Доклад Как преодолеть трудности в обучении

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение
В настоящее время педагоги сталкиваются с проблемой, что с каждым годом количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным различных исследований ,затруднения в обучении, по тем или иным причинам испытывают до 40% учащихся начальных классов общеобразовательных школ; причем для более 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития. Результаты исследования многих специалистов - Л.В. Венгера, Д.Б. Эльконина, Е.Е. Кравцовой показывают, что основной причиной неуспеваемости учащихся является их «незрелость», недостаточная готовность к сложному процессу обучения Перед педагогами, психологами и логопедами возникла необходимость максимально оптимизировать свою работу, для того, чтобы быстро и эффективно помочь большему количеству школьников. Опубликовано множество статей, которые содержат конкретные психодиагностические методики, предназначенные для работы с детьми разного возраста. Педагоги могут использовать в своей работе любые тесты и методики, как зарубежных, так и отечественных авторов. Я попыталась собрать материалы из работ известных специалистов, опробовать методики, предложенные российскими психологами и педагогами.

Мною были обследованы учащиеся первого класса вначале года.

Цель исследования : определение психического развития , уровня готовности к школе.

Результаты исследования показали, что у некоторых детей снижен уровень слуховой памяти, мышления, объема внимания, воображения, часть детей испытывает трудности в общении с другими детьми, страх перед учителем.

С этими детьми проводились коррекционные занятия . Для родителей предлагался лекционный материал на темы: « Учитель-ученик-родитель»,

« Что такое память и как ее улучшить», « Тревожные дети», « Капризы и упрямство детей». Во внеурочной деятельности включались игры для детей на развитие лидерских качеств, сотрудничества и взаимовыручки.




Возрастные характеристики социально-эмоционального развития ребенка дошкольного возраста



К концу дошкольного возраста ребенок обладает чувством собственного достоинства, осознает на доступном уровне свои права. Он может проявлять достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий. Проявляет инициативу в разных видах деятельности: рисует по собственному замыслу; самостоятельно выбирает тему, композицию, сюжет, а также роль и выразительные средства в художественно-эстетической, конструктивной, игровой и других видах деятельности. Владеет навыками самообслуживания ( самостоятельно убирает игрушки, кладет на место одежду, содержит в порядке свое « рабочее место» и др.). При благоприятной эмоциональной атмосфере у него сохраняется способность к естественному и раскрепощенному поведению. Все эти качества необходимы ребенку для того, чтобы перейти в новую, социальную ситуацию развития. Личная свобода, самостоятельность и инициативность ,помогают ему включится в учебную деятельность и занять позицию ученика. Маленькому ребенку изначально присущи :доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение. При поддержке окружающих эти качества остаются ведущими ,и у ребенка развивается уверенность в себе. Психологическая поддержка, которую взрослые должны постоянно ему оказывать, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дезадаптации. Открытость миру выражается в стремлении ребенка активно познавать действительность. Он вступает в диалог с окружающими по своей инициативе; задает тему беседы; пользуется речевыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; использует элементарные формы речевого этикета; принимает доброжелательные шутки в свой адрес; охотно участвует в совместной деятельности ( сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении и т.д.); обсуждает и согласовывает с другими замысел, сюжет и распределение ролей; вносит собственный вклад в коллективную деятельность, реализуя свои интересы и стремления. Он способен оценить достижения других и свои собственные, терпимо относится к промахам и ошибкам других, воспринимает доброжелательную критику со стороны. Ребенок делится со взрослыми своими чувствами и переживаниями; сочувствует старикам, слабым, больным; с уважением и терпимо относится к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка ,вероисповедания, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; способен оказать помощь и принять ее от другого. При этом ребенок уже владеет разными формами и средствами общения, в том числе для осуществления совместной продуктивной и познавательной деятельности. А это является необходимым условием становления учебной деятельности.














































Готовности детей к школе
Первый класс - самый главный в школьной жизни ребенка. Основы познавательной деятельности, интерес к учебе, отношения с учителем и одноклассниками, будущие успехи и неудачи - все это закладывается в первом классе. В этот период должны формироваться навыки учебной работы, волевые качества, развиваться интеллект, память, речь. Уже давно психологи говорят о том, что главное в дошкольной подготовке не научить ребенка читать и писать, а психологически подготовить его к школе.
Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя несколько компонентов:

  1. Личностная или эмоциональная готовность - готовность к принятию новой социальной позиции. Ребенок становится учеником .

