Рабочая программа по Окружающему миру по учебнику Плешакова А. А. 2 класс. Школа России. ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 31

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ СШ №31

Протокол №

__________________________

___________О.Ю. Басистюк

от « » августа 2015 г.

« » августа 2015 г.

Приказ от « »_________2015г.


Рабочая программа


Наименование учебного предмет «Окружающий мир»

Класс 2а

Учитель Степина Т.М.

Срок реализации программы, учебный год 2015-2016 уч.г.

Количество часов по учебному плану

всего 68 часов в год; в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе примерной программы начального образования М.: Просвещение 2011 и программы общеобразовательных учреждений Плешакова А.А..« Окружающий мир» для 1-4 кл. 2011 г., (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год)

Учебник « Окружающий мир » Плешакова А.А. 2014 г. Рекомендован Министерством образования и науки РФ

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составила Степина Татьяна Михайловна _________________________________________________________________________________________________подпись расшифровка подписи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе: 1. Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (2009г.). 2. Авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. 3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования Цели изучения курса: - формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества. Основные задачи содержания курса: 1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика предмета «Окружающий мир: Мир вокруг нас». Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮШИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч. в неделю. Программа во 2 классе рассчитана на 68 часов в год ( при условии количества учебных недель - 34), 2 часа в неделю. На основании чего и составлен тематический план, представленный в данной рабочей программе.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Проектная деятельность

Проверочные работы

Практические работы

1.

Раздел «Где мы живём?»

4

«Родной город»

1

-

-

2.

Раздел «Природа»

20

«Красная книга» или «Возьмем под защиту»

1

4

1

3.

Раздел «Жизнь города и села»

10

«Профессии»

1

-

1

4.

Раздел «Здоровье и безопасность»

9

-

1

1

-

5.

Раздел «Общение»

7

«Родословная»

1

-

6.

Раздел «Путешествие»

18

«Города России»,

«Страны мира»

1

-

1

Итого:

68

6

6

5

3


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Проверочные работы

1

1

3

1

Практические работы

2

2

-

1

Проекты

1

2

1

2

Экскурсии

1

1

-

1











ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮШИЙ МИР»


  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮШИЙ МИР» Личностные результаты: 1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; ̺ 4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

2класс

Раздел «Где мы живем»( 4 ч. )

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные - все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Раздел «Природа»( 20 ч.) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце - источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Раздел «Жизнь города и села» (10 ч.) Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Раздел «Здоровье и безопасность»( 9ч. ) Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности. не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Раздел «Общение»(7 ч. ) Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Раздел «Путешествия»( 18ч. ) Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности. равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

Основные вопросы и понятия

Планируемые результаты

Примечание

план

факт

предметные

Где мы живем. (4 ч)

Р.:Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

П.: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

К.: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.



1

Родная страна.

1

1.09


Государственная символика: флаг, герб, гимн России Имя родной страны - Россия, или Российская Федерация. Государственные символы РФ: герб, флаг, гимн. Россия - многонациональная страна. Государственный язык Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять; различать государственные символы России, отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации; анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; обсуждать, почему народы России называются братскими; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

2

Город и село.

Проект «Родной город (село)».

1

5.09


Город, село, основные отличия города от села

особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе.

Проект "Родной город". Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; работать в паре: сравнивать городской и сельские дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ; рассказывать о своём доме по плану; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

3

Природа и рукотворный мир.

1

8.09


Объекты живой и неживой природы: люди, животные, здания, машины и т.д. Отличие объектов природы от объектов рукотворного мира, наше отношение к миру. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; приводить примеры объекты природы и предметы рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради; работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Где мы живём".

1

12.09



Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Природа (20 часов)

Р.-: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

П.: Строить речевое высказывание, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков, строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить опыты, описывать изученные явления природы, проводить несложные наблюдения: научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь, рассказывать о них и делать выводы, наблюдать звёздное небо, сопоставлять иллюстрации с описанием; использовать модели. осуществлять поиск необходимой информации , используя различные источники, осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека, научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни, использовать знаково-символические средства, в том числе модели, ; научатся анализировать схемы, устанавливать причинно-следственные, строить рассуждения, структурировать знания.

К.: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнёра, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, формулировать собственное мнение и позицию.


5 Неживая и живая природа.

1

15.09


Солнце, воздух, вода, растения, животные - окружающая нас природа. Первоначальные представления о живой и неживой природе, связи между неживой и живой природой.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; классифицировать объекты природы по существенным признакам; различать объекты неживой и живой природы; приводить примеры объектов живой и неживой природы; устанавливать связи между живой и неживой природой; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

6 Явления природы. Практическая работа №1.

