Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебный квилинг

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ»Новопетровская СОШ»


Рабочая программа

на 2014 -2015 учебный год

по внеурочной деятельности

«Волшебный квиллинг»


Возраст обучающихся: 8 -10 лет

Пояснительная записка


Программа кружка «Волшебный квиллинг» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Она предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на детей с 8 до10 лет. Второй год обучения является продолжением первого, где дети продолжают знакомятся с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг . Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности детей и развивать их. Хочется заметить, что работа с различными видами конструирования расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.

Рабочая программа кружка «Волшебный квиллинг» ориентирована на достижение результатов первого уровня - получение младшими школьниками социальных знаний.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием.

Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название "квиллинг". "Квиллинг" открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена "от простого к сложному". Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

Волшебный квиллинг" - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, общий объём реализации 34 часа. Занятия предполагают теоретическую и практическую части. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения. Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих проектов.

Особое место уделяется презентациям, что способствует эстетическому развитию обучающихся

На теоритическую часть работы отводится 19,7% времени, а на практическую часть 80,3% времени.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

  • Познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

  • Обучить различным приемам работы с бумагой.

  • Научить следовать устным инструкциям.

  • Познакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогатить словарь ребенка специальными терминами.

  • Создать композиции в технике квиллинга.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развить мелкую моторику рук и глазомер.

  • Развить художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Сформировать интерес к искусству квиллинга.

  • Сформировать культуру труда (научить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место) и трудовые навыки.

  • Расширить коммуникативные способности детей.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Принципы обучения:
  • «От простого к сложному»
Усложнение материала осуществляется с учетом возможностей детей, переход на более высокий уровень знаний происходит после усвоения простых основ.
  • "Знай, где узнать".
Трудно переоценить эмоциональное воздействие визуальных образов на развитие художественного творчества обучающихся. Необходимо максимально разнообразить наглядный материал занятий: технические средства, репродукции, пособия, раздаточный материал, литература и т. д.
  • "От повтора через вариации к импровизации".
Системная работа по подготовке к самостоятельному творчеству должна проходить через поисковый подход к деятельности.
  • " Творим вместе".
Использование коллективных форм работы необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.
  • "Творим рядом".
В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей.
  • "Проверь себя".
Необходимым условием эффективного влияния на развитие ребенка является включение в структуру занятий художественно-дидактических игр и элементов соревнований.


Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа "Волшебный квиллинг" рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе должна составлять не менее 10 человек. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) Группа формируется из детей в возрасте от 8-10 лет.

Год обучения

Количество часов

Кол-во детей в группе

В неделю

в год

2

1

34

10


Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • эвристический - проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения;

  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой - организация работы в группах;

  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.



Оценка знаний обучающихся проводится визуально во время занятий. При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы

  • Составление альбома лучших работ.

  • Проведение выставок работ учащихся:

- в классе,
- в школе.

  • Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.

Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебный квилинг


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:

  1. Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
  2. Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
  3. Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
  4. Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
  5. Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
  6. Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
2. Необходимые условия реализации программы Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, экран, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое.

Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности. Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий

  • Бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм.
  • Полоски гофрированного картона
  • Пинцеты.
  • Цветной картон
  • Ножницы.
  • Клей
  • Рамки для оформления работ.
  • Карандаш,
  • Ластик.
  • Бумага для эскизов, калька.

Дидактические материалы: - Наглядные пособия - таблицы, изготовлены преподавателем: «Цветовой круг. Смешивание цветов»;«Основные элементы квиллинга»; - Работы преподавателя - Работы учащихся. - Фотографии с различных выставок. - Презентации : История появления бумаги и картона, История возникновения квиллинга, Основные законы композиции. Основные элементы квиллинга. Ажурные элементы квиллинга.
Инструкции по технике безопасности. Правила поведения в образовательном учреждении.


Общие правила техники безопасности.


1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы. 2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены. 3. Употребляй инструменты только по назначению. 4. Не работай неисправными и тупыми инструментами. 5. При работе держи инструмент так, как показал учитель. 6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. 7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место. 8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке. 9. Не разговаривай во время работы. 10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Правила обращения с ножницами.


1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении. 2. При работе внимательно следи за направлением реза. 3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 4. Не держи ножницы лезвиями вверх. 5. Не оставляй ножницы в открытом виде. 6. Не режь ножницами на ходу. 7. Не подходи к товарищу во время резания. 8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед. 9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.


Правила обращения с клеем.


1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой. 2. Наносить клей на изделия аккуратно. 3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея. 4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой. 5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

Правила обращения с бумагой.


1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место. 2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться! 3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ

1. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. -

«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011

2. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:

Эксмо,2009.

3. А.Быстрицкая. "Бумажная филигрань".

4. Джейн Дженкинс. "Поделки и сувениры из бумажных ленточек".

