ПО КУРСУ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: СТАНЕМ ВОЛШЕБНИКАМИ»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО КУРСУ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: СТАНЕМ ВОЛШЕБНИКАМИ»


Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Художественное творчество: станем волшебниками» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 « об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

  • Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2012 г.»

  • Т.Н.Проснякова. Художественное творчество: станем волшебниками. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2012 г.»

  • Учебного плана школы.

Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов.

Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

- развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;

- формировать прикладные умения и навыки;

- воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.


Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: - - патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; - трудолюбия , - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.; - творческого отношения к учению, труду, жизни; - формирования представлений об эстетических ценностях ( восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов); - бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.); - ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.). Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых: - интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий; - формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие метапредметных умений. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей среде. Связь прикладного творчества осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки. Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями. На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах. Следует помнить, что задача каждого занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы. Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочих тетрадях «Школа волшебников» (1 класс), «Волшебные секреты» (2 класс) и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами». Курс «Художественное творчество: станем волшебниками» является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Но он также может быть использован и в работе с учащимися, занимающимися по другим программам. Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но сделать это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей -непросто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что дает возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчетов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства. Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники. Рабочие тетради «Школа волшебников» и «Волшебные секреты» представляют собой новый тип учебных пособий, позволяющий решать ряд дидактических и развивающих задач: 1) дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке; 2) в конце каждой темы имеется раздел «Мои достижения», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, и т.д. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения; 3) все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно; 4) выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков - вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и т.д. Это своеобразные «прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь. Тетради снабжены листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержащая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, ткани) и позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки. Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» посвящена работе с одной техникой- конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. Эта техника имеет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности ребенка и художественно-образное мышление. Освоив основные базовые приемы, дети самостоятельно смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору. Также программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет -пространстве. Детям предлагаются разные виды работы- от поиска информации до ведения собственной интернет-странички на сайте Страна Мастеров (stranamasterov.ru), посвященном предметной области «Технология». Содержание программы рассчитано на 68 часов в каждом учебном году (1-4 классы).




Календарно-тематическое планирование курса Художественное творчество: станем волшебниками
№ п/п Количество часов Название темы/раздела Материалы Дата Примечание Раздел 1. Аппликация и моделирование (по книгам серии «Любимый образ») - 24 часа

1 2 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаг Журнальная бумага, картон
04.09 07.09
2 1 Аппликация из птичьих перьев Перья, картон 11.09
3 1 Аппликация из кружев Кружева, картон 14.09
4 1 Аппликация из ткани Накрахмаленная ткань, картон
18.09
5 2 Аппликация из деталей оригами Бумага, картон 21.09 25.09
6 2 Мозаика из ватных комочков Вата, бумага, картон


28.09 02.10
7 2 Прорезная аппликация. Картон, различные материалы Картон, различные материалы
05.10 09.10
8 2 Гофрированные цепочки Гофрированная бумага, картон
12.10 16.10
9 1 Складывание гармошкой Журнальная бумага 19.10
10 2 Выпуклая мозаика из плотной бумаги
Цветная бумага, картон 23.10 26.10
11 2 Моделирование из картона. Рамочка
Картон, цветная бумага
30.10 09.11
12 2 Моделирование объемного изделия из гофрокартона
Гофрированный картон
13.11 16.11
13 1 Моделирование из гофрированной бумаги
Гофрированная бумага
20.11
14 2 Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки
Гофрированная бумага, цветная бумага, проволока
23.11, 27.11
15 1 Многослойное торцевание на плоскости
Гофрированная бумага, картон 30.11
Раздел 2. Работа с пластическими материалами (по книгам серии «Любимый образ») - 10 часов

1 2 Раскатывание и обрубовка пластилина Пластилин
04.12 07.12
2 2 Выпуклая аппликация из пластилина
Пластилин
11.12 14.12
3 2 Торцевание на пластилине Пластилин, гофрированная бумага 18.12 21.12
4 2 Разрезание слоеного пластилина Пластилин, проволока
25.12 11.01
5 2 Лепка из теста Соленое тесто 15.01,18.01
Раздел 3. Секреты бумажного творчества (по рабочей тетради «Волшебные секреты») - 18 часов

1 2 Обрывная аппликация Бумага различная Бумага различная
22.01,25.01
2 1 Скручивание в жгут. Аппликации
Бумага гофрированная 29.01
3 2 Скатывание в комок. Мозаика Бумага гофрированная и цветная
01.02,05.02
4 1 Гофрированный конструктор Гофрированный конструктор 08.02
5 1 Моделирование из полос Бумага цветная Бумага цветная
12.02
6 2 Плетение из бумаги. Аппликация
Бумага цветная
15.02,19.02
7 1 Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа Бумага белая и цветная
22.02
8 2 Мозаика из плоских деталей оригами
Фантики, цветная бумага
26.02,29.02
9 2 Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости
Картон, цветная бумага
04.03,11.03
10 1 Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа Бумага различная
14.03
11 1 Оригами из кругов Бумага различная 18.03
12 2 Соединение различных техник в одной работе
Бумага цветная 21.03,25.03
Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») - 16 часов

1 2 Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу Бумага белая, цветная, журнальная
04.04, 08.04
2 2 Объемные цветы из модуля «Трилистник»
Бумага белая, цветная, гофрированная
11.04, 15.04
3 3 Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша»
Бумага цветная
18.04, 22.04, 25.04
4 2 Игрушки объемной формы Бумага цветная
29.04, 06.05
5 2 Бумага белая и цветная
Бумага белая и цветная
13.05, 16.05
6 3 Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа
Бумага цветная
20.05, 23.05, 27.05
7 1 Дополнительные материалы по выбору Бумага различная 30.05


















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым

способам самовыражения;

-адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

_ учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

_ планировать свои действия;

_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

_ адекватно воспринимать оценку учителя;

_ различать способ и результат действия;

_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ проявлять познавательную инициативу;

_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

_ высказываться в устной и письменной форме;

_ анализировать объекты, выделять главное;

_ осуществлять синтез (целое из частей);

_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

_ устанавливать причинно-следственные связи;

_ строить рассуждения об объекте;

_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

_ подводить под понятие;

_ устанавливать аналогии;

_ проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

_ использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

_ учитывать разные мнения;

_ формулировать собственное мнение и позицию;

_ договариваться, приходить к общему решению;

_ соблюдать корректность в высказываниях;

_ задавать вопросы по существу;

_ использовать речь для регуляции своего действия;

_ стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

_ контролировать действия партнера;

_ владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

_ развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

_ расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

_ познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

_ познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

_ использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

_ познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

_ создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

_ совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

_ оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

_ достичь оптимального для каждого уровня развития;

_ сформировать систему универсальных учебных действий;

_ сформировать навыки работы с информацией.


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА

Учебные пособия:

Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература, 2011. _ 64 с.

Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 64 с.

Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара: Издательский дом «Федоров», 2006. _ 48 с.

Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с. - (Золотая библиотека увлечений).

Интернет-сайт Страна Мастеров: stranamaste Специфическое сопровождение (оборудование): _ проекционная техника; _ компьютеры.

















© 2010-2022