  1. Волевая готовность - достаточное развитие произвольности ,как в деятельности, так и в познавательных процессах. Это означает, что ребенок способен делать не то, что ему в данный момент хочется, а то что требует учитель; запоминать то, что нужно и когда нужно, активно работать на уроке.

  1. Интеллектуальная готовность - сформированность познавательных процессов ( мышления, памяти, внимания, восприятия) соответственно возрастным нормам, познавательная активность, стремление самостоятельно ставить и решать умственную задачу.

  1. Коммуникативная готовность - ребенок должен иметь необходимые навыки общения и сотрудничества с другими детьми и взрослыми, способность взаимодействовать с учителем.

  1. Функциональная готовность - хорошее здоровье, биологическая зрелость организма, физическая подготовленность, готовность руки к письму , работоспособность, адаптивность . Согласно последним исследованиям, при самых благоприятных условиях функциональная готовность формируется не раньше чем к возрасту 6,5 лет.

  1. Особо хотелось бы отметить значение двигательного развития
( моторики). Несформированность моторных действий может стать основой трудностей обучения письму. Поэтому при определении готовности к школе важно учитывать не только развитие крупных движений ( бег, прыжки, спортивные движения), но и способность ребенка манипулировать мелкими предметами, умение правильно держать карандаш ( ручку) и выполнять простые графические движения ( рисовать вертикальные и горизонтальные линии, круг, квадрат, треугольник). При этом штрихи должны быть четкими, линии ровными, без отрывов, не должно быть сильного напряжения, дрожания руки.

Адаптация к школе с точки зрения физиологии.
В процессе обучения ребенка в школе выделяют два наиболее критических периода: начало обучения в 1 классе и период обучения в 5-7 классе. Эти периоды связаны с выраженной перестройкой в деятельности основных физиологических систем организма ребенка, когда учебная и умственная активность сопровождается высоким функциональным напряжением. Выделяют три основных этапа физиологической адаптации. 1 этап - ориентировочный : с началом систематического обучения организм первоклассника испытывает напряжение практически всех систем. Интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением при сохранении определенной позы работы в классе. Этим объясняется низкий уровень и неустойчивость работоспособности, концентрации внимания. 2 этап -приспособительный: организм школьника ищет оптимальные варианты реакций на педагогические и родительские требования. Несоответствие требований взрослых и возможностей первоклассника приводит к тому, что в конце учебного дня резко выражается утомление, снижается учебная активность. 3 период - относительно устойчивое приспособление : организм ребенка находит оптимальные варианты реагирования на учебную нагрузку. Первоклассник вырабатывает способы поведения, которые помогают ему избегать получения отрицательных оценок взрослых в прямом и переносном смысле. Психофизиологии отмечают, что весь период адаптации продолжается приблизительно 5-6 недель. В дальнейшем становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижение напряжения основных жизнеобеспечивающих систем организма, наступает относительное приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.




Что такое утомление


Утомление - это особое функциональное состояние организма, которое возникает как при длительной, но неинтересной работе, так и при кратковременной интенсивной. Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогам и родителям: нарушается внимание, увеличивается количество ошибок, изменяется почерк. Иногда это проявляется внешне как потливость рук, покраснения лица, возможны жалобы на головную боль или « боль в животе». Нередко усиление двигательной активности также свидетельствует об утомлении. Часто родители считают, что если ребенок начинает проявлять возбуждение, то это свидетельствует о « неуемной энергии», и его следует нагрузить дополнительными физическими упражнениями. Однако, если это следствие утомления, то дополнительная нагрузка может усилить функциональной напряжение, ребенок длительное время не может успокоиться.




Здоровье ребенка- основа школьных успехов


Важно помнить ,что здоровье ребенка- главный фактор, определяющий успехи и трудности обучения. К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Среди первоклассников почти 40% часто болеющих детей. Как правило, такие дети болеют раз в полтора-два месяца ( по 7-10 дней0, долго восстанавливаются после болезни, пропуская много занятий. Кроме того, у них низкая работоспособность, повышенная утомляемость. Для них характерны трудности с письмом, чтением, математикой. Однако в повседневной жизни больным считают лишь того, у кого температура, насморк, травма и т.п. Меньше всего и родители , и педагоги обращают внимание на нарушение психического здоровья ( так называемые неврозоподобные расстройства), чаще всего расценивающие как нарушения поведения, с которыми ребенок « не хочет бороться», « не старается». Дети с нарушением психического здоровья могут быть чересчур активна, непоседливы или, наоборот, вялы, заторможены. Для них характерна смена настроения, неусидчивость, они раздрожительны, плохо спят. Нередко у таких детей страхи, навязчивые движения. Школьные проблемы у них комплексные ( письмо, чтение, математика). Безусловно, таким детям необходима консультация врача- психотерапевта. Им противопоказаны интенсивные программы обучении, дополнительные нагрузки. Рекомендуется щадящий режим учебных занятий, с одним днем отдыха в течение недели ( лучше четверг), дневной сон, строгое соблюдение режима дня ( сон, отдых, прогулки, время на выполнение домашних заданий - до 1 часа).





