- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру (2 класс)
Урок по окружающему миру (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пупкова Н.Г. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Модель урока
по УМК «Развивающее обучение системы Л.В. Занкова» ( 2класс)
предмет: Окружающий мир
тема урока: «Водоросли, лишайники, мхи, папоротники»
Выполнена:
Пупковой Натальей Григорьевной, учителем начальных классов
МОУ СОШ №3 с. Кочубеевское
1.Теоретическая часть работы
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др.
В России Педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма (РКМЧП) известна с 1997г в рамках международного проекта, в реализации которого принял активное участие институт «Открытое общество».
Критическое мышление - это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
«Критическое мышление - это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждений».
Дж. А. Брауса и Д. Вуда
Одним из направлений модернизации образования является обновление школьных стандартов, что связано с изменением целевых ориентаций и нового понимания качества образования на современном этапе социально-экономического развития общества.
Актуальность технологии РКМЧП определяется тем, что она направлена на достижение метапредметных и личностных образовательных результатов в соответствии с п. 11 ФГОС начального общего образования.
Основные характеристики критического мышления: взвешенность, логичность и целенаправленность, вероятность получения желаемого результата
Свойства критического мышления
- оценочность
- рефлексивность
- открытость (непринятие догм)
- развивающий характер мышления (путем наложения новой информации на имеющийся жизненный опыт)
Особенности проектирования урока по технологии РКМЧП.
Название этапа
Основные методы и приемы
Формы организации работы учащихся
Стадия вызова
-
рассказ-предположение по ключевым словам;
-
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
-
верные и неверные утверждения;
-
перепутанные логические цепочки.
Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Стадия осмысления.
-
маркировка («+», «-», «v», «?»);
-
двойной дневник;
-
поиск ответов на поставленные в первой части вопросы;
-
проверка первоначальных предположений.
Работа ведется индивидуально или в парах.
Стадия рефлексии:
-
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-
ответы на поставленные вопросы;
-
заполнение кластеров, таблиц;
-
написание творческих работ;
-
исследования по отдельным вопросам темы.
Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
2. Практическая часть.
Тема: Водоросли, лишайники, мхи и папоротники.
Цели:
Образовательные:
-
расширить представление детей о разнообразии растений.
-
Познакомить с характерными признаками водорослей, лишайников, мхов и папоротников.
Развивающие:
-
содействовать формированию учебно-познавательной, коммуникативной, информационной компетенций обучающихся: развитие умения целеполагания, анализа полученной информации, монологической речи учащихся, владения различными социальными ролями в коллективе, навыка работы в группе;
-
развивать умение доказывать, обосновывать свои ответы;
-
способствовать формированию умения выделять главное в устной и письменной речи, умения применять знания в жизненных ситуациях.
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес и позитивное отношение к природе.
-
Воспитывать бережное отношение к растениям.
-
Создать дружескую атмосферу на уроке.
Планируемые результаты.
Предметные результаты.
Знать:
-
представления о царствах живой природы: растениях, животных, грибах;
-
условия необходимые для жизни растений;
-
правила поведения в природе и меры её охраны.
Уметь:
-
различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения;
-
приводить примеры представителей разных групп растений;
-
устанавливать связь между растениями и животными;
-
подводить объект под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, группы животных, группы растений).
Личностные УУД:
- проявление познавательного интереса к окружающему миру при изучении растений, животных, грибов и бактерий; к предметно-исследовательской деятельности при определении признаков живых организмов;
- бережное отношение к природе на основе целостности и разнообразия окружающего мира.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- определение целей учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при ознакомлении с многообразием растений и животных и их роли в жизни человека;
- составление совместно с учителем алгоритма определения признаков живых организмов;
- прогнозирование и контроль своей деятельности в соответствии с определённым алгоритмом при определении частей растений;
- коррекция и оценивание способов решения, результатов решения учебной задачи по определённым совместно с учителем по критериям при изучении растений и животных.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- осуществление поиска нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы рекомендуемых учителем;
- применение своего жизненного опыта для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за растениями и животными;
- определение основной и второстепенной информации в тексте учебника.
ЛогическиеУУД:
- ориентирование на возможное разнообразие способов решения учебных задач при изучении растений и животных;
- анализирование рисунков, умение описывать, что на них изображено, сопоставление наблюдаемого с изображением на рисунках, высказывание предположений и аргументирование их при изучении растений.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме при изучении групп растений; слушать и понимать речь других, определять правила работы в группе , формулировать собственное мнение и позицию, принимать другие точки зрения, приходить к общему решению.
Ресурсы: Н. Я Дмитриева, А. Н. Казаков учебник «Окружающий мир» для 2-го класса.
- «Двойной дневник»
- проектор, экран, компьютер;
- карточки для составления кластера,
- карточки для самопроверки,
- карточки для составления синквейна.
Технологическая карта урока.
