Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный

педагогический университет»

Институт педагогики и психологии детства

Кафедра теории и методики обучения математике и информатике в период детства






Курсовая работа

Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики






Исполнитель:

Щеколдина Лилия Михайловна

студентка группы БО-31zКм

заочного отделения

Научный руководитель:

Волкова Елена Михайловна,

ассистент кафедры теории и методики обучения

математике и информатике в период детства





Екатеринбург 2015 г.



Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников

5

1.1. Понятие мышления. Его виды

7

1.2. Психологические особенности развития логического мышления младших школьников

12

1.3.Анализ УМК по проблеме исследования

14

1.4. Условия развития логического мышления младших школьников

26

Заключение

30

Список использованной литературы

32




Введение ФГОС поставили перед начальным образованием новые цели. В современных условиях в начальной школе детей должны научить не только читать, писать и считать, им должны привить новые умения. Это, во - первых, универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: навык поиска, анализа и интерпретации информации и навык решения творческих задач. Во-вторых, формирование у учащихся мотивации к обучению, самопознанию и саморазвитию. Учителю, который раньше занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся решать ещё и новые нестандартные задачи. Следовательно, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий. Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, на основе которой дети научатся строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Необходимо помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность и творческий потенциал. Математика именно тот предмет, где можно развивать логические приемы и операции, которые являются основными компонентами логического мышления и интеллекта. Интеллект - это гарантия личной свободы человека и его судьбы, поэтому развивая логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он поддаётся любым попыткам манипулирования его сознанием извне. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления, т.к. в этом возрасте дети располагают значительными резервами развития. Проблемами развития мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Б. Инельдер, Ж. Пиаже, и др.) и отечественные (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, и др.) исследователи. При организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть успешно сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте. Доказательством является ряд педагогических исследований Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, Н.Б. Истоминой и других. Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, А.А. Столяр, Е.В. Веселовская и др.). При этом исследования психологов (А.А. Люблинская, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, и др.) показывают, что результативность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы. В современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой, но школа еще недостаточно обеспечивает учащимся необходимый уровень развития мыслительной деятельности. В научной литературе также мало внимания уделяется условиям развития логического мышления младших школьников на уроках математики, а учителя начальной школы зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В таких условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как критичность, глубина, гибкость. Таким образом, актуальность исследования обусловлена: 1) важнейшей ролью изучения проблемы развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе; 2) недостаточной разработанностью в современной научной литературе путей развития логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики; 3) недостаточной разработанностью в современных УМК путей практической реализации этой цели - развитию логического мышления.
Тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе». Объект исследования: процесс развития логического мышления младших школьников. Предмет исследования: комплекс упражнений по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. Цель исследования: теоретически обосновать психолого-педагогические основы развития логического мышления детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: - выявить теоретические аспекты развития логического мышления на основе анализа психолого-педагогической, методической и учебной литерату­ры по проблеме исследования; - обосновать условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики; Методологическая основа исследования: психологические теории деятельности (С.Л. Рубинштейн Л.С. Выготский, В.В Давыдов, и др.) и поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина П.Я. Гальперин, и др.); психологические теории, раскрывающие особенности детей младшего школьного возраста (Эльконин Д.Б.Мухина В.С); теории развития логического мышления (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, З.А.Зак, Д.Б.Эльконин, Жан Пиаже и др.). принцип единства и диалектического взаимодействия теории и практики в научном познании (В.С. Безрукова, М.И.Махмутов , Э.Г. Исаева, и др.); педагогические теории: личностно-ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили, В.С. Сухомлинский, Г.И. Железовская, И.С. Якиманская и др.); развивающего обучения (А. Дистервег, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.); системно-деятельностного подхода к организации учебного процесса (И.Я. Лернер, Л.С. Выготский, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, и др.) Были использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы. Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.