Подготовка руки к письму ( развитие графомоторных навыков)
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От них, говоря образно, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. При обучении детей письму ( элементы букв -буквы- слоги - слова) затрачивается много физических, умственных и нервных сил. На первых этапах обучения письму дети нервничают, когда выводят буквы со сложными элементами. Причина заключается в том, что мышцы пальцев слабые и рука быстро устает. Для написания букв не хватает мускульной натренерованности. Есть замечательное педагогическое правило: хочешь, чтобы дети чему-то захотели научиться,- обеспечь им первый успех. Залог успешности- пробуждение интереса ,эмоциональность. Ведь когда появляется интерес, то открываются глаза и уши, внимание становится длительным и глубоким. Интересное запоминается, формируется легче и быстрее. « Корень учения горек» - гласит пословица, появившаяся свыше 100 лет назад. Она жива до сих пор. Существование ее связано с тем, что знания, умения, навыки вколачивались. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда ребенок обучается с желанием и верой в успех, то» корень учения меняет вкус».

Речевые проблемы первоклассников



В последнее время увеличилось количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, которое в дальнейшем приводит к школьной неуспеваемости. В первый класс приходят дети с нарушениями звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи. У многих детей нарушение звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется вялостью, малоподвижностью артикуляционного аппарата, повышением или понижением мышечного тонуса языка и т.д. Все более распространенной становится несформированность фонематического слуха ,что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи. Типичными для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов. Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Речь ребенка зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов, пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов. При составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ. Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, мультфильмов и разнообразных реалити -шоу. Нельзя забывать, что речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти. Если в начале учебного года у первоклассника диагностируется нарушение устной речи, то уже к концу первого полугодия, как правило, у многих из них наблюдаются выраженные трудности в овладении процессом письма и чтения, которые могут перерасти в стойкие нарушения чтения и письма. Таким детям необходима помощь логопеда.





























Психодиагонстическая таблица для определения типичных трудностей в обучении


Трудности ребенка

Возможные психологические проблемы

Упражнения

Плохо понимает объяснения учителя

  • низкий уровень внимания

  • слабая концентрация и устойчивости внимания

  • низкий уровень кратковременной памяти

  • низкий уровень развития производительности

  • упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Невнимателен и рассеян

  • низкий уровень развития произвольности

  • низкий уровень объема внимания

  • низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

  • преобладающая мотивация учения игровая

  • упражнения на развития внимания


  • стимуляция познавательной активности

Неусидчивость

  • низкий уровень развития произвольности

  • низкий уровень развития волевой сферы

  • пражнения на внимание

  • щадящий режим при обучении

  • учет индивидуальных особенностей

Постоянно отвлекается на уроках, играет

  • несформированность отношения к себе как к школьнику

  • индивидуально -типологические особенности личности

  • несформированность приемов учебной деятельности

  • низкий уровень произвольности

  • коррекция личностно-мотивационной сферы


  • учет индивидуальных особенностей школьника в учебном процессе

Испытывает страх перед опросом учителя


  • заниженная самооценка

  • возможные трудности в семье

  • внутренние стрессовое состояние

  • коррекция личностно-мотивационной сферы.

  • работа с родителями.

  • снятие тревожных состояний

Плохо списывает с доски

  • низкий уровень произвольности


  • низкий уровень переключения

  • внимания

  • недостаточный объем внимания

  • упражнения на развитие внимания, памяти.

Испытывает трудности при пересказывании текста

  • слабое развитие логического запоминания

  • низкий уровень развития речи

  • упражнения на развитие памяти,

  • увеличение словарного запаса,

  • развитие образного мышления.

Не справляется с заданиями для самостоя-тельной работы

  • несформированность приемов учебной деятельности

  • низкий уровень развития произвольности

  • упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

  • стимуляция познавательной деятельности.

