- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку и чтению на тему: Буквы и звуки. Алфавит (1 класс)
Урок по русскому языку и чтению на тему: Буквы и звуки. Алфавит (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Опрышко Г.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка и чтения в 1 классе
Тема урока: Буквы и звуки. Алфавит.
Цели:
обучающая: систематизировать и углубить знания об алфавите;
развивающая: развивать фонематический слух, пополнять словарный запас, расширить кругозор учащихся, развивать творческие способности;
воспитывающая: прививать любовь к чтению, формировать творческую личность;
Тип урока: Закрепление и обобщение знаний;
Форма урока: урок-путешествие;
Методы: словесный, наглядный, практический;
Технологии: Информационно-комуникативная технология, здоровьесберегающая и арт-технология;
ТСО: слайдовая презентация, электронный учебник по русскому языку;
Оборудование: выставка рисунков, карта путешествия.
Ход урока:
1)Оргмомент
-Ребята, сегодня у нас необычный урок, у нас на уроке гости. А вы любите путешествовать?
Музыка «Море»
Сегодня мы отправляемся в морское путешествие от А до Я. Представьте, что наш класс - красивый корабль, а вы юнги на этом корабле, я - ваш капитан, а это карта путешествий. Кого называют юнги? Наш корабль называется «Грамотей». Кто такие «Грамотеи»?
2)Постановка целей урока.
Итак , отправляемся в научное путешествие по островам Знаний. Но, чтобы наш корабль поплыл, мы его сделаем маленьким (раз, два, три) закрыли глаза. Отправляясь в путешествие мореплаватели берут с собой запас провизии и спасательных средств. Нашими спасательными средствами будут хорошие знания, красивый почерк и грамотная речь.
3)Чтобы попасть на корабль нужно пройти по мостику слов. Да вот беда- все буквы слились, и выстроились в «цепочку». Кто слова прочтет , тот и на мостик попадет.
1 задание: СТОЛ, МИСКА, САЗАН, САША, СТИШОК, КРАН, КОШКА, ГОРОД, СУША, СЫНИШКА, БРАТ, КРОТЫ, ЗАВОД, СУШКИ, СОЛНЫШКО, ЯРКОЕ, ОКОШКО, ПУШИСТЫЙ.
4)Молодцы! Вот мы и на палубе корабля!
У: - Поднять паруса!
- Есть, поднять паруса!
У: - Полный вперед!
- Есть, полный вперед!
Погода отличная, море спокойное. Дыхание в норме. Настроение замечательное. Отправляемся в путь.
5)Мы отчаливаем от берега и держим путь по волнам чистописания. Дайте характеристику звуку? Какой звук?
-Показ учителем по доске.(А какой стих про букву знаете?)
-Письмо в тетради.
-А какую скороговорку знаете про букву?
Что такое скороговорка?
Белые бараны били в барабаны. (4 уч-ка)
Какой звук произносили часто, и должны произнести четко. (хар-ка)
6)Мы подплываем к «Острову Гласных букв»
-Что же происходит на этом острове? Сценка «Спор букв»
Поспорили гласные буквы, кто из них главнее.
Я: - Я самая главная! Я все умею, все могу.
- Потому, что я- это я.
А: - И ничего ты не главная , ты стоишь в конце алфавита , а я в самом начале. И еще я пою: а-а-а. Я самая главная!
-И мы тоже поем. У,О, У.
Гласные тянутся в песенке звонкой .
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
7)Повторение: -Почему гласные называют гласными?
- Сколько гласных букв в русском алфавите?
- Сколько гласных звуков? Чего больше? Гласные могут быть…
- Какие буквы обозначают твердость согласных? Мягкие согласные?
- Какой секрет знаете про букву Ё?
- Какие буквы называют хитрые? Почему?
8)А наше путешествие продолжается. Полный вперед!!!
Стало палубу качать.(качаются)
Ногу к палубе прижать.(стукнуть ногой )
Крепче ногу прижимаем.(другой)
А другую расслабляем.(прыжок)
Держим курс к острову «Согласных букв»
- Сколько букв в алфавите?(33)
- Какие буквы не имеют звука?(ъ, ь)
- Сколько согласных букв?(21)
- У каких согласных букв всегда мягкий звук?(й, ч, щ)
- У каких согласных букв всегда твердый звук?(ц, ж, ш)
Что же происходит на этом острове?
А согласные хотят
Шелестеть , шептать ,свистеть,
Даже фыркать и шипеть.
Но не хочется им петь.
Раз буква Г и буква Б сидели рядом на трубе ,
Одна сказала:
Б:Благодать! Видны нам все края…
Давай с тобой стихи слагать . Чур, начинаю я!
