Мотивация младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ АГО «Афанасьевская средняя общеобразовательная школа»









Учебная мотивация младшего школьника






Автор: Чиркова Нина Владимировна

учитель







Под мотивацией достижения понимается стремление человека выполнить дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Люди с высоким уровнем мотивации достижения обычно реалистично оценивают свои возможности при постановке целей и задач, стремятся к преодолению трудностей, добиваются больших результатов в деятельности.

Учебная мотивация школьника может быть разной, в зависимости от его возраста или даже настроения. Чаще всего родители никак не объясняют ребенку свои требования по добросовестному выполнению домашних заданий - надо и все тут. Но ребенок может искренне не понимать, а зачем же действительно ему это надо.

Как же привить ребенку желание учиться? К сожалению, ни одной универсальной методики нет, ведь у каждого ребенка есть свои особенности, которые обязательно должны быть учтены. Кроме того, на учебную мотивацию влияют и возрастные особенности школьника.

В младшем школьном возрасте на первом плане базовые потребности, поэтому получение материального вознаграждения за хорошую успеваемость - это действенная учебная мотивация для младшего школьника. Например, можно награждать ребенка игрушкой или сладостями за хорошие отметки в течение недели. Ребенку этого возраста важно, что награду можно пощупать, осязать.

Как уже было сказано, потребность в безопасности относится к базовым, а значит, даже самые маленькие дети способны руководствоваться желанием безопасности как мотивом к учебе. В какой-то мере ребенок действует на основании страха - надо учиться, а то накажут. Наказанием при этом должен стать не «папин ремень», а плохая отметка, лишение удовольствия (прогулка, просмотр телевизора и т.д.).

Уже с 3-4 лет у ребенка начинают формироваться и потребности более высокого уровня, например, потребность в любви и принятии другими людьми. Такие потребности уже хорошо развиты в младшем школьном возрасте, ведь ребенок активно взаимодействует со сверстниками, учителями.

На этом этапе ребенку важно, чтобы его способности были приняты и одобрены окружающими, поэтому к учебной мотивации младшего школьника стоит добавить и социальные мотивы. Например, стимулировать ребенка к учебе можно фразами типа: «Старайся сделать все правильно, а я замечу и оценю твои усилия» или «Одноклассники будут уважать тебя еще больше, если ты выучишь это стихотворение».

Когда учебная мотивация школьника достигает такой ступеньки своего развития, то материальная заинтересованность постепенно исчезает. Зато начинает формироваться потребность еще более высокого уровня. Такие потребности возникают в средней школе или в старших классах.

Теперь ребенок готов учиться еще и потому, что хочет уважать себя, развиваться, реализовать свой потенциал. Ребенок «вырастает» в собственных глазах, если справляется со сложной задачей, правильно отвечает на уроке. Позже ребенок начинает получать удовольствие не только от достижения результата, но и от самого процесса. Ему нравится продумывать различные варианты решения поставленной задачи, нравится взбираться каждый раз на новую ступень развития.

Психологи выделяют как основные следующие мотивации к учебе :

Познавательный интерес.

Это выраженный интерес к собственному новому знанию, новой информации, получение удовольствия от самого процесса открытия.

Мотив достижения.

Желание быть лучшим, осознавать себя как способного, умного, желание доказать себе, что ты способен на многое.

Мотив социального одобрения.

Учёба, прежде всего, ради похвалы, признания поощрения со стороны учителя (родителей, одноклассников).

Боязнь наказания.

Боязнь, что в случае плохой учёбы будут ругать, наказывать.

Осознание социальной необходимости.

Осознание необходимости хорошей учёбы в школе для собственного успешного будущего, стремление быть образованным человеком.

Мотив общения.

Интерес, прежде всего, в тех видах деятельности, где присутствует общение со сверстниками.

Внеучебная школьная мотивация.

Заинтересованность во внеучебных делах , происходящих в школе (концерты, выставки, праздники).

Рассмотрим мотивацию младшего школьника на конкретных примерах. Ученикам второго класса предлагались разные ситуации (см. Приложение 1).

Учащимся предлагается выбрать одно из двух предложенных заданий, которые соответствуют определенным мотивам. Если учащийся предпочитает учебу игре и отдыху, самостоятельную работу - работе с помощью взрослого, трудные и незнакомые задания - заданиям уже знакомым и легким, то можно говорить о реальном проявлении мотивации достижения в учебной деятельности.

