Конспект урока математики по системе Эльконина-Давыдова

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Агинский педагогический колледж им.Базара Ринчино»



Конспект урока математики

Студентки 4 курса

Специальности «050146 Преподавание в начальных классах»

Батуевой Сэржуни Андреевны

Методист: Базарова Цыбжит Батоцыреновна,

преподаватель математики и методики преподавания



Класс: 4

Тема урока. Измерение и построение величины с помощью мерки и числа.

Цель: формирование навыка измерения, отработка способа действия с мерками как средства решения практических задач.


Планируемые метапредметные результаты:
Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Формирование основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, осознание своей этнической принадлежности;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Регулятивные:

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Освоение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Использование знаково-символических средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Обобщение, т. е. выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Планируемые предметные результаты: приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Используемые ресурсы:

  • Интерактивная доска;

  • Ножницы;

  • Карандаш;

  • Линейка;

  • Ножницы;

  • бумага А3;

  • бурятские дэгэлы.

Тип урока: урок моделирования

Форма деятельности: индивидуальная, групповая

Метод: поисково-исследовательский

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

I. Мотивирование к учебной деятельности Слайд 2.

-Здравствуйте ребята! Какое настроение у вас?

- Ребята, как вы понимаете эти слова?
"Век живи - век учись".

Это значит, что человек всегда чему-то учиться в разные годы жизни: будь ребенок. подросток, взрослый или пожилой.

- Хотите сегодня узнать новое, научиться новому?

Рассуждения детей

Слайд 3-11

Ребята! Какие народы проживают в Республике Бурятия?

Как бы вы их различили?

У каждого народа есть своя национальная одежда. У нас у бурят также своя национальная одежда, национальный костюм.


Вводная беседа. Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был закройщиком, художником, швеей, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнаменты, цвета. Традиционная мужская верхняя одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний) (Показ дэгэла. Слайд 4). Это - тэрлиг, для ребенка, для подростка и взрослового мужчины.

буряты, русские, татары, и т.д.

по речи, по лицу, по одежде, …


II.Постановка учебной задачи. Слайд 13


Какие особенности покроя бурятского дэгэла вы можете выявить, сравнивая с европейской одеждой, которую мы все носим?

Может быть, вы догадались, какая цель урока?

Цель: выявить и понять принцип выполнения выкройки-основы дэгэла различными способами, пользуясь старинными мерками(hѳѳм, мухар hѳѳм,хурга,тѳѳ).

Ребята! Как вы понимаете, выкройка-основа?

Чтобы построить выкройку-основу, что нам нужно?

И вот однажды модельер подумал, а что если у меня нет привычной метровой ленты, линейки. Как же я могу построить выкройку-основу?

А как кроили бурятские мужские дэгэлы раньше, ваши прабабушки?

Кто-то, может быть видел или слышал?

Чем мерили?

Всегда ли люди имели метровую ленту?
Итак, мы с вами сегодня будем модельерами и будем мерить старинными бурятскими мерками.

Какие старинные бурятские мерки вы знаете?

Итак, для сегодняшней работы вы пользуетесь различными старинными бурятскими мерками для измерения длины: хурган, hөөм(Соом), мухар hөөм( соом), төө (туо).(слайды). Таблица.(Приложение 1).

Итак, что нам нужно сделать, чтобы начертить выкройку-основу одежды?

Снять мерки у человека. Как?

Какие из этих мерок нам нужно использовать?

- спина прямая(ара талань сэхэ);

-имеет две полы(гадар хормой, дотор хормой);

-цельнокроенная;

-имеет борта (энгэр);

-имеет манжеты ( туруун)

Выказывания детей

Это выкройка по которому можно создать различные модели одежды.

Метровая лента, линейка, карандаш, ластик, бумага.

Ответы детей

Нет


Высказывания детей

Дети знакомятся по таблице, показывают и все пробуют измерять этими мерками.

Отмечают карандашом(хурган, hөөм(Соом), мухар hөөм( соом), төө (туо)

III. Построение проекта решения учебной задачи

(Слайд 14)


Слайд 15

-Сегодня мы с вами будем работать в группах. Перед тем как начать работу, внимательно прочитайте «Правило работы в группах».

Теперь у каждой группы своя проектная задача:

Выполнить модель выкройки-основы мужского дэгэла, применив свои знания, умения и навыки по измерению величины с помощью различных мерок, используя метки и схему.