Этап урока
Содержание заданий (для учащихся)
Виды деятельности учащихся, формы организации работы
Планируемые результаты
УУД
Предметные
Виды УУД, характеристики
I. Организационный момент
I I. Стадия вызова 1. Актуализация опорных знаний.
2. Формулирование учащимися темы, задач урока.
III. Стадия осмысления
IV. Стадия рефлексии.
V.Домашнее задание.
Проверка готовности к уроку.
Составление кластера «Природа» (у ученика карточки со словами: природа, живая, неживая, растения, животные, грибы, бактерии) - Возможна ли жизнь животных и человека на Земле без растений? Почему? (растения образуют питательные вещества, которые нужны живым организмам, выделяют кислород и поддерживают состав воздуха, необходимый для дыхания) - А что нужно растениям для жизни? (свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества - это объекты неживой природы.) - Какой вывод можете сделать? (живая и неживая природа тесно взаимосвязаны друг с другом) В результате обсуждения на доске появляется схема:
ПРИРОДА
ЖИВАЯ
НЕЖИВАЯ
Бактерии
Грибы
Животные
Растения
- Что мы знаем о строении растений? (таблица) - Царство растений очень большое, учёные насчитывают 500 000 видов. Все виды растений в зависимости от их строения обледенены в группы: водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвойные и цветковые.
Растения
Водоросли
Лишайникии
Мхи
Папоротники
- Что вы знаете о этих группах: мхи, лишайники, водоросли и папоротники. - Какие задачи мы должны решить на уроке, на какие вопросы получить ответы? Самый важный из них - Что общего между водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками? - Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы изучаем именно эти группы? А что вы знаете о растениях этих групп?
Растения
Водоросли
Лишайникии
Мхи
Папоротники
Растут
в воде
Комнат
ные растения
Растут
в лесу
Растут
на деревьях
- А когда вы сможете точнее и увереннее ответить на этот вопрос? (после изучения ной темы)
ФИЗМИНУТКА III. Работа в парах ведется над текстом в учебнике с.47 -51.в форме методики инсерта. При работе с текстом ученики:
1. Читая текст, делают пометки («v» - уже знал, «+» - новое,
«-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы). 2.Ставят значки по ходу чтения на полях.
- Прочитав текст один раз, возвращаются к своим предположениям, вспоминают, что предполагали раньше, возможно число значков увеличится.
- Сейчас вы объединитесь нв группы и заполните «Двойной дневник» : 1 группа - изучит информацию учебника о водорослях;
«Двойной дневник»
Вопросы
Ответы
1. Где растут водоросли?
2. Какие части растений есть у водорослей?
1.
2.
2 группа - изучает информацию о лишайниках;
«Двойной дневник»
Вопросы
Ответы
1 Какие два организма живут в лишайниках?
2.Каких частей растений нет у лишайников?
3. Где можно встретить лишайники?
1.
2.
3.
3 группа - изучает мхи;
«Двойной дневник»
Вопросы
Ответы
1. Где встречаются мхи?
2. Какие части растений есть у мхов?
1.
2.
4 группа - изучит информацию о папоротниках.
«Двойной дневник»
Вопросы
Ответы
1.Где растут папоротники?
2. Какие части растений есть у папоротников?
1.
2.
После заполнения «Двойного дневника» представитель от группы расскажет об отличительных особенностях той группы растений, которую они изучили. - Помните, когда все расскажут свой материал, вы вместе обсудите ответ на вопрос: Что общего между водорослями, лишайниками, мхами, папоротниками?
Растения
Водоросли
Лишайникии
Мхи
Папоротники
Растут
в воде
Растут
на деревьях
Растут
в лесу
Комнат
ные растения
Ответы 1 группы
Ответы 2 группы
Ответы 3 группы
Ответы 4 группы
IV. - Попробуйте вспомнить всё, что вы узнали - Посмотрите, совпали ваши первоначальные знания с теми, которые вы получили изучив текст учебника? - Что же объединяет эти группы растений? (нет -цветков, плодов семян; размножаются спорами) - Проверим наш вывод с учебником с 47 - второй абзац. - В какое царство живой природы мы поместим эту группу растений?
5. Карточка №2. Написать ответ одним словом. - Эти растения часто называют тиной? (водоросли) - Эти растения являются первопроходцами суши, у них есть стебли и листья, но нет корней (мхи) - Растения, которые появились на планете ещё со времён динозавров (папоротники) - Растения - загадка для ученых, в них живут в тесном переплетении гриб и водоросль (лишайники) - Растения - долгожители, корм северных оленей (лишайник ягель) - Древнейшие растения, которые можно встретить везде, где есть хоть капля влаги (водоросли) - Водоросли, мхи и лишайники размножаются (спорами) 6.Взаимопроверка. 7.Составление синквейна о наиболее понравившейся группе растений (примеры синквейнов, составленных учащимися на уроке)
Мхи
Маленькие, необычные
Растут, удивляют, размножаются спорами.
