- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект занятия по шахматам Веселые фигуры
Конспект занятия по шахматам Веселые фигуры
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванов Ю.П. |
Дата | 09.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
"ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРЫ"
Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
1. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.
2. Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Соревноваться? Тему игры вы узнаете, если отгадаете, что находится в волшебной коробке.
На квадратиках доски
Короли свели полки
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
Король с королевой живут без корон
Ладья без весел, без хобота слон,
Конь без копыт, седла и уздечки
А рядовые - не человечки.
- Отгадали. Это - шахматы.
- Давайте устроим соревнования, кто наберет больше жетонов, тот будет объявлен победителем.
1. «Волшебный мешочек» дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахматную фигуру.
2. «Отгадайка»
Дети отгадывают загадки:
Шагаем лишь вперед, а не наоборот.
По чину нам положен один короткий шаг.
Зато назад не может нас передвинуть враг.
Стою на краю. Путь откроют - я пойду.
Только прямо хожу, как зовут, не скажу.
Не живет в зверинце, не берет гостинца.
По косой он ходит, хоботом не водит.
Прыгнет он - подковы звяк.
Необычен каждый шаг,
Буква Г и так и сяк.
Видимо, она упряма, если ходит только прямо.
Не петляет прыг да скок, не шагнет наискосок.
Так от края и до края может двигаться она.
Эта башня боевая не уклюжа, но сильна.
3. Игра "Собери доску":
16 лент (8 белых, 8 черных) помогите сложить шахматную доску.
4. "Блиц - вопрос":
- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)
- Без какой фигуры не бывает игры? (король)
- Где возникли шахматы? (Индия)
- Как пешке укрыться от чернопольного коня? (встать на белое поле)
- Что такое шах?
- Что такое мат?
- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)
- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)
5. Эстафета "Расставь фигуры": на скорость - бег и правильная расстановка фигур в первоначальное положение.
6. «Доскажи словечко»
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди -
Оба угла занимают …
Рядом с ладьями … видны.
Рядом с конями встали ...
Кто ж в середине - …
Самые главные в войске своем.
7. Игра "Что изменилось": на доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет.
Подведение итогов. Награждение участников.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть -
Сильным шахматистом можно стать!
ЦЕЛИ урока:
познакомить дошкольников в игровой форме с историей шахмат;
дать представление о шахматной доске, шахматных полях, шахматных фигурах;
вызвать у детей интерес к игре в шахматы.
ОБОРУДОВАНИЕ: декорация "Шахматное королевство", большая шахматная доска, шахматные фигуры, "шапочки" для детей с изображением шахматных фигур.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: проведение "Шашечного турнира", определение победителей.
УЧАСТНИКИ ДОСУГА:
Ведущий
Королева
Король
Старик Хоттабыч
Шахматные фигуры - дети
ХОД ДОСУГА
ВЕДУЩИЙ: Сегодня, ребята, мы пригласили вас в этот зал, чтобы совершить волшебное путешествие в Королевство Шахмат. Все вы знаете эту игру, но мало кто умеет играть.
Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Конь с ферзем дополнит ряд,
Пешек их прикрыл отряд,
Вот и армия в строю,
Не уронит честь в бою.
ПОД МУЗЫКУ ПОЯВЛЯЕТСЯ СТАРИК ХОТТАБЫЧ, ПРИГОВАРИВАЯ ЗАКЛИНАНИЯ И ОГЛЯДЫВАЯСЬ.
СТ. ХОТ.: О, отрада для моего сердца, какое ослепительное великолепие, я попал в дивный сад, а это (указывая на детей) - цветы жизни!
Приветствую вас, о, отроки и мудрейшие из мудрейших, славные воспитатели! Тысячу лет я просидел в глиняном кувшине прежде, чем услышал сладкие слова для моих ушей: "ШАХМАТЫ!". Это же великая игра царей, настоящее военное сражение. Вы умеете играть в шахматы?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВЕДУЩИЙ: Немногие из детей владеют этим мастерством, но все хотят научиться.
