 качеств русского языка?

- Среди многих качеств русского языка Куприн называет певучесть. Певучесть - один из главных признаков нашего языка. Певучесть языку придают гласные звуки. В русском языке очень много слов, в которых после 1 согласной буквы стоит гласная, немало слов, где гласная идёт после 2 согласных, мало, где стоят рядом 3 согласные и совсем немного слов со стечением 4 согласных. Это важное качество языка - певучесть народ использовал в своих песнях.

Послушайте. (в аудиозаписи звучит фрагмент песни «То не ветер ветку клонит»)

Русский язык тесно связан с душой человека. Каждое слово истинно русского воспитанного человека наполнено особым смыслом. Есть такое высказывание: хочешь говорить с любимым человеком- говори на французском, хочешь общаться с другом - используй немецкий, а хочешь говорить и с тем и с другим - говори на русском.

Что помогает нам по мнению Куприна сделать нашу речь действительно красивой, гибкой и выразительной?

Д. Умелые руки и опытные уста. Любой человек может сделать свою речь выразительной, нужно любить свой родной язык, знать его историю, значения слов, орфографические нормы.

Допишите 1 часть высказывания писателя.

Вы уже обратили внимание на слово певуч. К какой части речи относится это слово и все остальные слова красив, выразителен и т.д.?

Почему слово певуч пишется без мягкого знака? Сформулируйте правило.

Приведите примеры подобных прилагательных.

Образуйте полную форму прилагательных.

Сегодня на уроке мы с вами будем работать над тем, чтобы наши руки стали более умелыми, а уста более опытнее и выразительнее.

Какие для этого средства существуют в русском языке?

Возьмите каждый свой листок и выполните задание. Для того, чтобы всё получилось, вам необходимо сконцентрировать ваше внимание.

Красные карточки: 1 2 3 4 5 6 7 8 Жёлтые: 1 2 3 4 5 6 7 8

ы н м о и и н с н о м а ы н и т

Синие :

Р А Е Ф З Г О И Л Ы М

. . . . . . . . . . . . .

Зелёные:

Ы А М Ч З Н О С Г В Е Л

- Что получилось у ребят, работающих с красными листочками? ( слово -синонимы)

с жёлтыми? ( антонимы)

с синими - (фразеологизмы)

с зелёными - (многозначные слова)

Объясните значении этих терминов.

Освежим в нашей памяти то, что уже мы знаем и можем:

Игра «Карусель»:

Прочитайте свои карточки и сформулируйте задания.

1 ряд: белый - чёрный (говорить -..,ходить -.., весёлый - .., добро -…, медленно -…, светлый -…, правда -…) Написать антонимы.

2 ряд: страшный - ужасный ( товарищ - .., сложный -.., грустный -…,метель -…, путь -.., ласковый -…, беречь -…, дети -…) Написать синонимы.

3 ряд: намылить … - намылить шею,(зарубить ….,работать засучив …, на живую …., … баклуши, на скорую …, …….. оближешь, с открытой …) дописать фразеологизмы.

Начинают по сигналу учителя дети 1 варианта на 1 парте, выполнив задание, по хлопку учителя они передают карточку соседу.

Самопроверка по ответам на доске.

Всё. что необходимо для дальнейшей работы, мы с вами повторили. Сейчас каждый будет работать самостоятельно по своей карточке. Ознакомьтесь с заданием. Всё понятно? Приступайте, я уверена, что всё у вас получится.

Самостоятельная работа.

Дифференцированные задания по степени сложности и творчества:

Карточка № 1.

1. Разбить на пары синонимов:

Жадный, мощный, сообразительный, алчный, интересный, смышленый, сильный, послушный, занимательный, смирный.

2. Данные прилагательные употребите в прямом и переносном значении, подобрав к ним соответствующие имена существительные ( род можно изменить).

Лёгкая - ….., лёгкая - ….

Дорогая -….., дорогая - …….

Чистая -….., чистая - ……..

Железная - …… железная - ……

3. Замени в предложениях прилагательные антонимами.

На картине художник изобразил осеннюю природу.

Геннадий приготовил доклад в последнюю очередь.

Пассажиры вышли из автобуса через заднюю дверь.

У одного из героев рассказа был мягкий характер.

Произведи синтаксический разбор.

Карточка № 2.

1. Подбери к данным прилагательным синонимы и соответствующие существительные:

Преданный ( …………) ……….

Радостное ( …………….) ………..

