- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебный квилинг
Рабочая программа внеурочной деятельности Волшебный квилинг
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сальникова А.Г. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ»Новопетровская СОШ»
Рабочая программа
на 2014 -2015 учебный год
по внеурочной деятельности
«Волшебный квиллинг»
Возраст обучающихся: 8 -10 лет
Пояснительная записка
Программа кружка «Волшебный квиллинг» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Она предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на детей с 8 до10 лет. Второй год обучения является продолжением первого, где дети продолжают знакомятся с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг . Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности детей и развивать их. Хочется заметить, что работа с различными видами конструирования расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.
Рабочая программа кружка «Волшебный квиллинг» ориентирована на достижение результатов первого уровня - получение младшими школьниками социальных знаний.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием.
Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название "квиллинг". "Квиллинг" открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена "от простого к сложному". Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
Волшебный квиллинг" - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, общий объём реализации 34 часа. Занятия предполагают теоретическую и практическую части. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения. Практическая часть предполагает работу с технологическими картами, схемами (чтение и составление), использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера; разработку и защиту творческих проектов.
Особое место уделяется презентациям, что способствует эстетическому развитию обучающихся
На теоритическую часть работы отводится 19,7% времени, а на практическую часть 80,3% времени.
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
-
Познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
-
Обучить различным приемам работы с бумагой.
-
Научить следовать устным инструкциям.
-
Познакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогатить словарь ребенка специальными терминами.
-
Создать композиции в технике квиллинга.
Развивающие:
-
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
-
Развить мелкую моторику рук и глазомер.
-
Развить художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
-
Сформировать интерес к искусству квиллинга.
-
Сформировать культуру труда (научить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место) и трудовые навыки.
-
Расширить коммуникативные способности детей.
Принципы, лежащие в основе программы:
-
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
-
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
- «От простого к сложному»
- "Знай, где узнать".
- "От повтора через вариации к импровизации".
- " Творим вместе".
- "Творим рядом".
- "Проверь себя".
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа "Волшебный квиллинг" рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе должна составлять не менее 10 человек. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) Группа формируется из детей в возрасте от 8-10 лет.
Год обучения
Количество часов
Кол-во детей в группе
В неделю
в год
2
1
34
10
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
-
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
-
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-
эвристический - проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения;
-
исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
-
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-
групповой - организация работы в группах;
-
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Оценка знаний обучающихся проводится визуально во время занятий. При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка.
Формы подведения итогов реализации рабочей программы
-
Составление альбома лучших работ.
-
Проведение выставок работ учащихся:
- в классе,
- в школе.
-
Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
- Словесный метод - используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
- Самостоятельная творческая работа - развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
- Коллективная работа - один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
- Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
- Репродуктивный метод - используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
- Смотр творческих достижений - используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности. Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий
- Бумажные полоски шириной 3 мм, 5мм, 7мм.
- Полоски гофрированного картона
- Пинцеты.
- Цветной картон
- Ножницы.
- Клей
- Рамки для оформления работ.
- Карандаш,
- Ластик.
- Бумага для эскизов, калька.
Дидактические материалы: - Наглядные пособия - таблицы, изготовлены преподавателем: «Цветовой круг. Смешивание цветов»;«Основные элементы квиллинга»; - Работы преподавателя - Работы учащихся. - Фотографии с различных выставок. - Презентации : История появления бумаги и картона, История возникновения квиллинга, Основные законы композиции. Основные элементы квиллинга. Ажурные элементы квиллинга.
Инструкции по технике безопасности. Правила поведения в образовательном учреждении.
Общие правила техники безопасности.
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы. 2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены. 3. Употребляй инструменты только по назначению. 4. Не работай неисправными и тупыми инструментами. 5. При работе держи инструмент так, как показал учитель. 6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. 7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место. 8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке. 9. Не разговаривай во время работы. 10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Правила обращения с ножницами.
1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении. 2. При работе внимательно следи за направлением реза. 3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 4. Не держи ножницы лезвиями вверх. 5. Не оставляй ножницы в открытом виде. 6. Не режь ножницами на ходу. 7. Не подходи к товарищу во время резания. 8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед. 9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
Правила обращения с клеем.
1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой. 2. Наносить клей на изделия аккуратно. 3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея. 4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой. 5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.
Правила обращения с бумагой.
1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место. 2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться! 3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ
1. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. -
«Феникс», Ростов-на-Дону: 2011
2. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.:
Эксмо,2009.
3. А.Быстрицкая. "Бумажная филигрань".
4. Джейн Дженкинс. "Поделки и сувениры из бумажных ленточек".
5. Хелен Уолтер. "Узоры из бумажных лент".
6. Д.Чиотти. "Оригинальные поделки из бумаги".
- Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис-пресс, 2006.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второго года обучения
№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
1
Вводный блок
1
2
Материал - бумага
1
3
Конструирование
1. Основные формы квиллинга.
1
2. Изготовление растительных композиций в технике квиллинга.
6
3. Изготовление животных в технике.
9
4
Цикл творческих работ
6
5
Праздники и подготовка к ним. Изготовление открыток, украшение рамок для фотографий
8
6
Проектная деятельность
4
Всего:
34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второго года обучения
Вводное занятие
История возникновения квиллинга. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Вырезание полосок для квиллинга.
Материал - бумага. История возникновения бумаги. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. История возникновения техники квиллинга. Вырезание полосок для квиллинга.
Конструирование .
Основные формы "капля", "треугольник", "долька", "круг", "прямоугольник".Техника выполнения квиллинга. Основные правила работы.
Цветочные композиции Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов Изготовление цветов в технике квиллинга.. Изготовление простых, несложных цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Изготовление бахромчатых цветов.Подбор цветовой гаммы.
Комозиция «Дары леса» Познакомить с основным понятием "композиция". Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Изготовление насекомых и животных в технике квиллинг.
Базовые формы. Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом. Комозиция «Бабочки», «Зелёный попугай»
«Золотая рыбка»
Цикл творческих работ Коллективные работы с использованием техники квиллинга.
Понятие "коллективная творческая работа". Правила работы коллективом. Выбор темы работ. Практическая работа, игра. Задания: изготовить работы "Зоопарк», «Морская композиция", "Сказочное царство", "Зимняя сказка" и другие.
Праздники и подготовка к ним. Тематические праздники.
Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.Задания: выполнение работ по темам: изготовление поздравительной открытки (День учителя), изготовление рождественской открытки со свечами, с колокольчиками, изготовление поздравительной открытки с цветами, с голубем (8 Марта), украшение рамок для фотографий (День рождения)
Проектная деятельность
(теория) - Подготовка проекта. Последовательность и приѐмы
работы.Разработка творческой композиция
Изготовление необходимых деталей (практика)
Сборка составных деталей. Оформление
(декорирование).
Защита проекта .
Календарно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов, тем
всего
1
Вводное занятие
История возникновения квиллинга. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Вырезание полосок для квиллинга.
1
2
Материал - бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. Вырезание полосок для квиллинга.
1
3
Конструирование .
Основные формы "капля", "треугольник", "долька", "круг", "прямоугольник".Техника выполнения квиллинга. Основные правила работы.
1
4-6
Цветочные композиции Изготовление цветов в технике квиллинга..
3
7-9
Комозиция «Дары леса»
3
10-12
Изготовление насекомых и животных в технике квиллинг.
«Зелёный попугай»
3
13-14
Праздники и подготовка к ним. украшение рамок для фотографий (День рождения)
2
15-16
Праздники и подготовка к ним. изготовление рождественской
открытки со свечами, с колокольчиками
2
17-19
Изготовление насекомых и животных в технике квиллинг Комозиция «Бабочки»
3
20-22
Изготовление насекомых и животных в технике квиллинг «Золотая рыбка»
3
23-28
Цикл творческих работ Коллективные работы с использованием техники квиллинга.
6
29-30
Праздники и подготовка к ним.
изготовление поздравительной
открытки с цветами, с голубем (9 Мая)
2
Проектная деятельность
31
(теория) - Подготовка проекта. Последовательность и приѐмы
работы.Разработка творческой композиция
1
32
Изготовление необходимых деталей (практика)
1
33
Сборка составных деталей. Оформление
(декорирование).
1
34
Защита проекта .
1
Итого:
34
Ожидаемые результаты 2-го года обучения:
В результате обучения по данной программе учащиеся: научатся различным приемам работы с бумагой; - будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,
- сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в технике «квиллинг», -познакомятся с искусством бумагокручения - появятся представления об истории возникновения квиллинга,
-будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
-научатся обращаться с простейшими орудиями труда,
-научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами; - разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию. - овладеют навыками культуры труда; научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. - овладеют способами самопознания, рефлексии;
Личностные: самостоятельность, усидчивость, ответственность,
аккуратность, терпеливость.
Предметные: уметь работать с инструментом, знать основы технологии
«квиллинг», уметь изготавливать поделки, копозиции в технике «квиллинг» и
эстетично их оформлять.
Метапредметные.
Регулятивные - сохранение цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные - умение работать в коллективе, умение работать над
общим проектом, формирование умения понимать причину успеха и неуспеха
учебной деятельности, умение договариваться о распределении функций и ролей
в совместной деятельности.
Познавательные - знать историю «квиллинга», знать название растений, их
строение, знать основы проектной деятельности.
Формы подведения итогов: тестирование, выполнение зачѐтной работы по
теме, выставки, защита творческого проекта