- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии, автор Е. А. Лутцевой и Т. П. Зуевой (1 класс)
Рабочая программа по технологии, автор Е. А. Лутцевой и Т. П. Зуевой (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кулешова Е.Б. |
Дата | 18.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа №1
Утверждаю
Директор МАОУ Апрелевской
средней общеобразовательной школы №1
_____________Д.В. Борисов
«____»________________2015 г.
Рабочая программа по технологии
1 «Г» класс
Составитель Кулешова Евгения Борисовна
учитель начальных классов
2015 год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по технологии составлена на основе программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: • с рекомендациями образовательной программы начального общего образования («Технология» для 1 классов Е.А. Лутцевой и Т.П. Зуевой, - 3 -е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 95 с. : ил. - (Школа России).
УМК включает в себя: 1. Лутцева Е.А. Технология. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Лутцева Е.А., Зуева Т.П., - М.: Просвещение, 2015. 2. Лутцева Е.А. Технология. 1 класс: рабочая тетрадь / Лутцева Е.А., Зуева Т.П., - М.: Просвещение, 2015. 3. Лутцева Е.А. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Лутцева Е.А., Зуева Т.П., - М.: Просвещение, 2015. 4. Лутцева Е.А. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие Цель изучения курса технологии - развитие социально-значимых личностных качеств, приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека. Задачи: - стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств; - формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности, художественно-конструкторской деятельности; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач); - развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; - развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; - ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития; - овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск необходимой информации в словарях, каталоге библиотеке.
2. Общая характеристика учебного предмета
Представленный курс закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать обучающимся первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека. Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика, что, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления: - с математикой; - с окружающим миром; - с родным языком; - с литературным чтением; - с изобразительным искусством.
3. Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Технология» в 1 классе отводится 1ч. в неделю - 33ч (33 учебные недели). На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом учебного плана школы реализуется программа базового уровня. Согласно п.2.9.5 Санитарных правил 2.4.2 782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", введенных приказом Минздрава России от 6 августа 1999 года N 309, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока 35 минут каждый. В письме "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" сказано: "...в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми". Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса: урок-выставка, урок-игра, урок- КВН, урок-экскурсия, урок - заочная экскурсия, урок-сказка и т.д.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы: с изобразительным искусством - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна; - с математикой - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами; - с окружающим миром - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций; - с родным языком - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов); - с литературным чтением - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - положительно относиться к учению; - понимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников; - чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности; - чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, себя; - бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников; - осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека; - с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность; - под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:
- принимать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалов и инструментов;
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;:
- ориентироваться в материале на страницах учебника
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию:
- делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.
- слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
- К концу учебного года учащиеся первого класса должны знать:
- условные обозначения, применяемые при обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
- правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
- способы и приёмы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы).
- организовать своё рабочее место;
- пользоваться ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иглой;
- составлять композицию с учётом замысла;
- решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;
- выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани - с помощью выкройки;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- выполнять стежки швами «вперёд иголку» и «за иголку»;
- конструировать из природных материалов на основе приёмов скручивания, скрепления, нанизывания;
- пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность.
6. Содержание учебного предмета
Природная мастерская. Рукотворный и природный мир города и села. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии. Семена и фантазии. Фантазии из шишек, желудей, каштанов. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить? Пластилиновая мастерская. Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум. Бумажная мастерская. Мастерская Деда мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год и Рождество. Бумага и картон. Какие свойства бумаги и секреты картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Как изготовить аппликации? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Наша армия родная. Ножницы. Что ты о них знаешь? Весенний праздник. Как сделать подарок - портрет? Шаблон. Для чего он нужен? Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они? Текстильная мастерская. Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла - труженица. Вышивка. Прямая строчка.
7. Тематическое планирование
№ п/п Тема. Количество часов
1 Природная мастерская.
8 ч
2 Пластилиновая мастерская.
4 ч
3 Бумажная мастерская.
15ч
4 Текстильная мастерская.
6 ч ИТОГО
33ч
Календарно - тематическое планирование
3№ п/п
Наименование разделов и тем
Практическая часть
Характеристика деятельности ученика
Дата
План
Факт
1 триместр
-
Природная мастерская 8 ч.
1-2
Урок - сказка.
Рукотворный и природный мир города и села
с.5-7
Работа в рабочей тетради
с.3-4
Выявить знания об окружающем мире; учить работать с информацией-учебником и рабочей тетрадью; развивать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать по общему признаку. Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения; конструкции и образы объектов природы и окружающего мира; развивать умение наблюдать. 4.09.15
11.09.15
3
Урок-экскурсия На земле, на воде и в воздухе с.8
Работа в рабочей тетради с. 5
Выявить знания о профессиях и видах транспорта; развивать умение наблюдать, классифицировать по признаку принадлежности, учить делать выводы. 18.09.15
4
Урок -экскурсия в природу.