1-й РЕБЕНОК:
У кого же мне узнать,
Кто мне может подсказать,
Где могу я научиться
Сильно в шахматы играть?
Папа мне сказал:- Сынок,
Иди в шахматный кружок.
Там научишься играть.
И возможно, будешь многих
Через время побеждать.
2-Й РЕБЕНОК:
Эта древняя игра
Так коварна и хитра,
Что без знания секретов
Не придёт побед пора.
Чтобы в шахматы играть
Нужно всё о них узнать,
Как различные фигуры
Перед боем расставлять.
Помнить, как их называть
И куда переставлять.
Строго правила игры
Соблюдать и уважать.
/ЩербаковГ./
Старик Хоттабыч: Вам несказанно повезло, мои драгоценные дети, я лучший знаток этой древнейшей игры, я познакомлю вас с шахматными фигурами, но все по порядку.
Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король-
Его хранит отряд.
Давайте познакомимся с шахматными фигурами.
ПОД МУЗЫКУ ВХОДЯТ КОРОЛЬ И КОРОЛЕВА.
КОРОЛЕВА: Вот властелин идет, Король.
КОРОЛЬ: Но правит все же Королева.
Мы партии познаем соль
Когда найдем защиту слева.
КОРОЛЕВА: Мой Король - отважный воин
Пешке помогать идет.
Ее грудью защищает
И в обиду не дает.
У меня есть и другое название - ФЕРЗЬ, что в переводе значит "советник". Я могу рассказать о всех фигурах шахматного королевства.
ВХОДИТ " ПЕШКА". СТАРИК ХОТТАБЫЧ РАССТАВЛЯЕТ ФИГУРЫ НА ДОСКЕ.
Хоть пешка ростом и мала,
Имеет очень скромный вид.
Но в злобе так она сильна,
Себя всегда героем мнит.
ВХОДИТ " КОНЬ".
Конь шахмат - вовсе и не конь.
Он мудрый, хитрый дипломат.
И скачет буквой хитрой он.
И объявить желает мат.
ПОЯВЛЯЕТСЯ " СЛОН".
Лишь одноцветные поля
Слона в походе привлекали.
Он на чужого короля
Нацелен по диагонали.
ВХОДИТ "ЛАДЬЯ".
Её манёвр - сплошной кроссворд.
Горизонтали, вертикали...
Ладье по нраву - "тихий" ход,
Но вот - удар, и враг в печали!
Старик Хоттабыч: Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. Шахматы.
Старик Хоттабыч :Вот вам еще несколько загадок.
На каких полях ничего не растет? (шахматных)
Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
В каких клетках не держат зверей? (шахматных)
Какой формы шахматная доска? (квадратная)
Закончите строку:
Скоро бой. И ждет войска
Деревянная (доска).
Раздался голос Короля
Найдите на доске (ферзя)
Молодцы!
Старик Хоттабыч: Шашки - игра тоже очень древняя, играют в нее тоже на шахматной доске, но по другим правилам и другими фигурами. Есть среди вас ребята, которые принимали участие в шашечном турнире. Мы хотим поздравить их, пожелать удачи в освоении более сложной игры, с фигурами которой мы познакомились, - шахмат.
НАГРАЖДЕНИЕ.
Старик Хоттабыч : Пора прощаться. Я снова появлюсь у вас, как только в вашем прекрасном детском саду состоится шахматный турнир.
ВЕДУЩИЙ: Ребята, старик Хоттабыч не знает, что в нашем современном мире играть в шахматы могут на только люди, но и умные машины - компьютеры, которые иногда обыгрывают мастеров по игре в шахматы. Вы сегодня очень много узнали, побывав в Королевстве Шахмат. Расскажите родителям о том, что вам понравилось, и попросите их научить вас играть в шахматы.