Б. С. Житков Как я ловил человечков урок по литературному чтению в 4 классе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

Урок № ___ Дата ____________

Тема. Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков».

Цель: познакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова, расширять кругозор учеников,

учить детей понимать глубину произведения, воспитывать доброе, бережное отношение

к близким людям.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперед, за новыми знаниями!

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Руку тихо поднимаю,
Если спросят - отвечаю.

II. Актуализация опорных знаний

  1. Конкурс скороговорок

  2. Работа над новой скороговоркой

Белые бараны били в барабаны

  1. Пятиминутное чтение

III. Проверка домашнего задания

IV. Сообщение темы и целей урока

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, благодаря которому дети узнали о таких экзотических и необыкновенных животных, как слон, мангуста, обезьянка, кенгуру.

V. Изучение нового материала

  1. Знакомство с жизнью и творчеством писателя

- Это писатель Борис Степанович Житков, а рассказ, который мы начнём сегодня читать, в основе своей автобиографичен, как, впрочем, большинство произведений Б. С. Житкова.

Жизнь Бориса Степановича была интересной и увлекательной, вот почему его рассказы так интересно читать и перечитывать. В детстве Борис Житков дружил с Корнеем Чуковским. Они учились в одном классе 2-й Одесской гимназии. Отец Бориса был преподавателем математики, а трое братьев отца плавали на военных кораблях, отличились в морских сражениях и ушли в отставку адмиралами. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Борис отлично изучил морское дело, астрономию и ботанику, свободно говорил по-французски, знал множество стихов, любил поэзию. И друга своего, Корнея Чуковского, учил тому, что умел сам: плавать и грести, управлять парусником, вязать морские узлы.

После окончания гимназии Борис Житков становится студентом математического отделения Новороссийского университета в Одессе. В это же время он сдаёт экзамен на штурмана дальнего плавания. А после окончания Новороссийского университета становится студентом кораблестроительного отделения политехнического института в Петербурге. Во время летней практики на учебно-грузовом судне он совершил кругосветное плавание, испытав всю тяжесть морской службы, пройдя её от юнги до помощника капитана. Неизгладимые впечатления остались у Бориса Степановича на всю жизнь от экзотических пейзажей Африки, Индии, Цейлона, Китая, Японии. Потом были у него и другие плавания и новые, не менее интересные встречи с самыми разными людьми. Переполненный необычайно богатыми жизненными впечатлениями, Житков фиксировал их в своих дневниках и письмах друзьям. Борис Житков постоянно находился в гуще событий, глубоко постигал секреты различных профессий. Кем только не довелось ему быть: моряком и лётчиком, химиком и кораблестроителем, школьным учителем и рыбаком, печатником и дрессировщиком животных, столяром и слесарем, зоологом и электротехником! Его отличало редкостное умение всё делать своими руками, неохватный технический кругозор, радостная увлечённость рабочими профессиями, горячее желание быть полезным другим.

А в литературу Борис Житков вошёл неожиданно и сразу. Вошёл уже зрелым человеком, когда ему было за сорок и он повидал в жизни многое. А произошло это так…

Поздней осенью 1923 года, вернувшись из очередного путешествия, Борис Степанович попал в больницу, пробыл там почти месяц и в тяжёлом состоянии, измождённый и усталый пришёл к своему другу детства - Корнею Ивановичу Чуковскому. Он пробыл у Чуковского целый день, к вечеру его мрачное настроение понемногу рассеялось, он разговорился с детьми Корнея Ивановича и, усевшись среди них, стал рассказывать о морских путешествиях. Дети слушали его очарованные, а когда он заканчивал, кричали: «Ещё!» Перед уходом Корней Иванович предложил другу: «Слушай, Борис, а почему бы тебе не стать литератором? Попробуй опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!»

Борис Степанович отозвался на это предложение с неохотой, но Чуковский настоял на своём, сказав: «Ты напиши, что напишется, а я прочту и поправлю».