Неразвитость орфографичес-кой зоркости

  • низкий уровень произвольности

  • низкий уровень объема и

  • распределения внимания

  • слабое развитие фонематического слуха

  • упражнения на развитие внимания, памяти.

  • упражнения на развитие фонематического слуха.

Постоянная грязь в тетради

  • слабое развитие мелкой моторики пальцев рук

  • несформированность приемов учебной деятельности

  • состояние физической ослабленности ( часто болеющий)

  • упражнения на развитие мелкой моторики,

  • упражнения на развитие внимания.

Плохо ориентируется в тетради

  • низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве

  • низкий уровень развития произвольности

  • слабое развитие мелкой мускулатуры рук

  • упражнения на развитие ориентировки в пространстве

  • упражнения на развития внимания.

  • учет индивидуальных особенностей .

В письменных работах пропускает буквы

  • низкий уровень развития фонематического слуха

  • слабая концентрация внимания

  • несформированность самоконтроля

  • упражнения на развития внимания, памяти .

  • упражнения на развитие фонематического слуха.

Испытывает затруднения при пересказывании текста

  • несформированность умения планировать свои действия

  • низкий уровень развития речи

  • низкий уровень развития образного мышления

  • слоабое развитие логического запоминания


  • упражнения на развитие внимания, мышления, памяти.

  • пополнение словарного запаса .





Психодиагностические методики

Диагностика развития внимания

  1. Методика « Корректурная проба»
Норма объема внимания для детей 6-7 лет -400 знаков и выше, концентрация -10 ошибок и менее. Время работы -5 минут. Инструкция: На бланке с буквами отчертите первый ряб букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркнуть букву Е.

АКСНВЕРАМПАОБАЗЕАЮБОРДЛГНКУЧЫВЕРЖЗЩШ
ОВРКАНВСАЕРНЗДЛШГЕМРПВЫИЕАПРГОЬТИПЧУЕ
ВРЕСОАКВМТАНКВЫЕОДБЛШГНИПВЫЦЧЕАПИЕЛО

  1. Таблица Шульте
Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания. Инструкция : покажите указкой и назовите все числа от1 до 25.Как можно скорее и не ошибаясь.
9
5 11 23 20 14
25 17 19 13 16
21 7 3 1 18
12 6 24 4 22
15 10 2 8


Диагностика развития памяти


  1. Методика « Долговременная память»
Инструкция»: « Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постарайтесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно.»
Стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко. Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по формуле: В С = --- * 100% А А- общее количество слов В - количество запомнившихся слов С- коэффициент долговременной памяти
Результаты: 75-100% - высокий уровень 50-75%- средний уровень 30-50% низкий уровень ниже30% - очень низкий уровень
  1. Методика « Запомни пару»
Экспериментатор читает 10 пар слов ( интервал между парой -5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда ( с интервалом 10 секунд), а исследуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
Первый ряд
Второй ряд кукла играть жук кресло курица яйцо компас клей ножницы резать колокольчик стрела лошадь сани синица трамвай книга учитель лейка самовар бабочка муха ботинки графин щетка зубы спички пчела барабан пионер шляпа пожар снег зима рыба сестра корова молоко пила яичница



Результаты опыта записываются в таблицу:
Объем логической памяти Объем механической памяти Кол-во слов 1 ряда А1 Кол-во запомнившихся слов В2 Коэффициент смысловой памяти В1 С1 = А1 Кол-во слов 2 ряда А2 Кол-во запомнившихся слов В2 Коэффициент смысловой памяти В2 С2 = А2


Диагностика развития логического мышления

  1. Методика « Четвертый лишний»
Ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенок должен найти «лишнее» слово и объяснить свой выбор.
  • КНИГА, ПОРТФЕЛЬ, ЧЕМОДАН, КОШЕЛЕК
  • ПЕЧКА, КЕРОСИНКА, СВЕЧА, ЭЛЕКТРОПЛИТКА
  • ТРАМВАЙ, АВТОБУС, ТРАКТОР, ТРОЛЛЕЙБУС
  • РЕКА, МОСТ, ОЗЕРО, МОРЕ
  • БАБОЧКА, ЛИНЕЙКА, КАРАНДАШ, ЛАСТИК
  • ДЕДУШКА, УЧИТЕЛЬ, ПАПА, МАМА
  • ДОБРЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ, ЗЛОЙ, ЛАСКОВЫЙ
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный ответ -0 баллов. 10-8 баллов- высокий уровень 7-5 баллов- средний уровень 4 и менее баллов - низкий уровень

Диагностика развития речи

  1. Методика Эббингауза
Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций. Инструкция: « Вставьте пропущенные слова». Над городом низко повисли снеговые ______________ . Вечером началась ______________. Холодный ветер выл, как __________ дикий ____________. На конце пустынной и глухой _________ вдруг показалась девочка. Она медленно и с ________ пробиралась по ____________. Она была худа и бедно _________. Она двигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и _____ ей идти. На ней было плохое _______. С узкими рукавами, а на плечах ___________. Вдруг девочка __________ и, наклонившись, начала что-то искать у себя под ногами. Наконец она стала на __________ и своими посиневшими от ________ ручонками стала ____________ по сугробу.

