- Преподавателю
- Начальные классы
- «Тепловые пояса»
«Тепловые пояса»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дюкарева Л.В. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Тепловые пояса».
Тип: Урок постановки и решения учебной задачи
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями распределения тепла на различных участках земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.
Задачи:
Личностные:
-
Продолжать освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
-
Ценить и принимать такую базовую ценность как «природа».
Регулятивные:
-
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-
Оценивать свои задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные:
-
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике или предложенном тексте.
-
Находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
-
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные:
-
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
-
Читать вслух и про себя текст учебника, научно-популярных отрывков, понимать прочитанное.
-
Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Оборудование:
-
глобус и лампа,
-
карта полушарий,
-
накладные «границы» поясов для карты из цветной плёнки,
-
картинки детей в одежде с разных поясов,
-
заготовки для разукрашивания,
-
листы с заданием,
-
проектор и мультимедийная презентация
Ход урока:
Этап | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
М о т и в а ц и о н н ы й | Сформировать у учащихся потребность в овладении учебным материалом. Показать значимость материала для дальнейшего изучения данного и других учебных предметов. |
| ||
-Ребята, мы продолжаем наше путешествие на уроке окружающего мира по нашей планете Земля. Все готовы? |
| |||
| ||||
- Тогда вспомним о чём шла речь на прошлых уроках и проверим вашу готовность:
- Молодцы! | - Земля имеет форму шара - Земля вращается вокруг своей оси. Это вращение вызывает смену дня и ночи - Земная ось направлена на Полярную звезду - Северный полюс и Южный полюс - Это солнечные лучи - зимой они пологие, длинные и холодные; летом крутые, короткие и жаркие -Наклон земной оси и движение Земли вокруг солнца)
| |||
О р и е н т и р о в о ч н ы й
| Формулирование цели урока, составление плана по достижению цели |
| ||
- Вчера в Интернете проводился конкурс фотографий «Чем я занимался после школы 20 октября». Вот три фотографии (вывешиваются на доску) - Что вас удивило? Какой вопрос возникает? - А какие у вас есть предположения почему в один и тот же день одни дети одеты в шорты, другие в куртки, а третьи в шубы.( фиксация на доске предположений) - С чем это может быть связано? - Я правильно поняла, что ваши предположения связаны с тем, что солнечное тепло на поверхности Земли распределяется по-разному? -Тогда на какой вопрос мы должны найти ответ? - Обобщив то, что вы сказали, мы должны ответить на вопрос: Как распределяется тепло на поверхности Земли в разных её точках? (вопрос вывешивается на доску)
| -Почему в один день дети одеты по-разному? Предположения детей (разные страны, города; разные времена года; разные материки, разные полушария …) - Мы знаем, что Земная ось наклонена и поэтому солнечные лучи по-разному обогревают поверхность планеты. - Да. Дети пытаются сформулировать вопрос | |||
И с п о л н и т е л ь с к и й
| Реализация плана действий, составленного на предыдущем этапе |
| ||
- Давайте посмотрим на нижнюю часть плаката «Смена времен года». Какого цвета не видно в зале? - Может ли фокусник спрятать от зрителей другие цвета? - Почему на Северном полюсе не видно Солнца? - Я попрошу ученика подойти к столу и поставить глобус и лампу так, как бывает зимой в нашем Северном полушарии. - Освещен ли Южный полюс Солнцем? - А что в этот момент происходит на Северном полюсе? - Проверьте свои выводы на стр.65-66 учебника. - Как называются эти места на Земле? -Почему на полюсах холодно? (На изображении полушария к полюсам ставим длинные стрелочки со словом «холодно») - Ребята, откройте свои карты полушарий на стр.128-129 учебника. Найдите прерывистые линии, окружающие каждый полюс. Как они называются? - Эти воображаемые линии ограничивают холодные пояса Земли. (Учитель на карте полушарий показывает