- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему
Урок по русскому языку на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кумова С.В. |
Дата | 08.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 3 классе
Тема «Средства выразительности русского языка»
Тип урока: закрепление пройденного материала
Задачи: развивать речь учащихся.
прививать любовь к родному языку
развивать внимание, память, мышление
Оборудование: аудиозапись, портрет Куприна.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Тема нашего урока - лексика. Что такое лексика?
Д……
2. Работа над высказыванием А.И.Куприна
Я хочу познакомить вас с высказыванием русского писателя А.И. Куприна. Мы с вами читали его рассказы «Белый пудель», «Девочка и слон», «Чудесный доктор». Писатель сказал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч. Выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Как вы понимаете это высказывание?
Д…..
Прочитайте ещё раз, пропустите 2 строчки и запишите, что запомнили.
Проверка. Как записали? Что у тебя? А у тебя? А кто запомнил и записал 7 качеств русского языка?
- Среди многих качеств русского языка Куприн называет певучесть. Певучесть - один из главных признаков нашего языка. Певучесть языку придают гласные звуки. В русском языке очень много слов, в которых после 1 согласной буквы стоит гласная, немало слов, где гласная идёт после 2 согласных, мало, где стоят рядом 3 согласные и совсем немного слов со стечением 4 согласных. Это важное качество языка - певучесть народ использовал в своих песнях.
Послушайте. (в аудиозаписи звучит фрагмент песни «То не ветер ветку клонит»)
Русский язык тесно связан с душой человека. Каждое слово истинно русского воспитанного человека наполнено особым смыслом. Есть такое высказывание: хочешь говорить с любимым человеком- говори на французском, хочешь общаться с другом - используй немецкий, а хочешь говорить и с тем и с другим - говори на русском.
Что помогает нам по мнению Куприна сделать нашу речь действительно красивой, гибкой и выразительной?
Д. Умелые руки и опытные уста. Любой человек может сделать свою речь выразительной, нужно любить свой родной язык, знать его историю, значения слов, орфографические нормы.
Допишите 1 часть высказывания писателя.
Вы уже обратили внимание на слово певуч. К какой части речи относится это слово и все остальные слова красив, выразителен и т.д.?
Почему слово певуч пишется без мягкого знака? Сформулируйте правило.
Приведите примеры подобных прилагательных.
Образуйте полную форму прилагательных.
Сегодня на уроке мы с вами будем работать над тем, чтобы наши руки стали более умелыми, а уста более опытнее и выразительнее.
Какие для этого средства существуют в русском языке?
Возьмите каждый свой листок и выполните задание. Для того, чтобы всё получилось, вам необходимо сконцентрировать ваше внимание.
Красные карточки: 1 2 3 4 5 6 7 8 Жёлтые: 1 2 3 4 5 6 7 8
ы н м о и и н с н о м а ы н и т
Синие :
Р А Е Ф З Г О И Л Ы М
. . . . . . . . . . . . .
Зелёные:
Ы А М Ч З Н О С Г В Е Л
- Что получилось у ребят, работающих с красными листочками? ( слово -синонимы)
с жёлтыми? ( антонимы)
с синими - (фразеологизмы)
с зелёными - (многозначные слова)
Объясните значении этих терминов.
Освежим в нашей памяти то, что уже мы знаем и можем:
Игра «Карусель»:
Прочитайте свои карточки и сформулируйте задания.
1 ряд: белый - чёрный (говорить -..,ходить -.., весёлый - .., добро -…, медленно -…, светлый -…, правда -…) Написать антонимы.
2 ряд: страшный - ужасный ( товарищ - .., сложный -.., грустный -…,метель -…, путь -.., ласковый -…, беречь -…, дети -…) Написать синонимы.
3 ряд: намылить … - намылить шею,(зарубить ….,работать засучив …, на живую …., … баклуши, на скорую …, …….. оближешь, с открытой …) дописать фразеологизмы.
Начинают по сигналу учителя дети 1 варианта на 1 парте, выполнив задание, по хлопку учителя они передают карточку соседу.
Самопроверка по ответам на доске.
Всё. что необходимо для дальнейшей работы, мы с вами повторили. Сейчас каждый будет работать самостоятельно по своей карточке. Ознакомьтесь с заданием. Всё понятно? Приступайте, я уверена, что всё у вас получится.
Самостоятельная работа.
Дифференцированные задания по степени сложности и творчества:
Карточка № 1.
1. Разбить на пары синонимов:
Жадный, мощный, сообразительный, алчный, интересный, смышленый, сильный, послушный, занимательный, смирный.
2. Данные прилагательные употребите в прямом и переносном значении, подобрав к ним соответствующие имена существительные ( род можно изменить).
Лёгкая - ….., лёгкая - ….
Дорогая -….., дорогая - …….
Чистая -….., чистая - ……..
