Работаем по программе Начальная школа XXI века

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Работаем по программе

«Начальная школа XXI века»

(статья исследовательского характера)




Автор:Холопова Галина Аркадьевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с.Никольское»

МО «Енотаевский район»















С. Никольское 2013год



«Работаем по программе «Начальная школа XXI века» Приступая к своей педагогической работе в школе, я была уверена, что без проблем смогу успешно обучить каждого ребенка. Но со временем я поняла, что не все складывается так гладко, как мне того хотелось бы. Развитие у детей очень разное и невозможно всех научить одним и тем способом или приемом, каждый ребенок уникален и требует к себе индивидуального подхода. Не устраивали меня и получаемые результаты. Я пришла к выводу, что нужно что-то менять в своей деятельности, искать и пробовать что-то новое. Стала интересоваться опытом работ своих коллег, учителей-новаторов, изучать современную методическую литературу, знакомилась с новыми учебными программами. Больше всего меня заинтересовало развивающее обучение. Проблема развития с давних пор, на мой взгляд, волнует ни только педагогов, но и многих ученых: психологов, социологов, биологов. До сих пор непонятно, почему при одинаковом, казалось бы, подходе к детям, одному ребенку удается многое, а другой становится неудачником. Ни для кого не секрет, что достаточно большое количество учащихся в школе страдает от неудач. Поэтому задача обучения современной школы заключается не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьной программы по разным предметам, но и в том, чтобы способствовать созданию условий для развития учащихся. Эта проблема особенно важна в начальной школе, так как именно в этот период времени закладываются все основные знания, умения и навыки учебной деятельности, которые в будущем способствуют успеху в дальнейшей жизни ребенка. Каждый учитель, приступая к своей педагогической деятельности, мечтает о том, чтобы его ученики были умными, трудолюбивыми, любознательными, любили учиться и испытывали радость познания, были грамотными, культурными, готовыми к дальнейшему образованию и не только хотели, но и умели учиться. В большинстве своем каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. А вот как сохранить это желание, привлечь неустойчивое внимание ребенка к уроку, не принуждая силой? Как сделать так, чтобы обучение было увлекательным, интересным? Как не заставлять, а заинтересовывать, не «натаскивать», а развивать? Эти насущные вопросы мучают, пожалуй, каждого педагога. Развитие, по мнению педагогов и психологов, не сводится только к усвоению. Под развитием подразумевается:

  • умение добывать знания;
  • применять полученные знания на практике: в самостоятельной деятельности, в нестандартной ситуации;
  • понимать и уметь определять свое незнание.
Школа чаще всего предлагает ученику знания в готовом виде, не учит навыкам самостоятельной деятельности. Позиция учителя такова: ученик должен внимательно слушать, внимательно смотреть, всё запоминать и затем воспроизводить, и чем ближе к тексту, тем выше оценка. То есть обучение в основном опирается на восприятие и память (их совершенствование продолжается всю жизнь, но «пик» развития приходится на дошкольный возраст) ребенка. Главным в учебном процессе является учитель. Он отбирает содержание обучения, намечает пути и средства, характер взаимодействия с учащимися, осуществляет функцию контроля, оценки. Ученик выступает в роли объекта обучения, которое носит инструктивный характер (готовый образец предлагается для копирования). Сам он не имеет права оценить свою деятельность, да и не умеет этого делать. В 2003 году я впервые познакомилась с программой «Начальная школа XXI века» и она меня заинтересовала. Ее авторы, известные ученые, педагоги и учителя-практики, утверждали, что «позволят всем ученикам, даже самым нерадивым, учиться весело и с интересом, а учителям - найти подход к каждому своему воспитаннику и развить его творческие способности. В настоящее время государство предъявляет школе серьёзный социальный заказ на выпускника, обладающего не только глубокими научными знаниями, но и умеющего эти знания применить на практике, человека деятельного, целеустремлённого, уверенного в себе и успешного. Соответственно и обучение в школе должно строиться по-другому. Программа «Начальная школа XXI века» как раз и позволяет построить процесс обучения по-новому, изменив в нем роль ученика и учителя:
  • ученик - равноправный участник обучения, он в равной с учителем степени отвечает за свои успехи, промахи и недостатки; участвует в контроле и оценке; анализирует (естественно, при участии учителя, особенно на первых порах), каждый шаг своей деятельности, определяет своё незнание, ищет причины и пути исправления;
  • ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности; его участие в обучении заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, гипотез; коллективном обсуждении наиболее целесообразных путей решения учебной задачи; чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным;
  • ученик видит необходимость выполнения того или иного
  • требования; мотивы его деятельности становятся для него значимыми.
Учитель выступает в роли координатора: направляет, стимулирует, поддерживает. Таким образом, обучение по данной программе строится в основном на таких психологических процессах как воображение и мышление, а в ее основу положено развивающее обучение, т.е. такое обучение, которое заставляет ученика преодолевать трудности, с некоторым напряжением добиваться результата.

