Урок грамоты Капустный лист. Е. Бехлерова

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Е. Бехлерова «Капустный лист».

Задачи:

  • познакомить учащихся с произведением Е.Бехлеровой;

  • учить анализировать текст с помощью наводящих вопросов;

  • развивать навыки осознанного чтения;

  • воспитывать доброту, отзывчивость и внимательность к чужой беде на примере героя рассказа.

Самоопределение к деятельности.

Психологический настрой.

Жарқырап күн ашылды.

Айнала нұр шашылды.

Қайырлы күн! Біз көңілді баламыз.

Қайырлы күн! Сәлемдесіп аламыз.

Учитель: - Какое произведение читали на прошлом уроке?

Ученик: - «Жаворонок» Николая Сладкова.

Учитель: - Чему посвящено это произведение?

Ученик: - Рассказ посвящен приходу весны.

Учитель: - О чем рассказал автор?

Ученик:- Автор рассказал о том, что жаворонок своей красивой песней разбудил лесных жителей.

Индивидуальная работа по карточкам.

Допиши ответы на вопросы:

1) Какая птица разбудила весну? _____________________________________

2) Кто вылез из своих норок?_________________________________________

3) Кто заворочался в берлоге? ________________________________________

4) Чем казался жаворонок на солнце? _________________________________

5) Автор произведения «Жаворонок» __________________________________

Пересказ «Жаворонок»

Актуализация знаний.

1.Постановка цели урока.

Учитель:

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.

Урок грамоты Капустный лист. Е.Бехлерова

Ученик: - Заяц. Слайд 2

На доске появляется рисунок зайца.

Учитель: - Как на казахском языке будет звучать слово «заяц»?

Ученик: - Қоян.

2. Речевая разминка.

На доске записана скороговорка: Слайд 3

У зайца Бубы заболели зубы.

Учитель: - Прочитайте скороговорку. (Учащиеся читают вслух)

- О ком в ней говорится?

Ученик: - В скороговорке говорится о зайце.

Учитель:

- Прочитайте скороговорку так, чтобы все поняли о ком идет речь. (Несколько учащихся читают скороговорку, делая логическое ударение на слове «заяц»)

Учитель: - Выразите в голосе настроение зайца. (1-2 учащихся читают скороговорку, с грустной интонацией)

Учитель: - Почему зайцу грустно?

Ученик: - У него болят зубы.

Учитель: - От чего могут болеть зубы?

Ученик: - Зубы болят, когда ешь много сладкого.

Учитель: - Что нужно делать, чтобы зубы не болели.

Ученик: - Сладкое есть в меру. Необходимо регулярно чистить зубы.

ФИЗМИНУТКА Скачут, скачут во лесочке

Зайцы - серые клубочки. (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)

Прыг - скок, прыг - скок -

Встал зайчонок на пенек. (Прыжки вперед - назад)

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Постановка учебной задачи.

Учитель: - Назовите произведения, в которых встречается заяц.

Ученик: - «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Заяц - хваста».

Работа в парах.

(Учащимся раздаются карточки, на которых записаны прилагательные)

На карточке:

Трусливый, робкий, злой, внимательный, смелый, грустный, добрый, честный, отзывчивый.

Учитель: - Подчеркните слова, которые характеризуют (подходят) для зайца из сказок, которые вы читали. (Время для выполнения 3-4 минуты)

Учитель: - Какие слова подчеркнули?

Ученик: - Трусливый, робкий, грустный, добрый, честный.

Составление кластера. Слайд 4

Слова, названные учащимися, вывешиваются на доску. Составляется кластер.

Учитель: - Сегодня мы познакомимся с произведением Елены Бехлеровой , героем которого является заяц. И определим, действительно ли такими качествами обладает герой этого рассказа.

Работа над произведением.

1. Предсказание.

Учитель: - Откройте учебник «Родное слово» на с. 150.

- Прочтите название рассказа.

Ученик: - «Капустный лист».

Учитель: - Как вы думаете, о чем мы будем читать? (Дети высказывают свои предположения)

2. Чтение рассказа по частям. Анализ каждой части.

(Учитель заранее делит текст на смысловые части)

1 часть. Читает учитель.

Нес зайчик лист капусты. Лист большой, круглый. Зайчик шел и радовался:

- Ну, позавтракаю я нас славу!