Как показал анализ выборов учащихся, одни и те же дети в одной ситуации проявляли мотив достижения, а в другой - нет, т.е. не все ситуации в одинаковой степени вызывают проявление мотива достижения (см. Приложение 2).

Из таблицы видно, что в большей степени мотив достижения проявляется в ситуации 2, где детям предоставляется возможность работать самостоятельно, без помощи взрослых. 77,9% учеников нашей выборки предпочитают самостоятельную работу работе с помощью учителя: "Я справлюсь, учитель пусть слабым помогает", "Задачки самому надо решать".

Важно, чтобы в процессе школьного обучения ребенку предоставлялась самостоятельность, а в случаях, если это необходимо, - помощь-поддержка взрослых.

У 65,12% учащихся мотив достижения реально проявился в ситуации выбора между решением сложной и легкой задачи (ситуация 6). Эти школьники предпочитают трудные задания легким.

Таким образом, в разном возрасте учебная мотивация школьника может быть различной. Задача педагога - правильно почувствовать потребности ребенка в тот или иной период и руководствоваться ими для мотивации ребенка к учебе. Всегда нужно использовать только самые высшие из имеющихся потребностей школьника. Однако не стоит забывать, что пока не удовлетворены самые простые потребности ребенка, он не сможет перейти к потребностям более высокого уровня. Поэтому нельзя «перепрыгивать» сразу через несколько ступеней развития - все должно идти своим чередом.

Приложение 1.

Ситуация 1. После уроков учащимся говорилось: "Тот, кто хочет улучшить работу за этот день (переписать буквы, которые не совсем получились, еще раз проверить работу), может остаться в классе, а те, кто считает, что у них все выполнено хорошо, могут заняться, чем хотят, поиграть" (столкновение мотива достижения и игрового).

Ситуация 2. Детям предлагались задачи 1 и 2, одинаковые по трудности. Можно выбрать для решения любую. Те, кто выберет задачу 1, будут решать ее самостоятельно, а выбравший задачу 2 может рассчитывать на помощь учителя. Объявлялось, что отметки за решение обеих задач ставиться не будут (столкновение мотива достижения, стремления работать самостоятельно и стремления получать помощь взрослого).

Ситуация 3. Учитель предлагает для решения две задачи: "Задача 1 - для тех, кто хочет улучшить достигнутый уровень исполнения, попробовать выполнить более трудное задание, чем то, которое выполняли раньше. Отметка за решение этой задачи ставиться не будет. Задача 2 - для тех, кто хочет решить точно такую же задачу, как мы только что решали. За эту работу будет поставлена отметка" (столкновение мотива достижения и стремления получить отметку).

Ситуация 4. Учащиеся начинают решать задачу, записывают ее условие в тетрадь, но в это время звенит звонок с урока. Учитель разрешает детям выйти их класса на перемену, а желающим предлагает продолжить работу, выполнить задание до конца (столкновение мотива достижения и нежелания преодолевать трудности).

Ситуация 5. Учитель предлагает для решения две задачи. Задача 1 - знакома детям, подобная тем, которые они умеют решать. Задача 2 - незнакома детям. Таких задач, как эта, дети еще не решали. Нужно хорошо подумать, чтобы решить ее правильно. Отметки за решение обеих задач ставиться не будут (столкновение мотива достижения и стремления выполнять привычную деятельность)".

Ситуация 6. Учитель предлагает для решения две задачи: "Задача 1 - легкая. Такую задачу могут решить почти все дети вашего возраста. Задача 2 - трудная. Лишь некоторые дети вашего возраста нашли правильное ее решение" (столкновение мотива достижения и нежелания рисковать).

Ситуация 7. Дети решают задачу. После ее выполнения учитель предлагает решить задачу другим способом или заняться своими делами, отдохнуть, подождать других, не покидая рабочего места (столкновение мотива достижения и стремления уклониться от деятельности).



Приложение 2.

Количество учащихся (%), проявивших мотивацию достижения в ситуациях

1


2

3

4

5

6

7

40,7%


77,9%

55,81%

53,5

62,8%

65,13%

55,8%



© 2010-2022