Мы вблизи прибрежных балок. Целый день считали… (галок)
Г:Забрались в сосновый бор и дошли до синих… (гор)
Б:- А потом за бороду козла вели по… (городу)
Г:- И вспомнили про булки , когда пришли с прогулки!
- Что такое балки?(овраги)Бор?(лес, сосновый)
- А там стоит , дымок пуская,
Буква Д - труба печная .
Добрые слова в домике живут,
И давным - давно с вами встречи жду
Учитель:
- Уважаемая команда , корабля «Грамотеи», назовите , пожалуйста , добрые ,волшебные слова , которые вы знаете , но одно условие - в них должна встречаться буква Д.( доброе утро, добрый день, здравствуйте, благодарю, будьте добры, до свидания, всего доброго. )
- А буква Б попросила записать в тетрадь слово СПАСИБО.
- Как вы думаете, почему ?
- Молодцы, команда « Грамотеи», так держать!
Вам желаю доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь!
Наш радист получил тревожное сообщение с Острова Слов: «Помогите! Гигантский осьминог перепутал все слоги и не можем прочитать слова.» - Давайте, ребята, возьмем бинокль и посмотрим, что ждет нас на этом острове.(Задание со слогами. Собери слова.)
1)Ре-мо, да-во,ду-за-ме, о-ке-ан, на-вол, пе-сок
2) Звуковой разбор слова.(в тетрадь)
Вол-на-2 сл.,5б.,5 зв.
3) Устно составить предложение с одним из слов.
-Молодцы! Попрощаемся с жителями Острова Слов(физ.мин. «Море волнуется раз…»
(Звучит страшная музыка.)
- Путь нелегок, здесь за скалами на острове «Безграмотности» живут пираты. Они задерживают всех, требуя выкуп.
-Пират: «Я, пират, я пробрался на ваш корабль, чтобы помешать вашему плаванью! Мне нужен выкуп»
- Учитель: «Хорошо, нашим выкупом станут наши знания, так как они бесценны. Пираты малограмотны, и если мы составим предложение и исправим в них ошибки, то сможем продолжить путь дальше»
(Запись предложения на доске)
Корабль попал в шторм. Что такое шторм? ( Буря на море.)
Сокровища находятся в сундуке.
-Молодцы! Ты доволен пират?
Пират: «Вы все разгадали, я тоже хочу быть грамотеем. Возьмите меня с собой .»
-Дети, возьмем его с собой? Но о каких сокровищах идет речь? Может мы узнаем это на следующем Острове Красивой Речи.
-Что такое речь? (правило)
-Какая бывает речь? (устная и письменная)
-Как мы должны говорить? (правильно, красиво, вежливо.)
А нас встречает сама Фея Острова Красивой Речи. Она хочет узнать, как мы хорошо умеем читать.
(чтение рассказа по учебнику «Один за всех и все за одного» стр. 30-31.)
Вопросы по тексту:
- Кого увидел Тюпа?
-Что он решил сделать?
-Как поступили воробьи, когда услышали крик о помощи?
-Как они приготовились защищать воробья?
- Чего испугался Тюпа?
- Как вы понимаете смысл названия рассказа Е. Чарушина ?
- Чему учит нас рассказ? ( высказать свое мнение)
-Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вы заступались за кого-нибудь?
-Что можете сказать о воробьях?
-Можно ли название рассказа отнести к пословице?
- Как вы ее понимаете ? Какие пословицы о дружбе вы знаете ?
Но и на этом острове мы не узнали о сокровищах . Может быть если мы выполним все задания Феи то она нам поможет их найти. Фея просит выделить в словах звуки, может это и будет подсказкой к сокровищам.
1 звук-ЗОНТ, НОС, АРБУЗ, НОЧЬ, ИНЕЙ, ЯБЛОКО - ЗНАНИЯ.
-Какое слово получилось? Какие пословицы знаете?
1. Мир освещается солнцем, а человек знанием.
2. Кто много читает, тот много знает.
3. Хорошую речь - хорошо и слушать.
4. Доброе слово - добром отзовется.
5. Книга для ума - что теплый дождик для всходов.
2 - звук. ОДИН, КРАСИВЫЙ, ЖУРАВЛЬ, УЖИ, ОБЛАКО, РАКУШКА - ДРУЖБА.
3 - звук. СПУТАЛ, МОСТИК, СОПКА,СЛЕД, МОХНАТЫЙ - УСПЕХ!
Нам во всем желает успехов Фея острова Красивой Речи. Знания и Дружба делают нас богатыми. Со всеми трудностями помогает справиться дружба и умение работать командой.
Знания помогают найти выход из всех сложных ситуаций. А нам пора возвращаться домой.(достаю из сундучка золотые монеты - конфеты)
Корабль «Грамотеи» взял курс домой.
Итог урока.
-С кем встречались? Понравилось ли путешествие?