1.Роль наглядно-образного материала в УМК Стремительное интеллектуальное развитие ребенка происходит в младшем школьном возрасте, интенсивно развивается наглядно-образное мышление и воображение. Мощными средствами развития служат рисование, лепка и конструирование. К сожалению, многие учителя часто недооценивают огромное значение этих предметов. Развитие младших школьников происходит и при изучении грамоты, математики, которые в первую очередь развивают логическое мышление. Достигается оно благодаря широкому применению в обучении этим предметам различных схем и моделей, активному включению в учебный процесс действий с предметами или их «заместителями» (фишки, знаки, жесты). Не надо забывать о том, что это не вспомогательная сторона обучения, способствующая лучшему усвоению материала. Такое обучение имеет самостоятельную ценность, способствует развитию наглядно-образного мышления и создаёт базу для формирования полноценного логического мышления. Учителя часто используют на уроках большое количество наглядного материала, считая, что картинки сделают урок более интересным для учеников. Нередко это приводит к отрицательному результату: внимание детей фиксируется на ярких, но не существенных для решения проблемы деталях, а сама проблема для них теряется. В учебный комплект программы «Начальная школа XXI века» входят тетради по каждому предмету, снабженные богатым дидактическим материалом, который позволяет в течение урока выполнять большое количество разноуровневых заданий, упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Это позволяет каждому ребенку во время урока двигаться по своей образовательной траектории. А учителю не надо тратить время на подготовку наглядного материала, из урока исчезают отвлекающие «развлекательные» детали.

  1. Роль игры в реализации данной программы

К игре у учителей сложилось двоякое отношение: одни отрицательно относятся к использованию игры на уроке, считая, что на уроках нужно учиться, а не играть. Другие, наоборот, активно включают игры в урок для отдыха и развлечения детей. При этом чаще всего для этого используют дидактические игры (игры с правилами). Они дают свой результат: учат детей самоконтролю, самооценке. По мнению авторов программы «Начальная школа XXI века», в таких играх дети не могут действовать творчески, проявлять инициативу, так как придерживаются заданных правил. Поэтому очень важно в начальной школе использовать ролевую игру, то есть самостоятельную, свободную деятельность детей, основанную на воображении, активности, творчестве, инициативе. Такая игра требует самостоятельного развития воображаемой ситуации (инсценировка сказки, басни, стихотворения, «сочинялки», система мимических знаков, пантомимы). Особенность ролевых игр состоит в развитии детских взаимоотношений, снижении застенчивости, скованности. Такие игры способствуют и раскрытию творческих способностей у ребёнка.


