Урок по окружающему миру (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель урока

по УМК «Развивающее обучение системы Л.В. Занкова» ( 2класс)

предмет: Окружающий мир

тема урока: «Водоросли, лишайники, мхи, папоротники»

Выполнена:

Пупковой Натальей Григорьевной, учителем начальных классов

МОУ СОШ №3 с. Кочубеевское


1.Теоретическая часть работы

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др.

В России Педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма (РКМЧП) известна с 1997г в рамках международного проекта, в реализации которого принял активное участие институт «Открытое общество».

Критическое мышление - это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

«Критическое мышление - это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждений».

Дж. А. Брауса и Д. Вуда

Одним из направлений модернизации образования является обновление школьных стандартов, что связано с изменением целевых ориентаций и нового понимания качества образования на современном этапе социально-экономического развития общества.

Актуальность технологии РКМЧП определяется тем, что она направлена на достижение метапредметных и личностных образовательных результатов в соответствии с п. 11 ФГОС начального общего образования.

Основные характеристики критического мышления: взвешенность, логичность и целенаправленность, вероятность получения желаемого результата

Свойства критического мышления

- оценочность

- рефлексивность

- открытость (непринятие догм)

- развивающий характер мышления (путем наложения новой информации на имеющийся жизненный опыт)

Особенности проектирования урока по технологии РКМЧП.

Название этапа

Основные методы и приемы

Формы организации работы учащихся

Стадия вызова

  • рассказ-предположение по ключевым словам;

  • систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

  • верные и неверные утверждения;

  • перепутанные логические цепочки.

Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Стадия осмысления.

  • маркировка («+», «-», «v», «?»);

  • двойной дневник;

  • поиск ответов на поставленные в первой части вопросы;

  • проверка первоначальных предположений.

Работа ведется индивидуально или в парах.

Стадия рефлексии:

  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

  • ответы на поставленные вопросы;

  • заполнение кластеров, таблиц;

  • написание творческих работ;

  • исследования по отдельным вопросам темы.

Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

2. Практическая часть.

Тема: Водоросли, лишайники, мхи и папоротники.

Цели:

Образовательные:

  1. расширить представление детей о разнообразии растений.

  2. Познакомить с характерными признаками водорослей, лишайников, мхов и папоротников.

Развивающие:

  1. содействовать формированию учебно-познавательной, коммуникативной, информационной компетенций обучающихся: развитие умения целеполагания, анализа полученной информации, монологической речи учащихся, владения различными социальными ролями в коллективе, навыка работы в группе;

  2. развивать умение доказывать, обосновывать свои ответы;

  3. способствовать формированию умения выделять главное в устной и письменной речи, умения применять знания в жизненных ситуациях.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и позитивное отношение к природе.

  2. Воспитывать бережное отношение к растениям.

  3. Создать дружескую атмосферу на уроке.

Планируемые результаты.

Предметные результаты.

Знать:

  1. представления о царствах живой природы: растениях, животных, грибах;

  2. условия необходимые для жизни растений;

  3. правила поведения в природе и меры её охраны.

Уметь:

  1. различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения;

  2. приводить примеры представителей разных групп растений;

  3. устанавливать связь между растениями и животными;

  4. подводить объект под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, группы животных, группы растений).

Личностные УУД:

- проявление познавательного интереса к окружающему миру при изучении растений, животных, грибов и бактерий; к предметно-исследовательской деятельности при определении признаков живых организмов;

- бережное отношение к природе на основе целостности и разнообразия окружающего мира.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

- определение целей учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при ознакомлении с многообразием растений и животных и их роли в жизни человека;

- составление совместно с учителем алгоритма определения признаков живых организмов;

- прогнозирование и контроль своей деятельности в соответствии с определённым алгоритмом при определении частей растений;

- коррекция и оценивание способов решения, результатов решения учебной задачи по определённым совместно с учителем по критериям при изучении растений и животных.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- осуществление поиска нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы рекомендуемых учителем;

- применение своего жизненного опыта для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за растениями и животными;

- определение основной и второстепенной информации в тексте учебника.

ЛогическиеУУД:

- ориентирование на возможное разнообразие способов решения учебных задач при изучении растений и животных;

- анализирование рисунков, умение описывать, что на них изображено, сопоставление наблюдаемого с изображением на рисунках, высказывание предположений и аргументирование их при изучении растений.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме при изучении групп растений; слушать и понимать речь других, определять правила работы в группе , формулировать собственное мнение и позицию, принимать другие точки зрения, приходить к общему решению.

Ресурсы: Н. Я Дмитриева, А. Н. Казаков учебник «Окружающий мир» для 2-го класса.

- «Двойной дневник»

- проектор, экран, компьютер;

- карточки для составления кластера,

- карточки для самопроверки,

- карточки для составления синквейна.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Содержание заданий (для учащихся)

Виды деятельности учащихся, формы организации работы

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

I. Организационный момент

I I. Стадия вызова 1. Актуализация опорных знаний.







2. Формулирование учащимися темы, задач урока.



