Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в воспитании как средство повышения качества образования»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии в воспитании как средство повышения качества образования в школе Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения. Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:

  • образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
  • наследственность (20 %);
  • внешняя среда (20 %);
  • качество медицинского обслуживания (10 %).
Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Здоровье - основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, неприученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, особенно трудно дается образование. Таким образом, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность семьи, школы, каждого учителя и ребенка. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни, повысить качество образования. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок - самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Нашим учителям свойственен демократический стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя начальных классов активно используют компьютерные технологии: ноутбуки, интерактивные доски и проекторы. Формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы, (упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, глазодвигательные упражнения). Среди учителей часто применяется игровая технология. Широко используются в практике нестандартные уроки: уроки - игры, уроки - соревнования, уроки - конкурсы, уроки-экскурсии и другие. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей, а тем самым повысить качество обучения. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, учителя не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Физкультминутки - естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Физкультминутки позволяют использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. Большую роль в сохранении здоровья играют уроки физкультуры - 3 раза в неделю. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, встречи с медработниками ФАПа, встречи и беседы с родителями по теме: «О вредных привычках», выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки в лес. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «Веселые старты», игра «Зарница», КВНы, осенне-весенние кроссы, лыжные соревнования. Ежегодно организуется летний пришкольный лагерь «Солнышко», где приоритетным направлением является укрепление и сохранение здоровья детей. Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании. Педагоги проводят мероприятия, уроки здоровья, классные часы по темам: «Здоровая пища для всей семьи», «Витамины в рационе школьника», «Овощи и фрукты - наши друзья». В школе организовано горячее питание, для укрепления иммунитета в зимнее время выдаются витамины и чеснок. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности. Всю оздоровительную работу, проводимую в школе, родители должны продолжить и в семье. Если каждый учитель, родитель и ребенок совместно будут работать над оздоровлением, то и поколение будет здоровым, а соответственно, грамотным, востребованным, успешным.

Рекомендации для родителей

  1. Быть примером для ребенка во всем, вести здоровый образ жизни;

  2. Соблюдать режим для школьника;

  3. За компьютером ребенок должен заниматься не более 15-20 минут;

  4. Телевизор ребенок может смотреть 20 минут;

  5. Необходимо менять виды деятельности;

  6. Регулярно нужно привлекать к труду;

  7. Ребенок должен двигаться много, очень часто дети ведут малоподвижный образ жизни;

  8. Одежда должна соответствовать погоде, либо температурному режиму помещения;

  9. Должна быть спокойная, доброжелательная обстановка в доме;

  10. Рациональное питание, исключение вредных продуктов.

© 2010-2022