«Тепловые пояса»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Тепловые пояса».

Тип: Урок постановки и решения учебной задачи

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями распределения тепла на различных участках земного шара в связи с их расположением на Земле и с характером их освещения солнечными лучами.

Задачи:

Личностные:

  • Продолжать освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

  • Ценить и принимать такую базовую ценность как «природа».

Регулятивные:

  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  • Оценивать свои задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


Познавательные:


  • Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике или предложенном тексте.

  • Находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные:

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя текст учебника, научно-популярных отрывков, понимать прочитанное.

  • Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


Оборудование:

  • глобус и лампа,

  • карта полушарий,

  • накладные «границы» поясов для карты из цветной плёнки,

  • картинки детей в одежде с разных поясов,

  • заготовки для разукрашивания,

  • листы с заданием,

  • проектор и мультимедийная презентация

Ход урока:



Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

М о т и в а ц и о н н ы й

Сформировать у учащихся потребность в овладении учебным материалом. Показать значимость материала для дальнейшего изучения данного и других учебных предметов.

  1. Организационный момент

-Ребята, мы продолжаем наше путешествие на уроке окружающего мира по нашей планете Земля. Все готовы?


  1. Актуализация знаний учащихся


- Тогда вспомним о чём шла речь на прошлых уроках и проверим вашу готовность:

  1. Какую форму имеет Земля?

  2. Как вращается Земля?



  1. Куда направлена ось Земли?



  1. Как называются точки на поверхности земного шара, через которые проходит воображаемая земная ось?

  2. То пологие (косые), то крутые (прямые).Что это?



  1. В чём причина смены времён года?

- Молодцы!

- Земля имеет форму шара

- Земля вращается вокруг своей оси. Это вращение вызывает смену дня и ночи

- Земная ось направлена на Полярную звезду

- Северный полюс и Южный полюс

- Это солнечные лучи - зимой они пологие, длинные и холодные; летом крутые, короткие и жаркие

-Наклон земной оси и движение Земли вокруг солнца)


О р и е н т и р о в о ч н ы й


Формулирование цели урока, составление плана по достижению цели

  1. Постановка проблемы.


- Вчера в Интернете проводился конкурс фотографий «Чем я занимался после школы 20 октября». Вот три фотографии (вывешиваются на доску)

- Что вас удивило? Какой вопрос возникает?

- А какие у вас есть предположения почему в один и тот же день одни дети одеты в шорты, другие в куртки, а третьи в шубы.( фиксация на доске предположений)

- С чем это может быть связано?

- Я правильно поняла, что ваши предположения связаны с тем, что солнечное тепло на поверхности Земли распределяется по-разному?

-Тогда на какой вопрос мы должны найти ответ?

- Обобщив то, что вы сказали, мы должны ответить на вопрос:

Как распределяется тепло на поверхности Земли в разных её точках? (вопрос вывешивается на доску)


-Почему в один день дети одеты по-разному?

Предположения детей (разные страны, города; разные времена года; разные материки, разные полушария …)

- Мы знаем, что Земная ось наклонена и поэтому солнечные лучи по-разному обогревают поверхность планеты.

- Да.

Дети пытаются сформулировать вопрос

И с п о л н и т е л ь с к и й


Реализация плана действий, составленного на предыдущем этапе

  1. Совместное открытие знаний


- Давайте посмотрим на нижнюю часть плаката «Смена времен года». Какого цвета не видно в зале? - Может ли фокусник спрятать от зрителей другие цвета? - Почему на Северном полюсе не видно Солнца? - Я попрошу ученика подойти к столу и поставить глобус и лампу так, как бывает зимой в нашем Северном полушарии.
- Освещен ли Южный полюс Солнцем?
- А что в этот момент происходит на Северном полюсе?

- Проверьте свои выводы на стр.65-66 учебника.
- Как называются эти места на Земле? -Почему на полюсах холодно?

(На изображении полушария к полюсам ставим длинные стрелочки со словом «холодно»)

- Ребята, откройте свои карты полушарий на стр.128-129 учебника. Найдите прерывистые линии, окружающие каждый полюс. Как они называются?

- Эти воображаемые линии ограничивают холодные пояса Земли.

(Учитель на карте полушарий показывает накладными полупрозрачными полосками холодные пояса)

- А кто догадался, почему «пояс»?

-Давайте прочитаем лексическое значение этого слова в словаре Даля и словаре учебника.