Учитель: - О ком говорится в рассказе?

Ученик: - В рассказе говорится о зайце.

Учитель: - Какое настроение у зайца?

Ученик: - Настроение у зайца радостное.
Учитель: - Чему он радовался?

Ученик: - Он нашел капустный лист.

Учитель: - Каким был найденный лист?

Ученик: - Лист большой, круглый.

Учитель: - Как вы думаете, позавтракает заяц капустным листом?

(Учащиеся высказывают свои предположения)

2 часть. Учащиеся читают «цепочкой».

Вдруг он услышал жалобный писк. Это пищал воробышек. Злой мальчишка подшиб его камнем.

-Пить, пить, просит воробышек.

Зайчик не долго раздумывал. Побежал, принес воды в капустном листе и напоил птичку.

«Ну, а теперь домой пора!» - подумал зайчик.

Учитель: - Кого встретил заяц?

Ученик: - Заяц встретил воробья.

Учитель: - Как на казахском языке будет звучать слово «воробей»?Урок грамоты Капустный лист. Е.Бехлерова

Ученик: - Торғай.

Слайд 5

На доске появляется рисунок воробья.

Учитель: - Что случилось с воробышком? О чем попросил

воробышек?

Ученик:- Злой мальчишка подшиб его камнем. Воробышек попросил его пить.

Учитель: - Как заяц помог воробышку?

Ученик:- Заяц побежал, принес воды в капустном листе и напоил птичку.

3 часть. Читает учитель.

А в это время хлынул дождь.

И снова кто-то тихо его окликает:

- Зайчик, спаси!

Это бабочка лежала в траве.

- Если дождь намочит мои крылышки, я не смогу лететь.

- Иди под зонтик! - сказал зайчик и поднял капустный листик.

Дождь скоро прошел. Бабочка сказала «спасибо» и улетела.

Учитель: - С кем еще повстречался зайчик?

Ученик: - Зайчик повстречался с бабочкой.Урок грамоты Капустный лист. Е.Бехлерова

Слайд 6

На доске появляется рисунок бабочки.

Учитель: - Переведите на казахский язык слово «бабочка»?

Ученик: - Көбелек.

Учитель: - Почему бабочка попросила о помощи?

Ученик: - Если дождь намочит ее крылышки, она не сможет лететь.

Учитель: - Как зайчик ей помог?

Ученик: - Зайчик поднял капустный листик и получился зонтик.

Учитель: - Как поблагодарила бабочка зайчика?

Ученик: - Бабочка сказала «спасибо».

Учитель: - Позавтракает ли зайчик капустным листом?

4 часть. Дети читают самостоятельно.

А зайчик отправился домой. Но едва он подошел к реке, как увидел полевую мышку. Она держалась за тонкую веточку, и вода захлестывала ее…

Учитель: - Кого еще встретил главный герой рассказа?Урок грамоты Капустный лист. Е.Бехлерова

Ученик: - Заяц встретил мышку.

Учитель: - «Мышка» сөзінің қазақша аудармасы қалай ?

Ученик: - Тышқан.

Слайд 7

На доске появляется рисунок мышки.

Учитель: - Что случилось с мышкой?

Ученик: - У реки он увидел полевую мышку. Она держалась за тонкую веточку, и вода захлестывала ее.

Учитель: - Как вы думаете, как поступит зайчик?

3. Творческое задание.

Учитель: - Закончите сказку о зайчике и капустном листе. Удалось ли ему позавтракать капустным листом?

(Учащиеся составляют концовку рассказа)

4. Оценка и суждение.

Учитель: - Оцени поступки зайца. Правильно ли он поступил?

Ученик: - Зайчик поступил правильно. Надо всегда помогать тем, кто попал в беду. (Учащиеся высказывают своё мнение)

5. Возвращение к кластеру.

Учитель: - Вернемся к словам, записанным на ваших карточках.

Какими словами дополнили бы характеристику зайчика?

На карточках, в которых работали в парах, другим цветом пасты учащиеся подчеркивают слова, характеризующие главного героя.

Ученик: - Отзывчивый, внимательный.

На доске в кластере появляются слова «отзывчивый, внимательный» сл

Учитель: - Дайте характеристику главному герою рассказа Е.Бехлеровой «Капустный лист».