накладными полупрозрачными полосками холодные пояса) - А кто догадался, почему «пояс»? -Давайте прочитаем лексическое значение этого слова в словаре Даля и словаре учебника. | - Белого. Фокусник держит шар наклонённым от зрителей и они его не видят. - Может красный, а вот синий нет. Он всегда будет виден. - Потому что ось Земли повернута от Солнца. Ученик ставит глобус в нужное положение (ось отвернута от лампы и направлена на макет Полярной звезды). - Да, Южный полюс все время освещен Солнцем. - А в это время на Северном полюсе зима. Интересно, что здесь солнечные лучи почти не освещают поверхности Земли. Работа с отрывком из учебника - Арктика и Антарктика. - Солнечные лучи либо вообще не попадают на поверхность, тогда там полярная ночь, а летом они косые и длинные. Это полярная ночь. - Северный Полярный круг и Южный полярный круг. Выслушиваются 2-3 ученика с объяснением понятия с опорой на изображение слайда презентации Чтение определения в словарях
| |||
Физкультминутка № 1
| ||||
- Отгадайте загадку: Там не надо ни печки, ни дров… В песок бросил тесто и завтрак готов. О чём идёт речь? - Что такое экватор? Выступление подготовленного ученика с рассказом «Тропики» в сопровождении видеоряда - Какие лучи падают на эту область земной поверхности? - А значит там….? -А как может называться такой пояс? -Посмотрите на карте полушарий, чем обозначен жаркий пояс? -Покажите на нашем макете жаркий пояс. -Посмотрите на карту и макет. Где мы с вами живём? - У вас на партах есть листочки с текстом. Прочитайте. - Какие лучи падают на этот пояс? Значит там, где мы живём, бывает как? - Как бы вы назвали такой пояс? - Между холодным и жарким поясами находится умеренный пояс. -Ребята, а сколько всего поясов у нас получилось? - А с чем связано название поясов? - Значит, эти пояса как могут называться? - Сформулируйте тему нашего урока. Вывешивается на доску тема урока - Давайте вернёмся к вопросу нашего урока: Как распределяется тепло на поверхности земли в разных её точках? - Давайте проверим наши выводы по учебнику (стр. 67) -Так почему на фотографиях, которые я показала в начале урока, дети в один день одеты по-разному?
| - Об экваторе. - Самая длинная параллель, делящая Землю на два полушария. -Прямые и короткие (на макете полушария подставляют короткие стрелки со словом «жарко») -Жаркий -Жаркий пояс ограничен Северным тропиком и Южным тропиком Показывают на карте накладными полосками. - Мы живём между холодным и жарким поясом, южнее Северного полярного круга, но севернее тропиков. Читают текст - И косые и прямые в зависимости от времени года. -Тепло и холодно, потому что чётко выражены все четыре времени года (прикрепляют к макету средние стрелочки со словами «холодно» и «тепло») ???? - Пять: два холодных, два умеренных и один жаркий. - С распределением тепла на поверхности Земли. -Тепловые. -Тема урока «ТЕПЛОВЫЕ ПОЯСА» - Количество солнечного тепла растёт от полюса к экватору Работа с правилом в учебнике - Они живут в разных тепловых поясах, а может быть и в разных полушариях. | |||
Физкультминутка № 2
| ||||
Контрольный | Проверить правильность решения поставленной учебной задачи, оценить степень достижения цели |
| ||
На партах в конвертах карточки с заданиями (у каждого ряда своё).
Задание проверяется фронтально, сверяя результат по образцу на слайде. - Молодцы, справились с заданием. Давайте поиграем. Я показываю картинку, а вы с помощью пантомимы покажите, в каких поясах это бывает (работа с видеорядом)
| Задание для 1-го ряда. Отметьте на рисунке:
Отметьте на рисунке:
Отметьте на рисунке:
| |||
Рефлексивный | Проанализировать пути решения учебной задачи, оценить их оптимальность | 6.Рефлексия
| ||
- Какая была тема нашего урока? - На какой вопрос отвечали? - Что узнали нового, интересного? - Как оцениваете свою работу? Каждому цвету соответствует критерий: оранжевый - « я был активным, мне было интересно и всё понятно»; жёлтый - «было интересно, но испытывал затруднения»; зелёный - «урок был очень длинным…». - Спасибо за работу. Урок закончен. | Ученики отвечают на вопросы. На заготовленных рисунках с изображением ветки ученик по своей самооценке приклеивает листик соответствующего условию оценивания цвета |