- Преподавателю
- Начальные классы
- Тематическое планирование по литературному чтению, УМК Гармония, 1 класс
Тематическое планирование по литературному чтению, УМК Гармония, 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Василевская О.И. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к тематическому планированию по литературному чтению Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение. 1 класс» 2014 года издания и требований к уровню подготовки обучающихся 1 -го класса. На изучение учебного предмета отводится 40 часов из расчёта 4 часа в неделю. Содержание программы реализуется по следующим учебникам и учебным пособиям: - Кубасова, О. В. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. - 6-е издание. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2015. - Кубасова, О. В. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2015. - Кубасова, О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику «Любимые страницы» для 1 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного ри-
сования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видожанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Реализовать перечисленные выше задачи* учителю поможет специально созданный для этого комплект учебников по чтению «Любимые страницы» и сборники методических рекомендаций.
Учебный материал книг для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видожанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по
чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургическойформы, познавательные статьи и очерки.
В соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 1 класс, должны сформироваться следующие предметные и метапредметные результаты:
НАВЫК ЧТЕНИЯ
Осмысленность чтения:
- работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию;
- смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что - нет (небылицы);
- воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки);
- уточнение темы произведения путем выбора более точного заголовка из предложенных учебником;
- нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;
- уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
- сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.
Правильность чтения:
- работа над предупреждением искажения звукобуквенного состава слов (скороговорки, специальные упражнения);
- обучение соблюдению орфоэпических норм;
- формирование плавного слогового способа чтения.
Скорость чтения:
К концу учебного года - 30-35 слов в минуту (указан минимум для выставления учащимся высшей отметки).
Выразительность чтения:
- формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов;
- работа над передачей основного эмоционального тона произведения;
- освоение чтения по ролям небольших произведений.
РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ:
- формирование умения осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным человеком), что способствует преодолению «наивного реализма» в восприятии литературы;
- озаглавливание прочитанного;
- работа по восстановлению деформированного картинного плана;
- составление картинного плана;
- пересказ с опорой на картинный план;
- обучение ориентировке в Содержании (оглавлении) книги;
- формирование умения понимать характер книги по ее обложке.
Литературоведческая
пропедевтика
Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений;
- осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству;
- выявление общности одножанровых народных и авторских текстов;
- введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.
Развитие творческих способностей
Формирование основ воссоздающего и творческого воображения;
- творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности;
- освоение чтения по ролям;
- элементарное словесное творчество по подобию.
Список литературы:
-
Кубасова О.В. Литературное чтение. 1 класс- Смоленск, Ассоциация XXI век, 2015.
-
Кубасова О.В. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь - Смоленск, Ассоциация XXI век, 2015
- Кубасова, О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику «Любимые страницы» для 1 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.
- Кубасова, О. В. Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебнику «Любимые страницы» для 1 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.