Ученик: - Главный герой рассказа - зайчик. Он добрый, смелый, внимательный, отзывчивый.

Учитель: - Обоснуйте каждое качество героя.

6. Работа в группах.

Учитель: - Выпишите из текста слова, которые называют предметы.

Учащиеся находят в тексте слова, называющие предметы. Доказывают друг другу и записывают их в тетрадь.

Учитель: - Какие слова вы выписали? Проверяем.

Ученик: - Зайчик, лист, капуста, писк, воробышек, вода, мальчишка, камень, птичка, дом, дождь, бабочка, трава, крылышки, зонтик, река, мышка, веточка.

Рефлексия.

Учитель: - Какой рассказ читали?

Ученик: - Мы читали рассказ «Капустный лист».

Учитель: - Почему он так назван?

Ученик: - Он назван так потому, что с помощью капустного листа заяц помог тем, кто нуждался в его помощи.

Учитель: - Назовите всех героев на казахском языке.

На доске размещены все герои рассказа.

Урок грамоты Капустный лист. Е.БехлероваУрок грамоты Капустный лист. Е.БехлероваУрок грамоты Капустный лист. Е.Бехлерова

Урок грамоты Капустный лист. Е.Бехлерова

Ученик: - Қоян, торғай, көбелек, тышқан.

Учитель: - Кто автор рассказа «Капустный лист»?

Ученик: - Автор рассказа Елена Бехлерова.

Учитель: - Чему учит произведение, с которым сегодня познакомились?

Ученик: - Этот рассказ учит нас быть добрыми. Учит быть внимательными и отзывчивыми. Помогать тем, кто попал в беду или нуждается в помощи.

Учитель: - Как по-другому можно было назвать этот рассказ?

(Учащиеся высказывают своё мнение)

Домашнее задание.

С. 150 придумать концовку и расссказать

Дополнительный материал к уроку.

Игра «Доскажи словечко». Если вижу я беду, То я мимо ... (не пройду) Доброту не забывай, Людям смело…. (помогай). В мире есть еще слова, Нам их тоже знать пора. Добрым словом не скупись, Сердцем слушать …. (научись).






Работа в парах.

Трусливый, робкий, злой, внимательный, смелый, грустный, добрый, честный, отзывчивый.

Работа в парах.

Трусливый, робкий, злой, внимательный, смелый, грустный, добрый, честный, отзывчивый.

Работа в парах.

Трусливый, робкий, злой, внимательный, смелый, грустный, добрый, честный, отзывчивый.

Работа в парах.

Трусливый, робкий, злой, внимательный, смелый, грустный, добрый, честный, отзывчивый.

Работа в парах.

Трусливый, робкий, злой, внимательный, смелый, грустный, добрый, честный, отзывчивый.

Работа в парах.

Трусливый, робкий, злой, внимательный, смелый, грустный, добрый, честный, отзывчивый.



Индивидуальная работа по карточкам._______________________________________

Допиши ответы на вопросы:

1) Какая птица разбудила весну? ______________________________

2) Кто вылез из своих норок? _________________________________________________

3) Кто заворочался в берлоге? ________________________________

4) Чем казался жаворонок на солнце? ___________________________

5) Автор произведения «Жаворонок» _____________________________

Индивидуальная работа по карточкам._______________________________________

Допиши ответы на вопросы:

1) Какая птица разбудила весну? ______________________________

2) Кто вылез из своих норок? _________________________________________________

3) Кто заворочался в берлоге? ________________________________

4) Чем казался жаворонок на солнце? ___________________________

5) Автор произведения «Жаворонок» _____________________________

Индивидуальная работа по карточкам._______________________________________

Допиши ответы на вопросы:

1) Какая птица разбудила весну? ______________________________

2) Кто вылез из своих норок? _________________________________________________

3) Кто заворочался в берлоге? ________________________________

4) Чем казался жаворонок на солнце? ___________________________

5) Автор произведения «Жаворонок» _____________________________

Индивидуальная работа по карточкам._______________________________________

Допиши ответы на вопросы:

1) Какая птица разбудила весну? ______________________________

2) Кто вылез из своих норок? _________________________________________________

3) Кто заворочался в берлоге? ________________________________

4) Чем казался жаворонок на солнце? ___________________________

5) Автор произведения «Жаворонок» _____________________________





© 2010-2022