Инструкция: « Расставь точки».
ПЛОХОЙ СТОРОЖ. У ОДНОЙ ХОЗЯЙКИ МЫШИ ПОЕЛИ В ПОГРЕБЕ САЛО ТОГДА ОНА ЗАПЕРЛА В ПОГРЕБЕ КОШКУ А КОШКА ПОЕЛА И САЛО, И МЯСО, И МОЛОКО
  1. Тест различение и выбора фонем
Для оценки состояния фонематического восприятия включены задания, направленные на узнавания, различения и сравнения : отдельных звуков в ряду звуков и слов -паронимов. Внимание обращено на различение свистящих, шипящих, глухих, звонких, твердых, мягких звуков. Задание1. Инструкция:» Сейчас я буду называть различные звуки, если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку». Т,Ш,Ч,Ж,Щ,Ш
Задание2. Инструкция:»Услышав слог СЯ среди других слогов, подними руку». ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ
Задание3. Инструкция» Я буду показывать попарно слова, а ты будешь показывать их на рисунках. трава-дрова крыша-крыса уточка-удочка мишка-мышка бочка-почка Задание4. Инструкция:» Назови первый и последний звук в слове СЛОН»

Диагностика сформированности приемов учебной деятельности.

  1. Методика « Рисование по точкам»
Данная методика позволяет выявить умения ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития правильного внимания, сформированность пространственного восприятия.
Подчеркни один из ответов Основным показателем выполнения задания служит правильность выполнения задания.
  1. Методика « Графический диктант»
Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области моторной организации пространства. Основным показателем выполнения задания служит правильность выполнения задания.

Диагностика развития личностно-мотивационной сферы.


  1. Методика Рене Жиля
Данная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Ребенку предлагается картинки с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий. Задание 1. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что ты будешь делать?
  • Будешь плакать
  • Пожалуешься учителю
  • Ударишь его
  • Сделаешь ему замечание
  • Не скажешь ничего
Подчеркни один из ответов
Задание2. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать?
  • Будешь плакать
  • Пожмешь плечами
  • Сам будешь смеяться над ним
  • Будешь обзывать его, бить
Подчеркни один из ответов Задание3 В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты .





мама папа




бабушка дедушка










1 2 3 4 5

Развивающие упражнения


1.Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве


Упражнение №1 . Игра «Водители»

Описание игры.

Играющие сидят за партами . Они - «водители». « Милиционер» (учитель) показывает карточки с изображениями различных машин. Водители должны определить, в какую сторону они едут. Если вправо, они должны отложить красную фишку, если налево - синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево.

Упражнение №2 . «Разноцветные точки» .

Используются карточки , на которых изображены разноцветные точки .Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен называть точки по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий : слева- направо, справа -налево , сверху -вниз, снизу -вверх .Ведущий следит за тем, чтобы:

-ребенок правильно начал чтение, т.е. за тем, какая точка названа первой;

-заданное направление сохранялось во время чтения;

-соблюдалась последовательность точек на строке.

Упражнение №3 « Копирование точек»

Ученику предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных в строчках, нарисованных на свободном месте справа от образца. Задание выполняется на листе из школьной тетради. Затем ребенок должен рассказать пространственное расположение точек.

Доклад Как преодолеть трудности в обучении

Упражнение №4 . Игра « Маленький жук»

Перед детьми расположено поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползет жук. Жук двигается по команде в разном направлении.. Жук может двигаться вниз, вверх ,вправо, влево. Учитель диктует ходы , а ребенок мысленно передвигает жука. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя.

( Если ребенок затрудняется выполнить задание мысленно, то сначала можно позволить ему показать пальчиком каждое движение жука или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задание для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, можно переходить к движению по полю из 25, 36 клеток.