  1. Дифференциация обучения

Обучение строиться на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей. Ученик работает успешнее, если поставленная перед ним задача соответствует его возможностям. Поэтому «слабым» детям педагог предлагает нетрудные задания, а наиболее успешным - трудные. Это лишь один не самый эффективный путь повышения успешности обучения. Дело в том, что, по мнению авторов программы, младший школьник должен и может сам оценивать свои силы и возможности, поэтому более целесообразно предоставлять ему самому делать выбор задания из предложенных разноуровневых (право выбора трудности работы). Конечно, учитель поможет советом, но право выбора остается за детьми, поэтому все рекомендации учителя должны восприниматься ими как советы, а не как приказания. «Именно такой подход к обучению становится условием формирования объективной самооценки ученика». УМК «Начальная школа XXI века» обеспечивает два типа дифференциации обучения:
  • разноуровневость всех предлагаемых заданий, которые подобраны по принципу «труднее-легче»;
  • в УМК входят специальные рабочие тетради, которые обеспечивают педагогическую поддержку сильным и неуспевающим учащимся; задания в тетрадях устраняют причины трудностей, возникающие у неуспевающих школьников, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов.

  1. Активность и самостоятельность школьника

Вся программа направлена на формирование активности и самостоятельности у детей. Ведущую роль в этом играет стиль отношения учителя с классом. Для того чтобы сформировать у детей умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, важно положительно оценивать любой, даже неверный, но самостоятельно найденный способ решения. А затем с помощью наводящих вопросов, которые задаются именно этому ученику, вместе найти правильное решение. Очень важно, на мой взгляд, для формирования самостоятельности чаще давать детям свободные задания, требующие смекалки, выдумки, а также задания, которые не имеют однозначного решения, для того, чтобы ученики поспорили, доказывая свою точку зрения. Учителю нужно всячески поощрять такие споры, умело руководить ими и вместе приходить к правильному решению. Особое внимание при этом необходимо уделять детям с низким уровнем активности, не забывать, что у таких детей часто снижен интерес к учёбе, нарушены контакты с одноклассниками. Поэтому главная задача учителя в работе с ними - поощрять любое проявление инициативы с их стороны. Дети этого возраста учатся в ситуации успеха, поэтому любой, даже самый маленький, успех школьника учитель должен заметить и отметить прилюдно(!). Это позволяет не только снять детскую тревожность, но и придать всем действиям ребенка оптимизм, уверенность в возможности выполнить задачу. Я считаю, поддержка и помощь должны состоять не в формальной подсказке, а в обучении последовательности тех шагов, которые необходимо осуществить школьнику, чтобы решить поставленную задачу («зона ближайшего развития» - постоянная гуманная помощь до тех пор, пока он не сможет справляться с заданием самостоятельно). Привлекать к этой работе необходимо и родителей, просить их снизить уровень опеки, возложить на ребёнка несложные, но постоянные обязанности по дому и поощрять его за их выполнение.
  1. Самоконтроль и самооценка

Правильно оценить себя совсем непросто, особенно младшим школьникам. Некоторые оценивают себя слишком высоко, не могут увидеть недостатков, другие, наоборот, не видят своих достоинств, не уверены в себе. Поэтому у младшего школьника необходимо формировать способность к самоконтролю и самооценке. Это необходимо для его включения в учебную деятельность. Учить этому нужно постепенно:
  • сравнивать свою работу с образцом
(дети сравнивают свою работу с образцом и выставляют себе соответственно «+» или «-») На первых этапах обучения важнее не то, что задание выполнено сразу верно, а то, что в нем верно исправлены ошибки.
  • оценивать по определенным критериям
(критерии оценки выводятся после коллективного обсуждения, например, «отлично» за выразительное чтение: без ошибок, с нужной интонацией, с определенной громкостью голоса, четко, «не глотая» слова);
  • самооценка своей работы (итоговый контроль):
оцени свою работу, нарисуй цветочек (геометрическую фигуру, флажок и т.д.) и закрась его: красным цветом, если работал быстро, правильно и самостоятельно; (всё получилось отлично); желтым цветом, если работал правильно, но медленно; (всё получилось хорошо); зеленым цветом, если работал правильно, но с помощью других; (только часть заданий выполнена так как хотелось); синим цветом, если работал быстро, но неправильно; (не получилось так как хотелось). Можно предложить детям ответить на вопросы (сделать распаковку урока): -какова была задача нашего урока? -достигли ли мы её? -как мы этого добились? -что было самым сложным? -нужно ли было это узнавать? -пригодиться ли это вам в жизни? В Методическом письме Министерства образования и науки РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» №1561/14-15 от 19.11.1998. высказана рекомендация не исправлять работы учащихся, а только отмечать то место, где ребенок допустил ошибку. Педагог подчеркивает слово, где есть ошибка, а ребенок её сам исправляет. Это положительно влияет на результаты обучения: по данным исследований, уже через 2-3 месяца количество ошибок уменьшается на 20-25%. Это быстро ведет к положительным изменениям в отношении младших школьников к контролю и оценке со стороны учителя. «Наши дети бояться сделать ошибку, высказать ошибочное мнение. Нужно разрешать им говорить неправильно! Более того, использовать это для организации обсуждения в классе, устранения противоречий. Боязнь сделать ошибку, высказать ошибочное мнение - это ещё одна болевая точка нашего обучения», по мнению авторов программы «Начальная школа XXI века». Контроль, оценка и самооценка являются важнейшими показателями развития.
  1. Здоровье ребенка в контексте программы