Мхи - показатели экологии.
Первопроходцы суши.
Лишайники
Необыкновенные, странные
Растут, очищают воздух, размножаются спорами
Лишайники - корм северных оленей
Долгожители.
Папоротники
Высокие, красивые
Не цветут, растут в лесу, удивляют
Папоротники ищут на Ивана Купала
Современники динозавров V. - Какое бы вы хотели выполнить задание дома. - Ещё раз прочитайте текст учебника на стр. 47 - 51 - По желанию - найти дополнительный материал об изучаемых группах растений.
- проверяют готовность к уроку, настрой на дальнейшую работу.
-индивидуальная работа у доски
- фронтальные ответы учащихся
-индивидуальная работа у доски при составлении кластера
- формулирование темы урока
- дети высказывают свои предположения, которые записываются на доске.
- выполняют движения под музыку.
- работают над текстом учебника в парах по методике инсерт.
- групповая работа ведётся при создании «Двойного дневника».
- представитель от каждой группы знакомит учащихся класса с особенностями своей группы растений.
- пополняют кластер новыми знаниями.
- включение новых знаний в систему знаний,
- отвечают на вопросы по карточке №1..
- включение новых знаний в систему знаний,
- анализируют ответы одноклассников, проводят самоанализ.
- сопоставляют свои выводы с выводом в учебнике.
- самостоятельная работа по карточке №2.
- работа в парах, взаимопроверка
- работают в парах составляя синквейн.
- зачитывают работы по желанию.
Знать:
-
представления о царствах живой природы: растениях, животных, грибах;
-
условия необходимые для жизни растений;
Уметь:
-
различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения;
-
приводить примеры представителей разных групп растений;
-
устанавливать связь между растениями и животными;
-
подводить объект под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, группы животных, группы растений).
Знать:
-
представления о группах растений: водорослях, мхах, лишайниках;
-
условия необходимые для жизни этих растений;
Уметь:
-
различать мхи, папоротники, водоросли, лишайники;
-
приводить примеры представителей разных групп растений;
-
устанавливать связь между растениями и средой их обитания
Знать:
-
представления о группах растений: водорослях, мхах, лишайниках;
-
условия необходимые для жизни этих растений;
Уметь:
-
различать мхи, папоротники, водоросли, лишайники;
-
приводить примеры представителей разных групп растений;
-
устанавливать связь между растениями и средой их обитания
Личностные УУД:
- проявление познавательного интереса к окружающему миру при изучении растений, животных, грибов и бактерий;
Регулятивные УУД:
- определение целей учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при ознакомлении с многообразием растений;
- коррекция и оценивание способов решения, результатов решения учебной задачи по определённым совместно с учителем по критериям при изучении групп растений.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- применение знаний и своего жизненного опыта для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за растениями;
ЛогическиеУУД:
- ориентирование на возможное разнообразие способов решения учебных задач при изучении растений;
- высказывание предположений и аргументирование их при изучении растений.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме при изучении групп растений; слушать и понимать речь других,.
Личностные УУД:
- проявление познавательного интереса к окружающему миру при изучении растений; к предметно-исследовательской деятельности при определении признаков живых организмов;
Регулятивные УУД:
- составление совместно с учителем алгоритма определения признаков растений;
- прогнозирование и контроль своей деятельности в соответствии с определённым алгоритмом при определении признаков определённых групп растений;
Познавательные УУД:
- осуществление поиска нужного материала в учебнике;
- определение основной и второстепенной информации в тексте учебника
- анализирование рисунков, умение описывать, что на них изображено, высказывание предположений и аргументирование их при изучении растений.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме при изучении групп растений; слушать и понимать речь других, определять правила работы в группе , формулировать собственное мнение и позицию, принимать другие точки зрения, приходить к общему решению.
Личностные УУД:
- проявление познавательного интереса к окружающему миру при изучении растений,
- бережное отношение к природе на основе целостности и разнообразия окружающего мира.
Регулятивные УУД:
- коррекция и оценивание способов решения, результатов решения учебной задачи по определённым совместно с учителем по критериям при изучении растений
Познавательные УУД:
- применение своего жизненного опыта для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за растениями;
- ориентирование на возможное разнообразие способов решения учебных задач при составлении синквейна;
- анализирование работы в «Двойных дневниках»,
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме при изучении групп растений; слушать и понимать речь других, определять правила работы в парах, формулировать собственное мнение и позицию, принимать другие точки зрения, приходить к общему решению.
Литература:
-
Н. Я Дмитриева, А. Н. Казаков учебник «Окружающий мир» для 2-го класса.
-
Реализация ФГОС начального общего образования: методические рекомендации для руководителей и педагогов по составлению тематического планирования вариативных УМК (2 класс), методическое пособие,
авт.-сост.: О. Н. Хижнякова, В.В. Журавлёва.
-
Лекционный материал по курсу « Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО»
«Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», Хижнякова О. Н.