- Преподавателю
- Начальные классы
- Окружающий мир 3 класс
Окружающий мир 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гончарова Н.Г. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Окружающий мир (3-й класс)
Урок 11.
Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Тема: Жизнь экосистемы
Цели:
- Показать, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, что в экосистеме всегда идёт круговорот веществ.
-
Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.
-
Приводить примеры живых организмов разных профессий.
- Называть, из чего состоит экосистема.
Оборудование: иллюстрации различных экосистем, плакат «Жизнь экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
3 3
- Ребята, где живёт большинство живых организмов? (Большинство живых организмов живёт на пересечении трёх сред: водной, воздушной, наземной; в биосфере).
- А вот на этих иллюстрациях представлены различные экосистемы. Что можно сказать о многообразии жизни? (В этих экосистемах жизнь так же многообразна. Приводят примеры организмов.)
- Какой у вас возникает вопрос? (Где же все-таки живут растения и животные: в экосистемах или в биосфере?)
- Какие знания понадобятся нам сегодня на уроке?
- Давайте ответим на вопросы на с. 40 учебника.
- Давайте составим план урока.
Составляется план на основе вопросов учебника.
План (примерный) 3
- Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
-Какое умение формировали?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
4 5 7 3 3
Работа в учебнике.
- Какие части биосферы можно выделить на представленных рисунках экосистем? (Живые организмы, оболочки: атмосфера, гидросфера, литосфера.)
- Можно ли в биосфере выделить экосистемы? Приведите примеры, для этого вспомните задание 1 из рабочей тетради к теме 5. (Да, в биосфере можно выделить экосистемы, например, морская, лесная, почвенная.)
- Как вы думаете, какая связь существует между экосистемами в биосфере? Прочитайте диалог наших героев на с. 40. (Экосистемы связаны большим круговоротом веществ в биосферу.)
- Ребята у меня на карточках написаны названия живых организмов (комар, таракан, мышь). Давайте поиграем в игру «Что бы было, если бы не было…»
Высказывают свои мнения.
- Сколько разных мнений вы представили! Какой у вас возникает вопрос? Все ли живые организмы нужны? (Можно ли в экосистеме организмы делить на полезные и вредные?)
- Что необходимо для поддержания порядка в экосистеме? (Обитатели экосистемы приспособились жить совместно.)
- Обратим внимание на части живой природы в экосистеме. Как они взаимодействуют друг с другом? Поэтому все обитающие в экосистеме живые организмы разных «профессий» называют сообществом. Что обозначает это слово? (Жизнь сообща.)
- В чём проявляется их общее взаимодействие? (Организмы помогают друг другу.)
Работа по учебнику.
- Задание 2, с. 41. Что странное заметили в этом задании? Давайте внимательно посмотрим, что получается: растения питаются микробами?
Высказывают мнения, кто кем питается. Зелёные стрелки как раз и показывают, кто кем питается. Растения не питаются микробами, они впитывают из почвы минеральные вещества, которые в ней оказались после того, как разрушители переработают мёртвые организмы. Это показано коричневой стрелкой.
- В тексте после задания найдите, как называются цепочки из живых организмов. (Это цепи питания.)
- Давайте пройдём по цепочке по стрелкам. Что заметили? Какой можно сделать вывод? (Организмы участвуют в круговороте веществ, он замкнут.)
- Выполните задание к рисунку на с. 42.
- Сколько раз могут быть использованы частицы вещества в экосистеме? Они пропадают? А что с ними происходит? (Вещества не пропадают, они изменяются. Вещества используются несколько раз, так как в экосистеме существует круговорот веществ, они передаются по кругу.)
- Давайте подведём итог наших рассуждений. Как ответить на возникший у нас в начале урока вопрос? (Живые организмы образуют в природе сообщества. Организмы разных «профессий» поддерживают в экосистеме круговорот. Таким образом в природе поддерживается порядок.)
-Что мы сейчас делали?
- Какие умения формировали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
2 1
Работа в учебнике.
- Ответьте на вопросы на с. 43.
- Выполните любые два задания из рабочей тетради.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе выполнить задание?
- Ты сделал всё правильно или были недочёты?
- Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
- Какой был уровень задания?
- Какие умения формировались при выполнении этого задания?
- Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ТОУУ
ΙV. Домашнее задание.
Чтение текста темы 10. Выполнение заданий из рабочей тетради на выбор из предложенных учителем.
V. Итог урока.
- Какую работу мы сейчас выполняли?
- Чему научились?
- Кто с ней справлялся легко?
- Кому пока было трудновато?
- Кто или что вам помогло справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
- Какую бы отметку вы себе поставили?
© ООО «Баласс», 2013