- Белого. Фокусник держит шар наклонённым от зрителей и они его не видят. - Может красный, а вот синий нет. Он всегда будет виден. - Потому что ось Земли повернута от Солнца.
Ученик ставит глобус в нужное положение (ось отвернута от лампы и направлена на макет Полярной звезды).
- Да, Южный полюс все время освещен Солнцем. - А в это время на Северном полюсе зима. Интересно, что здесь солнечные лучи почти не освещают поверхности Земли.
Работа с отрывком из учебника

- Арктика и Антарктика. - Солнечные лучи либо вообще не попадают на поверхность, тогда там полярная ночь, а летом они косые и длинные. Это полярная ночь.

- Северный Полярный круг и Южный полярный круг.

Выслушиваются 2-3 ученика с объяснением понятия с опорой на изображение слайда презентации

Чтение определения в словарях


Физкультминутка № 1


- Отгадайте загадку: Там не надо ни печки, ни дров… В песок бросил тесто и завтрак готов. О чём идёт речь?

- Что такое экватор?

Выступление подготовленного ученика с рассказом «Тропики» в сопровождении видеоряда

- Какие лучи падают на эту область земной поверхности?

- А значит там….?

-А как может называться такой пояс?

-Посмотрите на карте полушарий, чем обозначен жаркий пояс?

-Покажите на нашем макете жаркий пояс.

-Посмотрите на карту и макет. Где мы с вами живём?

- У вас на партах есть листочки с текстом. Прочитайте.

- Какие лучи падают на этот пояс?

Значит там, где мы живём, бывает как?

- Как бы вы назвали такой пояс?

- Между холодным и жарким поясами находится умеренный пояс.

-Ребята, а сколько всего поясов у нас получилось?

- А с чем связано название поясов?

- Значит, эти пояса как могут называться?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Вывешивается на доску тема урока

- Давайте вернёмся к вопросу нашего урока: Как распределяется тепло на поверхности земли в разных её точках?

- Давайте проверим наши выводы по учебнику (стр. 67)

-Так почему на фотографиях, которые я показала в начале урока, дети в один день одеты по-разному?


- Об экваторе.

- Самая длинная параллель, делящая Землю на два полушария.

-Прямые и короткие (на макете полушария подставляют короткие стрелки со словом «жарко»)

-Жаркий

-Жаркий пояс ограничен Северным тропиком и Южным тропиком

Показывают на карте накладными полосками.

- Мы живём между холодным и жарким поясом, южнее Северного полярного круга, но севернее тропиков.

Читают текст

- И косые и прямые в зависимости от времени года.

-Тепло и холодно, потому что чётко выражены все четыре времени года (прикрепляют к макету средние стрелочки со словами «холодно» и «тепло»)

????

- Пять: два холодных, два умеренных и один жаркий.

- С распределением тепла на поверхности Земли.

-Тепловые.

-Тема урока «ТЕПЛОВЫЕ ПОЯСА»

- Количество солнечного тепла растёт от полюса к экватору

Работа с правилом в учебнике

- Они живут в разных тепловых поясах, а может быть и в разных полушариях.

Физкультминутка № 2


Контрольный

Проверить правильность решения поставленной учебной задачи, оценить степень достижения цели

  1. Применение знаний


На партах в конвертах карточки с заданиями (у каждого ряда своё).



Задание проверяется фронтально, сверяя результат по образцу на слайде.

- Молодцы, справились с заданием. Давайте поиграем. Я показываю картинку, а вы с помощью пантомимы покажите, в каких поясах это бывает (работа с видеорядом)


Задание для 1-го ряда.

Отметьте на рисунке:

  1. Ось Земли.

  2. Экватор

  3. Полярные круги.

  4. Синим цветом покажите холодные тепловые пояса.



Задание для 2-го ряда.

Отметьте на рисунке:

  1. Ось Земли.

  2. Экватор

  3. Линию тропиков

  4. Красным цветом закрасьте область жаркого пояса.



Задание для 3-го ряда.

Отметьте на рисунке:

  1. Ось Земли.

  2. Экватор

  3. Полярные круги и линию тропиков.

  4. Зелёным цветом покажите расположение умеренных поясов


Рефлексивный

Проанализировать пути решения учебной задачи, оценить их оптимальность

6.Рефлексия


- Какая была тема нашего урока?

- На какой вопрос отвечали?

- Что узнали нового, интересного?

- Как оцениваете свою работу? Каждому цвету соответствует критерий:

оранжевый - « я был активным, мне было интересно и всё понятно»;

жёлтый - «было интересно, но испытывал затруднения»;

зелёный - «урок был очень длинным…».

- Спасибо за работу. Урок закончен.

Ученики отвечают на вопросы.

На заготовленных рисунках с изображением ветки ученик по своей самооценке приклеивает листик соответствующего условию оценивания цвета









© 2010-2022