Доклад Как преодолеть трудности в обучении


















2.Низкий уровень развития внимания

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания
Занятие проводится коллективно и включает элемент соревнования. Детям предлагается по сигналу «Внимание!» фиксировать взглядом середину доски и постараться почесть предъявляемый на короткое время ( не более 0,5 секунд) материал и записать его .При этом детям сообщается, что если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли ( в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли.

Упражнение № 5.
Вариант 1 .Детям даются бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных буква, например:
Р Б В Л К Т М Ц Ф Ж Д Р Н Д З Н Т К К П Р И Т М Ш Р В Т Б Ч С М И БЬЛ Р М Т В Х Н Ш Г М П Т Л Д Ж Б Р Н Ц Д К С Ч Г
Вариант 2. Детям даются знакомые слова, содержащие от 4 до 16 букв, например:
СТОЛ, ЧАШКА, МАШИНА, КОНФЕТА, КАРАНДАШ, ТЕЛЕВИЗОР, МАГНИТОФОН, МОТОЦИКЛИСТ, КОМАНДИРОВКА.
ВАЗА, ПЛИТА, СОЛНЦЕ, ЧЕРНИЛА, ПИСТОЛЕТ, СПЕКТАКЛЬ, АВТОМОБИЛЬ, ВЕЛОСИПЕДИСТ, КОНСТРУКТОР
Вариант 3.Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:
Я БЕГУ ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЙ МНЕ Я ПЛЫВУ ДЫМ ИДЕТ ПТИЦА ПОЕТ ДВОР ЧИСТ ДЕЛУ -ВРЕМЯ ЧТО ДЕЛАТЬ ВОДА В РЕШЕТЕ УЧЕНЬЕ СВЕТ СЛОВО -СЕРЕБРО ВСЕ ПО КОЛЕНО ОДИН -ВОИН Каждое задание показывается в порядке возрастания количества букв. На занятии можно использовать как одно задание из этой серии, так и несколько. Содержание заданий может меняться в зависимости от подготовленности детей, их индивидуальных особенностей.

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания Упражнение№6. Дети читают небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. В процессе занятий количество предложений увеличивается.
Упражнение № 7. Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно. А) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование . Время выполнения задания - 1 минута. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
Б) В течении минуты надо одновременно рисовать двумя руками : левой -кружок, правой- треугольник. ( Время выполнения 1 мин.). В конце подсчитать количество фигур.
Упражнение №8.
Данное упражнение используется как для индивидуальной, так и для коллективной работы. Детям предлагается таблица, в которой расположены числа от 1 до 25 . Всего в таблице 16 чисел, а девять чисел пропущено. Дети должны отыскать числа по порядку, начиная с 1.Если числа нет , его надо записать на листок. Время работы ограничено ( от 3 до 7 минут).

1

18 5 9
3

13 22 6
8

19 7 21
25

10 4 15






Упражнения ,направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания


Занятия можно проводить как коллективно, так и индивидуально.
Упражнение №9 Выполни по образцу
Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий: а) анализ каждого элемента узора б) правильное воспроизведение каждого элемента в) удержание последовательности в течение продолжительного времени. При выполнении подобного рода заданий важно учитывать не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец, но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз необходимо понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Упражнения №10
Детям предлагается найти знакомые слова
КЕАПРМИСВКУСОБАКА ВЫЧСМИТЬБЛОРЕ
КОАТПРНИМТСЛВЗНБИБЛИОТЕКАМИ
ЕГНЛШЛОТРИЕКАВЫВ ПОВАРТНЛ ( 20 строчек) Время работы 3 минуты
Упражнение № 11
Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
1)АММАДААМА РЕБЕРГГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
2) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИМММОДОРА КЛАТИМОР
3) ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ


Упражнение №12. Концентрация внимания и удерживание сосредоточенности достигаются в играх-соревнованиях. Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной -двух минут показывают несколько предметов ( ручка, карандаш, камешки и т.д.) . Затем их закрывают и предлагается ребятам подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Вариант - предложить рассмотреть несколько предметов, затем, после того как дети закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или, наоборот, добавить.

