- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок познания мира на тему Большие и малые реки Казахстана (3 класс)
Урок познания мира на тему Большие и малые реки Казахстана (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайленко Л.Н. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по познанию мира для 3 класса «Большие и малые реки Казахстана» |
| ||
ТЕМА | Большие и малые реки. |
| |
ОБЩИЕ ЦЕЛИ | Формировать начальные понятия о реках и озерах Казахстана. Дать понятие о частях реки и использовании водных ресурсов Земли человеком.
|
| |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | -части составляющие реку. -использование водных ресурсов Земли |
| |
ОСНОВНАЯ (ключевая)ИДЕЯ УРОКА | Групповая форма работы поможет закрепить знания учащихся о больших и малых реках Казахстана. Региональный компонент река Уба. |
| |
РЕСУРСЫ | Тесты «Части реки». Карточки «Зонтик». Видеоролик «Река Уба» Лодочки, рисунок реки. |
| |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА |
|
Орг.момент 2мин | Звенит звонок Проверь дружок Готов ли ты начать урок! Повернитесь к соседу и соедините ладошки, предайте тепло своего сердца. Пусть ваша поддержка друг другу поможет работать активно и творчески на нашем уроке. | Улыбнулись друг другу. |
|
5 мин | Сегодня урок мы проведем в необычной форме-форме путешествия. И поможет нам Капитан Врунгель. А говорить мы будем вот о чем. Отгадайте: Сквозь поля и сквозь леса Вьется синяя коса Вся родная сторона В эту косу вплетена. (Река). -Как называется природное углубление, впадина на поверхности земли, заполненное водой? (Озеро). -Как называется наше государство, в котором мы живем? (Казахстан). Введение в тему урока - Как вы уже поняли, тема нашего урока «Реки и озёра Казахстана и ВКО». Давайте определим, что мы уже знаем о реках и озёрах, а что мы хотим узнать. (Беседа по вопросам таблицы). Что мы знаем? Что хотим узнать? 1. Какие реки и озёра РК вам известны? 1. Какие реки и озёра есть в РК и ВКО? 2. Как они изображены на карте? 2. Где находятся? 3. Что общего у всех рек? 3. Значение рек и озёр РК и ВКО. | Отгадывание загадок.
Работа с таблицей. |
|
Актуализация опорных знаний, умений и навыков (5мин). | - На предыдущих уроках мы узнали много интересного и полезного о воде. А вот сегодня капитан Врунгель, бывалый моряк и знаток морских просторов, приготовил для вас много интересных вопросов, на которые вы должны ответить и доказать что вы тоже кое-что знаете и не привыкли отступать. Итак, вперёд! Работа в группах А) 1-й вопрос Капитана: 1группа - Путешествие по морским просторам невозможно без прогноза погоды. (Характеристика погоды) 2-й вопрос: 2 группа - Много ли воды в мировом океане и какая она на вкус? (Если бы поверхность земли была ровной, то равномерный слой всех рек, морей, океанов имел бы толщину 9 метров. Солёная и пресная вода). - Если высота одного этажа дома - 3 м, то сколько этажей в 9 метрах? (3 эт.). - Значит, толщина слоя мирового океана равна высоте трехэтажного дома. 3-й вопрос:3 группа - Зачем нам с вами столько воды? Какую роль играет Мировой океан? (Поит, кормит, даёт эл. энергию, является дорогой). - Какую площадь занимает мировой океан на нашей планете? (3/4 - вода. 1/2 - суша). 4 группа - Почему объём воды в морях , реках, озёрах не изменяется, за исключением некоторых случаев. (Происходит круговорот воды в природе). - дополнительный материал (опережающее задание) | Кумулятивная беседа Круговорот воды в природе: океанская вода, составляющая 93% гидросферы, совершает полный оборот за 2600 лет; вода рек и озер (5,4% гидросферы) - за 3,3 года; почвенная влага (1,6% гидросферы) - за 0,9 года. Изучал эти процессы, происходящие в природе - Владимир Иванович Вернадский. Труды В. И. Вернадского: "Минералогия" (издание 1910 г.) и "Биосфера" (издания 1926 и 2000 гг.)