Ветхая(……………) …………..

Прочный (…………….) ………….

Смелый (…………….) ………..

Ошибочный (……………) ………..

2. Данные прилагательные употребите в прямом и переносном значении. Подобрав к ним соответствующие имена существительные ( род можно изменить)

мягкий - …………. мягкий- …….

тупой - ………….. тупой - ……..

светлая - ………. светлая - …..

тяжёлая - ……….. тяжёлая - …….

3. Выберите из данного списка фразеологизмы, подходящие по значению к словам: медленно - ……., плохая память - ……., быстро бежать - ………., безобидный человек - ………., худой - ………, очень близко - ………

(лететь стрелой, кожа да кости, рукой подать, мухи не обидит, голова как решето, в час по чайной ложке).

Карточка № 3.

1.Загадки развивают смекалку, сообразительность, ум, обогащают нашу речь. Целая группа русских загадок построена на использовании антонимов. Убедитесь сами:

Всегда он работает, когда говорим,

А отдыхает, когда мы молчим. ( язык)

Спишите загадку и подчеркни антонимы:

Что на свете всего длиннее и короче,

Чем пренебрегают и дорожат,

Что пожирает всё злое

И воскрешает всё доброе? ( Жизнь)

Придумайте свои загадки с данными антонимами:

а) Белые ………., чёрные ……….,

б) Молчит ………, кричит ………..

Придумайте загадки с использованием антонимов на данные отгадки по выбору:

а) зубы б) дверь

в) сапоги г) зонт

2. Замени выделенные слова подходящими синонимами и запиши предложения.

Мы толковали с другом о домашнем задании. Он долго разжёвывал мне задачу. Я очень страдал, что не понимал его объяснений. В конце концов я утомился. но всё-таки нашёл в своём решении промахи. Друг одобрил мой выбор, и мы пошагали ко мне в гости.

Попробуй продолжить этот рассказ 2-3 предложениями.

Карточка № 4.

1. Спишите текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу синонимы.

Стоял ясный (…..) день. По морскому побережью медленно прогуливались (….) отдыхающие. Они негромко общались (….) друг с другом. Внезапно огромная (…………) туча закрыла солнце. Подул сильный (…………) ураган. Люди в панике (………) побежали (…………) в укрытие. Большие ( …….) капли дождя забарабанили (……..) по траве, деревьям, крышам домов. Но ливень уже был не страшен. Люди не пугались (……..). Они находились в надёжном ( ……) месте.

Карточка № 5.

Измени значения некоторых слов на противоположные и попробуй изменить мысль «наоборот». Запиши получившийся текст.

За окном стих дождь. Последние капельки бежали по стёклам. Из укрытия вышли утки. Они почистили свои пёрышки. Улыбнулось из-за тучи солнышко. Над рекой легла красавица-радуга. Ребята выбежали во двор. Они стали бегать по лужам. Вода была тёплая. Как хорошо летом!

Карточка № 6.

Прочитайте текст. Выделенные слова замените фразеологизмы. Запишите получившийся текст.

Сидел Петя на уроке, ничего не делал, да всё по сторонам смотрел. Все ребята в это время трудились, а ему хоть бы что. В конце урока ученики сдали тетради. Посмотрела учительница тетрадку Пети, а там совсем мало написано. Получил Петя двойку. Идёт он домой совсем грустный и думает, что мама его сегодня поругает. А что делать? Сам виноват.

Слова для справок:работать засучив рукава, намылить шею, хоть трава не расти, корчить лодыря, ворон считать, кот наплакал, голову повесил.

Карточка № 7.

Придумай рассказ с любым фразеологизмом:

1) водой не разольёшь,

2) работать спустя рукава,

30 как в воду глядеть.

Карточка № 8

Посмотри на картину ( Васнецов «Алёнушка»). Попробуй написать небольшое сочинение. Можешь воспользоваться вопросами:

Где находится Алёнушка? В какой позе изобразхил её художник? Почему? Какое настроение у Алёнушки? Как выглядит девушка, во что она одета? Что находится на заднем плане картитны, перед Алёнушкой? Какое время года изображено? Сформулируйте своё отношение к Алёнушке.

Выборочная проверка.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Спасибо. Вы хорошо потрудились. Чему вы научились на уроке? Что нового узнали? Для чего мы выполняли задания, рассуждали?

Повторите на память всю фразу А.И.Куприна.

.



© 2010-2022