1

19.09


Природные явления. Сезонные изменения в природе. Термометр - прибор для измерения температуры. Виды термометров Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, как о природных явлениях; практическая работа: знакомиться с устройством термометра, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

7 Что такое погода.

1

22.09


Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. Измерение и запись температуры. Опыты с природными объектами. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель); сопоставлять научные и народные предсказания погоды. .

8

Осенняя экскурсия.

1

26.09


Что такое окружающий мир. Как человек познаёт общество, природу и самого себя. Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

9 В гости к осени.

1

29.09


Особенности времён года. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу; рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

10 Звёздное небо.

1

3.10


Земля - планета. созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; находить на рисунке знакомые созвездия; сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

11 Заглянем в кладовые земли. Практическая работа №2.

1

6.10


Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Понимание связи живой и неживой природы. Горные породы и минералы. Гранит и его состав.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; различать горные породы и минералы; работать в паре: приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

12 Про воздух. Опыт № 1

1

10.10


Чистый воздух и его необходимость для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами. Воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека; описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека; работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха в родном крае; наблюдать небо, описывать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. .

13 И про воду. Опыт № 2

1

13.10


Твёрдые, жидкие и газообразные вещества. Разные состояния воды. Вода в природе. Охрана воды. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; рассказывать о значении воды для растений, животных и человека; описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека; работать со взрослыми: находить информацию об охране воды в родном крае; наблюдать водные пейзажи, описывать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте воды; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

14

Какие бывают растения.

Практическая работа №3.

1

17.10


Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; устанавливать по схеме различия между группами растений; работать в паре: называть и классифицировать растения; осуществлять самопроверку.

15

Какие бывают животные.

1

20.10


Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; сравнивать животных (лягушек и жаб), выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

16

Невидимые нити.

1

24.10


Связь между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей природой. Необходимость сохранения "невидимых" нитей.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными; работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

17

Дикорастущие и культурные растения.


1

27.10


Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения. Легенды о растениях.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

18



















Дикие и домашние животные.

1

31.10


Деление на диких и домашних животных. Особенности жизни, питания, ухода, выращивания детёнышей. Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сравнивать и различать диких и домашних животных, работать в паре: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними; сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животным; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

19

Комнатные растения.

Практическая работа №4.

1



Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдение в ближай-шем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

20

Животные живого уголка.

1



Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними, о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы.

21

Про кошек и собак.

Практическая работа №5.

1



Ответственность за животных, бережное отношение к ним. Наиболее распро-странённые породы кошек и собак. Отработка приёмов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка. Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника; обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу; работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце).

22 Красная книга.

1



Правила поведения в природе. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённые в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растениях или животном из Красной книги России.

23

Будь природе другом. Проект "Красная книга, или возьмем под защиту".

1



Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Что угрожает природе. правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; знакомиться с Правилами природы.

24

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Природа"

1



Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность /неправильность предложенных ответов, бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Жизнь города и села. (10 ч)


Р.-: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

П.: Строить речевое высказывание, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков, строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить опыты, описывать изученные явления природы, проводить несложные наблюдения: научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь, рассказывать о них и делать выводы, наблюдать звёздное небо, сопоставлять иллюстрации с описанием; использовать модели. осуществлять поиск необходимой информации , используя различные источники, осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека, научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни, использовать знаково-символические средства, в том числе модели, ; научатся анализировать схемы, устанавливать причинно-следственные, строить рассуждения, структурировать знания, научатся основам смыслового чтения познавательных текстов, работать с текстом, делать выводы. умение структурировать знания.

К.: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнёра, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, формулировать собственное мнение и позицию, осуществлять взаимоконтроль, договариваться и приходить к общему решению

25

Что такое экономика.

1



Человек - член общества. Составные части экономики. Деньги. Современные деньги разных стран. Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; определять по фотографии деньги разных стран.

26 Из чего что сделано.

1



Это всё из глины. Как рождается книга? Как делают шерстяные вещи? Чудеса из глины. Как дерево стало бумагой. Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; классифицировать предметы по характеру материала, работать в паре: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ.

27 Как построить дом.

1



Этапы строительства дома. Названия профессий и строительных машин. Строительство в городе и селе. Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах.

28

Какой бывает транспорт.

1



Человек - член общества. Понятие «транспорт». Виды транспорта: наземный, подземный, пассажирский, воздушный, водный, грузовой, специальный, личный, общественный. Как человек научился плавать и летать. Первоначальные представления об истории развития транспорта.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида); запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

29

Культура и образование.