Природа и творчество. Природные материалы.
с. 9
Работа в рабочей тетради с.6
Засушивание листьев с. 80 учебник
Познакомить с понятиями «материал», «природные материалы», Знать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье; умение различать деревья; видеть красивое. Знать понятия «технология», «материалы», «инструменты», «приспособления», «графические обозначения», «свойства»; умение пользоваться этими терминами. 25.09.15
5
Урок-беседа.
Листья и фантазии.
Семена и фантазии с. 9-11 С. 80
Поделка из семян.
Работа в рабочей тетради с.11
Дать представление о мире природы и о предметном мире, созданном человеком; показать красоту окружающего мира; формировать представления о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей.
Общее представление о материалах и инструментах, познакомить с приемом точечного наклеивания листьев. Подбор сюжета композиции, подбор листьев для композиции, составление композиции, наклеивание больших, затем маленьких деталей, сушка под прессом. Конструирование, соединение деталей. 2.10.15
6
Урок-путешествие. Веточки и фантазия.
Фантазии из шишек, желудей, каштанов
с. 12-13
Работа в рабочей тетради с. 6 16.10.09
7
Урок-игра.
Композиция из листьев. Что такое композиция?
с. 14-15
Композиция из листьев.
Р. т.- с.7 (22-23) 23.10.15
8
Урок-беседа.
Орнамент из листьев. Что такое орнамент?
Природные материалы. Как их соединить? Проверим себя
с.16-20
Орнамент «Осень»
Поделки из природных материалов.
30.10.09
2. Пластилиновая мастерская 4 ч.
9
Урок-сказка.
Материалы для лепки. Что может пластилин?
с. 22-23
Секреты пластилина.
«Бабочка»
Р. т.- с.9
Общее представление о пластилине, приемах лепки. Украшение фигур. Развитие глазомера, мелкой моторики рук, работать с опорой на образец.
Выявление способов лепки и соединение деталей игрушек из пластилина. Сравнивание соединения деталей. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. 6.11.15
10
Урок-сказка.
В мастерской кондитера. Как работает мастер? с. 24-25
«Печенье» Р. т.- с.9 13.11.15
2 триместр
11
Урок-игра
В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?
с. 26-27
Пластилиновая живопись «Рыбки»
Р. т.- с.10 (26-27)
Общее представление о пластилине, приемах лепки. Украшение фигур. Развитие глазомера, мелкой моторики рук, работать с опорой на образец.
27.11.15
12
Наши проекты. Аквариум.
Проверим себя.
с. 28-30
«Аквариум»
Выставка работ.
Выявление способов лепки и соединение деталей игрушек из пластилина. Сравнивание соединения деталей. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. 4.12.15
3. Бумажная мастерская - 15 ч.
13
Урок-игра
Мастерская Деда мороза и Снегурочки
с. 32-33
Изготовление елочных игрушек из бумажных полос. Р. т.- с.13(27)
Различают виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон. Их свойства: цвет, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Способы соединения с помощью клея ПВА. Знать: - виды и свойства бумаги; - способы соединения бумаги; - последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия.
11.12.15
14
Наши проекты. Скоро Новый год и Рождество.
с. 34-35
Изготовление елочных игрушек из бумажных полос. Р. т.- с.12 (7) 18.12.15
15
Урок-сказка
Бумага и картон. Какие свойства бумаги и секреты картона? с. 36-39
Секреты бумаги и картона. 25.12.15
16
Урок-игра
Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? с. 40-41
Фигурки оригами.
Р. т.- с.14-15
Уметь работать с шаблоном и цветной бумагой; закрепить навыки разрезания ножницами бумаги и картона; совершенствовать навыки работы с инструментами (карандаш, ножницы, кисть), раскрыть содержание термина «оригами», «аппликация» понятия «шаблон». Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА. Правильная организация рабочего места и рациональное размещение необходимых материалов.
15.01.16
17
Урок-путешествие
Обитатели пруда. Как изготовить аппликации?
с. 42-43
Кто живет в пруду?
Р. т.- с.16 22.01.16
18
Урок-сказка
Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок?
с. 44-45
Бумажный зоопарк.
Р. т. - с.17
29.01.16
19
Урок-беседа
Наша армия родная.
с. 46-47
Кораблик.
Р. т. - (2)
Умение работать с картоном, цветной бумагой; умение пользоваться ножницами. Выполнение и распределение обязанностей в группе.
