- Преподавателю
- Начальные классы
- Интегрированный урок литературного чтения по произведению К. Г. Паустовского «Кот – ворюга». Конструирование из бумаги. Кот
Интегрированный урок литературного чтения по произведению К. Г. Паустовского «Кот – ворюга». Конструирование из бумаги. Кот
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Янкова Т.М. |
Дата | 23.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Завершающий урок по произведению К.Г.Паустовского « Кот - ворюга».
Конструирование из бумаги. Кот.
Цели: Завершить работу по тексту, исследовать текст;
развивать речь, обогащая её художественным словом, творческое мышление;
воспитывать через художественное произведение, его героев жизненную
позицию, сочувствие, милосердие к животным;
сконструировать фигуру кота.
Тип урока: интегрированный.
Оборудование: учебник, портрет писателя, рисунки к произведению, выставка рисунков учащихся, выставка книг, звуко - запись, компьютер, экран, слайды, запись пословиц, индивидуальные тесты, инструменты и материалы для урока трудового обучения.
Методы; репродуктивный, иллюстративный, наглядно - образный, исследовательский,
проблемный.
Формы: фронтальная, групповая, тестовая.
Приёмы: словесная беседа, сопоставление, сравнение, создание проблемной ситуации,
отслеживание результата.
Ход урока.
I Часть интегрированного урока.
-
Организация класса. Приветствие.
Психологическая установка: Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу. Хороший настрой принесёт нам успех в уроке. Нам сегодня предстоит поработать как никогда лучше, у нас сегодня гости и урок у нас интегрированный, т.е. урок литературного чтения и трудового обучения т.к темы уроков тесно связаны и цели у нас одни. Работаем по группам.
-
Объявление темы и цели урока. Слайды. Портрет писателя. Слайд.
Введение в тему.
* Ребята прочтите, что написано:
« Мы в ответе за тех, кого приручили» Де - Сент - Экзюпери
Эти слова известного французского писателя, лётчика являются эпиграфом нашего урока.
* Как вы понимаете смысл написанного? (Ответы)
Вывод: это объединяющая тема, эпиграф двух уроков. «Любовь к родной стране, невозможна без любви к её природе, животным» - говорил К.Г.Паустовский. И это так: ведь человек, как разумный хозяин, обязан жить в согласии, мире, гармонии с природой планеты Земля и с большим сочувствием и заботой относиться к её обитателям. И, безусловно, быть в ответе за тех, кого приручили.
-
Работаем с текстом. (Звучит музыка) Прочитайте начало рассказа.
-
Почему именно так начинается рассказ? ( Интригующее начало для того, чтобы вызвать интерес у читателя)
- Прочитав такое начало, конечно же, хочется узнать чем закончился рассказ и задуматься о чём хотел рассказать нам автор? Так что же хотел рассказать нам автор, с чем хотел познакомить? Ваше мнение.
-
Давайте проследим : каким мы видим кота в начале рассказа? Иллюстрация. (Сердитый, бессовестный, бродяга, кот -бандит, обозлённый, отчаянный, кот -ворюга, испуганный, беззащитный).
5. Работаем по исследованию текста. * Но для этого повторим, что входит в понятие портрет? (Слайд) * Дома вы работали по группам, провели работу по исследованию текста и дали характеристику кота по данному описанию. Первая группа исследовала внешний вид. Вторая группа - действия и поступки. Третья группа - авторская оценка. Текст брали до переломного момента. ( на столах у групп карточка: внешний вид, действия и поступки, авторская оценка).Слушаем: 1 -я группа внешний вид: рыжий кот, разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно - рыжий с белыми подпалинами на животе. Характеристика: Видно, что этот кот задира и забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости. Ведь это человек довёл его до такого состояния. 2 - я группа действия и поступки: Обворовывал, ловко прятался, воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл жестяную банку с червями, уронил колбасу, решился на «отчаянный поступок», украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался. Характеристика по описанию: Если бы не знали, что это о коте, мы бы по действиям (глаголы) сказали, что это делает хулиган- мальчишка, т.е. налицо явное очеловечивание. Нам кот понравился, он смел, решителен, самостоятелен. Иного выхода у него нет, ведь ему же надо как - то жить. 3 - я группа авторская оценка: Кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит, «ворюга», грабёж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки, кот - беспризорник. Характеристика по описанию: Кот нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время ощущаем гордость за то, что он как - то ищет выход из своего «голодного положения».
6. Восстановление сюжета рассказа по иллюстрациям.
Давайте восстановим сюжет рассказа по иллюстрациям.
* Назовите, какие эпизоды изображены на иллюстрации. Докажите текстом.
(Иллюстрации 1, 2, 3, 4 ( какой момент изображён на слайде? слайды )
-
Упражнение для глаз
7. Работаем по тексту после переломного момента. Отвечаем на проблемный вопрос.
- А теперь давайте посмотрим каким предстал перед рыбаками кот, когда его вытащили из - под дома: Что изменилось в его облике? Докажите текстом.
- Какие чувства вызвал вид кота?
- Почему герои отказались наказать кота, а просто дали ему поесть? Докажите текстом.
- Каким вы увидели кота после еды? Докажите текстом. Иллюстрация 5, слайд
- Какие изменения произошли в его поведении?
- Какой благородный поступок он совершил? Доказать текстом. Иллюстрация 6, слайд
- Как вы объясните фразу» Кот ходит по дому и саду как хозяин и сторож». Так каким же мы видим кота в конце рассказа? (Иллюстрация кота. Кластер).Слайд.
- Так почему изменился характер кота: каким он был и каким он стал.
- Какую основную мысль высказал автор, рассказав нам историю про кота?
- Вступительное слово.
- Повторение правил техники безопасности.
- Соблюдай порядок на рабочем месте.
- Экономно расходуй материалы.
- Ножницы подавай кольцами , держи острый конец в руке.
- Не наноси на поверхность бумаги много клея.
- Ножницами работай осторожно, не размахивай во время работы.
- После работы наведи порядок на рабочем месте.
- Последовательность изготовления кота.
- Окончание работы. В какой последовательности выполняли?
- Представление работ по группам. Какого кота по характеру вы конструировали? Что учитывали, почему выбрали этот фон?
- Выставление оценок за урок. Кто и как проявил себя на уроке литературного чтения и трудового обучения.
- Д. З.Эссе « в защиту своего любимца - кота».
- .Рефлексия. Оглянитесь на прожитый урок. Что дал мне этот разговор? Что я понял, осознал? Всем спасибо. Урок окончен.
( Если останется время) Верно. Кошка свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. Кошка любит полную свободу действий, а если она захочет, чтобы вы её погладили, поласкали, она придёт сама, уж вы мне поверьте.
Никогда не мучьте свою кошку, не забывайте кормить, поить, заботиться о ней. Пусть никогда не случиться так, чтобы ваш друг потерял кров над головой. Я всё -таки верю, что все вы хорошо относитесь к своим маленьким друзьям и никогда не обидите, ведь мы в ответе за тех, кого приручили. Мы должны с любовью относиться к своим питомцам, а также ко всем беззащитным существам, ведь каждый из вас может помочь внести свой вклад в дело защиты животных, даже может быть иногда просто тем, что не будет обижать их.
А если порою, тоска тебя гложет (Бывает такая тоска, хоть беги), Поверь, что тебе так никто не поможет, Как мордочка, хвост и четыре ноги.
Маленечко мяса, маленечко каши… (Короче - влезать не придётся в долги !) Свернувшись в клубочек, спит на диване Мордочка, хвост и четыре ноги.