1



Понятие о культурных и образовательных учреждениях. Названия профессий в сфере культуры и образования. Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образование (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России - Кунсткамер Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования; обсуждать роль учреждений в нашей жизни; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

30

Все профессии важны. Проект "Профессии"

1



Названия профессий. Особенности труда людей родного края. Важность и значимость каждой профессии. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; рассказывать о труде людей известных профессий, о профессиях своих родителей; обсуждать роль людей различных профессий в жизни; В ходе проекта дети учатся: распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал); подбирать фотографии из семейных архивов; интервьюировать респондентов об особенностях их профессий; презентовать работы; оценивать результаты выполнения.

31

Зима. Экскурсия в школьный парк.

1



Особенности времён года (на основе наблюдений). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки зимы в неживой природе. Жизнь птиц зимой. Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; наблюдать над зимними погодными явлениями; обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; определять деревья по их силуэтам и описаниям; распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, и следы животных; наблюдать поведение птиц.

32 В гости к зиме.

1



Характерные признаки зимы в неживой природе. Установление связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Зимние явления в неживой и живой природе

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в "Научном дневнике", подкармливать птиц.

33

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Жизнь города и села"

1



Особенности жизни в городе и в селе Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность - неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

34

Презентация проектов "Родной город" "Профессии".

1



Различные виды профессий. Достопримечательности города. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других.

Здоровье и безопасность. (9 ч)

Р.-: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

П.: Строить речевое высказывание, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков, строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить опыты, описывать изученные явления природы, проводить несложные наблюдения: научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь, рассказывать о них и делать выводы, наблюдать звёздное небо, сопоставлять иллюстрации с описанием; использовать модели. осуществлять поиск необходимой информации , используя различные источники, осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека, научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни, использовать знаково-символические средства, в том числе модели, ; научатся анализировать схемы, устанавливать причинно-следственные, строить рассуждения, структурировать знания, научатся основам смыслового чтения познавательных текстов,.

К.: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнёра, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, формулировать собственное мнение и позицию, осуществлять взаимоконтроль, договариваться и приходить к общему решению.

35

Строение тела человека.

1



Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни. Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

36

Если хочешь быть здоров.

1



Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. Безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; рассказывать о своем режиме дня; составлять режим дня; обсуждать сбалансированное питание; формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, демонстрировать умение чистить зубы. .

37 Берегись автомобиля!

1



Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни. Правила сохранения и укрепления здоровья. Профилактика болезней. Специальности врачей. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы).

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; оценивать свои достижения на уроке; выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу.

38

Школа пешехода.

Практическая работа № 6.

1



Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД. Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

39 Домашние опасности.

1



Меры безопасности в домашних условиях. Правила безопасного поведения в быту.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать правила по предложенным в учебнике знакам.

40 Пожар.

1



Противопожарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; характеризовать пожароопасные предметы; запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по телефону, по номеру МЧС; работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

41 На воде и в лесу.

1



Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения. Правила экологической безопасности. Правила поведения у водоёмов и в лесу.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; запомнить правила поведения во время купания; работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, определять жалящих насекомых, осуществлять самопроверку; обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

42 Опасные незнакомцы.

1



Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомыми людьми. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях "Потерялась", "Мамина подруга" и аналогичных.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами; моделировать звонок по телефону в милицию и МЧС; работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ.

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Здоровье и безопасность".

1



Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность - неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Общение. (7 ч)

Р.-: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

П.: Строить речевое высказывание, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков, строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить опыты, описывать изученные явления природы, проводить несложные наблюдения: научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь, рассказывать о них и делать выводы, наблюдать звёздное небо, сопоставлять иллюстрации с описанием; использовать модели. осуществлять поиск необходимой информации , используя различные источники, осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека, научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни, использовать знаково-символические средства, в том числе модели, ; научатся анализировать схемы, устанавливать причинно-следственные, строить рассуждения, структурировать знания, научатся основам смыслового чтения познавательных текстов, работать с текстом, делать выводы. умение структурировать знания.

К.: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнёра, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, формулировать собственное мнение и позицию, осуществлять взаимоконтроль. договариваться и приходить к общему решению

44 Наша дружная семья.

1



Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственный аспект взаимоотношений в семье. Понимать учебные задачи при изучении материала раздела "Общение" и данного урока и стремиться её выполнять; рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие "культура общения"; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

45 Проект "Родословная".

1



Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Родословная. Подготовка к выполнению проекта.
В ходе выполнения проекта дети учатся: интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; составлять родословное древо семьи; презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; оценивать свои достижения.

46 В школе.

1



Правила поведения и культура общения в школе. Школьные товарищи, друзья. Совместные игры, учёба, отдых. Инсценировка школьных ситуаций. Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых.

Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её.