3.Низкий уровень развития памяти
Упражнение 13. «Мысленные образы и эмоции». Детям проговариваются фразы, а они должны с закрытыми глазами представить себе соответствующую картинку. Лев, нападающий на антилопу. Собака, виляющая хвостом. Муха в вашем супе. Молния в темноте. Капли, сверкающие на солнце. После этого нужно, чтобы дети попробовали вспомнить и записать на листе названные фразы.
Упражнение 14. «Запоминание чисел» Система основана на использовании визуальных образов и их элементов - контуров, форм, геометрических фигур, цветов оттенков. Каждой цифре присваивается свой визуальный код, например: 0 - круг ( овал) 1 - столб ( свеча, кол) 2 - близнецы ( пара ботинок) 3 - треугольник 4 - квадрат ( четыре лапы животного) 5 - звезда ( пять пальцев на руке) 6 - навесной замок открытый 7 - Белоснежка и семь гномов 8 - песочные часы ( очки) 9 - улитка 10 - пальцы двух рук Упражнение № 15 . Детям предлагается запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти Постепенно количество запоминаемых картинок увеличивается.

4.Низкий уровень развития мышления

Приемы осуществления мыслительных операций

Анализ

  1. Проверить, можно ли использовать какой-либо специальный прием анализа
  2. Расчленить изучаемый объект на составные элементы ( признаки, свойства)
  3. Исследовать ( изучить) отдельно каждый элемент.
  4. Составить план исследования объекта в целом
Сравнение
  1. Проверить, можно ли использовать какой-либо прием сравнения
  2. Используя наблюдение и анализ, выделить свойства данных объектов или их частей
  3. Установить общие и существенные свойства объектов ( признаки сходства)
  4. Установить различные и несущественные свойства объектов ( отличительные признаки)
  5. Сформулировать основание для сравнения
  6. Сопоставить объекты ( или их части) по этому основанию, установить зависимости между ними
  7. Сформулировать вывод сравнения
Синтез
  1. Объединить свойства, полученные при анализе
Обобщение
  1. Зафиксировать первое впечатление об объектах, подлежащих обобщению
  2. На основе анализа и сравнения сформулировать общие и существенные свойства данных объектов
  3. Объединить объекты с общими существенными свойствами в одно множество
  4. Дать название ( термин, символ) полученному множеству
  5. Сформулировать полученное суждение об объектах с полученными свойствами
Классификация
  1. Изучить данные объекты, установить их существенные признаки
  2. Сформулировать на основе анализа и сравнения общие и различные свойства ( признаки) изучаемых объектов
  3. Выбрать основания классификации - признак, по которому она будет проводиться
  4. Разделить по этому основанию все множество объектов на непересекающиеся классы так, чтобы каждый объект попал в один и только один класс.

Упражнения, направленные на развитие образного мышления.

Упражнения №16 « Задания на составление заданной фигуры из определенного количества палочек. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать или переложить указанное количество палочек
Доклад Как преодолеть трудности в обучении
Упражнение №17 : Продолжи узор» Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудности в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение.



Упражнение №18. «Составь фигуру» Детям предлагается из множества частей выбрать нужные части и составить целую фигуру .

Упражнение №19. « Найди закономерность» а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерность в линейном ряду. Инструкция : «Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности. б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице. Инструкция : « Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы и в этом ряду были представлены все виды снежинок». Упражнение №20 « Классификация» Это упражнение направлено на формирование умения классифицировать по определенному признаку. а) классификация предметов по заданному признаку; б) дети сами выбирают признак, по которому будет производится классификация.
Упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления
Упражнение №21 « Найди общее слово» В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот общий смысл нужно постараться передать одним словом. Например: « Каким общим словом можно назвать следующие слова:

  1. . ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, ЕЛЕНА
  2. А, Б ,Е,О,Р, Ж.
  3. СТОЛ, ДИВАН, КРЕСЛО, СТУЛ
  4. ПОНЕДЕЛЬНИК,ВОСКРЕСЕНЬЕ, СРЕДА, ПЯТНИЦА
  5. ЯНВАРЬ, МАРТ, ИЮЛЬ, СЕНТЯБРЬ.

Слова для нахождения обобщенного понятия можно подобрать из любых групп.
Упражнение № 22 « Раздели на группы» Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?
1)ГОЛУБЬ, ВОРОБЕЙ, КАРП, СИНИЦА, ЩУКА, СНЕГИРЬ, СУДАК 2) САША, КОЛЯ, ЛЕНА, ОЛЯ, ИГОРЬ, НАТАША



Упражнение № 23. Логические задачи Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, осуществляющих на базе языковых средств. В ходе такого мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение.
Задачи : 1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? Разное? 2. Толя и Коля рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветки деревьев. Что рисовал каждый мальчик, если Коля не рисовал дом?
3. Коля , Ваня и Сережа читали книжки. Один мальчик читал о путешествиях, другой- о войне, третий - о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте 5.Низкий уровень развития речи.

