- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока математики по системе Эльконина-Давыдова
Конспект урока математики по системе Эльконина-Давыдова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Базарова Ц.Б. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Агинский педагогический колледж им.Базара Ринчино»
Конспект урока математики
Студентки 4 курса
Специальности «050146 Преподавание в начальных классах»
Батуевой Сэржуни Андреевны
Методист: Базарова Цыбжит Батоцыреновна,
преподаватель математики и методики преподавания
Класс: 4
Тема урока. Измерение и построение величины с помощью мерки и числа.
Цель: формирование навыка измерения, отработка способа действия с мерками как средства решения практических задач.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Формирование основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, осознание своей этнической принадлежности;
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Регулятивные:
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Освоение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Использование знаково-символических средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
Обобщение, т. е. выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Планируемые предметные результаты: приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Используемые ресурсы:
-
Интерактивная доска;
-
Ножницы;
-
Карандаш;
-
Линейка;
-
Ножницы;
-
бумага А3;
-
бурятские дэгэлы.
Тип урока: урок моделирования
Форма деятельности: индивидуальная, групповая
Метод: поисково-исследовательский
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечание
I. Мотивирование к учебной деятельности Слайд 2.
-Здравствуйте ребята! Какое настроение у вас?
- Ребята, как вы понимаете эти слова?
"Век живи - век учись".
Это значит, что человек всегда чему-то учиться в разные годы жизни: будь ребенок. подросток, взрослый или пожилой.
- Хотите сегодня узнать новое, научиться новому?
Рассуждения детей
Слайд 3-11
Ребята! Какие народы проживают в Республике Бурятия?
Как бы вы их различили?
У каждого народа есть своя национальная одежда. У нас у бурят также своя национальная одежда, национальный костюм.
Вводная беседа. Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был закройщиком, художником, швеей, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнаменты, цвета. Традиционная мужская верхняя одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний) (Показ дэгэла. Слайд 4). Это - тэрлиг, для ребенка, для подростка и взрослового мужчины.
буряты, русские, татары, и т.д.
по речи, по лицу, по одежде, …
II.Постановка учебной задачи. Слайд 13
Какие особенности покроя бурятского дэгэла вы можете выявить, сравнивая с европейской одеждой, которую мы все носим?
Может быть, вы догадались, какая цель урока?
Цель: выявить и понять принцип выполнения выкройки-основы дэгэла различными способами, пользуясь старинными мерками(hѳѳм, мухар hѳѳм,хурга,тѳѳ).
Ребята! Как вы понимаете, выкройка-основа?
Чтобы построить выкройку-основу, что нам нужно?
И вот однажды модельер подумал, а что если у меня нет привычной метровой ленты, линейки. Как же я могу построить выкройку-основу?
А как кроили бурятские мужские дэгэлы раньше, ваши прабабушки?
Кто-то, может быть видел или слышал?
Чем мерили?
Всегда ли люди имели метровую ленту?
Итак, мы с вами сегодня будем модельерами и будем мерить старинными бурятскими мерками.
Какие старинные бурятские мерки вы знаете?
Итак, для сегодняшней работы вы пользуетесь различными старинными бурятскими мерками для измерения длины: хурган, hөөм(Соом), мухар hөөм( соом), төө (туо).(слайды). Таблица.(Приложение 1).
Итак, что нам нужно сделать, чтобы начертить выкройку-основу одежды?
Снять мерки у человека. Как?
Какие из этих мерок нам нужно использовать?
- спина прямая(ара талань сэхэ);
-имеет две полы(гадар хормой, дотор хормой);
-цельнокроенная;
-имеет борта (энгэр);
-имеет манжеты ( туруун)
Выказывания детей
Это выкройка по которому можно создать различные модели одежды.
Метровая лента, линейка, карандаш, ластик, бумага.
Ответы детей
Нет
Высказывания детей
Дети знакомятся по таблице, показывают и все пробуют измерять этими мерками.
Отмечают карандашом(хурган, hөөм(Соом), мухар hөөм( соом), төө (туо)
III. Построение проекта решения учебной задачи
(Слайд 14)
Слайд 15
-Сегодня мы с вами будем работать в группах. Перед тем как начать работу, внимательно прочитайте «Правило работы в группах».