5.02.16
20
Урок-сказка
Ножницы. Что ты о них знаешь?
с. 48-49
Резанная мозаика.
Р. т. - (3)
Ознакомление работы ножницами, правилами вырезания из бумаги. Повторение работы с клеем. Наблюдение за работой учителя. Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда 12.02.16
21
Весенний праздник. 8 марта.
Урок-игра
Как сделать подарок -портрет?
с. 50-51
Мамин портрет.
Р. т.- (6-7)
Закрепить приемы работы: сгибание, складывание, резание по прямой линии, вырезание ножницами, наклеивание, распределение деталей. Формировать навыки с работы с креповой бумагой. Развивать пространственное воображение; раскрыть содержание понятий «орнамент», «колорит», «базовая форма», «складка»; умение пользоваться терминами; умение планировать и организовывать свою работу.
19.02.16
3 триместр
22
Урок-сказка
Шаблон. Для чего он нужен?
с. 52-53
Аппликация «Праздник цветов»
Р. т.- (10-11)
Ознакомление работы по шаблону. Вырезание шаблону. Конструирование на основе шаблонов. Освоение работы с клеем, соединение деталей. Наблюдение за работой учителя. Выполнять
технику «гармошка». Навыки составления орнамента в полосе.
Действовать по плану учебника. Соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. Умение планировать и организовывать свою работу.
4.03.16
23
Урок-беседа
Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги?
с. 54-55
«Бал бабочек». 11.03.16
24
Урок-игра
Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? С56-57
Изготовление закладки с орнаментом Р. т.- с 20 (11, 19) 18.03.16
25
Образы весны.
Урок-сказка
Какие краски у весны? с. 58-59
Аппликация «Подснежник и тюльпан»
Р. т.- (14) 25.03.16
26
Урок-путешествие
Настроение весны. Что такое колорит?
с. 60-61
Рамка для картины.
Р. т.- (15) 1.04.16
27
Урок-игра
Праздники и традиции весны. Какие они?
Проверим себя.
с. 62-64
Корзинка для пасхального яйца. Р. т.- с. 23 8.04.16
4. Текстильная мастерская 6 ч.
28
Урок-сказка
Мир тканей. Для чего нужны ткани? с. 66-67
Маковые узелки.
Р. т.- с.24 (30)
Знакомство с основными инструментами и приспособлениям и для шитья, с видами ниток, с видами ткани; развивать мышление, внимание, воображение, глазомер; раскрыть содержание понятий «ткань», «вышивка», «стежок»; воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к одежде и внимание к своему внешнему виду.
Приемы безопасного обращения со швейными иглами и булавками. Работа с опорой на графическую инструкцию. Основные свойства тканей: толщина, прочность, эластичность. Подготовка рабочего места при работе с тканью. Безопасное использование и хранение режущих и колющих инструментов (ножницы, иглы). 22.04.16
29
Урок-игра
Игла труженица. Что умеет игла?
с. 68-69
Игольница.
Р. т.- с 25 (11) 29.04.16
30
Урок-беседа
Вышивка. Для чего она нужна.
с. 70-71
Изготовление изделия с вышивкой строчкой прямого стежка.
Р. т. - с 26 6.05.16
31-32
Урок-сказка
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?
Изготовление изделия с вышивкой строчкой прямой стежкой. Закладка, салфетка.
Отделка (изделия, деталей) прямой строчкой. Готовность к сотрудничеству и дружбе. обращения со швейными иглами и булавками. Работа с опорой на графическую инструкцию. Овладение навыком самоконтроля при работе с опасными инструментами. Основные свойства тканей: толщина, прочность, эластичность. Подготовка рабочего места при работе с тканью. Безопасное использование и хранение режущих и колющих инструментов (ножницы, иглы). 13.05.16
20.05.16
33
Проверим себя.
с. 74-75
Закрепление изученного материала. Совершенствовать умение пользоваться терминами; 27.05.16
Итого:
33
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса I. Печатные пособия. 1. Лутцева Е.А. Технология. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Лутцева Е.А., Зуева Т.П., -М.: Просвещение, 2015. 2. Лутцева Е.А. Технология. 1 класс: рабочая тетрадь / Лутцева Е.А., Зуева Т.П., -М.: Просвещение, 2015. 3. Лутцева Е.А. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Лутцева Е.А., Зуева Т.П., -М.: Просвещение, 2015. II. Интернет-ресурсы. 1. Различные подделки proshkolu.ru/user/smirnova1968/folder/1013656/ III. Материально-технические средства. 1. Компьютерная техника, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Согласовано Заместитель директора по УВР _________В.Г. Бигилева «____» __________________2015 г
Согласовано на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол от «____» __________________2015 г. №___