47 Правила вежливости.

1



Взаимоотношения мальчиков и девочек. Вежливые слова. Культура телефонного разговора. Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой; моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

48 Ты и твои друзья. Практическая работа №7.

1



Правила поведения в гостях

и приём гостей.

Как вести себя за столом

Правила поведения в гостях. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; обсуждать правила поведения за столом; формулировать правила этикета в гостях; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

49

Мы - зрители и пассажиры.

1



Культура поведения в общественных местах.
Правила для пассажиров. Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте) Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; обсуждать правила поведения в театре и формулировать их, возражая Советам Попугая; обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Общение".

1



Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений . Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность - неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

Путешествия. (18 ч)

Р.-: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

П.: Строить речевое высказывание, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков, строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить опыты, описывать изученные явления природы, проводить несложные наблюдения: научатся наблюдать изменения в природе и устанавливать взаимосвязь, рассказывать о них и делать выводы, наблюдать звёздное небо, сопоставлять иллюстрации с описанием; использовать модели. осуществлять поиск необходимой информации , используя различные источники, осознают значение воздуха и воды для растений, животных и человека, научатся выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни, использовать знаково-символические средства, в том числе модели, ; научатся анализировать схемы, устанавливать причинно-следственные, строить рассуждения, структурировать знания, научатся основам смыслового чтения познавательных текстов, работать с текстом, делать выводы. умение структурировать знания.

К.: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, контролировать свои действия и действия партнёра, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, формулировать собственное мнение и позицию, осуществлять взаимоконтроль, договариваться и приходить к общему решению.

51 Посмотри вокруг.

1



Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса.

Горизонт. Линии горизонта.
Основные стороны горизонта. Форма Земли. Промежуточные стороны
горизонта.

сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

-анализировать текст учебника; -формулировать вывод о форме Земли.

-

52

Ориентирование на местности.

Практическая работа №8.

1



Определение сторон горизонта по компасу. Что такое ориентирование на местности. Ориентиры.

. находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;

-осваивать приёмы ориентирования по компасу; -знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

53

Ориентирование по местным признакам.




Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас - прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом

находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним;

-осваивать приёмы ориентирования по компасу; -знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

54

Формы земной поверхности.

1



Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать поверхность своего края; описывать красоту гор.


55

Водные богатства.

1



Разнообразие водоемов: река, пруд, озеро, море и т. д.
Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распростра-
ненных водоемов местности, края) Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

Различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края.

56

Весенняя экскурсия.

1



Особенности времен года (на основе наблюдений).
Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой
и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки
весны в неживой природе Знать признаки весны.
Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Наблюдения над весенними явлениями природы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц; формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человек; оценивать свои достижения на экскурсии.

57 В гости к весне.

1



Особенности времен года (на основе наблюдений).
Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой
и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки
весны в неживой природе


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; работать в паре: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе; моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Весенние явления в неживой и живой природе.

58 Россия на карте.

1



Изображение нашей страны на карте.

Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте. Россия - наша Родина.

Города России (2-3): названия, достопри-мечательности, расположение на карте

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сравнивать изображение России на глобусе и карте; работать в паре: соотносить пейзажи России на фото учебника с местоположением их на физической карте России, осваивать приёмы чтения карты.

59

Проект "Города России"

1



Города России (2-3): названия, достопримечательности, расположение на карте В ходе работы над проектами дети учатся:

распределять обязанности по выполнению проекта; в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями; презентовать свои проекты; оценивать достижения свои и товарищей; оформлять стенд "Города России".

60

Путешествие по Москве.

1



Москва - столица России.
Работа с готовыми моделями (глобус, карта) Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы; отличать герб Москвы от гербов других городов; работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

61 Московский Кремль.

1



Москва - столица России.

Работа с готовыми моделями (глобус, карта) Московский Кремль - символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; работать в паре: находить на фото достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фото; извлекать информацию о Кремле и готовить сообщения по плану; читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля; сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом; рассказывать о Красной площади, описывать достопримечательности Красной площади. .

62

Город на Неве.

1



Работа с готовыми моделями (глобус, карта).

Города

России (2-3): название,

достопримечательно-сти, расположение на карте Санкт - Петербург - северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; находить Санкт - Петербург на карте России; знакомиться с планом города, находить на нем достопримечательности города; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

63

Путешествие по планете.

1



Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус,

карта) Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; работать в паре: соотносить фото, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

64

Путешествие по материкам.

1



Работа с готовыми моделями (глобус,

карта) Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; находить материки на карте мира; работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом; предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников.

65

Страны мира. Проект "Страны мира".

1



Работа с готовыми моделями (глобус, карта) Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами.