5. Хелен Уолтер. "Узоры из бумажных лент".

6. Д.Чиотти. "Оригинальные поделки из бумаги".

  1. Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второго года обучения


№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Вводный блок

1

2

Материал - бумага

1

3

Конструирование

1. Основные формы квиллинга.

1

2. Изготовление растительных композиций в технике квиллинга.

6

3. Изготовление животных в технике.

9

4

Цикл творческих работ

6

5

Праздники и подготовка к ним. Изготовление открыток, украшение рамок для фотографий

8

6

Проектная деятельность

4

Всего:

34





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второго года обучения

Вводное занятие

История возникновения квиллинга. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Вырезание полосок для квиллинга.

Материал - бумага. История возникновения бумаги. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения техники квиллинга. Вырезание полосок для квиллинга.

Конструирование .

Основные формы "капля", "треугольник", "долька", "круг", "прямоугольник".Техника выполнения квиллинга. Основные правила работы.

Цветочные композиции Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов Изготовление цветов в технике квиллинга.. Изготовление простых, несложных цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Изготовление бахромчатых цветов.Подбор цветовой гаммы.

Комозиция «Дары леса» Познакомить с основным понятием "композиция". Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.

Изготовление насекомых и животных в технике квиллинг.

Базовые формы. Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом. Комозиция «Бабочки», «Зелёный попугай»

«Золотая рыбка»

Цикл творческих работ Коллективные работы с использованием техники квиллинга.

Понятие "коллективная творческая работа". Правила работы коллективом. Выбор темы работ. Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы "Зоопарк», «Морская композиция", "Сказочное царство", "Зимняя сказка" и другие.

Праздники и подготовка к ним. Тематические праздники.

Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.Задания: выполнение работ по темам: изготовление поздравительной открытки (День учителя), изготовление рождественской открытки со свечами, с колокольчиками, изготовление поздравительной открытки с цветами, с голубем (8 Марта), украшение рамок для фотографий (День рождения)

Проектная деятельность

(теория) - Подготовка проекта. Последовательность и приѐмы

работы.Разработка творческой композиция

Изготовление необходимых деталей (практика)

Сборка составных деталей. Оформление

(декорирование).

Защита проекта .

Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов, тем

всего

1


Вводное занятие

История возникновения квиллинга. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Вырезание полосок для квиллинга.


1

2

Материал - бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. Вырезание полосок для квиллинга.

1

3

Конструирование .

Основные формы "капля", "треугольник", "долька", "круг", "прямоугольник".Техника выполнения квиллинга. Основные правила работы.

1

4-6

Цветочные композиции Изготовление цветов в технике квиллинга..

3

7-9

Комозиция «Дары леса»

3

10-12

Изготовление насекомых и животных в технике квиллинг.

«Зелёный попугай»

3

13-14

Праздники и подготовка к ним. украшение рамок для фотографий (День рождения)

2

15-16

Праздники и подготовка к ним. изготовление рождественской

открытки со свечами, с колокольчиками

2

17-19

Изготовление насекомых и животных в технике квиллинг Комозиция «Бабочки»

3

20-22

Изготовление насекомых и животных в технике квиллинг «Золотая рыбка»

3

23-28

Цикл творческих работ Коллективные работы с использованием техники квиллинга.

6

29-30

Праздники и подготовка к ним.

изготовление поздравительной

открытки с цветами, с голубем (9 Мая)

2


Проектная деятельность


31

(теория) - Подготовка проекта. Последовательность и приѐмы

работы.Разработка творческой композиция

1

32

Изготовление необходимых деталей (практика)

1

33

Сборка составных деталей. Оформление

(декорирование).

1

34

Защита проекта .

1


Итого:

34













Ожидаемые результаты 2-го года обучения:

В результате обучения по данной программе учащиеся: научатся различным приемам работы с бумагой; - будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,

- сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в технике «квиллинг», -познакомятся с искусством бумагокручения - появятся представления об истории возникновения квиллинга,

-будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

-научатся обращаться с простейшими орудиями труда,

-научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами; - разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию. - овладеют навыками культуры труда; научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. - овладеют способами самопознания, рефлексии;

Личностные: самостоятельность, усидчивость, ответственность,

аккуратность, терпеливость.

Предметные: уметь работать с инструментом, знать основы технологии

«квиллинг», уметь изготавливать поделки, копозиции в технике «квиллинг» и

эстетично их оформлять.

Метапредметные.

Регулятивные - сохранение цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные - умение работать в коллективе, умение работать над

общим проектом, формирование умения понимать причину успеха и неуспеха

учебной деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей

в совместной деятельности.

Познавательные - знать историю «квиллинга», знать название растений, их

строение, знать основы проектной деятельности.

Формы подведения итогов: тестирование, выполнение зачѐтной работы по

теме, выставки, защита творческого проекта



© 2010-2022