Каково же было удивление К. И. Чуковского, когда через несколько дней, сев читать и приготовясь редактировать рукопись, принесённую Борисом Степановичем, писатель обнаружил, что исправлять нечего, что перед ним работа настоящего мастера.

Радость Чуковского была безгранична. Он посоветовал другу отнести морскую новеллу в детский журнал, показать её С. Я. Маршаку. Начинающий писатель, капитан дальнего плавания Борис Житков так и сделал. И в лице Маршака нашёл сразу верного друга, доброжелательного, требовательного и справедливого редактора. А литература приобрела талантливого писателя, автора с добрым и светлым взглядом, умеющего о сложных вещах рассказывать просто и выразительно.

Рассказ «Как я ловил человечков» - рассказ из цикла «Морские истории». Впервые он был опубликован в журнале для детей «Чиж» в 1934 году (№ 2).

Б.С.Житков Как я ловил человечков урок по литературному чтению в 4 классе


  1. Работа над рассказом Б.С.Житкова «Как я ловил человечков»

а) Чтение рассказа учителем

Учитель читает часть рассказа до слов: «Я всё время думал о человечках».

б) Беседа

  • Что хотите сказать?

  • Каким представляете себе маленького Борю?

  • Знакомо ли вам такое душевное состояние, которое испытывал мальчик?

  • Как вы думаете, что произойдёт дальше?

в) Чтение первой части рассказа учащимися про себя

Б.С.Житков Как я ловил человечков урок по литературному чтению в 4 классе

г) Выборочное чтение

д) Игра «Ты - мне, я - тебе» (Дети работают парами. Поочередно составляют и задают вопросы по содержанию текста).

VII. Итог урока

VIII. Сообщение домашнего задания

Перечитать отрывок из рассказа Б. С. Житкова «Как я ловил человечков», прочитанный в классе; проследить, как нарастало волнение мальчика, как росло его нетерпение.

Литературное чтение

Урок № ___ Дата ____________

Тема. Борис Степанович Житков «Как я ловил человечков» (продолжение)

Цель: продолжить работу над произведением Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»; учить

детей понимать внутренний мир людей, сопереживать; развивать мышление,

воображение, речь учащихся; воспитывать интерес к чтению.


Ход урока

I. Организационный момент.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация опорных знаний

  1. Конкурс скороговорок

  2. Работа над новой скороговоркой

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

  1. Пятиминутное чтение

III. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают отрывок, прочитанный ими дома, прослеживая динамику событий, отмечая, как постепенно нарастает напряжение.

Б.С.Житков Как я ловил человечков урок по литературному чтению в 4 классе


IV. Сообщение темы и целей урока

V. Изучение нового материала

  1. Работа над второй частью рассказа Б.С.Житкова «Как я ловил человечков»

а) Чтение рассказа учителем

б) Беседа о прослушанном

  • К какой хитрости прибег мальчик?

  • Для чего он это сделал?

  • Как вы думаете, что пережил мальчик, когда увидел, что пароходик пуст?

  • Почему у Бори дрожали руки, когда он пытался всё поправить? Только ли из-за боязни быть наказанным?

  • Как последние слова произведения характеризуют мальчика?

  • Какой вы представили себе бабушку?

в) чтение рассказа учащимися «цепочкой»

Б.С.Житков Как я ловил человечков урок по литературному чтению в 4 классе


г) Беседа

  • Какие чувства вы испытываете к главному герою?

  • Какая часть рассказа вам показалась самой напряжённой?

  • Как вы думаете, почему Б. С. Житков решил рассказать о глубоко личных переживаниях своего детства?

  • Чему учит этот рассказ?

д) Выборочное чтение

  • Что испытывал Боря, когда ушла бабушка и заветный пароходик оказался в его руках?

Прочитайте, как об этом рассказывает Б. С. Житков.

  • Какой эпизод рассказа взволновал вас сильнее всего? Прочитайте.

VI. Итог урока

VII. Сообщение домашнего задания

Перечитать рассказ Б. С. Житкова «Как я ловил человечков», подготовить выразительное чтение отрывка, который наиболее понравился, заставил больше всего переживать, волноваться.


© 2010-2022