Чтобы сберечь здоровье ребенка, необходимо:

  • внимательно относиться к состоянию каждого ребенка, оценивать его настроение, эмоциональные реакции;

  • следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным особенностям;

  • соблюдать режим труда и отдыха;

  • создавать оптимальные условия среды обучения (микроклимат, освещенность, школьное оборудование и т.д.), которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям;

  • поддерживать двигательную активность ребенка, правильную рабочую позу при разных видах деятельности, охрану зрения и слуха.

  • не следует забывать и о создании благоприятной психологической атмосферы, положительного эмоционального фона обучения.


  1. Социальная адаптация

Многие учителя убеждены, что младшие школьники еще не умеют работать самостоятельно и что самая эффективная и надежная форма проведения урока - фронтальная. На мой взгляд, это мнение ошибочно, а все опасения по поводу неумения младших школьников работать в группах или индивидуально необоснованы. Конечно, учитель сначала должен организовать учащихся, объяснить им, как работать самостоятельно, в парах и группах. Если учитель активно использует элементы индивидуальной и групповой работы, то со временем он видит, что ученики становятся более дисциплинированными, ответственно выполняют задания, оказывают помощь одноклассникам. Во время групповой или парной работы в классе не бывает шума, потому что все заняты делом, каждый из учеников отвечает не только за себя, но и за соседа по парте или другого члена группы. Групповая и парная форма работы способствует социальной адаптации учеников: они учатся работать сообща, принимать коллективное решение, не мешать окружающим во время работы, обращаться за помощью и оказывать помощь друг другу. Учитель в эти моменты выступает в роли помощника, советчика, консультанта. Младших школьников целесообразно учить:
  • осознавать мотив своей деятельности:
-зачем мне нужно это знать?
  • планировать свою деятельность, то есть понимать, что планирование - это дисциплина труда:
-что сначала? что потом?
  • анализировать достигнутый результат:
-соответствует ли достигнутый результат поставленной цели?
  • знать характеристику отметок:
-за что каждая ставиться? Результатом работы по УМК «Начальная школа XXI века» стали призовые места моих учеников в школьных и районных олимпиадах по русскому языку и математике. Хорошие показатели в областном тестировании по математике. Мои питомцы - активные участники школьных, районных, областных и всероссийских конкурсов. Сегодня они учатся в 5-ом классе. Без особого труда им преодолен барьер между начальной и средней школой, достаточно уверенно чувствуют себя в среднем звене. Высокий уровень знаний подтвердили результаты входных контрольных работ.