III. Стадия осмысления













IV. Стадия рефлексии.









V.Домашнее задание.

Проверка готовности к уроку.



Составление кластера «Природа» (у ученика карточки со словами: природа, живая, неживая, растения, животные, грибы, бактерии) - Возможна ли жизнь животных и человека на Земле без растений? Почему? (растения образуют питательные вещества, которые нужны живым организмам, выделяют кислород и поддерживают состав воздуха, необходимый для дыхания) - А что нужно растениям для жизни? (свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества - это объекты неживой природы.) - Какой вывод можете сделать? (живая и неживая природа тесно взаимосвязаны друг с другом) В результате обсуждения на доске появляется схема:

ПРИРОДА

Урок по окружающему миру (2 класс)Урок по окружающему миру (2 класс)

ЖИВАЯ

НЕЖИВАЯУрок по окружающему миру (2 класс)Урок по окружающему миру (2 класс)

Урок по окружающему миру (2 класс)Урок по окружающему миру (2 класс)Урок по окружающему миру (2 класс)

Бактерии

Грибы

Животные

Растения

Урок по окружающему миру (2 класс)Урок по окружающему миру (2 класс)Урок по окружающему миру (2 класс)Урок по окружающему миру (2 класс)



- Что мы знаем о строении растений? (таблица) - Царство растений очень большое, учёные насчитывают 500 000 видов. Все виды растений в зависимости от их строения обледенены в группы: водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвойные и цветковые.

Растения
Урок по окружающему миру (2 класс)Урок по окружающему миру (2 класс)Урок по окружающему миру (2 класс)Урок по окружающему миру (2 класс)

Водоросли

Лишайникии

Мхи

Папоротники


- Что вы знаете о этих группах: мхи, лишайники, водоросли и папоротники. - Какие задачи мы должны решить на уроке, на какие вопросы получить ответы? Самый важный из них - Что общего между водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками? - Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы изучаем именно эти группы? А что вы знаете о растениях этих групп?

Растения


Водоросли

Лишайникии

Мхи

Папоротники


Растут

в воде

Комнат

ные растения

Растут

в лесу

Растут

на деревьях





- А когда вы сможете точнее и увереннее ответить на этот вопрос? (после изучения ной темы)
ФИЗМИНУТКА III. Работа в парах ведется над текстом в учебнике с.47 -51.в форме методики инсерта. При работе с текстом ученики:

1. Читая текст, делают пометки («v» - уже знал, «+» - новое,

«-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы). 2.Ставят значки по ходу чтения на полях.

  1. Прочитав текст один раз, возвращаются к своим предположениям, вспоминают, что предполагали раньше, возможно число значков увеличится.

- Сейчас вы объединитесь нв группы и заполните «Двойной дневник» : 1 группа - изучит информацию учебника о водорослях;

«Двойной дневник»

Вопросы

Ответы

1. Где растут водоросли?

2. Какие части растений есть у водорослей?

1.

2.

2 группа - изучает информацию о лишайниках;

«Двойной дневник»

Вопросы

Ответы

1 Какие два организма живут в лишайниках?

2.Каких частей растений нет у лишайников?

3. Где можно встретить лишайники?

1.

2.

3.
3 группа - изучает мхи;

«Двойной дневник»

Вопросы

Ответы

1. Где встречаются мхи?

2. Какие части растений есть у мхов?

1.

2.




4 группа - изучит информацию о папоротниках.

«Двойной дневник»

Вопросы

Ответы

1.Где растут папоротники?

2. Какие части растений есть у папоротников?

1.

2.

После заполнения «Двойного дневника» представитель от группы расскажет об отличительных особенностях той группы растений, которую они изучили. - Помните, когда все расскажут свой материал, вы вместе обсудите ответ на вопрос: Что общего между водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками?

Растения


Водоросли

Лишайникии

Мхи

Папоротники

Растут

в воде

Растут

на деревьях

Растут

в лесу

Комнат

ные растения



Ответы 1 группы

Ответы 2 группы

Ответы 3 группы

Ответы 4 группы











IV. - Попробуйте вспомнить всё, что вы узнали - Посмотрите, совпали ваши первоначальные знания с теми, которые вы получили изучив текст учебника? - Что же объединяет эти группы растений? (нет -цветков, плодов семян; размножаются спорами) - Проверим наш вывод с учебником с 47 - второй абзац. - В какое царство живой природы мы поместим эту группу растений?
5. Карточка №2. Написать ответ одним словом. - Эти растения часто называют тиной? (водоросли) - Эти растения являются первопроходцами суши, у них есть стебли и листья, но нет корней (мхи) - Растения, которые появились на планете ещё со времён динозавров (папоротники) - Растения - загадка для ученых, в них живут в тесном переплетении гриб и водоросль (лишайники) - Растения - долгожители, корм северных оленей (лишайник ягель) - Древнейшие растения, которые можно встретить везде, где есть хоть капля влаги (водоросли) - Водоросли, мхи и лишайники размножаются (спорами) 6.Взаимопроверка. 7.Составление синквейна о наиболее понравившейся группе растений (примеры синквейнов, составленных учащимися на уроке)

Мхи

Маленькие, необычные

Растут, удивляют, размножаются спорами.