Упражнения для развития слуховой дифференциации



Упражнение №24 1. Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук (А), ( Т, О, Б, Н, К, и т.д.) 2. Назови как можно больше слов, которые оканчиваются на звук (П) , (Н,О,Л,М, А, и т.д.) 3. Назови как можно больше слов, в которых есть в середине звук (Л) , ( Н, Ж, К, П, Т, и т.д.)
Упражнение №25 « Играем со словом» 1. Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и слово «лягушка», « флаг», «стол» и т.д. 2. Назови какой звук первый / последний в слове «луч», «сила», «диван» и т.д. 3. Назови все звуки по порядку в слове «небо», « туча» и т.д. 4. Какой звук в слове «рыбка» стоит первым, четвертым, третьим и т.д.
Упражнение №26 « Придумай слово» Детям даются слова в которых надо изменить один звук, чтобы получилось новое слово . Например: ДОМ -ДЫМ , СОН - СЫН, ПИЛ - ПИР и т.д.

Развитие словарного запаса. Упражнение № 27 « Игра в слова» Детям предлагается назвать как можно больше слов , обозначающих фрукты ( овощи, цветы, диких животных, игрушки, птиц, мебель и т. .д.) Упражнение № 28 «Признак» 1. « Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он? ЖЕЛЕЗО - ЖЕЛЕЗНЫЙ БУМАГА - ДЕРЕВО - СНЕГ - ПУХ - СТЕКЛО - 2.« Назови другой предмет, такой же белый, как и снег». ( Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как мяч и т.д.) Сравни: По вкусу - лимон и мед; лук и яблоко; По цвету - гвоздику и ромашку; грушу и сливу; По прочности - веревку и нитку; камень и глину; По высоте - куст и дерево; гору и холм.
Упражнение №29 « Слова - приятели» ( синонимы)
Как можно по- другому сказать о печальном человеке? ( грустный) Ценный - это какой? Жесткий - это какой?
Упражнение № 30 « Слова -неприятели» ( антонимы)
Скажи наоборот: Холодный - горячий Тупой - острый Зима- лето Сел -встал Близко - далеко и т.д».
Упражнение №31 « Один- много»
Книга - книги Стол- столы Человек - люди

Упражнение № 32 « Уменьшение». Как будет называться маленький предмет?
Маленький мяч - мячик Маленький стол - столик и т.д.»





  1. Подготовка руки к письму ( развитие графомоторных навыков)

  1. Обводка геометрических фигур простым карандашом.
  2. Обводка и штриховка геометрических фигур простым карандашом.
  3. Обводка фигур элементов букв.
  4. Составление композиций и штриховка.





































Сравнение уровней развития психических познавательных процессов детей 1 класса на начало и конец года

Мною были обследованы учащиеся первого класса вначале года и в конце года.

Цель исследования : определение психического развития , уровня готовности к школе.

Использовались следующие методики:

  • Исследование слуховой памяти А.Р. Лурия

  • Определение уровня интеллектуальных способностей А.И. Савенков

  • Метод повторения чисел для оценки объема внимания

  • Дорисовывание фигур О.М. Дьяченко

  • Графический диктант Д.Б. Эльконин

Всего обследовано 25 человек. Сравнительный анализ результатов диагностики показал возросший уровень слуховой памяти, мышления, объема внимания, воображения. Благодаря целенаправленной работе по развитию этих процессов мы видим положительную тенденцию проведенной работы. Кол-во
Слуховая память Мышление Внимание Воображе- ние 25человек Уровни/ кол-во Опер. Крат. Долг. Обобщ. Лог.

Начало года Высокий 1 1 0 4 5 5 6 Средний 20 16 10 18 15 15 14
Конец года Низкий 4 8 15 3 5 5 5 Высокий 9 5 1 4 5 7 6 средний 14 15 16 20 18 15 18 низкий 2 5 8 1 2 3 1






















Список литературы


  1. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? - М.: « Вентана-Граф», 2001

  2. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении// Научно-практические проблемы школьной психологической службы. - М.,1995

  3. Вахрушев С.В. Психодиагностика трудностей в обучении учителяминачальных классов. М., 1995

  4. Захаров Т.Г. Предупреждение отклонений в развитии детей. - С-Пб., 1997

  5. Потапов Е.Н. Радость познания. - М.1990

  6. Практические материалы для психологической работы в школе / Сост. О.Н. Усанова. -М., 1991

  7. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. - М., ТЦ Сфера 2002

  8. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. -М., 1961

  9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению.- М., : Астрель -АСТ, 2004

31


© 2010-2022