Теперь у каждой группы своя проектная задача:
Выполнить модель выкройки-основы мужского дэгэла, применив свои знания, умения и навыки по измерению величины с помощью различных мерок, используя метки и схему.
Практическая работа в группах по 3 человека. Распределите роли: художник- закройщица (снимает мерки), модельер(фиксирует данные в схеме), клиент(у него снимают мерки).
Вы видите на слайде выкройку дэгэла, мы немножко прогуляемся по ней сравнивая с натуральным дэгэлом.(Приложение 2).
1.Перед работой следует договориться, кто, что будет делать.
2.Не спорить зря, а доказывать, объяснять.
3.Стараться понять друг друга.
Физминутка(Гимнастика для пальчиков «Семья».)
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папа, Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я.
или
Отрывок песни «Табан хурган»
IV. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия.(реализация построенного проекта)
Слайд 16
Совместный поиск алгоритма работы.
1.Снятие мерок.(Определить какие мерки нужно снимать и как правильно). Записать схему каждого шага.
-ширина на вытянутую руку:
-вся длина:
-ширина груди:
-ширина рукава:
-горловина:
2.Поиск различных способов построения выкройки-основы.
Внимательно проанализируйте и какие способы построения выкройки вы можете предложить, сравните приложения 2 и 3.(Совместный поиск решения задачи предполагает опробование версий, предложенных учениками, обсуждение их способов действия, сравнение и координацию несовпадающих точек зрения. На этом этапе работы учителю важно обеспечить участие каждого ребенка в совместных действиях по удержанию и решению учебной задачи.) Выбираем один из способов).
3. Совместная групповая работа по построению выкройки-основы. (на А3)
А = □ h□х
В = □h=А
С=□h
К=□ h□х
М=□ h□х
Дети предлагают свои варианты:
а) Полная на основе симметрии;
б)половина(передняя часть);
в) четвертая часть(передняя правая)
Выполнение чертежа выкройки в группах
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Слайд 19
Показ работ и краткий анализ действий группы.
-Как вы думаете, для чего в настоящее время нужна бурятская национальная одежда?
-Можно ли пользоваться этой же выкройкой для раскроя и пошива других одежд?
-Удобно ли пользоваться такими мерками?
У всех ли получилось? Покажите нам.
Какие трудности были в ходе работы?
Могли бы вы научить других выполнять такое же задание?
(Прием «Составление памятки»)
Ребята! Мне было очень интересно работать с вами.
Каждая группа представляют свой продукт и отвечают на вопросы
-Снятие мерок различными мерками и их фиксация.
-выбор способа построения выкройки;
-построение выкройки в натуральную величину.
Если остается время.
Анализ урока
Учителем была создана ситуация успеха, используя пословицу как средства и мотивирование к учебной деятельности происходит применяя метод подводящего диалога. При этом опирается на жизненный опыт детей и направлен на формирование основы гражданской идентичности личности, осознание своей этнической принадлежности. Для создания учебной ситуации при постановке учебной задачи учитель пользуется следующими средствами: использование известных знаний, способов работы (измерение стандартными мерками); создание дефицита знаний у детей(старинные мерки), создание условий направленных на развитие мыслительных операций(анализ, синтез, сравнение), создаются условия для активной позиции ученика. На этапе построения проекта решения учебной задачи организована групповая работа, что соответствует коллективно-распределенной деятельности детей. Используют учащиеся предложенную схему и мерку для работы по моделированию. На этапе конструирования нового способа - построение модели выкройки обеспечивает построение модели как средства конструирования нового способа и обучение построению модели на основе анализа принципов ее создания. Поощряется нахождение детьми разных способов построения моделей выбор удобного варианта. В виду сокращенного варианта урока по времени работа по построению выкройки идет по алгоритму вместе с учителем. Продуктом совместной работы в группах будет модель выкройки бурятского мужского дэгэла. Предполагается построение различных моделей выкройки, но для этого потребуется 1-2 урока. На этапе рефлексии дети выявляют необходимость умения построить выкройку национального дэгэла, каков принцип построения выкройки и насколько удобно в настоящее время использовать старинные мерки. Почему выбрали 4-й класс? Центральной задачей 4 класса является обобщение способов учебной деятельности на уроках в рамках одного предмета и в межпредметных связях. Осуществляется перенос обобщенного способа учебной деятельности на другие способы деятельности. По традиционной классификации - урок интегрированный, что способствует достижению метапредметных результатов.