Теоретические основы развития мышления младших школьников. 1.1 Понятие «мышление» и его виды Прежде чем рассмотреть развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста, определим, что такое мышление как психофизиологический процесс в целом. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Это обобщенное отражение действительности и опосредованное познание объективной реальности. Также важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций. Исключительно важная особенность мышления - это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, т.е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Итак, мышление - это обобщенное отраженное и опосредованное познание действительности [27, с. 299]. В российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях». В процессе мышления при взаимодействии внешних и внутренних раздражителей в коре головного мозга начинают возбуждаться и функционировать временные нервные связи, которые являются физиологическими механизмами процесса мышления. Главной особенностью человеческого мышления является то, что оно способно выявлять не только случайные, единичные, но и существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. Всякое мышление человека совершается в обобщениях, идя от единичного к общему и от общего к единичному, отмечает Л.М. Веккер [7, с.115]. Наиболее полно мышление как процесс выступает при решении человеком любой задачи. Этот путь решения можно разделить на 4 фазы:

  1. возникновение затруднения, противоречия, вопроса, проблемы;
  2. выработка гипотезы, предложения или проекта решения задачи;
  3. осуществление решения;
  4. проверка решения практикой и последующая оценка.
Успех задачи зависит от того, насколько правильно осуществляются мыслительные операции, как используются различные формы и виды мышления [11,с.228]. Мышление - это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды. Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Понятийное мышление - это такое мышление, в котором используются определенные понятия и логические конструкции. [27, с. 303]. Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. [27, с. 303]. Наглядно - образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может [27, с. 303]. Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. [27, с. 303]. Если задача решается с помощью логических рассуждений, то человек использует логическое мышление. Артемов А. К. логическим называет мышление, которое протекает в форме рассуждений является последовательным, непротиворечивым, обоснованным [4, с. 80]. Логика изучает логические формы мышления - понятие, суждение, умозаключение. Оперирование ими отражает сущность логического мышления. Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности [25, с. 436]. Содержание понятий раскрываются в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. » [30, с. 436]. Мышление - процесс производства умозаключений с логическими операциями над ними [7, с. 136]. Умозаключение - форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение. [22, с. 134]. Индукция и дедукция - два основных вида умозаключений. Дедукция - такое умозаключение, в котором вывод заключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю [14, с.176]. Индукция- это умозаключение от частных случаев к общему положению. [22, с. 94] Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей т отношений между предметами, явлениями, фактами. Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия межу ними. К.Д.Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он писал: «…сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение…» [38, с.176]. Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Синтез это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств [38, с.176]. Абстракция - это мысленное отвлечение от каких либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков [27, с. 318]. Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Конкретизация - это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению [38, с.176]. Умение логически мыслить, по мнению А.В. Петровского [30, с.43], включает в себя ряд компонентов: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок и т.д. Поэтому, логическое мышление включает в себя ряд компонентов: умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок; умение производить логические операции, осознанно их аргументируя. Развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления [8, с.47]. Итак (таким образом, исходя из вышесказанного), логическое мышление - это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности. 1.2.Психологические особенности развития логического мышления младших школьников Мышление детей младшего школьного возраста значительно отличается от мышления дошкольников. Для мышления дошкольников характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи и в ее решении, они чаще и легче задумываются над тем, что им интересно, что их увлекает. Младшие школьники, когда возникает необходимость регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда интересно, когда нравится то, о чем надо думать [27, с.183]. Конечно, в 6-7 лет понятийное мышление еще не сформировалось, и все же задатки этого вида мышления уже есть. Исследования детского мышления и его развития, в частности перехода от практического к логическому, были начаты Л.