- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка
Урок русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Корякова Ю.Х. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 1 «В» классе
Учитель Корякова Ю. Х.
Тема урока: Буквы, указывающие на мягкость согласных.
Цель: развивать умения распознавать мягкие и твердые согласные звуки, обозначать на письме мягкость согласных букв последующими гласными е, ё, и, ю, я, и мягким знаком.
Ход урока
Организационный момент
-Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Вступительное слово учителя
-Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений, о необходимости их охранять и беречь. А тему по русскому языку вы сформулируете сами, выполнив чистописание.
Чистописание
На доске: Ь Е Ё И Ю Я
-Какие буквы встретились в чистописании?
- Запишите их в свою тетрадь?
Формирование темы, открытие нового
- Какая буква здесь лишняя?
-Что общего у этих букв?
-какую работу выполняют все эти буквы?
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Совершенно верно, тема урока: Буквы, указывающие на мягкость согласных.
-Посмотрите в окно. На дворе чудесная пора. А какая, вы мне скажете, отгадав загадку:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает
Когда это бывает?
- Правильно, это весна, Замечательное и прекрасное время года. В это время года природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте стихотворение Г. Ладонщиковой.
Чтение стихотворения подготовленным учеником:
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели,
И весна идет повсюду,
Гонит зиму со двора.
№1-Давайте запишем это слово в тетрадь и сделаем звуко-буквенный анализ слова.
ВЕСНА:
-Сколько слогов в этом слове?
-Какой слог ударный?
-Какой первый звук? Дайте ему характеристику.
-Что указывает на мягкость ?
-Какой второй звук? Дайте ему характеристику
- Какой третий звук? Дайте ему характеристику
-Какой четвертый звук? Дайте ему характеристику
-Какой пятый звук? Дайте ему характеристику
- Сколько в слове букв и звуков?
Первичное закрепление
№2-Посмотрите на картину. Назовите все слова, где есть мягкие согласные?
-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями.
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
-Что это за цветок?
-Что вы знаете о подснежнике?
Рассказ ученика о подснежнике
Подснежник- самый храбрый первоцвет. Он появляется, когда снег еще лежит на земле. Есть много легенд о подснежнике. В одной из них рассказывается, что однажды старуха Зима со своими верными друзьями Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился перед ними, расправил лепестки и попросил защиту у Солнца. Солнце заметило Подснежник и согрело землю, тем самым открыло дорогу Весне. С тех пор считается, что если появился подснежник, значит наступила весна.
-Давайте запишем в тетрадь предложение о подснежнике
№3 Первый весенний цветок - нежный подснежник.
-Обозначьте зеленым цветом мягкие согласные. Что указывает на мягкость согласных?
Физминутка
-А сейчас отдохнем. Встаньте. Я вам буду показывать и называть весенние цветы, а вы, если в слове будет мягкий согласный, будете садиться, а если нет, будете стоять.
ПОДСНЕЖНИК, ХОХЛАТКА, ТЮЛЬПАН, ПРИМУЛА, СИРЕНЬ,ЛАНДЫШ, МЕДУНИЦА.
Вторичное закрепление
- Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на пригорках, на окраинах полей, по берегам оврагов и рек в начале апреля, появляются золотые головки мать-и-мачехи.
Рассказ ученика о мать-и-мачехе.
Листья у растения мать-и-мачеха снизу пушистые и мягкие, они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.
№4 -У вас на столе лежит задание под №1. Вы видите два предложения в них нужно подчеркнуть мягкие согласные.
Мать-и-мачеха нектаром славится. Первый взяток в улей пчёлы несут с неё.
-Еще одним первоцветом является синий пролесок. Эти цветы похожи на ярко-голубые звездочки. Они растут на лесных полянах, опушках и перелесках. Поэтому и растение имеет такое название.
№5 А теперь вам со своим соседом необходимо составить предложение из рассыпанных слов:
К СИНИЕ СОЛНЦУ ТЯНУТСЯ ПРОЛЕСКИ
-Какое предложение получилось?
-Запишите его. Подчеркните зеленым цветом мягкие согласные. Что указывает на мягкость согласных?
Рефлексия
Беседа:
-над какой темой по русскому языку мы работали?
-Какие буквы указывают на мягкость согласных?
-Какие весенние цветы вспоминали на уроке?
-Многие цветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. «Красной» она называется потому, что красный цвет- сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?
Чтение учащимися стихотворений:
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать;
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им поакзать.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Не рви меня на поле,
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю
На солнце и траву.
Домашнее или дополнительное задание.
№6 Спишите с карточки текст. Подчеркните все мягкие звуки.
Первые цветы.
Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю теплые лучи. Появились прекрасные первые цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускают свои пышные бутоны. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.