Практическая работа в группах по 3 человека. Распределите роли: художник- закройщица (снимает мерки), модельер(фиксирует данные в схеме), клиент(у него снимают мерки).

Вы видите на слайде выкройку дэгэла, мы немножко прогуляемся по ней сравнивая с натуральным дэгэлом.(Приложение 2).

1.Перед работой следует договориться, кто, что будет делать.
2.Не спорить зря, а доказывать, объяснять.
3.Стараться понять друг друга.


Физминутка(Гимнастика для пальчиков «Семья».)


Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папа, Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - я.

или

Отрывок песни «Табан хурган»

IV. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия.(реализация построенного проекта)

Слайд 16


Совместный поиск алгоритма работы.

1.Снятие мерок.(Определить какие мерки нужно снимать и как правильно). Записать схему каждого шага.

-ширина на вытянутую руку:

-вся длина:

-ширина груди:

-ширина рукава:

-горловина:

2.Поиск различных способов построения выкройки-основы.

Внимательно проанализируйте и какие способы построения выкройки вы можете предложить, сравните приложения 2 и 3.(Совместный поиск решения задачи предполагает опробование версий, предложенных учениками, обсуждение их способов действия, сравнение и координацию несовпадающих точек зрения. На этом этапе работы учителю важно обеспечить участие каждого ребенка в совместных действиях по удержанию и решению учебной задачи.) Выбираем один из способов).

3. Совместная групповая работа по построению выкройки-основы. (на А3)

А = □ h□х

В = □h=А

С=□h

К=□ h□х

М=□ h□х


Дети предлагают свои варианты:

а) Полная на основе симметрии;

б)половина(передняя часть);

в) четвертая часть(передняя правая)

Выполнение чертежа выкройки в группах


Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд 19

Показ работ и краткий анализ действий группы.

-Как вы думаете, для чего в настоящее время нужна бурятская национальная одежда?

-Можно ли пользоваться этой же выкройкой для раскроя и пошива других одежд?

-Удобно ли пользоваться такими мерками?

У всех ли получилось? Покажите нам.

Какие трудности были в ходе работы?

Могли бы вы научить других выполнять такое же задание?

(Прием «Составление памятки»)

Ребята! Мне было очень интересно работать с вами.

Каждая группа представляют свой продукт и отвечают на вопросы


-Снятие мерок различными мерками и их фиксация.

-выбор способа построения выкройки;

-построение выкройки в натуральную величину.




Если остается время.

Анализ урока


Учителем была создана ситуация успеха, используя пословицу как средства и мотивирование к учебной деятельности происходит применяя метод подводящего диалога. При этом опирается на жизненный опыт детей и направлен на формирование основы гражданской идентичности личности, осознание своей этнической принадлежности. Для создания учебной ситуации при постановке учебной задачи учитель пользуется следующими средствами: использование известных знаний, способов работы (измерение стандартными мерками); создание дефицита знаний у детей(старинные мерки), создание условий направленных на развитие мыслительных операций(анализ, синтез, сравнение), создаются условия для активной позиции ученика. На этапе построения проекта решения учебной задачи организована групповая работа, что соответствует коллективно-распределенной деятельности детей. Используют учащиеся предложенную схему и мерку для работы по моделированию. На этапе конструирования нового способа - построение модели выкройки обеспечивает построение модели как средства конструирования нового способа и обучение построению модели на основе анализа принципов ее создания. Поощряется нахождение детьми разных способов построения моделей выбор удобного варианта. В виду сокращенного варианта урока по времени работа по построению выкройки идет по алгоритму вместе с учителем. Продуктом совместной работы в группах будет модель выкройки бурятского мужского дэгэла. Предполагается построение различных моделей выкройки, но для этого потребуется 1-2 урока. На этапе рефлексии дети выявляют необходимость умения построить выкройку национального дэгэла, каков принцип построения выкройки и насколько удобно в настоящее время использовать старинные мерки. Почему выбрали 4-й класс? Центральной задачей 4 класса является обобщение способов учебной деятельности на уроках в рамках одного предмета и в межпредметных связях. Осуществляется перенос обобщенного способа учебной деятельности на другие способы деятельности. По традиционной классификации - урок интегрированный, что способствует достижению метапредметных результатов.


© 2010-2018