С.Выготским. Им же были намечены основные пути и условия этого перехода. Эти исследования, продолженные А.А.Люблинской, Г.И.Минской, Х.А.Ганьковой и др., показали, что практическое действие, даже на высшем уровне развития логического мышления остается как бы "в резерве". "Мышление руками" остается "в резерве" даже у подростков и взрослых, когда новую задачу они не могут решить сразу словесным путем - в уме [26, с.183]. На понимании роли практического действия как начальной ступени процесса развития всех высших форм мышления человека построена концепция "поэтапного формирования умственного действия", разработанная П.Я.Гальпериным. [11,с.53] На первом этапе ребенок использует для решения задачи внешние материальные действия. На втором эти действия только представляются и проговариваются ребенком (сначала громко, затем про себя). Лишь на последнем, третьем этапе внешнее предметное действие "сворачивается" и уходит во внутренний план. С переходом мышления ребенка на следующую, более высокую ступень развития начальных форм его, в частности практическое мышление, не исчезают, не "отменяются", но их функции в мыслительном процессе перестраиваются, изменяются. Так, например, в работе многих специалистов - архитекторов, художников и т.д. решающую роль играет высшее, словесно-логическое мышление. Однако такой специалист постоянно опирается на конкретные образы и практические действия. Логическое мышление, по мнению А.А.Люблинской, обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса. В отличие от практического, логическое мышление осуществляется только словесным путем. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий. Огромное значение в учебной деятельности младшего школьника имеет операция сравнения. Ведь большая часть усваимого материала именно в младших классах построена на сравнении. Эта операция лежит в основе классификации явлений и их систематизации. Для овладения операций сравнения человек должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Исследования Е.Н.Шиловой, Т.В.Косма [21] и многих других убедительно показали, что ошибки в выполнении операции сравнения - результат неумения учеников производить нужное умственное действие. Их просто не учили этому. Исследования показали также, что для логического мышления младших школьников характерна еще одна особенность - однолинейное сравнение, т.е. они, устанавливают либо только различие, не видя сходства (чаще всего), либо только сходное и общее, не устанавливая различного. К тому же выступает заметная разница между практическим установлением сходства и различия и умением доказывать, обосновать свое суждение, т.е. объяснить, что такое "сравнение" и что означает "сравнить". Если практически в начале года 38% учащихся I класса называли либо 1-2 признака сходства, либо столько же признаков различий, то только 3-9% из числа учащихся могли объяснить, что они делают, когда находят сходные или различительные признаки [27, с.200]. Совершенствование логических умозаключений сохраняется и в других мыслительных процессах: в установлении причинно-следственных связей, в классификации и ответах на поставленные взрослыми вопросы, требующие планирования, догадки, поиска решения. Кроме того, опыт показывает, что детям 7-10 лет вполне доступно выделение существенных признаков, их распознавание в новых фактах и предметах, поиск и установление связей, группировка предметов по этим признакам, оперирование рядом понятий, переходам к обобщениям и выводам (В.В.Давыдов [13, c. 97], Д.Б.Эльконин [39, c.125], А.А.Люблинская [26, c.77] и др.) Итак, говоря об особенностях мышления младшего школьника и, опираясь на все указанное выше, можно сделать следующие выводы: 1.Особенности логического мышления младших школьников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения). 2.Для мышления младших школьников характерно однолинейное сравнение (они устанавливают либо только различие, либо только сходное и общее). 3.Детям 7-10 лет доступны логические суждения, оперирования понятиями, переходы к обобщениям и выводам
1.3 Анализ УМК по проблеме исследования Психолог Л.Ф. Тихомирова [37, с.38] в своём исследовании, посвященном психолого-педагогическим основам обучения в школе, справедливо отмечает, что логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. Подчёркивая значение математики в воспитании логического мышления, учёный выделяет общие положения организации такого воспитания:
  • длительность процесса воспитания культуры мышления, осуществление его повседневно;
  • недопустимость погрешности в логике изложения и обосновании;
  • вовлечение детей в постоянную работу по совершенствованию своего мышления, которая рассматривалась бы ими как личностно значимая задача;
  • включение в содержание обучения системы определённых теоретических знаний, во-первых, знаний о способах ориентировки в выполнении умственных действий.