Подготовка к выполнению проекта

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сравнивать физическую и политическую карту мира; находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран; работать в паре: соотносить фото достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках; определять, каким странам принадлежат представленные флаги. .

66 Впереди лето.

1



Летние изменения в природе. Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; определять цветущие летом травы, насекомых и других животных, осуществлять самопроверку; читать и обсуждать рассказы о лете; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Путешествия".

1



Проверка знаний по важнейшим вопросам курса. Формирование адекватной оценки своих достижений Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность - неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

68

Презентация проектов

«Страны мира».

1



Работа с готовыми моделями (глобус,

карта) Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы . 1-4 классы.

-М: Просвещение, 2011.

Учебники

3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 2 класс. В 2 ч. Ч.

1. - М.: Просвещение , 2012.

4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник . 2 класс. В 2 ч. Ч.

2. - М.: Просвещение , 2012.

Рабочие тетради

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 - М.: Просвещение, 2012.

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 - М.: Просвещение, 2012.

Тесты: 2 класс. - М.: Просвещение, 2010.

  1. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З. Д. Окружающий мир:

Методические пособия

Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 2 класс.



В программе определены цели и задачи курса «Окружающий мир» ; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала; представлены результаты изучения предмета , основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся ; описано материально-техническое обеспечение


В учебниках (2 класса) шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на каждом уроке . С целью формирования умения планировать учебные действия , определять наиболее эффективные способы достижения результата в учебники 2 класса включены планы описания и изучения объектов окружающего мира , алгоритмы практических действий , задания, предусматривающие определение этапов проведения опытов, способов моделирования. Развитию умения планировать учебные действия , работать на результат служит осуществление проектной деятельности , предусмотренной в рубрике «Наши проекты» учебников 2 классов. Немаловажное значение для достижения указанных результатов имеет освоение учащимися системы навигации учебников , выстроенной в едином ключе 2 класса. Основным её элементом являются условные знаки и символы , нацеливающие на определённые виды деятельности и способы её организации. Первоначальное знакомство с системой навигации осуществляется в 1 классе в теме «Наши помощники - условные знаки». Рабочие тетради сориентированы главным образом на вычленение и тщательную обработку наиболее существенных элементов содержания учебников, обеспечивают фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также творческую деятельность детей. Специально для занятий в семье предназначены вкладыши в рабочих тетрадях 1 и 2 классов - «Мой научный дневник». В нём содержатся задания , которые ребёнок с помощью взрослых должен выполнить в течение учебного года.


1. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

  1. Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
. Специально для занятий в семье предназначены вкладыши в рабочих тетрадях 1 и 2 классов - «Мой научный дневник». В нём содержатся задания , которые ребёнок с помощью взрослых должен выполнить в течение учебного года. учащихся с указанием конкретных заданий по всем задействованным при этом компонентам УМК.


В комплекте имеются универсальные пособия , работа с которыми рассчитана на все годы обучения . Это атлас-определитель «От земли до неба», книги для учащихся «Зелёные страницы» и «Великан на поляне». В 1 классе начинается активная работа с атласом-определителем «От земли до неба». Это пособие обеспечивает один из приоритетных для курса видов деятельности - распознавание природных объектов. В классе необходимо иметь набор атласов - определителей, достаточный хотя бы для работы в парах. Желательно, чтобы каждый ребёнок имел дома свой собственный атлас- определитель и пользовался им как в домашних условиях , так и во время прогулок , экскурсий на каникулах летом, внеклассных занятиях. Вовлечение ребёнка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в познании окружающего мира. И в адекватной для ребёнка форме решает задачи формирования нравственных ценностей. Таким образом решается идея курса - формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребёнка и взрослых в семье.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс.


В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования отмечено, что современная ИОС представляет собой систему разнообразных образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Один из ключевых компонентов, входящих в состав современной информационно- образовательной среды, - учебные электронные издания. Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебников мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разного типа и уровня сложности.

Технические средства обучения

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран. Персональный компьютер. Диапроектор


Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).

Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха и воды. Термометр медицинский.

Лупа. Компас.

Часы с синхронизированными стрелками. Микроскоп . Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и др.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

Оборудование для уголка живой природы : аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными. Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). Модель «Торс человека с внутренними органами».

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п. (в том числе - традиционного жилища народов России).

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых. Коллекция плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения, животные).

С учётом местных особенностей и условий школы.

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и др.). Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). Наборы кукол в традиционных костюмах народов России.

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Раздел «Человек и природа». Второклассник научится: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
  • использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество». Второклассник научится: различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
  • соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Выпускник получит возможность научиться: проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.



Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.









© 2010-2022