Мхи - показатели экологии.

Первопроходцы суши.

Лишайники

Необыкновенные, странные

Растут, очищают воздух, размножаются спорами

Лишайники - корм северных оленей

Долгожители.


Папоротники

Высокие, красивые

Не цветут, растут в лесу, удивляют

Папоротники ищут на Ивана Купала

Современники динозавров V. - Какое бы вы хотели выполнить задание дома. - Ещё раз прочитайте текст учебника на стр. 47 - 51 - По желанию - найти дополнительный материал об изучаемых группах растений.

- проверяют готовность к уроку, настрой на дальнейшую работу.

-индивидуальная работа у доски

- фронтальные ответы учащихся



-индивидуальная работа у доски при составлении кластера

- формулирование темы урока

- дети высказывают свои предположения, которые записываются на доске.


- выполняют движения под музыку.

- работают над текстом учебника в парах по методике инсерт.

- групповая работа ведётся при создании «Двойного дневника».

- представитель от каждой группы знакомит учащихся класса с особенностями своей группы растений.

- пополняют кластер новыми знаниями.


- включение новых знаний в систему знаний,

- отвечают на вопросы по карточке №1..



- включение новых знаний в систему знаний,



- анализируют ответы одноклассников, проводят самоанализ.

- сопоставляют свои выводы с выводом в учебнике.

- самостоятельная работа по карточке №2.

- работа в парах, взаимопроверка

- работают в парах составляя синквейн.

- зачитывают работы по желанию.


Знать:

  • представления о царствах живой природы: растениях, животных, грибах;

  • условия необходимые для жизни растений;

Уметь:

  • различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения;

  • приводить примеры представителей разных групп растений;

  • устанавливать связь между растениями и животными;

  • подводить объект под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, группы животных, группы растений).



Знать:

  • представления о группах растений: водорослях, мхах, лишайниках;

  • условия необходимые для жизни этих растений;

Уметь:

  • различать мхи, папоротники, водоросли, лишайники;

  • приводить примеры представителей разных групп растений;

  • устанавливать связь между растениями и средой их обитания







Знать:

  • представления о группах растений: водорослях, мхах, лишайниках;

  • условия необходимые для жизни этих растений;

Уметь:

  • различать мхи, папоротники, водоросли, лишайники;

  • приводить примеры представителей разных групп растений;

  • устанавливать связь между растениями и средой их обитания

Личностные УУД:

- проявление познавательного интереса к окружающему миру при изучении растений, животных, грибов и бактерий;

Регулятивные УУД:

- определение целей учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при ознакомлении с многообразием растений;

- коррекция и оценивание способов решения, результатов решения учебной задачи по определённым совместно с учителем по критериям при изучении групп растений.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- применение знаний и своего жизненного опыта для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за растениями;

ЛогическиеУУД:

- ориентирование на возможное разнообразие способов решения учебных задач при изучении растений;

- высказывание предположений и аргументирование их при изучении растений.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме при изучении групп растений; слушать и понимать речь других,.

Личностные УУД:

- проявление познавательного интереса к окружающему миру при изучении растений; к предметно-исследовательской деятельности при определении признаков живых организмов;

Регулятивные УУД:

- составление совместно с учителем алгоритма определения признаков растений;

- прогнозирование и контроль своей деятельности в соответствии с определённым алгоритмом при определении признаков определённых групп растений;

Познавательные УУД:

- осуществление поиска нужного материала в учебнике;

- определение основной и второстепенной информации в тексте учебника

- анализирование рисунков, умение описывать, что на них изображено, высказывание предположений и аргументирование их при изучении растений.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме при изучении групп растений; слушать и понимать речь других, определять правила работы в группе , формулировать собственное мнение и позицию, принимать другие точки зрения, приходить к общему решению.

Личностные УУД:

- проявление познавательного интереса к окружающему миру при изучении растений,

- бережное отношение к природе на основе целостности и разнообразия окружающего мира.

Регулятивные УУД:

- коррекция и оценивание способов решения, результатов решения учебной задачи по определённым совместно с учителем по критериям при изучении растений

Познавательные УУД:

- применение своего жизненного опыта для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за растениями;

- ориентирование на возможное разнообразие способов решения учебных задач при составлении синквейна;

- анализирование работы в «Двойных дневниках»,

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме при изучении групп растений; слушать и понимать речь других, определять правила работы в парах, формулировать собственное мнение и позицию, принимать другие точки зрения, приходить к общему решению.





Литература:

  1. Н. Я Дмитриева, А. Н. Казаков учебник «Окружающий мир» для 2-го класса.

  2. Реализация ФГОС начального общего образования: методические рекомендации для руководителей и педагогов по составлению тематического планирования вариативных УМК (2 класс), методическое пособие,

авт.-сост.: О. Н. Хижнякова, В.В. Журавлёва.

  1. Лекционный материал по курсу « Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО»

«Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», Хижнякова О. Н.

© 2010-2022