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. На первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. К логическим универсальным действиям относятся: -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы. Содержание любого учебно-методического комплекса направлено на развитие интеллектуальных умений, т.е. основных мыслительных операций (анализ, синтез, классификация). Однако, необходимо проанализировать современные УМК с точки зрения путей реализации этого направления. УМК «Школа 2100» «Моя математика» для 1 класса, авторы Т.Е.Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Программа предполагает обязательное рассмотрение числовых головоломок и арифметических ребусов, логических задач на поиск закономерностей и классификацию и т.д. Но особенно рассмотрим три типа заданий, систематическая работа с которыми в течение учебного года позволяет повышать уровень развития логического мышления у первоклассников. 1.Установление закономерности и продолжение ряда по этой закономерности В учебнике уже с первых уроков детям предлагаются ряды геометрических фигур и даются задания:
  • Найди закономерность. Назови и нарисуй еще несколько фигур в каждом ряду.
  • Чем каждая следующая фигура отличается от предыдущей?
  • Что общего у фигур на каждом рисунке? Назови общие признаки фигур. Куда можно дорисовать новый предмет? Какая геометрическая фигура здесь лишняя?
По мере изучения натурального ряда чисел фигурный ряд меняется на числовой: -Продолжи ряд: 2,4,6... ; 3,6,12...; 20,18,16...; 9,10, 4,12... 2.Выдвижение гипотез и их обоснование. Работа с этим типом заданий начинается при изучении сложения и вычитания чисел первого десятка. Предлагаемая учебником система заданий построена по принципу нарастания сложности. Вначале предлагаются задания, в которых содержится одно арифметическое действие, затем количество действий увеличивается. В дальнейшем предлагаются числовые головоломки, имеющие несколько вариантов решений. -Поставь вместо * знак «+» или «-»: 3 * 5 = 8; 6 * 6 * 10 = 2. -Преврати запись в верное равенство. Поставь вместо * знак «+» или «-»: 6 * 3 * 2 * 3 * 4 = 6. Сколько ты нашел способов выполнить задание? -Вставь числа, чтобы равенство оказалось верным: * + * = 8; 4 + * = 10. -Запиши верные равенства и неравенства. «*» - это один знак в записи числа. 1* - 5 = *; * + 4 = 1*. -Сравни не вычисляя: 5+ 3 * 5+ 13; 18 - 8 * 13 - 3. -Преврати записи в верные равенства: 2 * см = * дм; 1 * см = * дм 6 см.
  • Как из 8 палочек сложить прямоугольник? Сколько есть способов решения этой задачи?
  • Во дворе гуляли 10 детей: мальчики и девочки. Девочек было меньше, чем мальчиков. Расскажи, сколько мальчиков и сколько девочек могли гулять во дворе.
3.Классификация с различным основанием Важное место в курсе отведено заданиям, направленным на формирование такой операции мышления, как классификация. Работа также начинается с практических заданий, выполнение которых связано со знанием геометрических фигур. В первой части учебника на уроке 2 авторы предлагают разбить фигуры на группы и определить, по каким признакам это можно делать. Сквозные герои стимулируют учеников к решению таких задач и помогают им выполнять различные действия. Предлагаются различные виды упражнений, например:
  • Помоги Пете разбить фигуры на группы. Положи красные квадраты на красную «полку», а зеленые - на зеленую. Каких фигур больше (меньше)? Расскажи, как сделать, чтобы фигур было поровну.
  • Рассмотри рисунки Кати и Пети. По какому признаку они объединили предметы? По каким признакам разбили их на группы? Запиши, сколько всего фруктов на рисунке Кати. Запиши число фруктов в каждой группе.
По мере изучения чисел и действий задания усложняются. Ученики разбивают числовые равенства и выражения на множества по результатам, по компонентам действий, по арифметическим действиям. - Разбей равенства на группы: 3 + 5 8 - 4 4 + 3 6 - 5 - Разбей выражения на группы. Какое выражение «лишнее»? 17 - 9 15 - 9 15 - 7 16 - 8 - Выпиши суммы. Увеличь второе слагаемое на три. Вычисли результат. В течение учебного года периодически проводятся тесты, включающие рассмотренные выше типы заданий. В результате этих тестов большинство детей показывает высокий уровень развития логического мышления. Проанализировав упражнения, можно сделать вывод: в учебнике «Моя математика» насыщенно присутствуют разнообразные задания, способствующие развитию операций мышления и формированию положительной мотивации к учебной деятельности. А с другой стороны, перенасыщение материала для работы с младшими школьниками заданиями классификационного характера может привести к преимущественному развитию так называемого комбинаторного мышления, что не является аналогом полноценного логического мышления. В начальной школе большое место должно быть отведено обучению операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению. Рассмотрим упражнения в учебнике М. И. Моро, УМК «Школа России», направленные на формирование этих операций. Задания, направленные на развитие анализа и синтеза: 1. Соединение элементов в единое целое: Вырежи из Приложения нужные фигуры и составь из них домик, кораблик, рыбку. 2. Поиск различных признаков предмета: Сколько углов, сторон и вершин у пятиугольника? 3. Узнавание или составление объекта по заданным признакам: 1) Какое число идёт при счёте перед числом 7? Какое число следует за числом 3? За числом 8? 