В конце своей статьи хочется обратить особое внимание на вопрос преемственности между начальной ступенью обучения и средним звеном. Учителя средней школы часто рассматривают начальную ступень обучения либо как что-то несерьезное, где детей не учат, а только играют с ними и позволяют им делать все что угодно, либо как тренировочный лагерь, в котором инструкторы (учителя) должны научить своих подопечных тем приемам, которые необходимы учителям среднего звена. Нужно помнить, что начальная школа - это основная, самая, наверное, главная ступень школьного образования, на которой ученики учатся главному - учиться. И если это умение учиться у них не сформировано, не привита потребность добывать знания, не развит познавательный интерес к получению знаний, можно смело сказать, что средняя школа уже практически ничего сделать не сможет. Ученик, обучавшийся в начальной школе, должен безболезненно адаптироваться к обучению в среднем звене по любым предложенным ему программам и учебникам. Задача начальной школы - не в том, чтобы дать минимальный набор знаний, а в том, чтобы приучить ребенка учиться, научить его делать это правильно, грамотно, с интересом. Концепция всей программы «Начальная школа XXI века» направлена на то, чтобы через удовольствие, удивление, успех, увлеченность научить ребенка учиться, обеспечить обучение на высоко-интеллектуальном уровне, достичь целостного гармоничного развития личности каждого ребенка и обеспечить индивидуальное развитие каждому ребенку в том объеме, который посилен учащемуся. Если дети с желанием спешат в школу, работают с увлечением и удовольствием, сотрудничают, поддерживают друг друга, умеют свободно высказать свое мнение и внимательно выслушать мнение другого, способны оценить и порадоваться своим успехам и успехам одноклассников, значит, наш учительский труд можно считать успешным, он не пропадает зря, а способствует гармоничному развитию детей, укреплению их уверенности в себе и в своих знаниях. задача учителей среднего звена - не дать погаснуть этому интересу, поддерживать его, способствуя развитию школьника.

Рекомендации учителю, начинающему работать по УМК «Начальная школа 21 века»: Учитель должен доверять авторам данной программы:

  1. Учебники структурированы поурочно: порядок следования уроков определен самими авторами и не предполагает их произвольную перестановку учителем;
  2. Каждый урок наполнен таким количеством рубрик, заданий и упражнений, которых хватит для работы с учениками различной степени успешности усвоения материала;
  3. Порядок следования и чередования рубрик и упражнений, по сути, представляет собой ход урока;
  4. Все рубрики и упражнения разрабатывались авторским коллективом с учетом единой лингвистической и психолого-педагогической концепции;
  5. От учителя требуется максимально внимательная и вдумчивая работа с каждым из учеников класса, с тем, чтобы ему рекомендовать то задание, то упражнение, которое ему по силам в данный момент урока.
На страницах учебников данной программы представлены не только обязательные для усвоения и отработки темы, а и ознакомительный материал, расширяющий кругозор учащихся, способствующий формированию познавательного интереса к изучению того или иного предмета. Не нужно забывать, что в процессе обучения отрабатывается и контролируется только то, что закреплено, а Государственном общеобразовательном стандарте, а с остальным материалом учитель знакомит учеников, не требуя от них полного его усвоения. Урок нужно проводить на высоком научном уровне, заинтересовывать учащихся не развлекательной формой подачи материала, а помогать им раскрывать тайны языка, предлагая такие задания, в ходе которых ученики самостоятельно или с помощью учителя будут выявлять определенные закономерности. Учителю нельзя переоценивать собственные силы в определении того, какой материал ученики способны понять, а какой является для них ненужным, избыточным. Учитель не имеет права руководствоваться собственными представлениями о том, нужна ли подобная информация ученикам данного возраста или не нужна. Его задача - быть профессионалом и уметь на высоком уровне интересно рассказать о том или ином явлении. Еще учителю необходимо твердо знать, что единая проверка знаний без учета программ, по которым работал учитель, осуществляется только в конце 4-го класса и строго ориентирована на зафиксированные в Государственном общеобразовательном стандарте требования, предъявляемые к уровню подготовленности выпускников начальной школы. Все остальные контрольные и проверочные работы (текущие и полугодовые) не могут быть едиными: они должны соответствовать авторской программе, тематическому и поурочному планированию.









© 2010-2022