|
|
Работа над новым материалом 15 мин
| 1группа.Дождик начинается, Зонтик открывается. Этот зонтик не простой, Этот зонтик расписной. Семь цветов на нем, смотри- На свойства воды указывают они. Задание: Закрась цветными карандашами все свойства воды, которые найдешь на зонтике. Задание №2:(2 группа) отгадать загадки нарисовать отгадки
Группа №4 опережающее задание -Вот с неё мы и начнем наше путешествие! (детям давалось опережающее задание) 1 уч.-Ертис (русский вариант Иртыш, от тюркского: артыш-перевал, переваливать). Эта река берет начало на склонах Монгольского Алтая, где её называют Кара Ертыс. Его длина-больше 4тыс. км, из них 1400км протекает по территории Казахстана. На Иртыше построены крупнейшие электростанции: Усть-Каменогорская ГЭС, Бухтарминская ГЭС, Шульбинская ГЭС и сооружены крупные водохранилища. Вдоль реки Иртыш расположены такие крупные города, как Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар. 1уч-ся: (слайд №6,стих-ие об Усть-Каменогорске). Наш город Усть-Каменогорск Прекрасен и велик И скоро будет 300 лет Как он у рек стоит. Его проспекты широки, И парки зелены, А люди, что у нас живут, Прекрасны и добры Река Ульба, Седой Иртыш Поят его водой. Наш город любим мы тебя, Будь вечно молодой! 2уч-ся: (слайд №7,где ученик показывает реку Урал. Далее слайд № 8). -Вторая по величине река Казахстана-Урал (Жайык). Кстати, до 1775года её называли Яик. Река берет свое начало со склонов Южного Урала и впадает в Каспийское море. Это судоходная река. В ней водится много рыбы, в том числе очень ценной породы-Осетровой. 3 уч-ся: (слайд №9,где ученик показывает реку Сырдарью. Далее слайд № 10). -В два раза меньше Иртыша - Сырдарья. Она берет свое начало в Тянь-Шанских горах. Сырдарья протекает по глинистой и песчаной равнине и легко размывает берега, состоящие их рыхлых горных пород. Поэтому, вода в ней очень мутная. На берегах этой реки когда-то стояло множество древних городов и поселений. Сырдарья впадает в Аральское море. 4 уч-ся: (слайд №11,где ученик показывает реку Или). -Река Или по своей длине не намного уступает Сырдарье. Она начинается от слияния двух горных рек-Текеса и Кунгеса. От реки. Или зависит «здоровье» озера Балхаш. Она его главная кормилица, вернее поилица. У некоторых рек не хватает сил добраться до другой, более крупной реки, и они просто теряются в песках. Такова судьба рек, Чу, Талас, Сарысу и многих других. Учитель: - Ребята, не менее важны озёра. В мире свыше миллиона озер. В Казахстане озер меньше, чем рек-почти 5000.Среди них самые большие, которые называются морями. Озера бывают разные. В одних вода горячая, другие постоянно скованы льдами. Озера бывают сточными (вытекает река) и бессточными (не вытекает река) (слайд №11).Самыми крупными озерами в Казахстане является Каспийское море, Аральское море, озеро Балхаш. 5 уч-ся: (слайд №12,где ученик показывает Каспийское море. Далее слайд № 13). -Каспийское море-самое большое бессточное озеро земного шара-расположено между Европой и Азией. Из-за величины считают морем. Название получило от племен «Каспи», живших в Закавказье в середине 16 века. В последние годы территория Каспийского моря считается важным регионом по добыче нефти и газа. 6 уч-ся: (слайд №14,где ученик показывает Аральское море). -Аральское море- это тоже озеро, бессточное и соленое. Глубина его когда-то достигала 67м. В Аральское море впадают реки Сырдарья и Амударья. На берегу озера построен город Аральск. Еще несколько лет назад по озеру ходили промысловые суда, велся промышленный лов рыбы. Но в последние годы озеро сильно обмелело. 7 уч-ся:( слайд №14,где ученик показывает озеро Балхаш. Далее слайд № 15). Балхаш-третье крупное озеро Казахстана после Каспийского и Аральского морей. Его протяженность с запада на восток 600км. Особенностью этого озера является то, что в западной его части вода пресная, а восточной - соленая. На Балхаше хорошо развит рыбный промысел. Учитель: - Как называется наш район, в котором мы проживаем?(Шемонаихинский) (слайд №16). Учитель: - Как называется река, протекающая по территории района? (Уба) Учитель: - Шемонаихинский район расположен в бассейне реки Убы. 2 уч-ся: (слайд №16,где ученик показывает реку Убу). Уба берет свое начало при слиянии Белой и Черной Убы, которые стремительно, с шумом бегут с высокогорного плато, длина 276км. Большую часть пути Уба протекает по горной местности. Берега её обрывисты, имеется много порогов и перекатов. После дождей река катит по дну крупные валуны и многопудовые камни. На своем пути Уба принимает ряд шумных таежных речек, берущих начало с Тигрецкого и Убинского хребтов. _Учитель: - Посмотрите небольшой фильм о реке (слайд №17). -Вот наша красавица Шемонаиха, которая расположилась на берегу Убы. (слайд №18) | 1 гр. Задание для учащихся с низкими учебными возможностями.
2. 2гр. Задание для учащихся со средними учебными возможностями.
3гр. Задания для учащихся со средними учебными возможностями 4гр .задания для учащихся с высокими учебными возможностями
Вербальное оценивание групп. |
|
Закрепление изученного 5 мин
Итог урока 3мин
Рефлексия . 2-3 мин
| Мини-тесты «Части реки. Работа в парах Подпиши на схеме название частей реки: 1._____________________________ 2._____________________________ 3._____________________________ 4._____________________________ 5._____________________________ 6._____________________________ Вазимопроверка в малых группах Подводя итог, мне бы хотелось сказать, что у каждого из нас есть своя малая Родина. С особым обликом, со своей скромной и непритязательной красотой. Именно из этой любви к отчему краю и вырастает настоящая глубокая любовь к Родине. Оценки за урок. Подведём итог урока с помощью синквейна 1) Понятие. (Реки, озёра). 2) 2 прилагательных. (Горные, равнинные). 3) 3 глагола. (Текут, кормят, поют). 4) Фраза о реке. (Глаза голубые земли). 5) Вывод, обобщение. Итоговые оценки за урок Кому сегодня понравился урок и кто хочет продолжать дальше работать с нами так же творчески, активно может пустить свой кораблик по реке, а кому что-то было непонятно, то свои кораблик можете оставить у берега. |
Взаимопроверка в в малых группах (ответы на слайде) Оценка
|
|
| |
|
|