2) Составь по краткой записи задачу и реши её. Было - 12 кг Продали - ? Осталось - 2 кг 4. Рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий. Составь по рисунку разные задачи и реши их. 5. Постановка различных заданий к данному математическому объекту. 1) К концу учебного года у Лиды осталось 2 чистых листа в тетради по русскому языку и 5 чистых листов в тетради по математике. Поставь к этому условию сначала такой вопрос, чтобы задача решалась сложением, а потом такой вопрос, чтобы задача решалась вычитанием. 2) В коробке было 10 карандашей. Когда из коробки взяли несколько карандашей, в ней осталось 6 карандашей. Сколько карандашей взяли? Рассмотри краткую запись и схематический чертёж к задаче. Объясни, как этот схематический чертёж составлен. Реши задачу. БКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиыло - 15 к. 7 к. ? ВКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикизяли - ? Осталось - 7 к. 15 к. Задания, направленные на формирование умения классифицировать: 1). В мультфильме про динозавров 9 серий. Коля уже посмотрел 2 серии. Сколько серий ему осталось посмотреть? Составь две задачи, обратные данной. Подбери к каждой задаче схематический чертёж. Задания, направленные на развитие умения сравнивать. 1). Выделение признаков или свойств одного объекта. У Тани было несколько значков. Она подарила 2 значка подруге, и у неё осталось 5 значков. Сколько значков было у Тани? Какой схематический чертёж подходит к этой задаче?
Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики2 зн. 5 зн. 2 зн. ? Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики
? 7 зн. 2). Установление сходства и различия между признаками предметов. Составь задачу по краткой записи и реши её. Купили - 18 шт. Купили - ? Израсходовали - 8 шт. Израсходовали - 8 шт. Осталось - ? Осталось - 10 шт. Чем похожи и чем отличаются эти задачи? Задания, направленные на развитие умения обобщать. Задания данного вида направлены на умение выделять существенные свойства предметов. 1) Как можно одним словом назвать все эти фигуры? Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики
Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики
Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики
Все предложенные задания, безусловно, направлены на формирование нескольких операций мышления, но ввиду преобладания какого-либо из них упражнения были разбиты на предложенные группы. Но существуют и упражнения с ярко выраженной комплексной направленностью. Рассмотрим их далее. Логические задачи. Вася выше Саши на 8 см, а Коля ниже Саши на 3 см. На сколько сантиметров самый высокий из мальчиков выше самого маленького? «Магические квадраты». - расставьте числа 2; 4; 5; 9; 11; 15 так, чтобы по всем линиям в сумме получилось 24. Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики Сравни уравнения в каждом столбике и, не вычисляя, скажи, в котором из них неизвестное число больше. Проверь вычислением: Проанализировав данные упражнения, взятые из учебника Моро М. И., можно сделать следующие выводы. В данном учебнике, несомненно, присутствуют разнообразные задания, способствующие развитию операций логического мышления, но заданий на построение вспомогательных моделей к текстовым задачам мало. Часто в этих заданиях не используется весь потенциал средств для развития логического мышления. Например, детям предлагается сравнить уже готовые модели к данной задаче, хотя дети могут построить модели сами, а потом их сравнить. Также в учебнике М. И. Моро преобладают модели в виде краткой записи и рисунка задачи, меньше моделей в виде чертежа и соответственно мало заданий на их сравнение. Задания на развитие умения обобщать в процессе построения моделей задач отсутствуют, комплексных заданий на развитие нескольких операций мышления и заданий на развитие умения сравнивать мало. Исходя из вышеизложенного, можно предложить дополнить данный список заданий упражнениями, способствующими развитию логического мышления младших школьников в процессе построения вспомогательных моделей к текстовым задачам. Для этого необходимо в первую очередь изучить понятие текстовой задачи и рассмотреть виды вспомогательных моделей текстовых задач. В течение ряда лет некоторые школы работают по учебнику «Математика» Аргинской И.И. дидактической системы Л.В. Занкова Многие учителя, работая по дидактической системе Л.В. Занкова, убеждаются в том, что развитие математических способностей учащихся обеспечивается, в первую очередь, развитием математического стиля мышления. Под математическим стилем мышления понимается разновидность логического мышления, отличающаяся развитыми специфическими качествами: глубиной, широтой, гибкостью, и вырабатывающаяся в процессе математической деятельности. Содержание учебника способствует развитию логического мышления учащихся. Задания, направленные на формирование умения классифицировать: Найди значения сумм: 4 + 5 6 + 7 6 + 3 7 + 5 Раздели равенства на две группы. Рассмотри схемы: Ё+Ё =Ё Ё+ Ё= В этих схемах спрятался важный признак разделения равенств на группы. Ты догадался, какой? Нарисуй такие схемы и напиши под каждой соответствующие ей равенства. Дополни каждую группу еще тремя равенствами. Соедини по образцу
  • У Даши былоКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики

    2 яблока она съела.

    ВопросКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики

  • Условие

  • Сколько яблок у Даши осталось?

  • 5 - 2 = 3 (яб)

    Решение

  • 3 яблока

    Ответ

  • 5 - 2

    Схема

  • 5 яб

    съела стало

    2 яб ?Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математикиКурсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики

    Выражение

  • Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики



Задания, направленные на развитие умения сравнивать. Объясни, почему каждый предмет может быть лишним: расчёска, шарф, тапочки. Вопрос, «Какой рисунок «лишний»?» предполагает не сколько вариантов ответа. Поставь вместо * такие цифры, чтобы неравенства были верными. 16> 1* 11< *1 *3 < 15 14 < 1* 1* > *4 Объясни, почему для некоторых неравенств подходит только одна цифра. Не выполняя действий, поставь вместо точек знаки сравнения. 9 + 8 ... 9 + 9 12 - 6 ... 12 - 8 9 + 2 ... 9 + 4 8 - 3 ... 8 - 4 В каждом неравенстве измени некоторые знаки так, чтобы знак сравнения изменился на противоположный. Постарайся найти не одно решение. Измени одну часть каждого неравенства так, чтобы получилось равенство. Попробуй составить свои «загадочные» неравенства. Задания, направленные на развитие анализа и синтеза Сложи фигуры из частей квадрата. Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики





Рассмотри картинку с грибочками. Объясни, что обозначают три белых кружочка на первой ленточке? Что обозначают 4 красных кружочка на первой ленточке? Сколько всего грибочков? Сколько всего кружочков? Как узнали? Соедини линии по образцу.
Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики
Поиск различных признаков предмета: Найди общий признак фигур по строкам и столбцам. Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики Установление закономерности и продолжение ряда по этой закономерности
Курсовая работа Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики Детям предлагается рассмотреть натуральный ряд чисел. С какого числа начинается натуральный ряд чисел? В каком порядке расположены числа? Насколько каждое следующее число натурального ряда отличается от предыдущего? Делается обобщение: натуральный ряд чисел начинается с числа 1. Каждое следующее число натурального ряда чисел больше предыдущего на 1.Затем дети, отвечая на вопросы учителя, определяют место каждого числа в натуральном ряду чисел: На каком месте в натуральном ряду чисел стоит число 6, 7, 8 и т.д. Логические задачи Составь слова и найди лишнее слово. ЖИАРФ НОЛС ЛОВК ЛОТС Как разделить поровну между двумя семьями 12 литров хлебного кваса, находящегося в двенадцатилитровом сосуде, воспользовавшись для этого двумя пустыми сосудами: восьмилитровым и трехлитровым? На одной тарелке 8 яблок, на другой 3 и на третьей 1. Надо переложить яблоки так, чтобы на всех тарелках яблок оказалось поровну. Перекладывать можно сколько угодно раз, но при каждом перекладывании разрешается брать яблоко только с одной тарелки и класть только на одну тарелку. Причем на тарелку можно класть лишь столько, сколько там есть. Дидактическая система Л.В. Занкова направлена на общее развитие школьников. Но, необходимо заметить, большинство детей с трудом овладевают начальными приемами математического мышления, что можно объяснить стихийностью развития логического мышления. Выпускники начальной школы, у которых не сформированы основные логические приемы мышления, переходя в среднее звено, сталкиваются с огромными трудностями. Работа по развитию логического мышления в этой системе требует строго определенного порядка действий, так как внутри системы логических приемов мышления существует последовательность, при которой один прием строится над другим. Итак, мы рассмотрели некоторые программы, направленные на развитие логического мышления. К сожалению, они не всегда реализуются на практике. Работа над развитием логического мышления учащихся идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевают начальными приемами мышления. Следовательно, не происходит полноценного развития младшего школьника и формирования у него логических универсальных действий, что полностью противоречит требованиям, которые предъявляются в новом стандарте образования. В соответствии с психолого-педагогическим обоснованием и анализом УМК необходимо дополнить материал учебников и разработать систему специальных заданий, направленных на формирование и развитие логического мышления учеников. 1.4 Условия развития логического мышления младших школьников Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием приобретают осознанный и произвольный характер [9, с.26]. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. Бесспорно, каждый учитель обязан развивать логическое мышление учеников. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Вместе с тем, школьная учебная практика показывает, что многие учителя начальных классов не всегда уделяют достаточного внимания развитию логического мышления и считают, что все необходимые мыслительные навыки разовьются с возрастом самостоятельно. Данное обстоятельство приводит к тому, что в начальных классах замедляется рост развития логического мышления детей и, как следствие, их интеллектуальных способностей, что не может не сказаться отрицательно на динамике их индивидуального развития в последующем. Поэтому существует объективная необходимость поиска таких условий, которые способствовали бы наиболее эффективному развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста, значительному повышению уровня освоения детьми учебного материла, совершенствованию современного начального образования, не увеличивая при этом учебной нагрузки на детей. Краткий педагогический словарь под редакцией Андреевой Г.А., Вяликовой Г.С., Тютьковой И.А. дает следующую трактовку понятия - условие - обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит. [22,с.157] В педагогических исследованиях понятие условия используется широко. Мы придерживаемся точки зрения Андреева В.И., согласно которому условие - это результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, приемов, а так же организационных форм обучения для достижения дидактических целей [3, с.57]. Таким образом, целесообразно, на наш взгляд, выделить (сформулировать) следующие условия, способствующие развитию логического мышления детей на уроках математики. Рассмотрим их. Организационные условия 1. Целенаправленное и систематическое формирование у обучаемых навыков осуществления логических приемов (С.Д. Забрамная, И.А. Подгорецкая и др.); 2.Обеспечение преемственности между детским садом и школой. 3.Организация развивающей среды. Психолого-педагогические условия 1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. 2. Учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний. 3. Реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов к развитию логического мышления. Методические условия 1.Подбор специальных заданий по математике направленных на развитие логического мышления младших школьников. Педагогическими условиями развития логического мышления у детей младшего школьного возраста является, прежде всего, использование различных средств и методов. В.А. Сухомлинский писал: "…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал" [35, с.90]. «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить», - писал Ф.А. Дистервег. Очень важно, чтобы способ мышления учащихся основывался на исследовании, поисках, чтобы осознанию научной истины предшествовало накопление, анализ, сопоставление и сравнение фактов [15,с.158]. «Любой метод плохой, - писал А. Дистервег, - если приучает ученика к простому восприятию или пассивности, и хороший в той мере, в какой пробуждает в нем самодеятельность» [15,с.128]. Процесс обучения предполагает целенаправленное управление мыслительной деятельностью учащихся, что приводит к продвижению учеников в их умственном развитии. Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, нужно демонстрировать сложную картину поиска решения, всю трудность этой работы. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения решения. Как результат - ими легче осваиваются причины ошибок, затруднений, оценивается найденный способ решения и ход логических мыслей, а без этого знания не могут перейти в убеждения. Системное развитие логического мышления должно быть неотрывно от урока, каждый ученик должен принимать участие в процессе решения не только стандартных заданий, но и задач развивающего характера (активно или пассивно). Необходимо на уроках систематически использовать задачи, способствующие целенаправленному развитию логического мышления учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности. Эффективное развитие логического мышления у учащихся невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов. В качестве средств развития логического мышления могут выступать занимательные задачи (задачи «на соображение», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи). Как известно, развитие ребенка происходит только в процессе деятельности; чем активнее деятельность, тем успешнее развитие. Следовательно, логическое мышление не может развиваться вне активной деятельности самого школьника и не получит своего развития без его собственных усилий. Это означает, что важнейшее условие развития логического мышления младших школьников - вовлечение их в активную поисковую деятельность.



Заключение Теоретическое исследование проблемы развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе приведенное в главе I, позволило сформулировать следующие выводы:

  1. Анализ исследований, посвященных проблеме развития логического мышления младших школьников, позволил выделить основные особенности мышления детей этого возраста: мышление младшего школьника носит в основном конкретно-образный характер, его развитие идет от наглядно-действенного к конкретно-образному и от него к понятийному. На основе данного вывода было сделано предположение о том, что именно эти особенности мышления должны определять логику построения системы развития логического мышления младшего школьника.
  2. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что педагоги и психологи сходятся во мнении о том, что логика мышления не дана человеку от рождения. Он овладевает ею в процессе жизни, в обучении. При отсутствии специальной педагогической работы может не только не происходить развитие логического мышления, но и наблюдаться его деградация. Поэтому целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников необходима и должна быть специально организована.
  3. Представленный в исследовании анализ существующих систем, направленных на развитие логического мышления младших школьников, показал, что они не соответствуют принципу личностно-ориентированного подхода к обучению, поскольку не учитывают наглядно-образный вид мышления младших школьников, содержат много текстовой информации, плохо воспринимаемой детьми данного возраста. Также можно отметить, что большая часть заданий во всех рассмотренных системах представляет собой задания классификационного характера, где классификации проводятся по различным, причем, не только существенным признакам. Такое построение системы развития логического мышления младших школьников может, с одной стороны, вызвать отрицательные последствия в виде угнетения процесса развития полноценного наглядно-образного мышления, к формированию вербализма и к формальному усвоению содержания обучения. А с другой стороны, перенасыщение материала для работы с младшими школьниками заданиями классификационного характера может привести к преимущественному развитию так называемого комбинаторного мышления, что не является аналогом полноценного логического мышления. В дальнейшем оба этих результата, как правило, ведут к труднопреодолимым и некомпенсируемым деформациям процесса развития понятийного мышления взрослеющего человека.
4.Возникает необходимость подобрать специальный комплекс заданий по математике, направленный на развитие логического мышления младших школьников. В начале нашего исследования мы поставили перед собой ряд задач. Сейчас мы можем сказать, что: 1. Уровень разработанности этого вопроса в психолого-педагогической литературе нами исследован. 2. Изучены особенности развития логического мышления у детей младшего школьного возраста. 3. Проанализированы приемы развития логического мышления в современных УМК Исходя из этого, мы можем утверждать, что цель и задачи нашего исследования достигнуты и решены.



Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М.: Просвещение, 1988.-162с.
  2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Академия, 2006.- 464с.
  3. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособности личности менеджера. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2007. - 208 с.
  4. Артемов А.К. Развивающее обучение математики в начальных классах. - Самара: СГПУ, 1997.- 120с.
  5. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург: «Деловая книга».1999г. -340с.
  6. Блонский П.П. Память и мышление. Изд.2. - М.: Академия, 2007. - 208 с.
  7. Веккер М.Л. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. Издательство «Смысл». Москва, 1998. - 344с.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1991.
  9. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997,144с.
  10. Гальперин П.Я. Введение в психологию./ П.Я.Гальперин. - Москва: 1976. - 120с.
  11. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в современной психологии. - М.: Просвещение, 1966. С.236-277.
  12. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. - М.: МГУ 1985.- 145с.
13. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 2001. - 167с. 14. Дубровина И.В. Данилова Е.Е. и др. Психология: Учебник для студ. Сред. Пед.учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464с. 15. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: «Учпедгиз». 2006 г. - 203с. 16. Железовская Г.И., Пилюгина С.А. Интеллектуальное развитие личности. Саратов: «Слово». 2000 г. - 128с. 17. Занков Л.В. О начальном обучении. - М.: АПНРСФСР, 1963. - 199с. 18. 3ак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет. М.: «Интерпракс». 2004 г. 408с. 19. Исаева Э.Г. Стандарты развития младшего школьника: Методическое пособие. Махачкала: ДИПК ПК. 2003 г. - 233с. 20. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе.Учебное пособие для студентов факультета начальных классов иучащихся педагогических училищ. М.: «Просвещение». 2002 г. - 253с. 21. Косма Т.В. Мышление младшего школьника.- Киев,1971.-48 с. 22. Краткий педагогический словарь / Г.А. Андреевой, Г.С.Вяликовой, И.А.Тютьковой. - М.: Дрофа, 2007. - 192 с. 23. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк. 2009 г. - 67с. 24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с. 25. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр пед. поиск, 2002. -160 с. 26. Люблинская А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшегошкольника. Ленинград: 2008 г. - 342с. 27. Маклаков А.Г. Общая Психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»). 28. Махмутов М.И. Современный урок. М.: «Педагогика». 2005 г. -184 с. 29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456с. 30. Петровский А.Г., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. Стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с. 31. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/ Пер. с фр. И англ.; Сост., ком., ред. Перевода В.А.Лукова. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 528с. 32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007.- 713 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»). 33. Столяр А.А. Педагогика математики. - Минск, Высшая школа,1986. 34. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.2/Сост. О. С. Богданова, В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1980. - 384с. 35. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство «Радянська школа». Киев, 1973. - 145с. 36. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. / Н.Ф.Талызина. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 288с. 37. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, "Гринго", 1995. - 240с. 38. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1974. 39. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 416 с. 40. Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. - М.: Просвещение, 1983.


© 2010-2022