Железная - …… железная - ……
3. Замени в предложениях прилагательные антонимами.
На картине художник изобразил осеннюю природу.
Геннадий приготовил доклад в последнюю очередь.
Пассажиры вышли из автобуса через заднюю дверь.
У одного из героев рассказа был мягкий характер.
Произведи синтаксический разбор.
Карточка № 2.
1. Подбери к данным прилагательным синонимы и соответствующие существительные:
Преданный ( …………) ……….
Радостное ( …………….) ………..
Ветхая(……………) …………..
Прочный (…………….) ………….
Смелый (…………….) ………..
Ошибочный (……………) ………..
2. Данные прилагательные употребите в прямом и переносном значении. Подобрав к ним соответствующие имена существительные ( род можно изменить)
мягкий - …………. мягкий- …….
тупой - ………….. тупой - ……..
светлая - ………. светлая - …..
тяжёлая - ……….. тяжёлая - …….
3. Выберите из данного списка фразеологизмы, подходящие по значению к словам: медленно - ……., плохая память - ……., быстро бежать - ………., безобидный человек - ………., худой - ………, очень близко - ………
(лететь стрелой, кожа да кости, рукой подать, мухи не обидит, голова как решето, в час по чайной ложке).
Карточка № 3.
1.Загадки развивают смекалку, сообразительность, ум, обогащают нашу речь. Целая группа русских загадок построена на использовании антонимов. Убедитесь сами:
Всегда он работает, когда говорим,
А отдыхает, когда мы молчим. ( язык)
Спишите загадку и подчеркни антонимы:
Что на свете всего длиннее и короче,
Чем пренебрегают и дорожат,
Что пожирает всё злое
И воскрешает всё доброе? ( Жизнь)
Придумайте свои загадки с данными антонимами:
а) Белые ………., чёрные ……….,
б) Молчит ………, кричит ………..
Придумайте загадки с использованием антонимов на данные отгадки по выбору:
а) зубы б) дверь
в) сапоги г) зонт
2. Замени выделенные слова подходящими синонимами и запиши предложения.
Мы толковали с другом о домашнем задании. Он долго разжёвывал мне задачу. Я очень страдал, что не понимал его объяснений. В конце концов я утомился. но всё-таки нашёл в своём решении промахи. Друг одобрил мой выбор, и мы пошагали ко мне в гости.
Попробуй продолжить этот рассказ 2-3 предложениями.
Карточка № 4.
1. Спишите текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу синонимы.
Стоял ясный (…..) день. По морскому побережью медленно прогуливались (….) отдыхающие. Они негромко общались (….) друг с другом. Внезапно огромная (…………) туча закрыла солнце. Подул сильный (…………) ураган. Люди в панике (………) побежали (…………) в укрытие. Большие ( …….) капли дождя забарабанили (……..) по траве, деревьям, крышам домов. Но ливень уже был не страшен. Люди не пугались (……..). Они находились в надёжном ( ……) месте.
Карточка № 5.
Измени значения некоторых слов на противоположные и попробуй изменить мысль «наоборот». Запиши получившийся текст.
За окном стих дождь. Последние капельки бежали по стёклам. Из укрытия вышли утки. Они почистили свои пёрышки. Улыбнулось из-за тучи солнышко. Над рекой легла красавица-радуга. Ребята выбежали во двор. Они стали бегать по лужам. Вода была тёплая. Как хорошо летом!
Карточка № 6.
Прочитайте текст. Выделенные слова замените фразеологизмы. Запишите получившийся текст.
Сидел Петя на уроке, ничего не делал, да всё по сторонам смотрел. Все ребята в это время трудились, а ему хоть бы что. В конце урока ученики сдали тетради. Посмотрела учительница тетрадку Пети, а там совсем мало написано. Получил Петя двойку. Идёт он домой совсем грустный и думает, что мама его сегодня поругает. А что делать? Сам виноват.
Слова для справок:работать засучив рукава, намылить шею, хоть трава не расти, корчить лодыря, ворон считать, кот наплакал, голову повесил.
Карточка № 7.
Придумай рассказ с любым фразеологизмом:
1) водой не разольёшь,
2) работать спустя рукава,
30 как в воду глядеть.
Карточка № 8
Посмотри на картину ( Васнецов «Алёнушка»). Попробуй написать небольшое сочинение. Можешь воспользоваться вопросами:
Где находится Алёнушка? В какой позе изобразхил её художник? Почему? Какое настроение у Алёнушки? Как выглядит девушка, во что она одета? Что находится на заднем плане картитны, перед Алёнушкой? Какое время года изображено? Сформулируйте своё отношение к Алёнушке.
Выборочная проверка.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Спасибо. Вы хорошо потрудились. Чему вы научились на уроке? Что нового узнали? Для чего мы выполняли задания, рассуждали?
Повторите на память всю фразу А.И.Куприна.
.